Коррекция познавательного развития ребенка в доу

Коррекция познавательного развития ребенка в доу thumbnail

валентина пьянзина
Диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника

2 слайд (фото)

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по -своему. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 7 лет, но один из самых важных этапов в жизни.

В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего её роста.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии.

3 слайд

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей : внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-

дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих

процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей

учебной деятельности. 4 слайд (фото)

Одна из функций психолога в детском саду — это диагностика познавательной сферы ребёнка,которая проводится с разными целями: создание по результатам диагностики индивидуальных программ развития или коррекции для детей испытывающих те или иные трудности, проверка эффективности используемой программы; в рамках обследования, при оформлении ребенка в логопедическую группу, с целью определения уровня готовности к обучению в школе.

5 слайд

Диагностика познавательной сферыразделяется на этапы:

-сбор предварительной информации о ребенке (анамнез,

-подбор методик,

-их проведение

-и формулировка соответствующих рекомендаций.

6 слайд

Для диагностики я использую:

-Пособие «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» Составитель Доценко Е. В.

— Комплект материалов «Экспресс – диагностика в детском саду» Павлова Н. Н. Руденко Л. Ю.

О некоторых из методик я вам сейчас расскажу.

7 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

8 слайд

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

9 слайд

Методика «Узнай, кто это» Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

10 слайд

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают.

11 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

12 слайд

Методика «Запомни и расставь точки» С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками, после чего за 15 секунд необходимо её воспроизвести в пустой карточке.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек.

13 слайд

Методика «расставь значки» предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

14 слайд

Методика «Домик» служит для диагностики произвольного внимания. Перед ребенком кладется лист с «домиком», ребёнок на другом листе как можно точнее копирует приведённый образец.

15 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ.

16 слайд

Методика «Узнай фигуры» Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей одним из первых.

Детям предлагается 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных вертикальной чертой. Необходимо как можно быстрее найти точно такую – же картинку из карточек справа.

17 слайд

Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети получают картинку с девятью разными фигурами. Предлагается запомнить их и затем узнать на другой картинке. На ней, имеется еще шесть таких, которых нет на первой. Ребёнок должен узнать и показать только те изображения, которые видел на первом рисунке.

18 слайд

Методика «10 слов» В список входит 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Ребенок, внимательно прослушав слова, называет те, которые он запомнил. Слова, названные ребенком, фиксируются в протоколе. Задание повторяется 4 раза.

19 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

20 слайд

Методика «Нелепицы» для диагностирования образно-логического мышления. С помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. После рассматривания картинки ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. 21 слайд

Методика «Обведи контур» для оценивания наглядно-действенного мышления. Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы как можно быстрее и точнее воспроизвести на правой половине контур, который представлен в левой части рисунка. Оценивается аккуратность, точность и скорость работы. 22 слайд

Методика «Закончи предложение» для оценивания словесно-логического мышления. Ребёнку зачитывается три незаконченных предложения, предлагается внимательно заслушать начало каждого предложения и придумать его завершение.

Оценивается сколько и насколько грамотно предложений завершил ребёнок.

23 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ 24 слайд

Методика «На что это похоже?» на выявление уровня развития воображения ребенка. Ребёнку поочерёдно предлагают карточки с изображениями. Ребёнок, посмотрев на картинку, говорит, на что она похожа. Оценивается количество ассоциаций на каждую картинку.

25 слайд

Методика «Дорисовывание фигур»

В качестве материала используется комплект карточек, на которых нарисованы фигурки неопределенной формы.

Ребёнок дорисовывает фигуры и говорит, что у него получилось. Подсчитывается

Оригинальность, количество законченных изображений.

26 слайд (фото)

После проведённого обследования, используемые методики позволяют определить уровень познавательного развития ребёнка, обнаружить отклонения и определить стратегию дальнейшей коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, не усваивающие учебный материал, соответствующий возрастным возможностям. Выявив таких детей, составляется план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы дошкольников направлена на развитие у детей, как определенных личностных качеств, так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка. Ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, является игра. Коррекционная работа с детьми осуществляется на основе развивающих игр. Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т. е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.Общая продолжительность занятий: 2-4 года – 10-15 минут;

4-5 года – 15-20 минут;

6-7 года – 20-25 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. Каждое занятие включает развивающие задания, направленные на развитие психических процессов у детей.

27 слайд

Для коррекционно-развивающих занятий я использую:

— Пособие «Коррекционно- развивающие занятия» С. В. Лесина Г. П. Попова;

— Методические рекомендации «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» Габдракипова В. И. Эйдемиллер Э. Г.

28 слайд Игры на развитие внимания для детей 6-7 лет.

29 слайд (фото)

Игра «Весёлый лес» Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок одним хлопком в ладоши отмечает слово.Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте,а на двух: первое из заданных слов отмечается одним хлопком в ладоши, а второе — двумя.

Я предлагаю нам сейчас поиграть в эту игру.

Внимательно слушайте текст. Как только вы услышите слово «зеленый» или однокоренное ему слово, хлопните в ладоши один раз, второе слово «дождь»— 2 хлопка.

30 слайд

Вчера в веселом лесу была гроза. Она началась внезапно и доставила обитателям леса много хлопот. Сначала поднялся ветер и стал дуть изо всех сил. Он раскачивал деревья, которые сразу зашумели, предупреждая всех в лесу о приближающемся ненастье. Вдруг полил дождь. Все лесные жители спрятались в свои убежища.Радовался только ручей: ведь он стал после дождя более могучим и полноводным, как настоящая река. Когда ударил гром, шишки упали с елок и запрыгали по земле. А молния напугала маленьких зайчат, ведь они подумали, что лес загорелся. Но гроза закончилась быстро, и все деревья стояли после дождя свежие и умытые.

31 слайд Игры на развитие восприятия для детей 6-7 лет.

32 слайд

Игра «Что забыл нарисовать художник?» Ребёнок после просмотра каждого рисунка называет недорисоавнные части картинки.

33 слайд Игры на развитие памяти для детей 6-7 лет.

34 слайд

Игра «Какой игрушки не хватает»?

Цель: развить зрительную память

Ход игры: Перед ребенком на 15-20 секунд ставится 5 игрушек. Когда ребенок отвернуться убирается одна игрушка. Ребёнок отвечает, какой игрушки не хватает. Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек; Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

35 слайд Игры на развитие мышления для детей 6-7 лет.

Игра «Мостик».

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Материал для игры:5 пар картинок:

36 слайд

Посмотрите на эту пару картинок, эти картинки пока не связаны между собой. Нужно придумать слово, которое, как мостик соединило бы две картинки.Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу)а теперь вы:

37 слайд Книга – мальчик

38 слайд. Вода – цветы

39 слайд. Плита – кастрюля

40 слайд. Пуговица – иголка

41 слайд Игры на развитие воображения для детей 6-7 лет.

Игра «Возьми и передай»Давайте поиграем : встанем в круг стоят в круг и передают друг другу воображаемые предметы, называя их.Например:

— маленький котёнок;

-колючий ёжик;

-тяжёлая сумка;

-воздушный шарик на ниточке;

— очень большую картину.

42 слайд.

Источник

      В нашем ДОУ используется определенная  система игровых упражнений, направленная на формирование познавательной сферы у детей от 2 до 7 лет. Предназначена она для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы педагога — психолога и воспитателей. Педагог — психолог в нашем ДОУ — Розова Наталия Александровна.

    Важную роль в развитии дошкольников играет психолог, одна из задач которого – помощь детям, имеющим трудности в обучении, не усваивающие учебный материал, соответствующего возрастным возможностям. Психолого-педагогическое обследование позволяет выявить таких детей и составить план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы.

    Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.

   Реализуемая система коррекционной работы по развитию познавательной сферы дошкоьников направлена на развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых, навыков коммуникаций), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка.

    Основанием для построения этой системы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития, является игра. Именно поэтому коррекционная работа с детьми в соответствии с данной системой осуществляется на основе развивающих игр.

    Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.

    В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

    Вместе с тем одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Как писал физиолог И.Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

    Именно поэтому коррекционная работа ведется в двух направлениях: развитие познавательной сферы и развитие мелкой моторики (индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа педагогов облегчает планирование и проведение коррекционных занятий).

Общая продолжительность занятий:

2-4 года – 10-15 минут;
4-5 года – 15-20 минут;
6-7 года – 20-25 минут.

Частота занятий – 2 раза в неделю.

Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие психических процессов у детей.

Все игры можно разделить на:

  • игры на развитие сенсорного опыта;
  • игры на развитие знаний об окружающем мире;
  • игры на развитие восприятия;
  • игры на развитие внимания,
  • игры и упражнения на развитие памяти;
  • упражнения на развитие мыслительных процессов,
  • игры на развитие пространственных ориентировок;
  • игры на развитие мелкой моторики и т.п.

                                    Рекомендации педагога — психолога по проведению занятий:

  1. Занятие должно проводиться в игровой форме.
  2. Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес.
  3. Задания следует применять, учитывая психические возможности ребенка.
  4. Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия.
  5. Необходимо поэтапно усложнять виды работ, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям.
  6. Стремитесь вместе с ребенком к достижению поставленных целей.

Дата публикации —
25.05.2017

Источник

Антонина Ганина
Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников (составительская)

Пояснительная записка

В последнее время многих специалистов интересуют вопросы раннего выявления детей с проблемами в развитии и поиска методов дифференциальной работы с младшими дошкольниками, имеющих негрубые нарушения полиморфна. В течение последних тридцати лет в отечественной литературе данные исследования были ориентированы в основном на старших дошкольников. Недостаточность исследований детей младшего и среднего дошкольного возраста со слабо выраженными отклонениями в развитии объясняется тем, что диагностика и коррекция до последнего времени проводились с детьми не младше пятилетнего возраста, когда трудности усвоения образовательной программы становились особенно очевидными.

Дети с негрубыми нарушениями в развитии с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными», поскольку качественное своеобразие и глубина имеющихся у них нарушений таковы, что им не требуется создание специальных условий обучения и воспитания. Специализированных учреждений для них на сегодняшний день нет, и они оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников. Между тем им должна быть организована своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем.

Возраст от 3 до 5 лет для работы по данной программе выбран не случайно, так как дети в три года переходят в дошкольные группы, и если дети этого возраста не имеют выраженных отклонений в поведении, то они остаются в детском саду до поступления в школу. По данным И. С Кривовяз, «среди воспитанников общеобразовательного детского сада детей с проблемами в развитии оказалось 30 из 100». В условиях массового дошкольного учреждения целенаправленной коррекционно-развивающей работы с ними не проводится. Педагоги детских садов к этому не подготовлены, да и не ставят перед собой подобной задачи. Находясь в массовых дошкольных учреждениях и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них формируются заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию. Фактически это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии, поскольку именно они, своевременно пройдя диагностическое обследование и получив специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции своего нарушения еще в младшем дошкольном возрасте.

В системе комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта особый интерес представляют данные о способах ориентировочно-исследовательских действий, складывающихся в младшем и среднем дошкольном возрасте. Именно от того, каким видом ориентировки пользуется ребенок, зависят его познавательные возможности и дальнейшее развитие высших психических функций. Кроме этого, от состояния указанных действий существенным образом зависят общая регуляция деятельности и контроль поведения ребенка в проблемных ситуациях. Поэтому в основу диагностики развития познавательной сферы детей дошкольного возраста целесообразно включить анализ ориентировочно-исследовательских действий.

Диагностика нарушений развития детей младшего и среднего возраста строится с опорой на ряд принципов, описанных в трудах ведущих специалистов специальной психологии и педагогики.

Исходя из выше сказанного, а также учитывая тот факт, что в нашем детском саду имеется часть детей с негрубыми нарушениями интеллектуальной сферы, автор попыталась составить программу развития и коррекции познавательной сферы для младших дошкольников, находящихся среди условно нормально развивающихся сверстников в массовом дошкольном учреждении, чтобы предотвратить вторичные нарушения у них.

Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.

Задачи программы:

1. Формирование у детей сенсорных эталонов.

2. Стимуляция и совершенствование ориентировочных действий.

3. Развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.

4. Формирование познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях.

Направленность программы: дети среднего дошкольного возраста.

Форма проведения занятий: индивидуально.

Динамика: 2 раза в неделю.

Длительность занятий: от 20 до 25 минут.

Объем: 20 занятий.

Структура занятия:

1. Аутотренинг на повышение самооценки, на уверенность.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игры-упражнения на развитие внимания.

4. Игры-упражнения на развитие представлений о цвете, форме предметов.

5. Игры-упражнения на развитие практической ориентировки на форму и величину предметов.

6. Игры-упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

7. Подведение итогов занятия.

Требования к детям, прошедших цикл занятий по данной программе: уровень познавательного развития в соответствии с возрастом.

Учебно – методическое обеспечение:

1. Чашки – вкладыши.

2. Простые варианты досок Сегена.

3. Разрезные картинки (до 4-х равных частей).

4. Мячи разных размеров.

5. Магнитная доска.

6. Разноцветные домики, окошки, вырезанные из картона.

7. Плоскостные формы одного цвета и разного размера.

8. Фигуры разного цвета, но одного размера.

9. Игра «Разноцветные дорожки» (с кружками).

10. Игра «Найди все формы» (на бланке).

11. Игра «Что здесь изображено?» (зашумленные изображения, наложенные, перечеркнутые).

12. Игра «Чего здесь не хватает?».

13. «Дорисуй предмет до целого».

14. Лабиринты (разные варианты).

15. Лестница.

16. Выбор недостающего изображения.

17. Игры на простейшие классификацию и обобщение (игрушки,

посуда, одежда, деревья, цветы и т. п.).

Перспективный план занятий

1 занятие

1. Аутотренинг на успокоение, уверенность.

2. Игра «Цветные дорожки» (представление о цвете).

3. Игра «Назови, не ошибись», «Дорожки» (представление о форме).

4. «Чашки-вкладыши» (практическая ориентировка на величину).

5. Физкультминутка.

6. «Доски Сегена» (практическая ориентировка на форму).

7. Игра «Собери картинку» (наглядно-образное мышление).

8. Подведение итогов.

2 занятие

1. Аутотренинг.

2. «Цветные бабочки».

3. «Назови фигурки». «Дорожка».

4. Игра с пирамидкой (6-ти составная).

5. Физкультминутка.

6. Доска Сегена.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

3 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди формы.

3. Игра с пирамидкой (ориентировка на величину).

4. Найди отличия.

5. Подбери пару.

6. Назови одним словом.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

4 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди отличия.

4. Найди пару (по цвету).

5. Разложи кружки (на величину).

6. Запомни, кто где живет.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

5 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Лабиринты.

5. Назови одним словом.

6. Догадайся, чья тень.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

6 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с массажными мячиками.

3. Найди отличия.

4. Игра «Заплатки».

5. Игра с матрешкой.

6. Разложи по цвету.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

7 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Запомни, что нарисовано.

5. Назови все формы.

6. Игра с пирамидкой (выделение цвета).

7. Закрой все «дырки».

8. Подведение итогов.

8 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра для рук (межполушарное взаимодействие).

3. Игра «Чья тень?».

4. Разложи по форме.

5. Назови одним словом.

6. Лабиринт.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

9 занятие

1. Аутотренинг.

2. Лабиринт.

3. Игра «Четвертый лишний» (одежда и обувь).

4. Найди место медвежатам.

5. Кому что принадлежит?

6. Найди формы.

7. Скажи наоборот (элементарное).

8. Подведение итогов.

10 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди отличия.

3. Лабиринт.

4. Положи фигуры на место (с доской Сегена на ощупь).

5. Назови одним словом.

6. Разложи фигуры по цвету.

7. Найди место матрешке (на величину).

8. Подведение итогов.

11 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие).

3. «Чья тень?».

4. Найди фигуру (на ощупь).

5. Назови одним словом.

6. Скажи наоборот.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

12 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди предметы синего цвета (варьировать).

4. Закрой «дырки».

5. Игра «4-й лишний».

6. Скажи, что поймал? (с бирюльками).

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

13 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. «Цветные бабочки».

4. Найди все формы (на корточке).

5. Назови одним словом.

6. Чашки – вкладыши.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

14 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками (на ощупь).

3. Лабиринт.

4. Найди отличия в картинках.

5. Игра «Заплатки».

6. Разложи по цвету.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

15 занятие

1. Аутотренинг.

2. Зачеркни фигуры (в соответствии с образцом).

3. Составь узор (на кубиках).

4. Найди, кто где живет (лабиринт).

5. Построй лестницу.

6. Назови одним словом.

7. Дорожки.

8. Подведение итогов.

16 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Спрячь фигурки в свои окошечки.

4. Игра «4-й лишний».

5. Игра «Продолжи» (с мозаикой).

6. Дорисуй предмет.

7. Игра «Назови одним словом».

8. Подведение итогов.

17 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Продолжи (с цветными фигурками).

4. Игра «Закрой дырки».

5. Игра «Чья тень?».

6. Назови одним словом.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

18 занятие

1. Аутотренинг.

2. Продолжи рисунок.

3. Лабиринт.

4. Игра «Чего не хватает?».

5. Доска Сегена.

6. Дорисуй.

7. «Что лишнее?».

8. Подведение итогов.

19 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие).

3. Найди отличия.

4. Разложи по-разному (по цвету и форме).

5. «Чего здесь не хватает?».

6. Игра с матрешкой (ориентировка на размер).

7. Построй как у меня.

8. Подведение итогов.

20 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Лабиринт.

4. Назови одним словом.

5. Найди отличия.

6. Назови все формы.

7. Найди пару.

8. Подведение итогов.

Диагностическое обследование

по определению уровня развития познавательной сферы:

Вводная диагностика – из книги Т. Богдановой и О. Варламовой.

1. Цвет (цветные кубики).

2. Форма (набор геометрических фигур).

3. Величина (набор кружков).

4. Коробка форм.

5. Пирамидка (5 колец).

6. Разрезная картинка (3-4 части).

Контрольная диагностика – из пособия под ред. Е. Стребелевой. Психолого-педагогическая диагностика развития детей.

10 заданий в соответствии с возрастом:

1. Поиграй.

2. Коробка форм.

3. Разбери и сложи матрешку.

4. Дом животного.

5. Сложи разрезную картинку (чашка).

6. Угадай, чего нет.

7. Посчитай (до 4,5 лет в пределах 3; после 4,5 в пределах 5).

8. Построй из палочек (дерево и знак).

9. Нарисуй человека.

10. Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»).

Литература:

1. Т. Г. Богданова, О. И. Варламова. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии.

2. Н. Осипова. Диагностика и коррекция внимания у детей.

3. Школа раннего развития. Тесты для детей 3 лет.

4. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

5. Л. Н. Павлова. Развитие речи и мышления.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред. Е. А. Стребелевой.

7. Н. Я. и М. М. Семаго. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.

Источник