Контрольная работа история развития ребенка

История дошкольного воспитания.
Организация детского сада в 19 веке.
В первой половине XIX в. в России стали возникать учреждения нового типа — приюты для детей. В лучших из них, в частности созданных Е.О. Гутелем при Гатчинском сиротском институте, вырабатывалась теория общественного воспитания маленьких детей в закрытых воспитательных учреждениях. Известный общественный деятель того времени — В.Ф. Одоевский подчеркивал необходимость создания особой науки о воспитании детей до школы.
Вопросы раннего воспитания и обучения детей актуализировались в этот период. Все больше осознается значение раннего детства в формировании человека. Больше внимания уделяется изучению особенностей развития маленьких детей, разработке задач, содержания и методов воспитания детей до школы.
Демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов развивали положения о единстве человеческого организма и психики, материалистическое обоснование путей познания и процесса обучения. Известный русский педагог Н.И. Пирогов в статье «Вопросы жизни» (1856 г.) высказал ряд ценных положений для теории дошкольного воспитания.
Значительный вклад в развитие просвещения внес русский педагог К.Д. Ушинский. Его идеи о решающей роли воспитания в формировании личности человека, о значении педагогической литературы, о детстве как особом периоде жизни с присущими ему возрастными возможностями и особенностями и др. оказали большое влияние на развитие образования в России.
Активное участие в решении вопросов обучения и воспитания принял русский писатель Л.Н. Толстой, он выступал за развитие активности и творчества детей, огромное значение придавал раннему воспитанию.
В конце XIX века в зарубежных странах наряду с благотворительными детскими садами начали распространяться Центры дневного ухода, осуществляющие уход за детьми бедных матерей, вынужденных трудиться на производстве из-за низких доходов их семей. В отличие от детских садов, основной задачей Центров была забота и уход за детьми, а не их развитие и обучение.
Наряду с детскими садами использовалась другая форма общественного дошкольного воспитания — это дамские школы, которые устраивали женщины-воспитательницы на основании финансового договора с матерями. В дамских школах детей немного учили шить, вышивать, читать и т.п., но главным образом обеспечивали элементарный уход за детьми.
Одним из краеугольных вопросов того времени — как учить естественным, радостным путем — остается актуальным и сегодня. Какой бы способ ни был придуман энтузиастами и экспериментаторами. Все же большинство преподавателей механически разучивали урок по заранее составленному плану. Ставился вопрос о том, чтобы дошкольное воспитание оказалось включенным в единую непрерывную систему народного образования (в США это произошло в 1840 г., в Великобритании — в 1870 г., в Голландии — в 1956 г.).
Один из основоположников современной системы дошкольного воспитания Ф. Фребель дал своему дошкольному заведению, открытому в 1837 в Бланкенбурге (Германия) название «детский сад». Созданные им детские сады нашли самое широкое распространение во всем мире. Основная идея Ф. Фребеля состояла в том, чтобы сделать более цивилизованной жизнь в семье, сформировать уклад жизни всей нации и повлиять на жизненные устои человечества в целом. В результате усилий последователей Ф. Фребеля вся вторая половина 19 века прошла под знаком его учения, в частности в России «фребелички» (детские сады) были заметным общественным явлением.
Педагоги России видели положительное в системе Ф. Фребеля — во внимании его к детям раннего возраста, их деятельности, системе и последовательности в играх и занятиях, создании специального дидактического материала, в организации особого типа дошкольного учреждения — детского сада. Вместе с тем они подвергали критике фребелевскую систему за ее мистицизм, искусственность, чрезмерную систематизацию и формальный характер занятий, введенных во фребелевских садах. Это тоже явилось стимулом к обсуждению и разработке в России ряда теоретических проблем дошкольного воспитания.
В 60-е годы XIX в. в России возникли первые детские сады как особый тип открытых воспитательных дошкольных учреждений (семейные детские группы, платные частные детские сады, первые народные детские сады как благотворительные учреждения для детей народа). Одна из задач первых детских садов — помочь преодолеть сложный для ребенка переход из «беззаботного детства» к школьному обучению, подготовить ребенка к обучению в элементарной школе. Они ставили своей задачей не только воспитать привычку трудиться, научить слушать учителя, развить в ребенке внимание, память, усидчивость, но и дать первоначальные навыки чтения, письма, счета. В этом случае они назывались приготовительной или подготовительной школой под названием «Детский сад», а в работе детского учреждения использовалась урочная система обучения. В Америке бурный рост детских садов начался в 1860 г.
Хронологически кратко историю появления детских садов можно представить следующим образом:
Самуил Уильдерспин открыл похожий детский сад для детей рабочих, ремесленников, крестьян в Лондоне.
В 1923 году С.Уильдерспин, основываясь на своем опыте работы с детьми, написал работу «О важности воспитания детей бедняков».
Данный прототип детского сада положил начало распространению детских садов и учреждений дошкольного типа по всей Великобритании:
в 1904 году в Бирмингеме открылся первый народный детский сад, который в 1917 г. получил название «школа-ясли»;
в 1918 г. английское правительство официально разрешило открывать или поддерживать дошкольные учреждения для детей от 3 до 5 лет.
1837
Немецкий педагог Фридрих Фрёбель придумал само название «детский сад» и организовал «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Однако данное учреждение просуществовало всего 7 лет, и было закрыто из-за недостатка средств. При этом к 1847 году уже существовало 7 подобных детских садов на территории Германии. В 1850-х Фрёбель открыл еще один детский сад в Мариентале, однако в 1851 году по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть социалистической системы Фребеля, якобы имеющей целью вести юношество к атеизму.
1880-90-е
Формируется система общественного дошкольного воспитания во Франции под влиянием идей и деятельности Полины Кергомар, которая, работая в Министерстве образования, в течение 20 лет руководила дошкольным образованием.
1907
Мария Монтессори открыла свое первое дошкольное учреждение для детей рабочих в Риме. Опыт двухлетней работы, этого учреждения она опубликовала в 1912 г. в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания.
Также в этом же году ОвидомДекроли в Брюсселе была открыта школа для детей от 3 до 18 лет.
Проекты Монтессори и Декроли продолжают существовать до сегодняшнего дня.
1911
На женской конференции в Бремене Клара Цеткин предложила план реформы школьного дела — план создания единой светской, государственной бесплатной школы от детского сада до высших учебных заведений.
Организация детского сада в 20 веке.
В 1917 г. в России происходят преобразования, которые затронули и образование. Вместо разрозненных казенных, частных и других школ и небольшого числа дошкольных учреждений создается единая государственная система народного образования. К 1920 г. В РСФСР было открыто до 5 тысяч дошкольных учреждений, охватывавших до четверти миллиона детей. В Москве создается детский сад при первой опытной станции Наркомпроса, которым руководила Л.К. Шлегер. Опытный детский сад, возглавляемый Е.И. Тихеевой, работал в Петрограде. Следуя идеям К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева четко ставила вопрос о программе для детей дошкольного возраста, обучении детей. Опытный детский сад под руководством
Ю.И. Фаусек функционировал при Петроградском институте дошкольного образования. Развивается сеть детских учреждений в деревне.
Значительным событием этого периода были Всероссийские съезды по дошкольному воспитанию. Серьезный вклад в работу съездов внесли видные известные отечественные ученые: СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеева, Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, К.Н. Корнилов, П.П.
Весомую роль в развитии еще только складывающейся научной теории советского дошкольного воспитания сыграли труды крупнейших психологов СЛ. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, К.Н. Корнилова и педагогов П.Н. Груздева, Е.Н. Медынского, И.Ф. Свадковского, И.А. Каирова и др.
Встает вопрос о комплексности и систематичности педагогического процесса детского сада. С особой остротой поднимается вопрос о программе детского сада, ее структуре, содержанию. В Наркомпросе при участии большого коллектива теоретиков и практиков разрабатываются такие документы, как «Проект программы детского сада» (разработан дошкольным сектором Научно-исследовательского программно-методического института и специальной комиссией НКП под руководством А.В. Суровцевой), «Программы и внутренний распорядок детского сада», «Руководство для воспитателя детского сада». В Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР организуется отдел по дошкольному воспитанию под руководством А.П.Усовой.
Наибольшее развитие детские сады на нашем пространстве получили в Советский период, что было связано с трансформациями в сфере семейно-брачных отношений.
В Советском Союзе женщины также активно использовались как экономическая, политическая и социальная сила. При этом материнство мыслилось в терминах гражданской обязанности по воспроизводству и социализации советских граждан. Соответственно государство проводило политику социальной поддержки материнства и охраны здоровья женщины. Чтобы разгрузить женщин от тяжкого «домашнего рабства», государство стало создавать систему ясель, детских домов и пунктов общественного питания. Детский сад позволял раньше выйти на работу, быть активно включенной в общественную деятельность.
Количество детских садов и детей в них в период с 1925 по 1928 гг.
В 1937 г. были введены ведомственные детские сады, в1959 г. создается новый вид дошкольного образовательного учреждения – ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.
Также в связи с проблемами послевоенного периода, большими потерями мужского населения в 1949 г. был принят специальный указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому плата за содержание в детских садах и яслях детей для одиноких матерей снижалась на 50%.
Постепенно все большее внимание стало уделяться развитию сети детских садов в сельской местности: были введены «Положение о колхозном детском саде» (1954) и постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (1973).
С середины XX века движение детских школ продолжало разрабатывать прогрессивную философию образования, целью которой часто называют обучение «ребенка в целом» (проект «Хэд Старт»), где основным способом развития мышления в дошкольном возрасте считается игра.
Большинство зарубежных учебных заведений США руководствуются идеями Ж. Пиаже, для которого наиболее важным было когнитивное развитие ребенка. Применение его теории на практике состоит в том, что виды детской деятельности должны соответствовать специфическим потребностям каждой возрастной группы. Понимание особенностей развития позволяет педагогу проводить занятия, избегая потери своего времени и не ускоряя темпов работы самих детей. Развитие, считал Ж. Пиаже, проходит определенные стадии, ни одна из которых не должна быть пропущена: сенсомоторная (от 0 до 2 лет), конкретных операций (от 2 до 11 лет), формальных операций (подростковый возраст). Важно, что разные дети могут проходить эти стадии в относительно разном возрасте, и готовность к поступлению в школу наступает у каждого в определенный момент.
Современные зарубежные специалисты в области воспитания детей применяют теорию психосоциального развития Э. Эриксона, возрастные стадии развития отношения индивидуума к социальному окружению. Социальное созревание, согласно Э. Эриксону, подобно когнитивному созреванию (эпигенетический принцип); «Я» (эго) контролирует деятельность мышления и рассуждения. Если детский сад, семья и общество в целом подавляют инициативу ребенка, то у него может сформироваться комплекс вины. Образовательное заведение, считает Э. Эриксон — место для приобретения не только академических знаний, но и социальных.
Число дошкольных учреждений выросло за это время в десятки раз, причем в городах больше, чем в сельской местности. Оказалось, что умение существовать в коллективе оказывает положительное влияние на детей, а женщины, занятые трудом, благотворно влияют на гуманизациювсех производственных процессов.
Источник
Содержание
Введение
1. Установление происхождения ребенка
2. Установление отцовства в судебном порядке
3. Установление судом факта признания отцовства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В соответствии со статьёй 38 Конституции РФ, забота о детях, их воспитание являются равным правом и равной обязанностью родителей. Более подробно семейные отношения в вопросе воспитания детей регламентирует Семейный Кодекс РФ, который содержит в себе конкретный перечень таких прав и обязанностей родителей. Стоит отметить, что Семейный Кодекс РФ является одним из самых грамотно кодифицированных источников права в области семейных отношений вообще. Устанавливая равноправие супругов по всем вопросам семейной жизни, закон требует равного исполнения всех требований в этой области от обоих супругов. Это значит, что обязанность по обоюдному воспитанию детей лежит на молодых родителях и возникает в силу происхождения ребёнка. Говоря простым языком, государство требует установить, что конкретный ребёнок является совместным ребёнком конкретных родителей. Только после этого возникает установленный Семейным Кодексом набор прав и обязанностей по воспитанию детей.
Происхождение ребёнка устанавливают органы ЗАГС, которые вносят соответствующие записи в регистрационные книги. В соответствии со ст.7 Конвенции о правах ребёнка, происхождение ребёнка должно устанавливаться сразу после его рождения, так как это требуется в силу беспомощности новорожденного и ответственности за него конкретных родителей. Бывают редкие исключения, когда дети рождаются в условиях, в которых невозможно внесение записи в органах ЗАГС по месту проживания супругов.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса установления происхождения детей
1. Установление происхождения ребенка
Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании:
— документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды;
— документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой, — при родах вне медицинской организации;
— заявления лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка — при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи (ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление о рождении ребенка устно или в письменной форме работнику органа загса, производящему государственную регистрацию рождения.
При отсутствии у указанного лица возможности явиться в названный орган подпись его заявления о рождении ребенка данной женщиной должна быть удостоверена организацией, в которой указанное лицо работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией или органом местного самоуправления по месту его жительства либо администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении.
При отсутствии указанных выше оснований для государственной регистрации рождения государственная регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.
В статье 48 СК РФ указываются случаи признания супруга (бывшего супруга) матери ребенка:
— если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой;
— если брак между родителями ребенка расторгнут и прошло не более трехсот дней с указанного момента до дня рождения ребенка;
— если брак признан судом недействительным, но со дня признания его недействительным до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней;
— если супруг умер, но со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более трехсот дней.
Однако материнство, как и отцовство, может быть оспорено в соответствии со ст. 52 СК РФ, за исключением случаев рождения ребенка суррогатной матерью со ссылкой на эти обстоятельства. Так, запись родителей в книге записей рождений может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.
Сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании документов, указанных в ст. 14 ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ч. 1 ст. 48 СК РФ), а сведения об отце ребенка — на основании свидетельства о браке родителей. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.
Случаями определения отцовства, не состоящего в браке с матерью ребенка, являются:
— совместное заявление отца и матери ребенка в орган загса;
— заявление отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия — по решению суда в случае:
— смерти матери;
— признания матери недееспособной;
— невозможности установления места нахождения матери;
— лишения матери родительских прав.
В некоторых случаях подача совместного заявления об установлении отцовства после рождения ребенка может быть затруднительна, например, если отец будет призван в армию или планируется его длительная командировка.
В этих случаях будущие родители могут подать заявление в орган загса во время беременности матери. Запись о родителях ребенка будет произведена после рождения ребенка. До тех пор любой из родителей может отозвать заявление. Однако такое заявление впоследствии может быть доказательством признания отцовства (ст. 50 СК РФ).
В соответствии с комментируемой частью и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»[1]
по достижении ребенком совершеннолетия, т.е. 18 лет, государственная регистрация его рождения может производиться как по заявлению самого ребенка, достигшего совершеннолетия, так и с его согласия. Если же совершеннолетний признан недееспособным, то подобное заявление может быть подано только с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства. Это служит гарантией защиты прав и интересов недееспособного от возможных злоупотреблений со стороны лица, объявляющего себя его отцом, и позволяет допускать установление отцовства в отношении недееспособного только в тех случаях, если оно отвечает его интересам.
В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» разъясняется, что если при рассмотрении дела об установлении отцовства ответчик выразил согласие подать заявление об установлении отцовства в органы загса, суд выясняет, не означает ли это признания ответчиком своего отцовства и, исходя из правил ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, обсуждает вопрос о возможности принятия признания ответчиком иска и вынесения в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ решения об удовлетворении заявленных требований.
2. Установление отцовства в судебном порядке
В соответствии со ст. 49 СК РФ установление отцовства в суде возможно по иску:
— одного из родителей несовершеннолетнего ребенка;
— опекуна или попечителя несовершеннолетнего ребенка;
— лица, на иждивении которого находится ребенок;
— самого ребенка по достижении им совершеннолетия.
Чаще всего истцом по делу об установлении отцовства является мать ребенка, а ответчиком — предполагаемый отец. В некоторых случаях истцом может выступать отец ребенка, например при несогласии матери на установление отцовства в загсе.
В законе (ст. 49, п. 3 ст. 48 СК РФ) предусмотрены необходимые условия установления отцовства в судебном порядке. К ним относятся:
— отсутствие зарегистрированного брака между родителями ребенка на момент его рождения;
— отсутствие совместного заявления родителей или заявления отца ребенка в орган загса об установлении отцовства;
— отсутствие согласия органа опеки и попечительства на установление отцовства в загсе по заявлению отца ребенка в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав.
3. Установление судом факта признания отцовства
Согласно ст. 50 СК РФ факт признания отцовства может быть установлен в судебном порядке, для чего граждане могут обратиться с заявлением об установлении факта отцовства в районный (городской) суд по месту жительства. В заявлении необходимо обязательно указать, для какой цели необходимо установить данный факт (установление происхождения ребенка и его права, связанные с правом на пенсию по утрате кормильца, правами на наследственное имущество).
Также должны быть приведены доказательства, подтверждающие факт отцовства, содержаться сведения о смерти отца ребенка, из-за которых невозможно установление отцовства в отношении ребенка путем обращения в органы загса.
Решение суда об установлении отцовства будет являться основанием для регистрации отцовства в органах загса и получения свидетельства о рождении ребенка с указанием данных его отца.
Заключение
Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в порядке, установленном законом. Установление материнства, т.е. происхождение ребенка от данной женщины, обычно трудностей не вызывает и устанавливается органом записи актов гражданского состояния (загсом) на основании документов медицинского учреждения, в котором ребенок родился. Но иногда случается и так, что роды произошли вне медицинского учреждения и тогда происхождение ребенка от матери может быть подтверждено медицинскими документами, свидетельскими показаниями либо иными доказательствами.
Отцом ребенка, родившегося в зарегистрированном браке, признается супруг матери, если не доказано иное. При этом важно помнить, что в России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Религиозный обряд брака правового значения не имеет.
Отец и мать ребенка, состоящие в браке между собой, записываются его родителями в книге записей рождений по заявлению любого из них. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке. Если женщина заявляет, что отцом ее ребенка является не ее супруг (бывший супруг), а другое лицо, отцовство данного лица устанавливается по правилам установления отцовства в отношении детей, рожденных вне брака.
Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается подачей отцом и матерью ребенка совместного заявления в органы загса.
Отцовство не может быть установлено по заявлению лица, признанного в судебном порядке недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, а также по заявлению опекуна этого лица. Орган загса не вправе принимать заявление об установлении отцовства, если в свидетельстве о рождении ребенка уже имеется запись об отце. Если такая запись сделана на основании свидетельства о браке или на основании свидетельства об установлении отцовства, в регистрации отцовства другого лица органы загса отказывают до вынесения судом решения об исключении прежних сведений об отце из записи акта о рождении.
Если ребенок родился у лиц, не состоящих в браке, а совместное заявление родителей или заявление отца ребенка об отцовстве отсутствует, происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) может быть установлено в судебном порядке по заявлению одного из родителей или опекуна (попечителя) ребенка, лица, на иждивении которого находится ребенок, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.
Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а об отце — по совместному заявлению отца и матери ребенка или отец записывается согласно решению суда. Если же мать умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав либо если невозможно установить ее местонахождение, запись об отце может быть произведена на основании его заявления с согласия органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.
При установлении отцовства в изложенном выше порядке дети, рожденные от лиц, не состоящих в браке между собой, имеют те же права и обязанности по отношению к родителям и (или) их родственникам, что и дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ.- 1993. – 12 дек.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 5 – ФЗ.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ.
4. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года, № 223-ФЗ.
5. Брагинский М.И. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав // Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М.: Фонд «Правовая культура». 2006.
6. Ершова Н.М. Имущественные правоотношения в семье. — М.: Наука. 2005.
7. Клейн Н.И. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав. – М.: Прогресс. 2007.
8. Масевич М. Г., Кузнецова И. М., Марышева Н. И. Новый Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: БЕК. 2008.
9. Мурадьян Э. М. Основные гражданско-правовые документы: образцы. — М.: Юрист. 2005.
[1]
СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
Источник