Коридоры физического развития ребенка в 1 год

Коридоры физического развития ребенка в 1 год thumbnail

https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Источник

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:

  • длина тела — 60 см, средний показатель (коридор 5);
  • вес — 5600 г, средний показатель (коридор 4);
  • окружность груди — 39 см, средний показатель (коридор 5);
  • окружность головы — 40 см, средний показатель (коридор 4).

Для того, чтобы пользоваться центильными таблицами, малыша нужно измерить

Значение центилей и соответствие нормам — таблица

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ — рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек — фотогалерея

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития мальчиков — фотогалерея

Для любых родителей их ребёнок самый лучший, и его гармоничное физическое развитие очень важно. Центильные таблицы — это справочный материал, показывающий условно-нормативные значения. По ним нельзя определить, здоров кроха или нет, но можно получить подсказку, на что обратить внимание.

Источник

Здравствуйте, дорогие читатели!

Как вы думаете, о чем беспокоятся «свежеиспеченные» родители? Ведь после рождения крохи жизнь молодых пап и мам меняется самым чудесным образом – на смену восторгам и умилению приходит каждодневный труд по уходу за новорожденным. Вот тут-то и начинаются первые страхи и беспокойства. На голову детского педиатра во время плановых ежемесячных посещений «обрушивается» масса вопросов.

Сколько малыш прибавил в росте и весе? Как правило, основные опасения «неопытных» родителей вызывает соответствие этих показателей общепринятой норме. Признаюсь, в свое время я тоже терзалась сомнениями по поводу вышеупомянутых показателей. Однако врач меня успокоила – существует таблица развития ребёнка до года, в которой приведены нормы роста, веса, а также прибавка показателей по каждому месяцу.

Итак, давайте совершим увлекательное путешествие от момента рождения малыша до его годовалого возраста. Ведь детки так быстро растут! А сколько умений осваивают маленькие «исследователи» за этот срок – только поспевай за ними!

1. Коридоры развития детей: что это такое

Впервые услышав об этом термине от участкового педиатра, сразу не поняла, в чем дело. Однако здесь нет ничего «страшного» — речь идет об антропометрических показателях оценки развития ребенка (рост, вес, окружность головы и груди).

«Ваш малыш по росту находится в пятом коридоре», — сообщает ваш «детский» врач. Это означает, что показатель роста ребенка, который оценивается с помощью специальной центильной таблицы, является средним.

Примечательно, что нормативные показатели для мальчиков и девочек немного отличаются.

развитие ребенка до года по месяцам

На очередном плановом осмотре педиатр проводит все необходимые измерения, сравнивает с данными таблиц и на этом основании делает вывод о развитии ребенка. Сегодня при желании мамочки могут найти эти таблички на специальных тематических сайтах. Однако все-таки лучше проконсультироваться у педиатра, не так ли? Доктор научит правильно пользоваться центильными таблицами, а также «развеет» возможные сомнения и волнения.

Например, средними считаются показатели, соответствующие интервалам 25 – 50 – 75%. А если после измерения и оценки показали малыша относят к 3 – 10% или 90 – 97%, то это повод насторожиться и неотлагательно проконсультироваться у врача.

2. Этапы физического и психомоторного развития ребенка – по месяцам

Многие неопытные мамочки подумают: зачем нужно столько «непонятных» таблиц и цифр? Однако очень важно регулярно контролировать все показатели, чтобы вовремя заметить возникновения разных кризисов или заболеваний. Ведь даже состояние новорожденных в первые минуты жизни оценивают по шкале Апгар – количество набранных баллов дает четкую информацию о здоровье малыша.

Итак, давайте понаблюдаем, как на протяжении года изменяются основные показатели физического развития ребенка – с помощью следующей таблицы:

Возраст в месяцахВес, кгПрирост за месяц, кгРост, смПрирост за месяц, см
13,7 – 4,10,654 — 553
24,5 – 4,90,855 — 593
35,2 – 5,60,860 — 622,5
45,9 – 6,30,7562 — 652,5
56,5 – 6,80,764 — 682
67,1 – 7,40,6566 — 702
77,6 – 8,10,668 — 722
88,1 – 8,50,5569 — 742
98,6 – 9,00,5570 — 751,5
109,1 – 9,50,4571 — 761,5
119,5 – 10,00,472 — 781,5
1210,0 – 10,80,3574 — 801,5

Вместе с физическим развитием врачами тщательно оцениваются коммуникативные умения карапуза и сравниваются с нормой. Помню, как интересно было наблюдать за ежедневными «открытиями» маленького человечка – от держания головки до первых неуверенных шажков. Что должен уметь малыш в возрасте от одного месяца до года?

2.1. 0 – 3 месяца: я улыбаюсь!

В первый месяц жизни младенец многому учится.

Это способности:

  • различать белый, черный, красный и желтый цвета
  • менять эмоциональную окраску звуков – от резко-«требовательного» крика до ласкового «урчания»
  • на короткое время сосредотачиваться на мамином (или папином) лице, расположенном достаточно близко
  • недолго провожать взглядом плавно движущийся «объект»
  • попытаться «говорить» – с этого момента начинаются разные «гу» и «агу»
  • проявления радостных эмоций при общении
  • переворачиваться с боку на спинку
  • искать глазами источник шума или света
  • держать и поворачивать в стороны головку
  • опираться ножками на поверхность
  • хватать ручками яркие игрушки
  • все, что удалось захватить, немедленно отправлять в ротик.

2.2. 4 — 6 месяцев: «входим» в режим и пытаемся разговаривать

Детки растут быстро. Особенно незаметно мчится время до годовалого возраста карапуза – один месяц сменяет другой, а малыш каждую минуту учится чему-то новому.

нормы развития ребенка до года

Малыш уже:

  • хорошо узнает маму и радуется ей
  • реагирует на обращение к нему – изменениями интонаций голоса и новыми звуками
  • приподнимает и держит головку, лежа на спине
  • самостоятельно перекатывается со спины на животик и обратно
  • может немного постоять при поддержке за туловище
  • с интересом изучает игрушки и перекладывает из одной ручки в другую
  • может спать несколько часов подряд.

2.3. 7 – 9 месяцев: подружились с ложкой!

Малыш растет с каждым днем, а за эти три месяца осваивает такие умения:

  • сидение, вставание на четвереньки и ползание
  • развитие мелкой моторики пальцев – отлично хватает и переносит игрушки
  • еда с ложки, а питье – из чашки
  • эмоциональный контакт с окружающими взрослыми
  • игры для самых маленьких – например, «ладушки»
  • реакция на произношение своего имени
  • выражение согласия или отрицания киванием головой

2.4. 10 – 12 месяцев: мы уже взрослые!

Скоро у малыша праздник – первая годовщина! Остались позади бессонные ночи, детские колики и пеленки, а малыш стал совсем большим.

Арсенал умений годовалого ребенка пополнился такими навыками:

  • первые шаги – сам иду!
  • двигательная активность и быстрое перемещение по всем интересующим поверхностям
  • игра в кубики, с пирамидкой, складывание игрушек на место
  • контакт с родителями, а также с другими детьми
  • произношение простых слов
  • держание разных предметов – ложки, чашки, игрушки
  • понимание слов «можно» и нельзя».

На протяжении первых двенадцати месяцев кроха усваивает и «обрабатывает» огромный объем информации. Однако обучение только началось! Малыш растет и каждый момент узнает что-то новое и интересное, а его показатели роста и веса постоянно меняются (при желании можно составить подробный график). Давайте познавать мир вместе с нашими детками!

Посмотреть видео о жизни ребенка от рождения до года можно здесь:

Уважаемые читатели, если вам понравилась статья, предлагаем вам подписаться на обновления. До новых встреч!

Источник

Babyzzz От 0 до 1 года Как с помощью центильных таблиц определить, соответствует ли физическое развитие ребёнка его возрасту


Когда вы с ребёнком приходите к участковому педиатру на очередной профилактический осмотр, доктор обязательно взвешивает малыша, а также измеряет его рост (длину тела) и обхваты (грудной клетки, головы). Зачем это делается? Чтобы сверить полученные замеры с данными центильных таблиц и определить, соответствует ли возрасту ребёнка его развитие, пропорциональна ли его фигура, гармонично ли растут все части его тела. Такой метод достаточно прост, но позволяет вовремя выявить отклонения в физическом состоянии малыша и принять меры по исправлению ситуации. Что же собой представляют центили? И как с их помощью можно определить, правильно ли развивается ребёнок?

Центильные таблицы физического развития — это…

Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).

Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:

  • роста (или длины тела);
  • веса (или массы);
  • окружности (или обхвата) головы;
  • окружности (или обхвата) грудной клетки.

Для составления центильных таблиц исследования проводятся по 4 параметрам: длине тела, массе, обхвату головы и длине окружности груди

Все показатели учитывают возраст детей, оценке подлежат и величины, и соотношение их одна другой: так можно определить не только, соответствуют ли рост, вес и другие показатели ребёнка его возрасту, но и гармонично ли формируется и растёт его тело.

На основе центильных таблиц составляются также кривые развития — графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться.

После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов — от одного до восьми.

Баллы — центильный коридор (интервал), который охватывает показатели антропометрических замеров вашего ребёнка.

Видео: какой рост (вес) должен быть у ребёнка — доктор Комаровский

Что такое центили (процентили)

Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий.

К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания — от малых величин к самым большим.

В таблицы заносятся данные детей, согласно такой схемы

Фиксируются показатели:

  • третьего (либо 5);
  • десятого;
  • двадцать пятого;
  • пятидесятого;
  • семьдесят пятого;
  • девяностого;
  • девяносто седьмого (либо 95) ребёнка (или % детей).

Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) — показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.

Как вариант представления центильных таблиц, можно использовать графики. Центр графика — средние величины (большинство), по краям низкие и высокие значения (малочисленные).

Современные стандарты ВОЗ

В 2005 году эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) составили и утвердили таблицы соответствия (центильные), которые и рекомендованы для применения в современной педиатрии. За основу в них были взяты результаты, полученные в ходе проведения МИЕР 1997–2003 г.г. (Многофокусного исследования по эталонам роста).

В процессе реализации проекта было обследовано большое количество здоровых детей разных национальностей, проживающих в разных климатических зонах. Их данные антропометрии систематизировали, проанализировали и занесли в таблицы.

Обязательным условием для участия было соответствие ухода за детьми правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ.

На сегодняшний день именно данные этих исследований и составленных на их основе центильных таблиц принято считать стандартом, с которым сравнивают соответствие развития детей возрастным нормам педиатры во всём мире.

Фотогалерея: данные ВОЗ о развитии детей

Распределение длины тела, веса (массы), обхватов груди и головы по возрасту у мальчиков

Рост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка.

Длина тела — показатель системного процесса развития всего организма. Рост и гармоничное развитие детей — основной критерий состояния здоровья всего населения.

Ребёнок, у которого по каким-либо причинам рост скелета замедлен, вместе с тем, в большей или меньшей степени, подвержен замедлению роста мышц, внутренних органов, головного мозга и др.

На протяжении всей жизни люди растут неравномерно:

  • на первый год жизни после рождения приходится наибольшая энергия роста — ребёнок в этот период прибавляет к длине тела в среднем 25 см;
  • до 17 лет — активная фаза роста (прибавка идёт, то усиливаясь, то замедляясь);
  • после — рост постепенно замедляется.

Как правило, мальчики рождаются крупнее, их вес и рост больше, и развитие у них идёт под воздействием мужских половых гормонов. Поэтому значения в таблицах для мальчиков отличаются от результатов замеров, проведённых у девочек.

Таблица: соответствие роста возрасту (мальчики)

График: процентили роста к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Масса тела у детей — самый изменчивый (лабильный) показатель. Он способен в короткие сроки увеличиваться или уменьшаться под влиянием самых различных причин (не только физиологического характера, но и психологического). Наибольшая прибавка в весе приходится на первые 3 месяца после появления ребёнка на свет.

Таблица: соответствие веса возрасту (мальчики)

График: процентили веса к возрасту — мальчики до 36 месяцев

Таблица: соответствие обхвата головы возрасту (мальчики)

График: процентили окружности головы к возрасту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Таблица: соответствие обхвата груди возрасту (мальчики)

График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту — мальчики от 0 до 36 месяцев

Распределение длины тела, веса, обхватов груди и головы по возрасту у девочек

В силу физиологических особенностей и влияния на развитие девочек женских половых гормонов, цифры в таблицах для девочек заметно отличаются от тех, что указаны в составленных для мальчиков центильных таблицах. Разница прослеживается с самого рождения. Это нормально и закономерно.

Таблица: центильная для девочек (рост)

График: процентили роста к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (вес)

График: процентили веса к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (обхват головы)

Процентили окружности головы к возрасту — девочки от 0 до 36 месяцев

Таблица: центильная для девочек (обхват груди)

График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту — девочки от 0 до 36 месяцев

Для оценки соответствия антропометрических данных вашего ребёнка его возрасту можете пользоваться приведёнными таблицами. Но помните, что делать какие-либо выводы способен только специалист.

Как пользоваться, производить оценку по центильным таблицам

Чтобы оценить, соответствует ли развитие ребёнка его возрасту, найдите в таблице (в зависимости от пола малыша) строку, где указан его возраст — полных месяцев или лет. И, двигаясь по этой строке, остановитесь на пересечении её со столбцом, содержащим антропометрические данные (рост, либо вес или любую из окружностей — головы, груди), предварительно вами измеренные у сына или дочери.

Пользоваться центильными таблицами совсем не сложно: находите возраст своего ребёнка в столбике слева и в этой строке ищете цифры, соответствующие вашим замерам

Обнаружив искомое значение, обратите внимание, в какой колонке оно находится — к какому центильному интервалу (коридору) относится. Это значение и определяет, насколько гармонично (пропорционально) развивается ребёнок.

Таблица: интерпретация центилей

Центильные таблицы — это лишь условно-нормативная документация. Один из инструментов, упрощающих работу педиатра, но никто не ставит диагнозы, основываясь лишь на цифрах, в них указанных.

Мы не имеем морального права лечить цифры на весах. Мы лечим детей. Ребёнок, который «активно развивается и по многим параметрам физического развития заметно опережает сверстников» не нуждается в лечении — это не лечение, а психотерапия родителей.

Что делать, если показатели выше или ниже нормы

Если посредством использования центильных таблиц было выявлено несоответствие антропометрических данных ребёнка его возрастным показателям, родителям обязательно следует обратиться к участковому педиатру для выявления причины отклонений в его физическом развитии. Но помните, что далеко не всегда слишком низкий или высокий рост, к примеру, или большой или малый обхват головы и т. п. могут быть свидетельством патологии.

Причины отклонений от нормы могут быть разными:

  • генетическая предрасположенность, наследственность;
  • национальная принадлежность;
  • климат в зоне проживания;
  • особенности питания и др.

Любые нормативы, касающиеся здоровья детей, весьма относительны. Всё зависит от индивидуальных особенностей развития каждого, отдельно взятого, ребёнка. Малыш вполне может быть совершенно здоров, весел и счастлив при самых низких и самых высоких показателях

Очень важно обращать внимание на самочувствие ребёнка: хорошо ли он спит, быстро ли утомляется, нормальные ли у него аппетит, стул, температура тела, настроение — здесь всё индивидуально.

Коль скоро дитя весёлое и энергичное, так значит, это дитя здоровое, а у здорового дитя свои нормы.

Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру.

Он назначит дополнительные обследования для постановки диагноза. Могут потребоваться консультации профильных специалистов. И только после этого будет поставлен диагноз и назначены терапевтические мероприятия для исправления ситуации.

Обычно, при своевременном выявлении проблемы и адекватном лечении, дети очень быстро восстанавливаются, а их показатели роста, веса и др. приходят в норму.

Центильные таблицы представляют собой один из диагностических методов, позволяющих определить соответствие физического развития ребёнка его возрасту. Но только на основании полученной с их помощи оценки невозможно поставить диагноз. Центили показывают, отсутствует проблема или существует. А определить, в чём она состоит и назначить соответствующее лечение может только врач после дополнительных обследований.

Источник