Коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии
коррекция речи дошкольников
Составила:
Логопед
Центра развития ребёнка –
детского сада № 14
«Дельфинчик»:
Т.С.Маркина
Что такое «речь»?
Ожегов С.И. даёт такую трактовку:
Речь – способность говорить, говорение
Разговор, беседа
Публичное выступление
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Основных компонентов языка и речи – семь (по Бородич А.М.):
Словарь
Грамматический строй речи
Звуковая культура речи
Диалогическая (разговорная) речь
Монологическая речь (умение связно рассказывать).
Ознакомление с художественной литературой.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Выполняя в детском саду общую задачу – формирование у детей правильной устной речи – можно выделить составляющие частные задачи. А именно:
Развитие словаря у детей
В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор, прежде всего, такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими и который стихийным путём приобретается медленно, с трудом, с ошибками.
Формирование грамматического строя речи
Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении.
Ребёнок слышит от окружающих грамматически оформленную речь, осмысливая услышанное, усваивает грамматический строй. Воспитатель знакомит детей с новыми грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм.
Воспитание звуковой культуры речи
Прежде всего, ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Ребёнок, подражая и участь, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза, взгляд, обращённый к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т.д.).
Формирование разговорной (диалогической) речи: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, спрашивать.
Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.
Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли, умение выступать перед аудиторией.
Ознакомление с художественной литературой.
У детей формируются элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения о их героях.
Подготовка детей к обучению грамоте
Вся педагогическая работа по развитию речи ребёнка в детском саду подготавливает его к обучению в школе. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Дети должны слышать сказанное педагогом, уметь ясно выражать свои мысли. С детьми 6 лет проводится работа по подготовке к овладению детьми грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из 2 – 4 слов.
Итак, дана краткая характеристика основных задач развития речи детей. Большинство задач имеет место во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.
Если взрослые твёрдо знают, какие качества речи он должен формировать у детей, они будут планомерно развивать каждое из них. В этом случае речевое развитие каждого ребёнка будет проходить без проблем. Каждый из детей на определённой ступени развития будет овладевать словарным запасом, соответствующим возрасту, грамматическими нормами, звукопроизношением и т.д.
В каком случае ребёнок нуждается в коррекции речи? (Коррекция речи – это исправление речевых недостатков).
Если речь ребёнка намного отличается от речи его сверстников, то рекомендуется консультация специалистов, а именно психиатра, невролога, логопеда, психолога. Воспитатель тактично обращает внимание родителей на задержку (отставание в речевом развитии) ребёнка, находит аргументы убедить родителей посетить врачей-специалистов.
Речевые трудности у детей:
Ребёнок не говорит совсем.
Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении.
Задержка на стадии называния.
Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет.
В реальном общении вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.
Говорит как маленький.
Невнятная речь.
Не хочет говорить.
В речи появились запинки
Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть, поставлен диагноз. Родные, близкие ребёнка совместно с воспитателями могут помочь ребёнку.
Если ребёнок не говорит, то постарайтесь одновременно «погрузить» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи.
Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребёнка, учитывайте предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.
Проверьте, может ли малыш выполнить следующие инструкции:
Покажи зайчика (машину)
Возьми зайчика, собачку.
Дай зайчика, …
Налей в стакан воды и дай его тёте.
Для развития слухового внимания предлагайте задания:
Дайте послушать, как звучит барабан, бубен, ксилофон. Потом предложите отгадать, на каком инструменте играли.
Обращайте на неречевые звуки: журчит вода, стучит посуда… Дома: гудит стиральная машинка, пылесос, …
Привлекайте внимание малыша: слышишь, как шумит дождь, гудит машина и т.д.
Пойте короткие, ритмичные песенки, декламируйте стихи.
Расширяйте кругозор, говорите о том, что видите, комментируйте всё, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: мы сейчас оденемся. Мы сейчас гулять пойдём…
Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Ни в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. При появлении речи он станет жестикулировать меньше.
Для стимулирования появления речи предлагается использовать:
Диалог,
Имитацию и звукоподражание,
Стихи
Чтение
Формирование речи происходит в общении. Постарайтесь «спровоцировать» на высказывание, ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения.
Легче всего получить ответ при инсценирование песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок.
Например: — Был сапожник?
— Был
— Шил сапожник?
— Шил
и т.д.
Первая серия вопросов в диалоге предполагает ответ «да» — «нет»
Вторая серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это?
Третья серия – вопрос: Что делает?
Эффективный приём «Театр».
— «Куклы разговаривают»
— «Кормление зверей» и т.п.
Попробуйте учить ребёнка читать. Не страшно, если слова выговариваются нечётко. Учить нужно с глобального чтения. Ребёнок должен научиться узнавать написанное слово целиком, как иероглиф. (Например, «дом», «мяч»).
Слова печатать фломастером зелёного или чёрного цвета. На обороте каждой карточки рисунок предмета
Когда ребёнок научится узнавать слова, картинки можно стереть.
Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова-названия предметов. Нужно учить использовать слова-действия через слова-команды: дай мяч, неси куклу, …
Учить образовывать множественное число имён существительных, глаголов: стол – столы, кукла – куклы, …
Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных: нос – носик, рот – ротик, …
Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, наливает – выливает, …
Вводные прилагательные в речь: большой – маленький, горький – сладкий.
Обратите внимание на предлоги. Ваза на столе. Под столом собака.
Постоянно стремитесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления.
В дошкольном возрасте основания для беспокойства, когда речевые умения хуже, чем у сверстников, он не может связно рассказывать, что с ним произошло, не может точно сформулировать свою мысль, ограничен словарный запас, не понимает значений многих слов.
В этом случае коррекция речи включает следующие приёмы:
Заведите «Словарик» — альбом, шкатулку и т.п., куда будете помещать картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы и т.д.
Слова не просто заучиваются, а вводятся в разнообразные ситуации.
Задания на формирование обобщений. Морковь, капуста, огурец – это … овощи.
Обращайте внимание на свойства предметов.
Упражняйте в словообразовании.
Развивайте словесно-логическое мышление. Например: писатель – книга, художник — … /кисть/.
Учите различать мужской и женский род глаголов прошедшего времени: бегал – бегала, …; префиксальные изменения глаголов (выехала, съехала, приехала, уехала, …).
Упражняйте в употреблении предлогов: Поручения: положи мяч под стул, на стул, … . Игры «Кто спрятался за …?» и т.д.
Учите пересказывать прочитанное:
а) отвечать на конкретные вопросы по содержанию
б) Сделайте серию картинок на карточках, перепутайте, предложите разложить правильно и рассказать историю
в) уточняйте значение непонятных слов.
Спрашивайте, как понимает значение пословиц
Учите отгадывать загадки, объяснять.
Если у ребёнка дефекты звукопроизношения, не предлагайте ему произносить скороговорки. До консультации логопеда, учите различать близкие по звучанию слова: кашка – каска, колобок – коробок, бочка – почка, …
Итак. Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Поэтому очень важно до поступления ребёнка в школу сформировать у него грамматически правильную, связную речь.
Литература
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1974
Давидович Л.Р., Резниченко Т.С., Ребёнок плохо говорить. Почему? Что делать? М., 2004
Источник
Оксана Стрижевская
Основные подходы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.
Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В связи с этим одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.
Основнаязадача корекционно-логопедического воздействия:
корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитиеребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б)воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
1. Развитие импрессивной речи. На первых этапах развитияпонимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов,предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваю с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
2. Развитие экспрессивной речи. Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений (как и речевое развитие, нормально развивающегося ребенка) начинаю с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
5. Развитие слухового восприятия. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале использую слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произношу с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекаю к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно перехожу к нормальному произнесению слов, а далее прикрываю рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.
6. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми считаю игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.
7. Развитие зрительного восприятия. Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов,воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работу с ним веду по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.
8. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.
Не буду подробно останавливаться на методах коррекционной логопедической работы, они нам всем хорошо известны. Можно только добавить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Источник