Контрольная среда и развитие ребенка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Западнодвинского района детский сад «Петушок»
МИНИПРОЕКТ
«Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС»
Разработала: Горбачева Татьяна Александровна
Воспитатель 1 категории
Город Западная Двина
2016 год
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Мини проект по организации образовательного процесса и развивающей среды ДОО…………………………………………………………………….…4
3.Заключение……………………………………………………………………12
4.Список литературы……………………………………………………… 13
Введение.
C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка.
Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».
Мини проект по организации образовательного процесса и развивающей среды ДОО
Краткая аннотация проект.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект инновационного подхода к созданию предметно-развивающей среды в условиях перехода. Согласно ФГОС выделены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Общие положения
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы/кабинета, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:
— предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
— его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
— развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
— изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
В работе над проектом определили.
Объект: развивающая образовательная среда в ДОО.
Предмет: игровая деятельность детей всех возрастных групп дошкольников.
Условия: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Вид проекта: педагогический
Участники проекта: педагоги, родители.
Продолжительность проекта: 2 года
Тип проекта: долгосрочный.
Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта опираются на следующие противоречия:
между внутренней способностью личности к самоактуализации, необходимостью проживания каждого этапа детства и «формирующим» воздействием современной системы образования как части предметно – пространственной среды;
между психолого-педагогическим потенциалом современного дошкольного учреждения как среды личностного развития ребенка и преобладающей на практике «знаниевой», «когнитивной» ориентацией его образовательного процесса.
между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется.
Нормативно-правовой и организационной основой проекта является:
Конституция Российской̆ Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»»);
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Актуальность проблемы
В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников
(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,
художественной, театрализованной);
4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Гипотеза состоит в том, что каждый компонент предметно-развивающей среды будет предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, а именно:
1. поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности;
2. созданная эстетическая среда вызовет у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает положительными впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Новизна. Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает нам проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Этапы и мероприятия реализации проекта
Подготовительный этап
Изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений района. Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.
Пути реализации:
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
1.Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
2.Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ.
3.Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
4.Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
5.Защита педагогами проектов организации группового пространства.
6.Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
7.Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
8.Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта
9.Разработка плана проекта.
10.Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
Реализационный этап
Внедрение модели развивающей образовательной среды в ДОО и основные принципы ее организации.
Пути реализации:
Проведение педагогического часа на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном
дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.
Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.
Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.
Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные,
познавательно-развивающие стенды и др.
Оформление территории детского сада.
Заключительный этап
Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.
Пути реализации:
Написание и оформление проекта.
Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогами групп.
Написание протокола педагогического совета «развивающая предметно-пространственная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Написание конспектов консультация для педагогов:
«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями»
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном
дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
1. Понимание родителями создаст творческую атмосферу в работе педагогов важности своего участия в создании комфортной предметно-развивающей среды в группе и на участке.
2. Обогащение предметно-развивающей среды.
3. Создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
4. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям ДОУ.
Перспективы проекта:
1. Подтвердится гипотеза.
2. Расширятся педагогические и психологические функции сотрудничества ДОУ и семьи.
3. Решится задача всестороннего развития детей, которое станет еще более целенаправленным и углубленным.
4. Будут применяться результаты проекта педагогами ДОУ по применению моделей сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме создания предметно-развивающей среды.
Заключение.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Если в МАДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Список литературы:
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). – изд-е 3-е, изм. и доп. ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. –192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // https://www.минобрнауки.рф/3447.pdf
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. ISBN 978-5-85630-100-6
Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образова- тельных учреждении «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»»);
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Источник