Кормление грудью и развитие речи ребенка

Кормление грудью и развитие речи ребенка thumbnail

«…Речь – источник всего того субъективного, что проникает в объективную систему языка, – она канал, по которому человеческая практика входит в язык». 

(В.А. Звегинцев, 1970).

Понятие «речь» можно определить, как «способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка»; как «один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива» [1]. Речь каждого человека индивидуальна, также, как и его речевое развитие. Для того чтобы понять, как влияет грудное вскармливание ребёнка на его речевое развитие, необходимо остановиться более подробно на основных моментах.

Какую пользу приносит грудное вскармливание для младенца?

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «грудное вскармливание является наилучшим способом питания младенцев. Грудное молоко является оптимальной пищей для новорожденных, содержащие питательные элементы, необходимые для здорового развития детей, и антитела, помогающие защитить малышей от распространённых детских болезней» [2].

Как грудное вскармливание может помочь удовлетворить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой?

Существуют определенные нормы развития детской речи и факторы, влияющие на её формирование, такие как: биологические и социальные. Если рассматривать более подробно социальные факторы, то здесь необходимо особенно выделить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой. Эту потребность возможно удовлетворить, практикуя продолжительное грудное вскармливание.

Грудное вскармливание помогает поддерживать с мамой эмоциональную связь, чувства любви и защищенности, а также способствует налаживанию общения. Каждый раз, когда мама берёт своего малыша для кормления она контактирует с ним, разговаривает и ждёт ответной реакции, что способствует речевому развитию, так как речь развивается по подражанию и ребёнок уже сейчас все «впитывает». 

Успешное и продолжительное грудное вскармливание способно дать хороший «толчок» для отношений матери и ребёнка, а также для взаимодействия ребёнка и окружающего мира. 

Какая связь между продолжительным грудным вскармливание (3 года и более) и развитием речи? 

Существует мнение о том, продолжительное грудное вскармливание (более 3х лет) может привести к нарушению речи (приводит к формированию неправильного «межзубного» произношения), давайте остановимся здесь более подробно и узнаем, какие движения происходят при грудном вскармливании у малыша во рту (в момент прикладывания, сосания и глотания).

По исследованиям проведенным компанией «Pigeon» [3] в сам момент прикладывания к груди положения органов артикуляции, следующие (рисунок №1): верхняя и нижняя губы вытягиваются, чтобы захватить сосок и ареолу; губы плотно обхватывают ареолу, тем самым предотвращая вытекание молока и попадание воздуха в рот ребенка; кончик языка держится неподвижно над нижней десной.

Кормление грудью и развитие речи ребенка

Рисунок №1[3]

Положение органов артикуляции в момент прикладывания к груди.

В процессе кормления (в момент сосания) у ребёнка во рту происходят перистальтические движения (волнообразные движения), которые взрослый человек не может воспроизвести и положение органов артикуляции, будет следующие: при неподвижности языка колеблется только одна его поверхность; начало движения приходится на кончик языка, который надавливает на сосок, находящийся у твердого нёба, а заканчивается движение тем, что корень языка соприкасается с мягким нёбом; волнообразные движения повторяются с интервалом в 0,8 секунд; перистальтические движения позволяют сжимать и растягивать сосок, и, тем самым, извлекать молоко из груди матери [3].

При глотании ведущая роль принадлежит языку и молоко сразу поступает в пищевод. Кроме волнообразных перистальтических движений языка, было доказано компанией «Pigeon», с помощью ультразвука, что кончик языка поднимается, чтобы протолкнуть молоко вниз в кишечник при глотании [3]. 

Таким образом, правильный захват груди приводит к задействованию мышцы губ и языка, а, следовательно, в дальнейшем ребёнок сможет быстрее научится вытягивать губы «трубочкой» — данное движение необходимо для артикуляции многих звуков. «Движения языка в процессе сосания повторяются с интервалом приблизительно 0,8 секунд 800 — 1000 раз за одно кормление. Ни один взрослый не сможет повторить одно и то же движение языком 800 раз подряд с такой скоростью (по данным компании «Pigeon»)» [3]! В процессе глотания задействуется кончик языка, развитие которого тоже немало важно для формирования правильного произношения в дальнейшем. Следовательно, можно сказать, что чем дольше кормится ребёнок, тем больше происходит развитие мышц артикуляционного аппарата. Грудное вскармливание ребёнка помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. 

Какие исследования были проведены в данной области?

Вышеупомянутая компания «Pigeon» первая с помощью ультразвука смогла определить 3 ключевых фактора, обеспечивающих процесс сосания (положение органов артикуляции) [3].

По исследованиям «логопеда-дефектолога Г. М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5—7 лет, при длительности сосания груди более 6 месяцев нарушения речи выявляются только у 14,5 % детей. В основном это физиологические замены звуков [ш], [ж], [л], сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев» [4].

Дети, «…которых кормили грудью до 12 месяцев, имеют лучший словарный запас в возрасте 3 лет» — к такому выводу пришли профессор Мэнди Б. Белфорт и её коллеги из Подразделения Неонатальной Медицины в Детской Больнице Бостона и Медицинской Школы Гарварда в Бостоне, штат Массачусетс (2013 год, журнал «JAMA Pediatrics») [5].

Что можно сказать о сосание соски с точки зрения логопедии? Какое влияние оказывает грудное вскармливание на формирование челюстно-лицевого аппарата? Какие исследования были проведены в данной области?

«Соской» называют «любой имитирующий сосок предмет, предназначенный для удовлетворения сосательного рефлекса или кормления, временный заменитель маминой груди» [6]. 

В норме формирование мышц рта у детей происходит приблизительно до 3,5 лет, и потребность в сосании сохраняется в среднем до 3-4 лет, что является подтверждением необходимости грудного вскармливания до этого возраста (до самоотлучения ребёнка). Соска способна серьёзно деформировать мышцы рта. Она способна вызывать неправильное формирование прикуса, что в свою очередь может привести к логопедическим проблемам и многим другим. Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У детей данной возрастной категории продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба. Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны. Постоянное использование соски может стать причиной того, что ребёнок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно развитой. Ребёнок может подумать, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться жестами, потому что он привык не раскрывать рта из-за соски. В настоящее время не доказано, что существует прямая связь между сосанием соски и задержкой в развитии речи, но в то же время, есть риск косвенного влияния на неё. Поэтому многие логопеды и стоматологи рекомендуют как можно раньше начинать отучать ребёнка от сосания пустышки, а лучше обходить без неё. 

Были проведены исследования в области изучения формирования челюстно-лицевого аппарата. По данным F. Bertrand (1968), обследовавшего 1200 детей в Африке, где практикуется кормление грудью до 3х и 4х лет, нормальное формирование зубочелюстной системы имело 99,6% детей, и только у 0,3% выявлено нарушение (прогнатический прикус) [4]. 

У 27% европейских детей встречается недоразвитие нижней челюсти, а прогнатический прикус в 3% от всех обследованных [4]. 

B серии работ F. Broad (1972, 1975) констатируется, что у детей 5 и 6 лет, естественно вскормленных, все характеристики воспроизведения тональности и чистоты звуков были значительно выше, чем у детей, которые находились на искусственном скармливании [4]. 

Таким образом, как уже было написано выше, можно сказать, что грудное вскармливание помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. Только при нормально сформированных функциях речевого аппарата, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение) возможно правильное развитие речи. 

О.А. Мальгина, учитель-логопед,

аспирант кафедры общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».

Список использованной литературы.

Источник

Анна Ердякова

Дважды мама, сертифицированный слингоконсультант, член АКЕВ, переводчик. Люблю естественность в родительстве, поэтому ношу детей в слинге и кормлю грудью всех в радиусе 100 метров.

Развитие речи и грудное вскармливание

Фото: Yaruta/ru.depositphotos.com

«Отучай от груди, не заговорит!» – примерно с таким утверждением может столкнуться мама подросшего грудничка. Насколько обоснована рекомендация сворачивать грудное вскармливание для правильного развития речи?

Мозг ребенка в первый год жизни быстро меняется: увеличивается в три раза, набирая массу за счет липидов, длинноцепочечных жирных кислот. К году малыша больше половины объема мозга – это липиды. Они жизненно необходимы для полноценного нервно-психического развития ребенка. В том числе для развития речи.

Ребенок получает жирные кислоты (докозагексаеновую, арахидоновую) из грудного молока. Когда материнское молоко недоступно, организм синтезирует их самостоятельно. При этом получить жирные кислоты из молока быстрее, чем синтезировать, а перебои в поставках липидов могут привести к нарушениям структуры и функций головного мозга, задержке речевого развития. Как все происходит на практике?

Груднички говорят раньше

Дети на грудном вскармливании начинают говорить раньше своих сверстников на искусственном вскармливании. К такому выводу пришли ученые из США, которые в 2007 году провели исследование 22 399 детей в возрасте от 10 месяцев до 2 лет. Ученые сделали вывод, что грудное вскармливание защищает от задержки речевого развития³.

Интересное по теме: «Секретный компонент грудного молока — это гликаны».

Груднички говорят лучше

Немецкие ученые оценили речь 131 ребенка в возрасте 5-6 лет (артикуляция, тембр, беглость речи, дефекты речи) с поправкой на факторы здоровья (отсутствие зубов, дефекты слуха и т. д.). Оказалось, что лучшие навыки устной речи и чтения показали бывшие груднички¹.

К таким же выводам пришли ученые Новой Зеландии в 1975 г. Тогда 319 детей разделили на две группы по типу вскармливания в дошкольном возрасте. Дети первой группы, вскормленные материнским молоком, демонстрировали четкую речь и хорошие навыки чтения².

Что интересно, в том и другом исследовании речевое развитие мальчиков, в отличие от девочек, больше зависело от грудного вскармливания.

Влияние длительного кормления на речь

Продолжительность грудного вскармливания тоже имеет значение. Американские ученые в 1997 году проанализировали развитие детей, бывших на грудном вскармливании не менее 9 месяцев, и отлученных в ранние сроки. Вывод: качество детской речи зависит от продолжительности грудного вскармливания.

Интересное по теме: «Грудное молоко: что в нем делают стволовые клетки?».

А как же смесь?

Если жирные кислоты так важны для развития мозга ребенка, формирования нервной ткани, что мешает обогатить ими смесь? И действительно, этот важный компонент включают в состав детского питания. Однако исследования показали, что даже при введении длинноцепочечных жирных кислот в состав детской смеси дети на искусственном вскармливании чаще страдают неврологическими нарушениями.

В 2010 г. Гронингенский университет (Нидерланды) провел долгосрочное исследование. Ученые оценили развитие 475 здоровых доношенных детей с рождения и до 9 лет. Детей разделили на три группы по типу питания: на грудном вскармливании, на смеси, на смеси, обогащенной жирными кислотами. Дети на грудном вскармливании на момент окончания исследования демонстрировали лучшее развитие, в том числе речевое.

Грудное вскармливание не волшебная палочка и само по себе не гарантирует ребенку карьеру оратора. Однако молоко – это стартовый капитал, который при прочих равных условиях положительно влияет на нервно-психическое развитие малыша, темпы и качество освоения речи. И это научно доказанный факт.

Источники:

1. The effects of infant feeding on speech quality.

2. Further studies on the effects of infant feeding on speech quality. 1975 г.

3. Associations between breastfeeding practices and young children’s language and motor skill development. 2007 г.

4. Jamie Mahurin-Smith, Nicoline G. Ambrose. Breastfeeding may protect against persistent stuttering. JournalofCommunicationDisorders, 2013 г.

5. The Groningen LCPUFA study: no effect of postnatal long-chain polyunsaturated fatty acids in healthy term infants on neurological condition at 9 years. 2010 г.

Источник

У меня сын был на ив, соску сосал до 3х лет. Заговорил в 2. Дочка на гв ещё, заговорила в 1,10. Кстати врачи наоборот говорят гв лучше для речевого аппарата, когда сосёт титьку, больше лицевых мышц задействовано, чем когда соску

По моему, это бред врача!

Моя тоже ещё не говорит, гв до года. Сама бросила.

Не все дети начинают рано говорить. ГВ тут вообще не причём.ю, но врач же должен дать какую нибудь рекомендацию!

МаргаритаРекомендации врач дал и еще другие, более толковые))

Это хорошо! Желаю чтоб ваш малыш скорее вас порадовал!)

кормила до 1,8. в 2,8 говорит не особо много и четко.

Закончили ГВ в полтора года, но у меня дочь до его завершения уже во всю болтала. Сейчас ей два года, говорит нормальными длинными предложениями, стихи рассказывает и песни наизусть поёт. Так что считаю, тут от продолжительности ГВ никак не зависит.

Кормлю до сих пор-ребенок говорит очень хорошо, строит приличные предложения из 4-6 слов, хорошо рассказывает небольшие стихи.

Не знаю, никогда не задумывалась… Мы до 1,4г сосали… Говорить начал достаточно рано, речь развитая, Р сейчас хорошо выговаривает. Правда, когда торопится, может проглатывать звуки.

По мне не правда. Хотя у меня как раз после завершения ГВ заговорила, но не поэтому, а потому что в сад пошла, общения больше стало. просто по времени это совпало, около 2 ГВ закончили и в 2 в сад пошли.

Соска, которую некоторые дети сосут до 5лет-больше мешает!

Все дети на долгом ГВ, у всех с речью проблем нет

бред, кормила до 1.5 года, говорит начала рано

Вообще связи не вижу… Это не от этого зависит.

Знаю реальный пример, подруга кормила до 2-х, сын заговорил чуть позже… они правда его с 3-х лет к логопедам таскали, занимались. Он в 5 уже очень четко говорил и читал! Тут еще генетика значение имеет, они умные там все )))

АнгелинаПервая дочка идеально говорила к 1,7 мес. Сложными предложениями, только звук р не выговаривала.

Младшая к 1, 10 знала произносила три слова: мама, баба, дай…

А данный малыш… ни гу-гу….(((( С 1 до 1,2 говорил мама, папа, дядя, заяц, дай, сися…, а теперь ничего… Вот и волнуюсь, что это не норма. Да и обратилась я не просто к логопеду, а в центр раннего вмешательства, где детей от 0 до 3 лет принимают

Странно, что говорил и замолчал, не знаю даже! Главное, не запустить, все хорошо будет)))

АнгелинаСпасибо)))

Поэтому и обратились в центр раннего вмешательства, чтобы не упустить, т.к. в обычной поликлинике только с 3 лет начинают заниматься детками, которые не говорят. НО после 3 лет, я считаю это уже запущенный или тяжелый случай

Одна подруга вообще до 4-х сидела, сейчас ему 5, вроде говорят. Вот там точно запущенный случай!

АнгелинаПро ГВ она сказала, что сильная привязанность к маме, мешает социализации в обществе и общению с другими людьми и членами семьи.

Сказала, что, если после рекомендаций, до двух лет «Не прорвет», то будем делать обследование совместно с психологом, неврологом, логопедом-дефектологом.

А еще сказала, что данная задержка, скорее всего связана со стимуляцией в родах и долгой родовой деятельности.

Про невролога: нам делали узи гол.мозга до года. Там все норма.

Ого как! И что решили? Я бы свернула ГВ, сама кормила до 1,5. Думаю, мальчику достаточно.

АнгелинаА я пока не готова свернуть ГВ((( Меня оно не напрягает и с сыночком близость такая нежная. Да и от болезней, я думаю, оно его предохраняет хорошенько, помогает болеть легче, если такое происходит(болели два раза)

Ну, смотрите дальше, наблюдайте, вы мать, вам виднее))))

Ангелинасогласна с вами)))

а вот неврологов почему-то боюсь(((, мне кажется, что сразу, не глядя и не разбираясь, назначат медикаменты какие или еще «истязания» какие)))

Ангелинаа может, вы можете подсказать к кому и куда?

Ольга

Здравствуйте, увидела ваш комментарий, он хоть и старый, но если вам не трудно расскажите как у вас потом все с речью сложилось. У нас ситуация прям точно такая как вы описали. Заранее спасибо)))

По себе скажу не влияет+по возу нынче до 2х в норме кормить, можно и дольше.

про соску слышала, про гв первый раз слышу. соску дети могут целый день изо рта не доставать, конечно, как тут заговоришь, а грудь то всегда во рту не будет

Да вряд ли

Источник

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Американские ученые выявили взаимосвязь между кормлением грудью и развитием речи ребенка. Ученые из Университета Иллинойса Николин Амброз и Махурин Смит провели исследование, по результатам которого стало известно, что дети-заики, которых в младенчестве кормили грудью, имеют больше шансов избавиться от дефекта речи, чем малыши на искусственном вскармливании.

Кроме того, груднички, получавшие материнское молоко на протяжении первого года жизни, в 6 раз реже страдали от заикания, чем их сверстники, питавшиеся молочной смесью. Эксперты предположили, что жирные кислоты, которые присутствуют в материнском молоке и отсутствуют в смесях, позитивно влияют на развитие мозга малыша и, как следствие, развитие речи.

Длинноцепочечные жирные кислоты в человеческом молоке, а именно докозагексаеновая кислота и арахидоновая кислота, играют важную роль в развитии нервной ткани. Вероятно, употребление жирных кислот влияет на то, как проявляются гены, отвечающие за заикание. Материнское молоко оказывает существенное влияние на развитие мозга ребенка, считает Николин Амброз.

Исследования, проведенные ранее, показали, что у детей, находившихся на грудном вскармливании более 9 месяцев, значительно реже возникают проблемы с развитием речи. Груднички, как правило, раньше и чаще начинают “лепетать”, что является признаком здорового развития речи.

 (Baby Reporter)

Другие новости.

09.08.2013 12:32:31, Редакция

7 комментариев

Дочка искусственница с рождения, заговорила в 7 месяцев, в год уже предложениями говорила 🙂 До сих пор не остановить, комментатор в онлайн режиме и кнопки выкл у нее нет :)))
09.08.2013 18:17:32, «Белка»

меня кормили ГВ до 3 месяцев, заговорила в 7 (ужoс, да? до сих пор не могу остановиться, болтливая — страсть….)
Своего кормила до 10 месяцев, заговорил в 20 месяцев….
09.08.2013 17:08:59, Rainmaker

никакой нет связи. я сторонник ГВ, но связи с речью тут нет)))
меня мама грудью кормила месяц, я начала говорить в 1,3 (по словам мамы) , а в 1,5 стихи читала и тп
сына кормила до 1,6 лет, но он заикался некоторое время + с логопедом занимались и все такое))))
09.08.2013 15:08:49, mara

Так-то оно так, я сама сторонник ГВ, но развитие речи и заикание еще много от чего зависит, да и вообще, просто дети разные, индивидуально все. Например, старшую я кормила до года и трех, она болтать начала рано, хорошо, просто поражала) Среднего кормила год и два почти, речь чуть позже и не такая чистая, как у старшей, плюс был период запинок; а младшую почти до двух лет докормила, она у меня оочень мало пока говорит, ну такой вот ребенок: то, что говорит, очень четко и хорошо произносит, а остальное — какой-то птичий язык или вообще молчит и улыбается)))
09.08.2013 14:43:29, Rimusha

Который раз передергивает… Отдали бы деньги, потраченные этими «учеными», на благотворительность — сколько б полезного можно было сделать.
Шарлатаны.
09.08.2013 12:34:51, Miralissa

А чем ученые виноваты, что выявили такую вероятность на больших выборках? Ваш личный опыт этого не подтверждает, ну и что? Это все равно, что говорить — я курю и здорова, и мои знакомые курят и здоровы, так что шарлатаны те, кто доказывает, что курение вредно. Другой вопрос, были ли в этом исследовании учтены другие факторы, например, кто сидел с этими детьми (чаще если ребенок на ГВ, с ним сидит мама), насколько дети были привязаны к матери и т.д.
10.08.2013 13:50:24, Shelly

Не говори. Меня долго грудью кормили, заикалась до института, в младшей школе очень сильно
09.08.2013 14:32:00, Паровозик из Ромашкова

Источник