Коррекция и развитие психических процессов ребенка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 125»
город Севастополь
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«ЗНАЙКА»
( коррекция психических процессов у детей седьмого года жизни)
Составитель: Младенова Оксана Васильевна
педагог – психолог
первой квалификационной категории
ГБДОУ «Детский сад № 125»
Пояснительная записка:
Актуальность:
Актуальность проблемы готовности ребенка к школе обуславливается взаимосвязью успешности школьного обучения с целостным развитием готовности дошкольника к усвоению нового вида деятельности. Обучение в школе представляет собой один из важных этапов в жизни ребенка. Однако у многих детей недостаточно сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению зависит от нескольких аспектов развития ребенка: психического, физиологического и социального. В целом психологическая готовность к школе включает элементарные знания и представления, учебные навыки, волевую и личностно-мотивационную сферы, некоторые способности ребенка. Все эти аспекты образуют единую целостную структуру, которая существует во взаимосвязи ее компонентов
Таким образом, на развитие его интеллектуальной готовности старшего дошкольника к обучению в школе влияет степень сформированности всех психических и социально-психологических новообразований. Так, интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребенка общих знаний о мире, широкого кругозора, ориентации в пространстве, развитие логического мышления, концентрации внимания, произвольной памяти и желания получать новые знания. Вместе с тем, было установлено, что развитие интеллектуальной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте неразрывно связано с социально-психологическими качествами ребенка, а именно: с умением и готовностью к взаимодействию со взрослыми и сверстниками, активностью в процессе игровой деятельности, открытостью ребенка к получению нового жизненного опыта.
Как помочь ребенку, который, готовясь к школе, испытывает трудности в обучении?
Мною была составлена программа, которая направлена на развитие у детей интереса к познанию окружающего мира, мышления ( умения сравнивать и обобщать), мелкой моторики руки, развитию речи. Она используется для детей, которые нуждаются в дополнительной помощи и индивидуальном подходе.
Игры, подобранные в данной программе, помогают решать поставленные задачи.
«Мысль входит в душу ребенка через врата чувств», используя этот подход к работе с детьми, наблюдается положительная динамика в развитии психики ребенка, его мышления и эмоционального мира. Атмосфера поддержки помогает ребенку поверить в свои силы и увидеть положительный результат в своей деятельности.
Создание ситуации успеха на занятиях помогает ребенку получать радость от процесса обучения и позитивно реагировать на успехи сверстников.
Цель программы: коррекция психических процессов у детей седьмого года жизни.
Задачи: — развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления),
— развитие зрительно – моторной координации,
— развитие произвольности психических процессов,
— создание ситуации успеха.
Возрастная категория : дети 7 года жизни.
Форма проведения – групповая.
Количество занятий – 20.
Длительность занятия – 30 минут.
Длительность реализуемой программы – в течении года.
Ожидаемые результаты: увеличение объема внимания и времени концентрации, улучшение качества памяти, развитие логического мышления, овладение умением управлять своим поведением, проявление интереса к познавательной деятельности.
Методические приемы:
— словесно – логические игры;
— настольно – печатные игры;
— игры — релаксации;
— подвижные игры;
— пальчиковая гимнастика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1.
Приветствие.
1.Упражнение «Я хочу научиться»
Цель: учить детей ставить перед собой цель и проговаривать ее»
Содержание.
Психолог предлагает детям продолжить предложение « Я хочу научиться…..»
2. Пальчиковая гимнастика
Упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Колечко», «Сильная ладонь».
3. Задание – диагностика
Содержание.
Психолог дает задание : « Нарисуйте, пожалуйста, в центре листа домик, в правом верхнем углу – солнышко, в левом нижнем – елочку, в правом нижнем – дерево, а в левом верхнем – облачко».
4. «Пол – нос – потолок»
Цель: развитие навыка — переключения внимания.
Содержание.
Психолог говорит: «Сейчас мы поиграем. Будьте внимательны! Я буду произносить слова «нос», «пол», «потолок». И вы – указывать на них. Будьте внимательны, я буду вас путать, а вы старайтесь показывать правильно».
5. Игра « 4- лишний»
Цель: развитие логического мышления.
Содержание.
Психолог предлагает детям картинки с изображением групп предметов, дети находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний.
Рефлексия: «Что получилось лучше всего?»
Каждый ребенок анализирует свою деятельность и называет, что получилось лучше всего.
Занятие 2.
Приветствие.
1.Игра «Один – много»
Цель: развитие скорости мыслительного процесса, логики.
Содержание.
Психолог говорит детям слова, а они подбирают обобщающее слово (например: яблоко – это фрукт)
2. Пальчиковая гимнастика
Упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Колечко» ( усложнение – с закрытыми глазами), «Сильная ладонь».
3. Упражнение «Фигурный диктант»
Цель: развитие слухового восприятия.
Содержание.
Детям психолог предлагает нарисовать в тетради геометрические фигуры по словесной инструкции: «Круг, квадрат, два треугольника и т.д.», по окончании которого дети ставят в каждом кругу – точку, в каждом квадрате – крестик.
4. Кинезеологическое упражнение «Ухо – нос»
Цель : развитие межполушарного взаимодействия.
Содержание.
Психолог дает инструкцию: «Правой рукой дотронуться кончика носа, а левой – противоположного уха. Затем психолог хлопает в ладоши, а дети меняют руки местами».
5. Игра «Бабушкин сундук»
Цель: развитие слуховой памяти.
Содержание.
Психолог начинает игру словами : «Бабушка положила в сундук ( называет любой предмет), 1-й ребенок называет слово ведущего и добавляет свое, 2-й – называет два предыдущих слова и добавляет свое, и т.д.
Рефлексия: «Что получилось лучше всего?»
Каждый ребенок анализирует свою деятельность и называет, что получилось лучше всего.
Занятие 3.
Приветствие.
1.Игра «Цветной кубик»
Цель: развитие скорости мыслительных процессов.
Содержание.
Психолог предлагает детям кубик с цветными гранями, бросает его и дети называют любые предметы того цвета, который выпал.
2. Пальчиковая гимнастика
Упражнения с фломастерами.
Дети берут по два фломастера в каждую руку и перебирают их один вокруг другого.
3. Графический диктант
Цель: развитие зрительно – моторной координации, внимания.
4.Игра «Буквы алфавита»
Цель: развитие внимания.
Содержание.
Психолог предлагает каждому ребенку выбрать название одной буквы, затем перечисляет буквы и ребенок, когда услышит свою – хлопает в ладоши.
5. Игра «Ассоциативные цепочки»
Цель: развитие ассоциативной памяти.
Психолог начинает игру одним словом, к которому ребенок подбирает слово – ассоциацию, следующий называет эти слова и подбирает ассоциацию к последнему слову.
Рефлексия: «Что получилось лучше всего?»
Каждый ребенок анализирует свою деятельность и называет, что получилось лучше всего.
Занятие 4.
Приветствие.
1.Игра «Что больше?»
Цель: расширение словарного запаса.
Содержание.
Психолог называет детям слово ( например карандаш), а дети называют его признаки.
2. Пальчиковая гимнастика
Упражнения: «Кулак – ладонь», «Колечко» ( усложнение – с закрытыми глазами), «Сильная ладонь».
3.упражнение «Отличительные признаки»
Цель: развитие внимания, произвольности.
Содержание.
Психолог дает детям задания:
— Нарисовать желтый дом выше, чем красный;
— нарисовать дерево, которое будет ниже, чем елочка;
— нарисовать синюю ленту короче красной и т.д.
4. Сенсомоторное упражнение «Лежачая восьмерка»
Цель: развитие зрительной координации.
Содержание.
Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед. Психолог встает напротив детей и говорит: «Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями. Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши. Психолог медленно начинает рисовать руками знак бесконечности ( до пяти повторений).
5.Упражнение «Волшебные превращения» (дорисовать фигуры в альбоме)
Цель: развитие воображения, креативности мышления.
Рефлексия: «Что получилось лучше всего?»
Каждый ребенок анализирует свою деятельность и называет, что получилось лучше всего.
Занятие 5.
Приветствие.
1. Игра «Ученый совет»
Цель: развивать умение использовать в речи обобщающие слова.
Содержание.
Психолог говорит ребенку слово, он подбирает к нему обобщающее слово и называет значение этого слова.
2. Кубики «Коса» (4 шт.)
Цель: развитие наглядно – образного мышления, умение работать по образцу.
Содержание.
Психолог предлагает детям кубики и образцы узоров
3. Графический диктант
Цель: развитие зрительно – моторной координации.
4.Упражнение «Запретное движение»
Цель: развитие произвольности.
Содержание.
Психолог показывает детям запретное движение и говорит о том, что когда он будет показывать разные движения, то это «запретное движение» повторять нельзя.
5. Игра «Что сначала, а что потом»
Цель: развитие умения устанавливать причинно- следственные связи.
Содержание.
Психолог предлагает детям по одному набору картинок каждому. Дети раскладывают картинки, объясняя последовательность действия.
Рефлексия: «Что получилось лучше всего?»
Каждый ребенок анализирует свою деятельность и называет, что получилось лучше всего.
ГЛОССАРИЙ.
Зрительно—моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) – это умение преодолевать затруднения, анализировать и оценивать свою работу, правильно реагировать на оценку ее взрослыми, подчинять свои действия определенному правилу.
Релаксация – это достижение полного расслабления организма, благодаря которому достигается повышение работоспособности и снижение психического и физического напряжения, что имеет положительное влияние на психику.
Рефлексия – способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Список используемых источников.
1. Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников — Москва 2006г.
2. Калинина р. Р. Тренинг развития личности дошкольника – Санкт-Питербург: Речь 2001г.
3. Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей –Ярославль: Академия развития 1996г.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению – Ярославль: Академия развития 1997г.
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми — Санкт-Питербург: Речь 2000г.
10
Источник
Юлия Сиденко
Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности логопеда ДОУ
Введение.
В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность, основная функция которой – создать способность к речевому общению.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Актуальность.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов. Они являются основой при формировании функционального базиса навыков чтения и письма, что при обучении в школе снижает риск неуспеваемости детей с речевыми нарушениями по основным предметам.
Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина).
Цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.
2. Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.
3. Развивать логическую и образную память.
4. Развивать произвольность внимания.
5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.
6. Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова и другие авторы отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерен достаточно низкий уровень развития практически всех психических процессов.
Стартовая диагностика показала следующие результаты:
Низкий уровень развития психических процессов — 75%
Средний уровень развития психических процессов – 25%
Исходя из данных диагностического обследования, можно сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:
— недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости, а о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;
— трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.
— ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
— низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;
— низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;
— слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности;
— неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации,
— отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).
Восприятие детейс ОНР характеризуется следующими чертами:
-малый объем;
-замедленность. Из-за повышенной отвлекаемости ребенку нужен более длительный период на восприятие чего-либо.
У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Процессу запоминания мешает импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.
Педагогическая технология опыта.
С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:
• Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы?
• Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
• «Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
• «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
Развитие зрительной памяти:
• Д/и «Посмотри, запомни и назови»
• Д/и «Чего (кого) не стало?
• Д/И «Что прибавилось, появилось?»
Развитие слуховой памяти:
• Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
• Повтори слова в обратном порядке.
• Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось) Какое слово новое появилось?
• «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
• Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке).
Развитие логической памяти и мышления:
• Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).
• Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
• Работа по словесной инструкции (логические задачки типа «Маша бежит от медведя, кто вереди? кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?»).
• Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
• Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки).
Развитие внимания и зрительного восприятия:
• Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
• Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
• Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т. д. с ориентировкой на зрительные образы).
• Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия – буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
• Д/и «Что перепутал художник?»
Развитие пространственного восприятия
• Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
• Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
• «Куда пойдёшь — что найдёшь. Направо пойду — … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
• «Магический квадрат» и «Цветные квадратики» — выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
• Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).
Для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления на занятиях я использую загадки. Но для активизации речи детей я рекомендую использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого я использую основные правила составления загадок по технологии ТРИЗ.
Важным направлением в деятельности логопеда с детьми с ОНР является комплекс мероприятий по развитию сукцессивных способностей ребёнка.Работа строится в нескольких направлениях:
— последовательность действий и планирование (Д/и «Телефон»);
— последовательность в пространстве (Д/и «Живые цепочки», «Что изменилось?»);
— последовательность во времени (Д/и «Телеграфист»);
— перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно (Д/и «Картинки-невидимки»);
— последовательность в речи (последовательность в сказках «Репка», «Колобок» и др., игра «Повтори и добавь»).
На занятиях как фронтальных, так и индивидуальных большой интерес у детей вызывают игры и упражнения на развитие навыков мысленного перемещения. Достаточно развитые навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов являются для ребенка основой в дальнейшем обучении при понимании строения букв и других знаков. При их недоразвитии ребенок испытывает затруднения в узнавании букв при чтении и начертании.
Во время объяснения новой темы и закрепления материала на занятиях я широко применяю наглядность, что положительно влияет на восприятие информации. При этом развивается зрительно-пространственное восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление и, естественно, повышается познавательная и речевая активность детей. Дети, неуверенные в своих речевых возможностях, активнее работают при наличии разного рода наглядности, которая для них становится помощником и опорой.
У детей встречаются как избирательные (только зрительного или только слухового внимания, так и общие модально-неспецифические расстройства внимания. В коррекционной работе с детьми с ОНР я предусматриваю упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям. Для этого я организую с детьми упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
На индивидуальных занятиях логопеду представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов.Это:
— Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;
— Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;
— Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком;
— Развитие сукцессивных способностей ребенка через использование игр на развитие фонематического слуха и восприятия.
Результаты и выводы.
Опыт отслеживался с сентября 2014 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе логопеда.
По результатам сравнительной диагностики уровень развития психических процессов увеличился на 55%.
Низкий уровень развития психических процессов — 20%
Средний уровень развития психических процессов – 80%.
Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.
Источник