Контрольная работа общение и его роль в развитии ребенка
Государственное образовательное автономное учреждение
Амурской области среднего профессионального образования
Амурский педагогический колледж
Методические рекомендации
для самостоятельного изучения темы:
«Роль общения в психическом развитии ребенка»
по междисциплинарному курсу « Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»
Разработала: Рахимова Н.В.
преподаватель психологии, высшей квалификационной категории
2012
Тема: Роль общения в психическом развитии ребенка
Цель: познакомиться с ролью общения в психическом развитии ребенка, раскрыть основные пути влияния общения на психическое развитие детей, подобрать методики изучения межличностных отношений в процессе общения у дошкольников, изучить понятия: госпитализм, депривация, общение, коммуникация, дефицит общения, социометрия.
План:
1. Влияние общения на общее психическое развитие ребенка
2. Пути влияния общения на психическое развитие детей
3. Методы изучения межличностных отношений в процессе общения у дошкольников
Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.
Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
1) изучение «детей–маугли»;
2) исследование природы и причин так называемого госпитализма;
3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Полная изоляция детей от взрослых, по–видимому, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении полуживотных. Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте.
Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей, а также общение может способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.
Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:
1) в самой области общения (Х. Т. Бедельбаева, 1978б; Е. О. Смирнова, 1980);
2) в области любознательности детей (Д. Б. Годовикова, 1976; Сарториус Т. Д. // Проблемы общей…, 1979);
3) в сфере их эмоциональных переживаний (С. Ю. Мещерякова // Общение и его влияние., 1974);
4) при формировании любви ко взрослому (С. В. Корницкая, 1973) и дружеских привязанностей к ровесникам (Р. А. Смирнова, 1981);
5) в сфере овладения речью (М. Г. Елагина, 1977а, б; А. Г. Рузская // Общение и его влияние., 1974);
6) в сфере личности и самосознания детей (Н. Н. Авдеева, М. И. Лисина; И. Т. Димитров; А. И. Силвестру // Исследования по проблемам…, 1980).
Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.
2. Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом:
1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.
3. Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется.
Изучая взаимоотношения между детьми, психологи используют несколько методов. Одним из важнейших методов изучения личности и межличностных отношений является наблюдение за свободным поведением и общением детей.
Наблюдение – один из основных эмпирических методов исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: социометрическая методика, референтометрический метод, методы исследования личности.
Сделайте анализ социометрических методик, используемые в дошкольном коллективе. (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников – диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.)
Контрольный тест по изученной теме
Выберите правильный ответ:
1. Комплекс оживления – это…
А) Положительная эмоционально-действенная реакция младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, прикосновения.
Б) Приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.
В) Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета
2. Когда у младенца появляется «комплекс оживления» по исследованиям Н. М. Щелованова:
А) 0-6 месяцев.
Б) 2,5- 4 месяца.
В) 6-12 месяцев.
3. Явление характеризуется изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве – это…
А) Госпитализм
Б) Социализация
В) Развитие
4. Ведущая деятельность детей в младенчестве
А) Эмоциональное общение со сверстниками
Б) Эмоциональное общение со взрослыми
В) Предметная деятельность
5. Какая форма общения в младенческом возрасте характеризуется: «Общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между взрослым и ребенком нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным его содержанием является выражение отношения к другому…»
А) Ситуативно-личностное общение
Б) Ситуативно-деловое общение
В) Внеситуативное общение
6. Кто из ученых изучал синдром патологического психического развития ребенка, в результате отделения младенца от матери, или госпитализм.
А) А.Р. Лурия
Б) Р. Спитц
В) З. Фрейд
7. Межличностные отношения – это…
А) Восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Б) Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия
В) Особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов
8. Социометрия – это…
А) Экспериментальный метод, обеспечивающий изучение и регуляцию отношений между людьми и применяемые для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.
Б) Система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности.
В) Стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви.
Правильные ответы: 1. А, 2. Б, 3.А, 4. Б, 5. А, 6. Б, 7. В, 8. А
Список использованных источников:
Галигузова Л.Н., Смиронова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Академия., 2004.
Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие; сост. С.В. Велиева. – СПб, 2005.
Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога: серия «Психологический практикум»/ Н.Н. Ежова. – Ростов н/Д., 2004.
Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 2010.
Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Павлова, Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. – М. : Генезис, 2008. – 42 с.
Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой.- М., 2002.
Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2009. – 368 с.
Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова. – Ростов н/Д, 2005.
https://www.ivalex.vistcom.ru/metod60.html
https://nsportal.ru/detskii-sad
https://pedsovet.org/component/option,com_
www.superinf.ru/view_helpstud.php?id
Источник
Надежда Карпова
Общение и его роль в развитии детей дошкольного возраста. Планирование и руководство различными формами общения дошкольников
Тема: Общение и его роль в развитии детей дошкольного возраста. Планирование и руководство различными формами общения детей дошкольного возраста.
Подготовила: Карпова Н. И
Содержание
Введение. 2стр.
1. Общение дошкольников с взрослым. 3стр.
2. Общение и его роль в развитии ребенка. 4-6стр.
3. Понятие планирования. 7-8стр.
4. Принципы планирования. 9-10стр.
Заключение. 11стр.
Список использованных источников. 12стр.
Введение
Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства—любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими.
Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — что всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.
1. Общение дошкольников с взрослым
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Конечно, «взрослый» — понятие не абстрактное. Взрослый всегда конкретный человек —мама, папа, бабушка, воспитатель, медсестра. Воспитатели часто утверждают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества —задача родителей; только мать или отец могут воспитывать ребенка, дать ему тепло и ласку. Но это не совсем так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отношение к ним воспитателя и характер его общения с ним существенно отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не может ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.
Проблема общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта. Во-первых, это развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Из этого следует, что педагогу необходимо знать интересы детей разного возраста, уметь поддержать подходящие темы для разговора с ними, определять уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.
Во-вторых, общение влияет на развитие личности ребенка. Работая с детьми, педагог должен представлять, как через общение с ребенком можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание детей, их инициативность и произвольность.
2. Общение и его роль в развитии ребенка
Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства—любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими.
Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — что всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.
Деятельность парикмахера, портного или врача также направлена на другого человека, но при этом настроение и отношение клиента или пациента к специалисту не имеют решающего значения для успеха деятельности, а его излишняя активность может даже помешать. Поэтому действия данных специ-алистов нельзя назвать общением (хотя отдельные его фрагменты, естественно, могут сопровождать их работу). Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимику, жесты, нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий (вы-сказываний, жестов, мимики) может свидетельствовать, что данный акт есть общение.
Чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, М. Лисина предложила следующие четыре критерия:
1) внимание и интерес к другому — наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него;
2) эмоциональное отношение к другому человеку;
3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе,—человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и каким-то образом относится к его воздействиям, таким образом, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание можно считать наиболее характерным моментом общения;
4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, — изменение активности (настроения, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.
Наличие совокупности перечисленных критериев могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.
Однако общение — это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное — чтобы этот предмет общения, его содержание были общими для людей, вступивших в общение.
Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном — ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.
3. Понятие планирования
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Когда мы говорим о планировании необходимо в первую очередь определить основные виды деятельности, которые должны найти свое отображение в плане работы. К ним можно отнести следующие виды:
Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.). Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.
Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков.
Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает.
Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится к области трудового воспитания. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.
Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада.
Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) используется несколько различных видов планирования:
— Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;
— Годовой план ДОУ;
— Тематические планы (по основным видам деятельности);
— Индивидуальные планы специалистов и администрации;
— Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
4. Принципы планирования
Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей.
Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
Учет местных и региональных особенностей климата.
Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности (занятий, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
Заключение
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее «. Язык отражает один из основных смыслов общения — являясь связующим звеном между людьми, способствовать нахождению и передачи общего что есть (или может быть) между ними. Причем это общее может быть как что-то возникшее только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знание.
Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка, что происходит в случае недостаточного общения с ребенком.
Список использованных источников:
1. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т. 4, М., Педагогика,
1984
3. Лебединский В. В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М. ,
Изд-во Моск. Ун-та, 1991
4. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. с фр. Репрод. изд. М., 1988
5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т. 2,
М., Педагогика, 1983
6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.
7.. М., “ЦПП”, 1997
8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.
9. Эмоциональное развитие дошкольника. Кошелева А. Д. М., Просвещение,
1985
10. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996
Источник