Кора больших полушарий головного мозга развитие у ребенка
Толщина коры полушарий постепенно увеличивается в течение третьего-четвертого месяцев внутриутробного развития. Аксоны клеток растут и выходят за пределы коры примерно на восьмой неделе. Большая их часть направляется в промежуточный мозг и расположенные ниже центры. Другая груп-
Рис. 4.50. Асимметрия височной доли на горизонтальном разрезе головного мозга человека: размеры височной площадки слева больше, чем справа
па волокон огибает средний мозг, проходит в ножках мозга и формирует нисходящие пирамидные тракты. Эти волокна идут через мост и в составе пирамидных трактов доходят до мотонейронов передних рогов спинного мозга. В конце второго месяца внутриутробного развития оформляются волокна, соединяющие соседние области коры. На 11 —12-й неделе полушария разделяются бороздами на отделы, характерные для мозга взрослого. Первыми появляются борозды на наружной поверхности полушария.
Мозговые пузыри растут неравномерно (см. рис. 4.41). Наиболее интенсивно развивается передний пузырь, который уже на ранней стадии разделяется продольной бороздой на правое и левое полушария. На третьем месяце эмбрионального развития формируется мозолистое тело, которое соединяет полушария, а задние отделы переднего пузыря полностью покрывают промежуточный мозг. На пятом месяце полушария распространяются до среднего мозга, а у шестимесячного плода — полностью покрывают его. К этому времени все отделы головного мозга хорошо выражены.
На развитие всех областей коры влияют циркулирующие в крови гормоны таких желез внутренней секреции, как гипофиз, надпочечники и др.
До четвертого месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая, на ней видно лишь вдавлсние будущей боковой борозды, окончательно она формируется только ко времени рождения (рис. 4.51). Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию
Рис. 4.51. Развитие больших полушарий мозга у плода и новорожденного
складок и борозд. К пятому месяцу внутриутробного развития образуются основные борозды: сначала боковая борозда, после нее — центральная, а далее — борозда мозолистого тела, теменно-затылочная и шпорная борозды. Две последние различаются уже у трехмесячного плода. Вторичные борозды появляются после шести месяцев. Первичные и вторичные борозды и извилины коры больших полушарий к моменту рождения уже существуют, но выражены нечетко, имеют небольшую глубину, их рисунок продолжает формироваться, кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых (третичных) борозд и извилин продолжаются и после рождения. К пятой неделе рисунок коры можно считать завершенным, но полностью борозды развиваются к шести месяцам. Спустя год после рождения появляются индивидуальные различия в распределении борозд и извилин, их строение усложняется.
У детей с возрастом меняется соотношение между поверхностью мозга и его массой: масса мозга растет быстрее, чем его поверхность. Вся поверхность коры у взрослого человека составляет 2200—2600 см2, из них 2/3 скрыто внутри борозд и извилин. У новорожденного поверхность лобной доли относительно невелика, но с возрастом она увеличивается. Поверхность височной и затылочной долей, напротив, сравнительно велика и с возрастом относительно уменьшается, их развитие идет за счет увеличения скрытой поверхности. Так, на пятом месяце внутриутробного развития только 11,6% поверхности коры затылочной доли скрыто в глубине борозд, на шестом — 27%, у новорожденного — 66%, у взрослого человека — 72%. При этом абсолютные размеры височной, затылочной, теменной и, особенно, лобной долей интенсивно увеличиваются после рождения за счет углубления и расширения имеющихся борозд и извилин, а также за счет возникновения многочисленных мелких дополнительных борозд.
К моменту рождения количество нейронов в коре больших полушарий составляет 14—16 млрд (так же, как и у взрослого), но у новорожденного они незрелы в морфологическом отношении, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Корковые слои больших полушарий у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого (они слабо дифференцированы), а корковые центры — недостаточно сформированы. Развитие коры больших полушарий ускоряется после рождения ребенка. К четырем месяцам соотношение серого и белого веществ у ребенка приближается к уровню взрослого.
Характерные для взрослого человека признаки цитоархитектоники коры выявляются в постцентральной области к одному-двум годам, в верхнетеменной — ко второму —четвертому году жизни ребенка. Расширение коры и рост нейронов и их отростков в этих областях продолжается до семи лет и более. Структуры прецентральной области наиболее интенсивно развиваются в 1,5 месяца, три года, в шесть и 10 лет. В эти периоды происходит интенсивное развитие двигательной активности ребенка.
После рождения продолжается миелинизация нервных волокон в разных отделах головного мозга, но в лобных и височных долях этот процесс находится в начальной стадии. К девяти месяцам ностнатального развития миелинизирова- ио большинство волокон коры, за исключением коротких ассоциативных волокон в лобной доле. В это время становятся более отчетливыми первые три слоя коры.
К первому году жизни общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Миелинизация волокон, расположение слоев коры, дифференцировка нервных клеток в основном завершаются к трем годам.
В возрасте шести —девяти лет и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.
В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем — более молодые. Филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий у новорожденных развиты слабее и с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, с возрастом относительно уменьшаются. На пятом месяце пренатального развития раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность — поля 4 и 6 прецентральной области, но в дальнейшем иоле 4 развивается несколько быстрее ноля 6 (см. рис. 4.48). На шестом месяце дифференцируется чувствительная зона соматосенсорной системы — поля 1, 2 и 3 постцентральной области. Зрительная кора — поля 17, 18 и 19 в затылочной области — выделяется на шестом месяце, причем поле 17 созревает раньше полей 18 и 19. Позже других (на седьмом месяце внутриутробного развития) развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная, затем височно-теменная и теменно-затылочная.
У новорожденного большие полушария головного мозга не оказывают регулирующего влияния на нижележащие отделы ЦНС, пирамидные пути не миелинизированы. Движения младенца (за исключением связанных с приемом пищи) носят обобщенный характер. Повышение мышечного тонуса в первые дни после рождения связывают с недостаточной зрелостью коры больших полушарий. В этот период функции новорожденного ребенка регулируются в основном промежуточным мозгом. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов проходят через таламус и паллидум. Поведение новорожденного в окружающей среде формируется на основе соматосенсорных, вкусовых, статических, статокинетических безусловных рефлексов.
Для новорожденных детей характерны повышенная возбудимость и легкая утомляемость коры. При действии безусловных раздражителей наблюдается широкая генерализация нервных процессов, которая уменьшается при развитии оборонительных реакций. Ко второму месяцу жизни возбудимость нервной системы становится такой же, как и у взрослого.
К 20-му дню жизни ребенка возрастают сила и концентрация нервных процессов при осуществлении безусловных пищевых рефлексов. Это связано с сокращением рефлексогенпых зон, уменьшением латентного периода рефлексов и развитием процессов торможения.
Электрическая активность мозга регистрируется уже у пятимесячного плода, но регуляторный ритм в ней отсутствует. Эта особенность сохраняется и у шестимесячного плода. В его ЭЭГ преобладают колебания с частотой 5 в секунду, которые сочетаются с более медленными (1—3 в секунду). Эта активность носит прерывистый характер, интервалы имеют различную, часто большую длительность. Электрическая активность мозга восьмимесячного плода постоянна и сходна с характером электрической активности новорожденных. Обе ЭЭГ характеризуются нерегулярными колебаниями разной, преимущественно небольшой амплитуды. Электрическая активность мозга различна во время сна и бодрствования: во время сна амплитуда волн ЭЭГ значительно увеличивается.
ЭЭГ у детей характеризуется многообразием типов волн, широким диапазоном частот и индивидуальным разнообразием. ЭЭГ, зарегистрированные в различном возрасте, отражают процесс созревания мозга, который продолжается до пубертатного возраста (рис. 4.52).
Одним из показателей функциональной зрелости коры больших полушарий являются ее реакции на внешние воздействия. Ряд исследователей считает, что кора больших полушарий не участвует в реакциях на внешние раздражения до трехмесячного возраста ребенка. У новорожденных установ-
Рис. 4.52. Изменения ритмов ЭЭГ в различных областях мозга
с возрастом
лено наличие реакции вовлечения коры больших полушарий в ответ на звуковые, световые и тактильные раздражения. Реакция вовлечения у новорожденных иная, чем у взрослых: если у взрослых в ответ на внешний стимул возникают десинхронизация и учащение ритма, то у новорожденных — уменьшение частоты и амплитуды всех волн ЭЭГ.
Источник
Морфологическое
развитие
коры
больших полушарий.
До 4-го месяца развития плода поверхность
больших полушарий гладкая и на ней
отмечается лишь вдавливание будущей
боковой борозды, которая окончательно
формируется только ко времени рождения.
Наружный корковый слой растет быстрее
внутреннего, что приводит к образованию
складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного
развития образуются основные борозды:
сначала появляется боковая борозда,
после нее формируется центральная, а
затем мозолистая, теменно-затылочная
и шпорная. По данным некоторых
исследований, затылочная и шпорная
борозды различаются уже у 3-месячного
плода. Вторичные борозды появляются
после 6 месяцев. К моменту рождения
первичные и вторичные борозды, хорошо
выражены и кора больших полушарий имеет
такой же тип строения, как и у взрослого.
Но развитие формы и величины
борозд и
извилин, формирование мелких новых
(третичных) борозд и извилин продолжается
и после рождения. К 5-недельному возрасту
рисунок коры можно считать завершенным,
но полного развития борозды достигают
к 6 месяцам.]
У детей с возрастом
меняется соотношение между поверхностью
мозга и его массой (масса мозга растет
быстрее, чем поверхность), между скрытой
(находящейся внутри борозд и извилин)
и свободной (находящейся сверху)
поверхностью коры больших полушарий.
Поверхность ее у взрослого человека
составляет 2200—2600 см2,
из них ‘/3
свободной и 2/3
скрытой. У новорожденного свободная
поверхность лобной доли относительно
невелика, она увеличивается с возрастом.
Наоборот, поверхность височной и
затылочной долей сравнительно велика,
с возрастом она относительно уменьшается
(развитие идет за счет увеличения скрытой
поверхности).
К моменту рождения
кора больших полушарий имеет такое же
количество нервных клеток (14—16 млрд.),
как и у взрослого. Но нервные клетки
новорожденного незрелы по строению,
имеют простую веретенообразную форму
и очень небольшое количество отростков.
Серое вещество
коры больших полушарий плохо
дифференцировано от белого. Кора
больших полушарий относительно
значительно тоньше, чем у взрослого;
корковые слои слабо дифференцированы,
а корковые центры недостаточно
сформированы.
После рождения
кора больших полушарий развивается
быстро. Соотношение серого и белого
вещества к 4 месяцам приближается к
соотношению у взрослого.
После рождения
идет дальнейшая миелинизация нервных
волокон в разных отделах головного
мозга, но в лобных и височных долях этот
процесс находится в начальной стадии.
К 9 месяцам миелинизация в большинстве
волокон коры больших полушарий достигает
хорошего развития, за исключением
коротких ассоциативных волокон в
лобной доле. Становятся более отчетливыми
первые три слоя коры.
V К году общая
структура мозга приближается к зрелому
состояний. Миелинизация волокон,
расположение слоев коры, дифференцирование
нервных клеток в основном завершается
к 3 годам.
В младшем школьном
возрасте и в период полового созревания
продолжающееся развитие головного
мозга характеризуется увеличением
количества ассоциативных волокон и
образованием новых нервных связей. В
этот период масса мозга увеличивается
незначительно.
В развитии коры
больших полушарий сохраняется общий
принцип: сначала формируются филогенетически
более старые структуры, а затем более
молодые. На 5-м лунном месяце, раньше
других появляются ядра, регулирующие
двигательную активность (4-е и 6-е поле
прецентральной области), но в дальнейшем
4-е поле развивается несколько раньше,
чем 6-е. На 6-м лунном месяце появляется
ядро кожного анализатора — 1, 2 и 3-е поле
постцентральной области. Зрительный
анализатор (17, 18 и 19-е поле
затылочной области) выделяется в 6 лунных
месяцев, причем 17-е поле созревает
раньше 18-го и 19-го. Позже других развиваются
филогенетически новые области: лобная
(на 7-м лунном месяце), нижнетеменная
(в это же время), затем височно- теменная
и теменно-затылочная.
Филогенетически
более молодые отделы коры больших
полушарий у новорожденных развиты
слабее и с возрастом относительно
увеличиваются, а более старые, наоборот,
с возрастом относительно уменьшаются.
Функциональные
особенности развития коры больших
полушарий.
У новорожденного большие полушария
головного мозга не обладают регулирующим
влиянием на нижележащие отделы
центральной нервной системы.
Кора больших
полушарий и пирамидные пути не регулируют
движений, поэтому у новорожденных они
носят обобщенный характер и не имеют
целенаправленности, за исключением
движений, связанных с приемом пищи.
Повышение мышечного
тонуса в первые дни после рождения
связывают с недостаточной зрелостью
коры больших полушарий. Считают, что на
ранних этапах периода новорожденное™
функции ребенка регулируются в
основном промежуточным мозгом.
Рефлекторные дуги безусловных рефлексов
проходят через зрительные бугры и
паллидум.
У новорожденных
животных раздражение моторной зоны
коры в возрасте до 10 дней не вызывает
ответной двигательной реакции, а
экстирпация (удаление) отдельных участков
двигательной зоны не приводит в
дальнейшем к нарушению движений, тогда
как у взрослого такая операция приводит
к параличу.
Поведение
новорожденного в окружающей среде
регулируется кожными, вкусовыми,
статическими и статокинетическими
безусловными рефлексами.
У новорожденных
детей отмечается повышенная возбудимость
и легкая утомляемость коры больших
полушарий головного мозга. При
действии безусловных раздражителей
наблюдается широкая генерализация
нервных процессов. Ко 2-му месяцу жизни
возбудимость становится такой же, как
и у взрослого.
К 20-му дню жизни
ребенка возрастают сила и концентрация
нервных процессов при осуществлении
безусловных пищевых рефлексов. Это
связано с сужением рефлексогенных зон,
уменьшением латентного периода
рефлексов и развитием торможения. При
развитии безусловных оборонительных
реакций генерализация уменьшается.
Электрическая
активность мозга регистрируется уже у
5-ме- сячного плода, но она отличается
отсутствием регулярного ритма. Эта
особенность имеет место и у 6-месячного
плода. В его ЭЭГ преобладают колебания
с частотой 5 в секунду, которые сочетаются
с более медленными — 1—3 в секунду. Эта
активность носит прерывистый характер,
интервалы имеют различную, часто большую
длительность. У 6-месячного плода не
отмечается отличий в
электрической активности разных отделов
коры больших полушарий— она носит
однотипный характер.
Электрическая
активность мозга, регистрируемая у
8-месячного плода, постоянна. Его ЭЭГ
сходна с характером электрической
активности новорожденных и характеризуется
нерегулярными колебаниями разной
(преимущественно небольшой) амплитуды.
Наблюдаются различия в ЭЭГ во время сна
и бодрствования; во время сна амплитуда
волн значительно увеличивается. Изменения
ЭЭГ во время сна связывают с деятельностью
неспецифических ядер таламуса.
Одним из показателей
функциональной готовности коры больших
полушарий являются ее реакции на внешние
воздействия. Ряд исследователей считает,
что кора больших полушарий до 3 месяцев
жизни ребенка не участвует в реакциях
на внешние раздражения. У новорожденных
установлено наличие реакции вовлечения
коры больших полушарий в ответ на
звуковые, световые и тактильные
раздражения. Реакция вовлечения у
новорожденного иная, чем у взрослого
человека: если у взрослого в ответ на
внешний стимул возникает десинхронизация
и учащение ритма, то у новорожденных
— уменьшение частоты и амплитуды всех
волн.
Функциональное
развитие коры больших полушарий связано
с возрастными особенностями формирования
условных связей. Эти вопросы рассматриваются
в следующей главе.
Содержание
1)Введение
2)Общие закономерности
морфологического и функционального
развития
3)Рост и развитие
спинного мозга
4)Рост и развитие
продолговатого мозга и моста
5)Рост и развитие
мозжечка
6)Рост и развитие
среднего мозга
7)Рост
и развитие промежуточного мезга и
базальных ядер
8)Развитие
коры больших полушарий головного мозга
Введение
Онтогене́з
(от греч. οντογένεση: ον — существо и
γένεση — происхождение, рождение) —
индивидуальное развитие организма от
оплодотворения (при половом размножении)
или от момента отделения от материнской
особи (при бесполом размножении) до
смерти.
У
многоклеточных животных в составе
онтогенеза принято различать фазы
эмбрионального (под покровом яйцевых
оболочек) и постэмбрионального (за
пределами яйца) развития, а у живородящих
животных пренатальный (до рождения) и
постнатальный (после рождения) онтогенез.
У
семенных растений к эмбриональному
развитию относят процессы развития
зародыша, происходящие в семени.
Термин
«онтогенез» впервые был введён Э.
Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза
происходит процесс реализации генетической
информации, полученной от родителей.
Раздел
современной биологии, изучающий
онтогенез, называется биологией развития;
начальные этапы онтогенеза изучаются
также эмбриологией.
Список
литературы.
1.Н.
И. Обреимова, А. С. Петрухин «Основы
анатомии, физиологии и гигиены детей и
подростков», Москва, 2000 г.
2.
А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер
«Возрастная физиология и школьная
гигиена», Москва «Просвещение» 1990 г.
3.
«Энциклопедия для детей. Человек» том
18 часть 1, Москва «Аванта+» 2001 г.
4.
Е. И. Антоненко, Т. П. Степанова «Медицинская
азбука», 1993 г.
5.
Остапов Н. А Бугаева С. В. «Детские
болезни», 2003 г.
6.
Романовский В. Е. «Клинический справочник
фельдшера», 1995 г.
Реферат
«Онтогенез
нервной системы человека»
Студентки
1 курса
Специальности
«практическая психология»
Шаповал
Виктории
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник