Коррекция недостатков развития ребенка в дошкольном возрасте

Коррекция недостатков развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Ольга Питеркина
Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребёнка дошкольника»

Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребенка-дошкольника.

Социальное развитие — это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

Что влияет на социализацию ребёнка? Семья, детский сад, окружение ребёнка, телевидение, детская литература, музыка, природа — всё это составляет социальную среду ребёнка.

Этапы социального развития ребёнка.

Три года.В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать,а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете. Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание.Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также влияет на его развитие. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, принятым в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

Г. Ф. Кумарина выделяет следующие признаки социальнойготовности ребенка к началу школьного обучения:

-освоение основных правил поведения,

-норм человеческого общения со взрослыми и сверстниками,

-организованность, ответственность,

-умение вести себя адекватно ситуации.

Для коррекции поведения используют методы наблюдения, беседы с родителями; для выявления особенностей воспитания в семье — индивидуальные консультации для родителей о конструктивных взаимоотношениях с детьми. Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку – помогают ему принять себя и мир, который его окружает. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Содержание работы:

1. Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр):

•побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов;

•учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью;

•устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации;

•в театрализованных и режиссерских играх — разыгрывать ситуации по несложным сюжетам, используя игрушки, предметы, средства выразительности — жесты, мимику, интонацию.

2. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам поведения, в т. ч.моральным:

развивать эмоциональную отзывчивость — проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать с ними, радоваться;

развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);

развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»);

•формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь», «взаимовыручка»«себялюбие»; «жадность»«щедрость» и др.)

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Питеркина О. В.

Источник

1.       Организация коррекционной деятельности в процессе осуществления математического развития ребенка- математика как средство коррекции недостатков развития дошкольников.

2.       Примеры упражнений математического содержания для работы в группах коррекционно развивающего обучения, ориентированная на быстрого дошкольника.

1. Математика как средство коррекции недостатковразвития ребёнка дошкольного возраста.

1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.

Рассматривая взаимодействие вопросов обучения, развития и коррекции, нельзя подходить к ним как к вопросам не взаимосвязанным. Дети дошкольного возраста отличаются повышенным уровнем реагирования. Характер этого реагирования зависит от того, насколько полно и точно педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, конкретные обстоятельства его жизни и развития.

Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.

Если же индивидуальные особенности ребёнка учитываются мало, то в процессе обучения исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется почти невозможно. Такой эффект возникает, когда требования, предъявляемые к ребёнку, превышают его возможности, а также и когда они занижены.

Особенно сложной в этом смысле является ситуация для детей с теми или иными недостатками или отклонениями развития, требующими организации коррекционно-педагогической работы. Терминкоррекция часто воспринимается педагогами как синоним термина «исправление», хотя с точки зрения развивающй системы обучения правильнее было бы трактовать его как «доразвитие» до возможного для данного ребёнка максимума.И на этом этапе проблема коррекции смыкается с рассмотренной ранее проблемой диагностики и прогнозирования. И в этом смысле функция развития «плавно» перетекает в функцию коррекции. Очевидно, что такое понимание проблемы коррекции позволяет так же «плавно» вплести её в систему регулярных занятий с ребёнком.1.       Организация коррекционной деятельности в процессе осуществления математического развития ребенка- математика как средство коррекции недостатков развития дошкольников.

2.       Примеры упражнений математического содержания для работы в группах коррекционно развивающего обучения, ориентированная на быстрого дошкольника.

1. Математика как средство коррекции недостатковразвития ребёнка дошкольного возраста.

1. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками как одновременно обучающая и диагностическая.

Рассматривая взаимодействие вопросов обучения, развития и коррекции, нельзя подходить к ним как к вопросам не взаимосвязанным. Дети дошкольного возраста отличаются повышенным уровнем реагирования. Характер этого реагирования зависит от того, насколько полно и точно педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, конкретные обстоятельства его жизни и развития.

Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.

Если же индивидуальные особенности ребёнка учитываются мало, то в процессе обучения исходные отклонения в развитии лишь усугубляются, возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется почти невозможно. Такой эффект возникает, когда требования, предъявляемые к ребёнку, превышают его возможности, а также и когда они занижены.

Особенно сложной в этом смысле является ситуация для детей с теми или иными недостатками или отклонениями развития, требующими организации коррекционно-педагогической работы. Терминкоррекция часто воспринимается педагогами как синоним термина «исправление», хотя с точки зрения развивающй системы обучения правильнее было бы трактовать его как «доразвитие» до возможного для данного ребёнка максимума.И на этом этапе проблема коррекции смыкается с рассмотренной ранее проблемой диагностики и прогнозирования. И в этом смысле функция развития «плавно» перетекает в функцию коррекции. Очевидно, что такое понимание проблемы коррекции позволяет так же «плавно» вплести её в систему регулярных занятий с ребёнком.м

Источник

С целью профилактики и своевременной коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении предъявляются определенные требования к уровню педагогической наблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим воспитатель должен:

  • обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые помогут ему увидеть «нестандартность» развития ребенка, определить степень отставания, представить своеобразную структуру психики ребенка;
  • владеть всеми формами установления контакта с ребенком (в соответствии с существующими формами общения ребенка со взрослыми на протяжении первых семи лет жизни);
  • всесторонне использовать потенциал, заложенный в возможностях ведущей деятельности каждого возрастного периода;
  • служить для ребенка образцом эмпатийности;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества с окружающими людьми и ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций;
  • систематически заниматься своим личностно-профессиональным ростом для поддержания внутреннего эмоционального баланса и оптимальной сензитивности к проблемам детей;
  • знать и использовать в коррекционной работе психотерапевтический потенциал, заложенный в различных видах детской активности;
  • обеспечивать сотрудничество и взаимопонимание внутри триады: педагог—ребенок с трудностями в обучении—семья;
  • стимулировать у ребенка развитие произвольности и ответственности за свои поступки с использованием ситуации выбора и самостоятельного принятия решения;
  • стимулировать развитие позитивного самовосприятия у детей через создание ситуаций успеха в деятельности и общении и использование поощрения;
  • обучать детей навыкам эффективного общения и учить их применению в повседневном общении;
  • опираться на уровневый подход в коррекции: от простых, базовых, условий нормализации психической деятельности к более сложным.

Основным признаком личностно-ориентированного подхода в педагогике может служить наличие у педагогов установки на активное заинтересованное вслушивание в каждого ребенка, желание увидеть и учесть его индивидуальность и построить взаимодействие с детьми на основе базовых составляющих эффективной коммуникации.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком может быть представлена следующим образом (Б.С. Волков, Н.В. Волкова).

Цель общения:

  • обеспечить психическую защищенность, доверие к миру, радости бытия (психическое здоровье);
  • формировать начала личности (базис личностной культуры);
  • развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
  • формировать знания, умения и навыки не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Способы общения:

  • понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умения встать на позицию другого, учитывать его точку зрения и не игнорировать чувства и эмоции).

Тактика общения:

  • сотрудничество;
  • создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
  • динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога:

  • исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка:

  • полноценный партнер в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

  • выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит и просит;
  • высказывание собственного мнения;
  • желание достичь результата;
  • обращение за помощью.

Результат:

  • свобода мышления, воображения;
  • исчезновение страха;
  • возникновение чувства комфорта в незнакомой обстановке;
  • единство физического и психического здоровья.

Следовательно, общение в деятельности педагога-воспитателя выступает:

  • как средство решения учебно-воспитательных задач;
  • как способ развития коммуникативности детей — умения общаться со взрослыми и сверстниками;
  • как средство, позволяющее подопечным вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом;
  • как процесс воспитания индивидуальности ребенка, его социально-личностного развития.

Таким образом, приемы и условия, которые необходимо использовать для профилактики и коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении дошкольников, можно разделить на две группы:

  1. Непосредственное воздействие на детей.
  2. Опосредованное воздействие, ориентированное на работу с семьей и педагогами.

При определении задач психокоррекционной работы необходимо ориентироваться на 3 уровня формирования личности: эмоциональный, когнитивный и поведенческий (О.В. Хухлаева). В связи с этим можно выделить следующие задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной децентрации.
  2. Формирование самосознания личности.
  3. Обеспечение адекватного ролевого развития детей.

Для решения поставленных задач были разработаны блоки, состоящие из специально подобранных игр и игровых упражнений.

Предложенный ниже практический материал может быть успешно использован родителями при организации занятий с детьми в домашних условиях, а также педагогами при обучении детей в условиях ДОУ.

Эмоциональный блок. Центральной задачей данного блока является формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (Г.М. Бреслав). Нарушения в ее формировании могут привести к трудностям эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми, а также являться предпосылками возникновения психосоматических нарушений.

В соответствии с этим можно использовать следующие игры и игровые упражнений.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и неудовольствия; отработка моделей выражения основных эмоций (радость, гнев, удивление и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.); знакомство с элементами выразительных движений (мимикой, жестом, позой, походкой); осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им.

  • «Пиктограммы».
  • «Мимическая гимнастика».
  • «Азбука настроения».
  • «Этюды на выражение различных эмоций».
  • «Как улучшить настроение»
  • «Волшебный мешочек».
  • «Рисуем эмоции пальцами».

Когнитивный блок. Центральной задачей этого блока является формирование у детей самосознания личности. Под самосознанием понимается психологическая структура, представляющая собой единство, которое находит выражение в каждом из звеньев: имя человека и его физическая сущность, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (ее права и обязанности). По мнению В.С. Мухиной, наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку это может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на общем самоотношении.

В рамках данного блока можно использовать комплекс игр и игровых упражнений.

Цель, нормализация самовосприятия и самооценки детей.

  • Рисование на тему «Какой я есть и каким бы я хотел быть» (можно предложить ребенку рисование на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Автопортрет», «Мое настроение», «Мои секреты», «Мое лицо», «Мои сны», « Кляксография »).
  • «Ласковое имя».
  • «Имя шепчут волны».
  • «Заяц Хваста».
  • «Как поступить? »
  • «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений).
  • «Подумай и ответь».
  • «Подумай и изобрази».
  • «Комплименты».
  • «Царевна Несмеяна».
  • «Волшебные очки».
  • «Зеркало».

Поведенческий блок. Центральной задачей этого блока является обеспечение адекватного ролевого развития детей, под которым понимается умение принимать роли, адекватные новым ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. обладание ролевой гибкостью и креативностью. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека.

Нарушения в ролевом развитии могут негативно сказаться на формировании личности ребенка, затруднить процесс формирования ведущей деятельности дошкольника — ролевую игру, осложнить общение со сверстниками и близкими взрослыми, привести к возникновению психосоматической патологии.

В связи с этим в коррекционной работе можно использовать следующие приемы.

Цель: развитие навыков кооперативной совместной деятельности детей; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции (контроль над импульсивностью) и двигательную активность (преодоление гиперактивности); закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

  1. Приемы формирования положительных отношений со сверстниками.

Педагог обеспечивает:

— снятие стрессового состояния у ребенка, установление с ним эмоционального контакта (применяется тактика спокойного выжидания для того, чтобы дать ребенку воз-

можность осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, проникнуться доверием к взрослому);

  • создание в группе положительно окрашенной, доверительной атмосферы;
  • формирование ощущения безопасности среди сверстников;
  • объединение детей в мини-группы для межличностного контакта (работа в паре на занятиях, взаимопомощь при решении трудных вопросов, соприкосновения ладонями при выполнении задания «Домик»); наблюдение за тем, чтобы состав пар постоянно менялся, т.к. более активный ребенок быстрее выполняет задание и тормозит активность второго члена пары. Ребенок, поработавший в паре с активным сверстником, в новой паре будет стремиться проявить себя при выполнении задания, стимулируя своего партнера;
  • побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы;
  • использование (с помощью педагога) системы позитивных оценок (поощрений) детей, имеющих трудности в общении, в присутствии сверстников для поднятия авторитета, активизации поведенческих реакций;
  • разыгрывание «отрицательных» образцов поведения детей с помощью кукол — от лица игровых персонажей (Незнайки, Карлсона, Хрюши и т.д.); исключение использования в качестве отрицательного героя реального ребенка, который продемонстрировал ненормативное поведение;
  • привлечение детей к участию в публичных выступлениях (праздниках, концертах), к выполнению самостоятельных общественно значимых заданий для привлечения внимания сверстников к их успеху;
  • подключение проблемных детей к совместным играм с товарищами;
  • рисование на темы: «Портрет друга», «Я и мои друзья», «Я в детском саду», «Чего я боюсь?», «Чему я радуюсь? »
  1. Знакомство детей с правилами активного слушания.

Педагог знакомит детей со следующими правилами:

  • нельзя говорить во время выступления товарища и перебивать его;
  • необходимо показать товарищу, что вы готовы его слушать;
  • учитесь сопереживать партнеру по общению;
  • наберитесь терпения;
  • сдерживайте свои эмоции;
  • не позволяйте себе спорить с выступающим и критиковать его;
  • задавайте вопросы и высказывайте свое мнение после выступления товарища;
  • старайтесь не обращать внимания на отвлекающие моменты (сигнализация в машине под окном, стук молотка ИТ.Д.).
  1. Контроль над импульсивностью.

Педагог использует следующие приемы:

  • социализирует проявления агрессивных форм поведения (внушение, моделирование реальных конфликтных ситуаций в рамках игры);
  • ограничивает агрессивные проявления ребенка путем неприятия совершенных поступков и их перевода в другую активность: «Пробеги, побоксируй (модули, песок, подушку), попрыгай, расскажи»;
  • использует эффективное наказание: «Посиди на стуле именно за этот поступок, а мы поиграем», «Ты можешь присоединиться к нам в любое время, если больше не будешь так поступать».
  1. Формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций (положительные модификации поведения)

Педагог обеспечивает условия для:

  • выслушивания обеих сторон конфликта;
  • создания эмоциональной децентрации («В чем предмет ссоры?»);
  • поиска взаимоприемлемых вариантов решения («Что надо сделать?»);
  • проговаривания причин возникновения данной ситуации (метод «групповой дискуссии»);
  • эмоционального подкрепления тех детей, которые нашли выход из сложившейся конфликтной ситуации;
  • закрепления усвоенных адаптивных форм поведения на занятиях и в свободной деятельности детей с помощью знакомых игр и упражнений.

Для эффективного проведения психокоррекционной работы необходимо учитывать следующие методические рекомендации (по О.В. Хухлаевой):

  • Состав группы и продолжительность занятий определяются возрастом детей. Для детей 5—6 лет оптимальный состав группы — 6—7 человек и продолжительность занятия 25—30 минут.
  • При формировании группы акцентируется внимание на личностные особенности детей, их эмоциональную совместимость.
  • Не рекомендуется включать в группу более одного агрессивного или гиперактивного ребенка.
  • В особо трудных случаях включению таких детей в группу должна предшествовать индивидуальная групповая терапия.
  • Оптимальная частота занятий — 2 раза в неделю.
  • Работу можно организовать последовательно по блокам.
  • Отдельное занятия включает в себя разминку, основную часть и заключительную часть:
  • разминка позволяет подготовить детей к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивания: «Можно я?». На первых встречах можно ввести особые значки, которые даются детям, выполняющим все правила (система поощрений);
  • основная часть определяется содержанием того или иного блока;
  • заключительная часть ориентирована на снятие у детей эмоционального возбуждения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода новорожденности. Обоснуйте его значение для дальнейшего психического развития ребенка.

  2. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца и обоснуйте роль взрослого как посредника.

  3. Охарактеризуйте особенности появления и проявления «Кризиса 3-х лет».

  4. Разработайте практические рекомендации для родителей по преодолению кризисных явлений у ребенка.

  5. Представьте в виде схемы модель социальной ситуации развития дошкольника.

  6. Раскройте социальную природу игры детей.

  7. Раскройте основные виды взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.

  8. Какие предъявляются требования к уровню педагогической аблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреж- эний для выявления отклонений в эмоционально-личностной сфере поведении детей?

  9. Раскройте структуру личностно-ориентированного взаимодей- гвия взрослого с ребенком. Составьте таблицу.

  10. Представьте схематически модель коррекции расстройств эмо- ионально-личностной сферы и социального поведения в условиях (ОУ.

  11. Дайте характеристику социальной среде, в которой воспитыва- этся современные дети.

  12. Раскройте термин «расстройства эмоционально-личностной феры и социального поведения». Назовите причины, обусловлива- ощие данные состояния.

  13. Как реализуется уровневый подход к оценке нарушений эмоциональной сферы у детей?

  14. Составьте таблицу «Изучение уровней эмоциональной регуляции».

  15. Раскройте проявления отклонений в развитии предпосылок юциально-личностного развития детей.

  16. Объясните, почему поступление ребенка в детский сад является зтрессовой ситуацией.

  17. Как можно использовать «Лист адаптации» для изучения эмоционально-личностного развития детей и их социального поведения?

  18. Проведите наблюдения, используя «Лист адаптации». Сформулируйте психолого-педагогический прогноз дальнейшего развития ребенка.

  19. Составьте план беседы с родителями для сбора дополнительной информации о ребенке.

  20. Какие условия и приемы психолого-педагогической коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении у детей разных возрастов можно использовать?

  21. Каковы особенности взаимодействия педагога-воспитателя с детьми разных возрастов?

  22. Нарисуйте схему «Взаимосвязь работы педагога-воспитателя с другими специалистами».

Источник