Коррекция и развитие волевой сферы ребенка

Коррекция и развитие волевой сферы ребенка thumbnail

Марина Донская
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга»

Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО, приобретает особую актуальность. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психолого — педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания, но и предотвратить их.

В рамках образовательного процесса на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 г. Черемхово» в 2013-2014 учебном году проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально — волевой сферы детей по программе «Радуга».

Данная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта и направлена на коррекцию эмоционально — волевой сферы воспитанников. В основу программы положена «Цветик – семицветик» Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова, программа И. А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И. А. Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л.

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Основная цель программы коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):

• способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

• формировать у детей адекватную самооценку;

• помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

Организация, формы и методы работы

Форма проведения занятий: коррекционно- развивающие занятия с подгруппой детей, тренинги.

Методы и приёмы

В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. Полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. «Психодрама, терапевтические сказки» Крюкова Н. П.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей «Психогимнастика в детском саду» М. И. Чистякова.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» — закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы «Бессюжетное рисование» Каиль Д. Г.

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники Семенович А. В. «Нервнопсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».

Интерактивный метод — интерактивный тренажер «Радуга эмоций» Аккозина Н. М. https://pedsovet.su/load/316-1-0-38809 .

Занятия строились в доступной и интересной для детей форме с использованием:

элементов цветовых игротренингов (Н. В. Нищева «Разноцветные сказки», Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг», терапевтических сказок (Анималотерапия для детей Н. Л. Кряжева, развивающих играх (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения, упражнений (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, этюдов, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, рассказы психолога и рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования.

Направления работы по программе. Программа состоит из 6 блоков:

1. Вводный блок

2. Эмоциональный блок — «Мои чувства»

3. Поведенческий блок — «Я хозяин своих чувств»

4. Коммуникативный блок — «Давайте жить дружно»

5. Мотивационный блок — «Страна знаний»

6. Заключительный блок.

Категория и возраст воспитанников.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.

Организационные условия проведения занятий

Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся в кабинете психолога, в групповых помещениях, в музыкальном зале.

Комплексный подход к реализации программы

Неотъемлемыми участниками образовательных отношений в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих занятия. Родители посещали консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, консультации «Развитие навыков социального поведения детей старшего дошкольного возраста», «Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками» и другие. Отслеживали индивидуальную карту развития, посещать открытые и итоговые занятия, родительские лектории, собраниях, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, заполняли листы анкет. Обеспечивая принцип комплексности, применялось взаимодействие узких специалистов (музыкальные руководители, инструктор ФК, учитель – логопед) для оказания эффективной помощи. Воспитатели групп создавали условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельность, для развития творческого потенциала ребенка.

Читайте также:  Препараты для умственного развития ребенка до года

Мониторинг результатов работы по программе основывается на результатах психологической диагностики. Методологическая основа диагностики:

• методика В. М. Минаевой. «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» Цель: развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста: знакомство с основными эмоциями, различие и анализирование.

• Анкеты для педагогов «Изучение эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю. Е. Веприцкая.

• Анкеты для родителей «Вопросы для родителей по изучению эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю. Е. Веприцкая.

В результате проведенной работы по коррекции и развитию эмоционально — волевой сферы детей по программе «Радуга», итоговая диагностика показала следующие результат по направлениям:

1. мимика и пантомимика. По сравнению с первичной диагностикой (38%) данные по этому параметру увеличились на 12 %, то есть в результате проведенной работы — 50 % детей научились правильно выражать свое эмоциональное состояние.

2. выразительности речи. Интонационная выразительность речи по сравнению с первичной диагностикой (27%) увеличилась на 24% и составила 51%.

3. восприятие графического изображения различных эмоций улучшилось по сравнению с первичной диагностикой (24%) на 48% и составила 72%.

4. Диагностируется значительное улучшение графического изображения эмоций 64% в сравнении с первичной диагностикой (21%, динамика составила 43%.

В результате проведения цикла коррекционно – развивающих занятии по программе «Радуга» у детей развивается умение различать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, улучшается уровень передачи эмоциональных состояний речи, развивается умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации с эмоциональной точки зрения.

Источник

Яковлева Изелла
Игратерапия — развитие и коррекция эмоционально волевой сферы дошкольника

Хочу сегодня представить вашему вниманию один из методов который я использую в своей работе для развития и коррекции эмоционально волевой сферы дошкольника. Это – директивная игротерапия, настольные психологические игры.

Сущность директивной игротерапии:

— педагог-психолог организует игру таким образом, чтобы в эмоционально привлекательной форме вырабатывать необходимые для ребенка навыки. Источник игровой активности педагог-психолог. Взрослый предлагает ребенку игровые действия, в которых ребенок открывает новые способы поведения.

Почему я выбрала именно настольные игры?

1. Красочные поля, фишки, карточки – это то с помощью чего ребенка можно заинтересовать, а заодно и наладить контакт.

2. Игровая мотивация. Это «не скучный разговор о том что такое хорошо и что такое плохо», а путь к выигрышу.

3. Чёткие правила, которые при необходимости можно менять под те задачи которые вы решаете в данный момент.

Хочу познакомить вас с играми которые я использую в работе с детьми.

Первая игра — это игра Гюнтера Хорна «Лепешка».

Игратерапия — развитие и коррекция эмоционально волевой сферы дошкольника

В игре «Лепешка» дети сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

И вторая игра- это О. В. Хухлаева «Неправильная страна». Издательство «Генезис» 2018г.

Коррекция и развитие волевой сферы ребенка

Игра направлена на психологическую работу с социальными страхами, отреагирование негативных чувств, осознание социальных норм и границ. В состав игры входит шесть комплектов карточек, которые позволят обсудить различные поступки, школьную жизнь, домашние дела, задать самые абсурдные вопросы, сочинить небылицы и поспорить с утверждениями.

Основное содержание игры связано с социальными нормами, правилами и границами. Именно отсюда название «неправильная», то есть та, в которой нет правил.

Эта игра может быть полезна тем детям, для которых проблема правил и границ является непростой: причем это как тревожные дети, которые очень стремятся соблюдать все социальные нормы, быть «хорошими» в глазах окружающих, так и » хулиганы», которые, как кажется, вообще никогда и ничего не соблюдают.

Так как я работаю с дошкольниками, то в своей работе я использую категории дом, поступки, рассказы.

Коррекция и развитие волевой сферы ребенкаКоррекция и развитие волевой сферы ребенкаКоррекция и развитие волевой сферы ребенка

И я её адаптировала под своих детей. Суть игры в том что участники по очереди вытаскивают игровые карточки (Мы также используем кубик и игровое поле и участники по очереди делают ход) на которых написаны различные задания (так как многие не умеют читать, то я соответственно озвучиваю задания). Общим в заданиях является то, что ребенку нужно придумать и дать ответ, который не вписывается в социальные нормы, «неправильный». Эта игра позволяет снизить напряжение, так как дети в игровой форме получают шанс нарушить правила. Игра помогает детям выразить свои чувства безопасным способом.

Источник

Юлия Вовкун
Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей

В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью снижения уровня импульсивности, одного из критериев проявления гиперактивности, предлагаю использовать специально подобранную серию игр, которые проводятся два раза в неделю индивидуально и в группе.

1. «Мысленное путешествие по картинке».

Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: взрослый показывает ребенку (детям) картину, они должны внимательно рассмотреть ее, а затем представить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы:

— Где ты сейчас находишься?

Читайте также:  Лицензия для центра развития ребенка

— Что видишь, слышишь?

— Что происходит во время твоего путешествия?

— Есть ли кто-то рядом?

— Что бы ты хотел сейчас сделать?

— Хочется ли тебе уйти с картины?

— Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине?

2. «Быстро собери».

Цель: развитие ловкости и координации.

Количество играющих: любое.

Оборудование: мяч, веревка, мелкие предметы.

Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привязывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладываются мелкие предметы (10-15). Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным предметам. Его задача – собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение, не будучи задетым мячом. взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны или потопав ногами, если утверждение неверно.

Можно ввести дополнительное правило: игрок может собирать предметы, пока мяч не остановится.

3. «Говори!».

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый говорит детям о том, что он будет задавать им вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда прозвучит команда: «Говори!».

4.«Запретный номер».

Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: оговаривается, что какое-то одно число – например, два – нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».

5. «Высвобождение гнева».

Цель: освобождение от негативных эмоций.

Количество играющих: один или более.

Оборудование: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним – пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Комментарий: игру лучше проводить на улице, а ребенку объяснить, что выместив гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Данную игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода.

6. «Ассоциации».

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.

Количество играющих: любое.

Описание игры: водящий выходит из комнаты ребенок загадывает что-либо, водящий возвращается и задает вопросы о загаданном. По ассоциациям он должен угадать, что загадал ребенок.

7. «Ладонь в ладонь».

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: двое или больше.

Описание игры: дети становятся, попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия

8.«Спонтанное рисование».

Цель: развитие фантазии, снятие эмоционального напряжения.

Количество играющих: не более трех.

Оборудование: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.

Описание игры: в помещение включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20-40 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией. Задача взрослого – дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.

9. «Скульпторы».

Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, воображения.

Количество играющих: два и более, четное.

Описание игры: в каждой паре детей один – «скульптор», а другой – «натурщик». «Скульпторы» становятся спиной к «натурщикам», после чего ведущий дает сигнал (хлопок, свидетельствующий о том, что натурщик должен принять какую-нибудь позу. Затем дается второй сигнал (стук, после которого «скульптор» поворачивается и в течение 5 секунд изучает «скульптуру». Услышав два хлопка, он должен отвернуться, а «натурщик» — изменить позу. Ведущий дает сигнал – два стука, после которого «скульптор» вновь поворачивается к «скульптуре» и начинает «лепить», то есть пытается вернуть «натурщика» в то положение, в котором его запомнил.

10. «Кинолента».

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Количество играющих: несколько человек.

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий – повторить первые два слова и сказать свое, четвертый – повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

11.«Две игрушки – поменяемся местами».

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум, которые должны быстро поменяться местами.

12. «Услышь свое имя».

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Количество играющих: больше трех.

Оборудование: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

11.«Тропинка».

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Количество играющих: четное.

Оборудование: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив голову руками.

Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очки. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

14. «Магнит и шарики».

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова – крибле-крабле-бумс – и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «Тук-тук-тук». Они не обращают внимание на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимание на «магнит».

Читайте также:  Развитие эмоций у ребенка значение эмоций в жизни ребенка

15. «Чьи вещи?».

Цель: развитие умения перевоплощаться, расширение и уточнение знаний о различных профессиях.

Количество играющих: пять-шесть.

Оборудование: атрибуты различных профессий.

Описание игры: взрослый говорит детям, что к ним приходили представителям разных профессий, и каждый что-то забыл. Он просит играющих помочь разобраться, назвав профессию обладателя той или иной вещи. Ответивший правильно, получает этот предмет и играет с ним дальше, изображая, как он работает.

16. «Полет бабочки».

Цель: развитие внимания, выразительности движений.

Количество играющих: двое или более.

Описание игры: детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, например, «полет бабочки», «кошачий шаг» и так далее.

Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса, например, «А как у нас ходит мишка?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.

Смена движений происходит либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

17. «Зеркало».

Цель: развитие внимания, скорости реакции моторики.

Количество играющих: не менее трех.

Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети – полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.

Комментарий: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.

18. «Зеваки».

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Количество играющих: взрослый и группа детей.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть одну-три минуты в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

19. «Растущие цветы».

Цель: укрепление уверенности в себе, развитие наблюдательности.

Количество играющих: группа детей.

Оборудование: музыкальные инструменты, два-три больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.

Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.

После игры с детьми проводится беседа. У ребенка – цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие – нет. У ребенка – музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что вероятно ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.

Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.

20. «Что нового».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.

Описание игры: взрослый рисует на листе бумаги любую геометрическую фигуру. Дети по очереди подходят и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку.

Комментарий: в то время, когда один ребенок рисует, остальные закрывают глаза и, открывая их, по команде взрослого говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

21. «Послушай тишину».

Цель: развивать внимание и умение владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Описание игры: по первому сигналу колокольчика дети начинают бегать, кричать, стучать и так далее. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

22. «Сделай так».

Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Количество играющих: двое или более.

Оборудование: карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения.

Описание игры: карточки разложены на столе, взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от одного до пяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать».

Комментарий: на счет «5» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога. Игру можно повторить несколько раз.

23. «Найди игрушку».

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания.

Количество играющих: не менее трех.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». Затем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте

Источник