Контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений

Основная цель:

1) Контроль за ходом психического развития ребенка в нормативном содержании и возрастного процесса психического развития.

2) Оказание своевременной психологической помощи детям и их близким имеющим отношений к развитию, воспитанию и обучению детей.

Консультативная практика показывает, что в развитии детей укладывающихся в границы медико-биологической нормы имеются множество трудностей психологического плана:

1. Несоответствие требований со стороны социально-культурного отношения.

2. Оптимальное развитие ребенка в оптимальных условиях.

3. Влияние социально психологических факторов.

Общая задача возрастно-психологического консультирования – контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача включает следующие конкретные составляющие:

1. Ориентация лиц, участвующих в воспитании, каковыми являются родители, учителя и др., в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами).

4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.

5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах с детьми и родителями.

7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Практика возрастно-психологического консультирования позволяет говорить о том, что наиболее эффективной для процесса оказания психологической помощи по проблемам развития ребенка является следующая трехэтапная структура.

1-й этап: Первичный прием – на данном этапе консультант выслушивает запрос обратившегося за психологической помощью лица и выясняет содержание проблемы.

2-й этап: Диагностический этап – осуществляется анализ обоснованности запроса.

3-й этап: Этап разработки системы психолого-педагогических рекомендаций по профилактике и коррекции психического развития ребенка. При необходимости на данном этапе может быть осуществлена коррекция развития ребенка и/или коррекция родительских установок, психологическое просвещение родителей.

Первичный прием. Специфика возрастно-психологического консультирования заключается в том, что психологу приходится контактировать в самом начале работы в большей степени с родителями, обратившимися за помощью. Более того, контакты психолога-консультанта с родителями осуществляются несколько раз в течение всего хода консультирования. Каждая из данных встреч имеет свои особенности проведения.

Основными задачами первичного приема являются:

· создание доверительных, откровенных отношений;

· уточнение запроса (запросом в психологическом консультировании называется конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации).

· уточнение истории развития ребенка;

· предварительное выяснение родительской позиции и воспитательских установок;

· «заключение договора» о содержании совместной работы;

· осуществление психологической коррекции – достижение «терапевтического эффекта», то есть освобождение родителей от тяжелых чувств, обращение их внимания на позитивные стороны проблемы и на активный поиск возможных ее решений.

Важнейшей задачей практики возрастно-психологического консультирования является работа с родителями. Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития – одной из существенных детерминант развития личности ребенка. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те интерпсихологические социальные структуры, которые, будучи интериоризированными, преобразуются в интрапсихологические структуры личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина).

Цель работы с родителями в процессе возрастно-психологического консультирования заключается в повышении уровня родительской компетентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Реализация данной цели невозможна, если психолог-консультант не умеет создать доверительные, откровенные отношения со взрослыми, обратившимися по поводу ребенка.

В основе таких отношений лежит безусловное уважение, признание того беспокойства, которые родители испытывают в связи с проблемами их ребенка. Такое отношение не имеет ничего общего с прямой или косвенной критикой действий родителей, сомнениями в их педагогической компетентности. «Неуспешность» родителей должна быть предметом разговора только после обследования, анализа всех данных о ребенке, но и тогда обратная связь психологом должна даваться в особом виде, не ущемляющем самооценку родителей (в соответствии с принципом «Не навреди»).

В первую встречу с родителями психологу-консультанту следует уточнить запрос. Для этого внимательно выслушивается и фиксируется «первичная жалоба», а все уточняющие и наводящие вопросы рекомендуется задавать позже. Главное, что необходимо достичь психологу, – это понять, как выглядит проблема для самого взрослого. Излишне скоропалительные расспросы психолога часто содержат догадки, гипотезы, которые могут повлиять на сознание клиента. Внимательное выслушивание и подробное фиксирование «первичной жалобы» помогает консультанту проанализировать смысловые слои, уловки «сознания взрослого», что может подсказать подлинные истоки проблем ребенка, особенно в сочетании с данными обследования.

Уточнение истории развития ребенка происходит в процессе беседы с родителем о том, как рос и развивался ребенок. Обычно родители самостоятельно достаточно подробно излагают биографию ребенка, поэтому применять формально алгоритм сбора анамнестических данных зачастую не нужно. Но, тем не менее, психологу следует внимательно отслеживать те стороны жизни и деятельности ребенка, которые очень важны, но остались не освещенными в рассказе родителя.

Психологу-консультанту необходимо знать схемы сбора анамнестических данных для того чтобы ориентироваться на основные вехи процесса развития ребенка и отмечать в рассказе родителя признаки, имеющие важное диагностическое значение. В данном пособии предлагаются два варианта (А, Б) для проведения анамнестической беседы психолога-консультанта с родителями.

А) Схема анамнестической беседы (история развития ребенка). Приведенный перечень вопросов является лишь схемой, пункты которой необходимо корректировать в зависимости от многих факторов: характер жалобы родителей, индивидуальных особенностей ситуации и т. д.

I. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных и материальных условиях жизни семьи.

II. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и поcле рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка.

III. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

IV. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждений, например, круглосуточные или дневные; специальные логопедические; для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

V. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный фон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Про явления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

VI. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

VII. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте.

В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.д.). Посещает ли группу продленного дня?

Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

VIII. Аналогично строится опрос и по поводу подросткового возраста.

IX. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка.

Б) План динамической характеристики (В. Смекал).

I. Анкетные данные:

1. И.Ф.; дата и место рождения; возраст на момент обследования.

2. Дата обследования.

3. Место жительства ребенка.

4. Имена и фамилии родителей с указанием адреса; профессии родителей.

5. Школа, класс и год обучения; адрес школы; классный руководитель.

П.Кто просит об исследовании и цель исследования.

III. Причины исследования:

1. Основные жалобы, как их проводит заявитель; когда начались затруднения; каково их развитие; гипотеза о причинах возникновения и протекания согласно мнению просящего об исследовании.

2. Что предпринималось до настоящего времени по поводу проблем ребенка.

IV. Примененные методы: кто и как исследовал, кто давал сообщения при сборе анамнеза и т. д.

V. Факторы развития и жизненные условия:

1. Семейные предрасположения: возраст отца и матери во время рождения ребенка. Серьезные заболевания среди родственников, у родителей, братьев и сестер ребенка. Психические нарушения и аномалии у родителей, родственников, сестер и братьев. Долголетие. Способности или отсутствие способностей.

2. Врожденные предрасположения: протекание беременности и родов. Доношенность ребенка. Травмы матери в ходе беременности и т. д.

3. Развитие в раннем возрасте.

4. Перенесенные заболевания. Легкие и частые заболевания; серьезные заболевания. Травмы и операции. Реакции родителей и окружения на болезнь и травму. Последствия.

5. Питание (естественное или искусственное в первый год жизни; насколько полноценно питание в последующие годы).

6. Влияние природной среды.

7. Семейные влияния:

а) тип жилища, окрестности;

б) экономическое положение семьи;

в) образование, первоначальная и настоящая профессия, личностные качества родителей, братьев, сестер;

г) культурный уровень;

д) состав семьи;

е) положение ребенка среди братьев и сестер; его место в семейных отношениях;

ж) способ воспитания и отношение к ребенку родителей;

з) воспитательные цели в семье;

и) отношение семьи к школе.

8. Внесемейные и внешкольные влияния:

а) организованные (ясли, д/сад и т. д.);

б) неорганизованные: товарищи, которых ребенок себе выбирает; способ проведения свободного времени; неформальные компании и детские общества.

9. Влияние школы:

а) учителя, их отношение;

б) соученики и их отношения; позиции ребенка в коллективе; пропуски занятий в школе.

10. Нагрузочные ситуации:

а) обзор затруднений и препятствий, с которыми ребенок встречается от рождения и до настоящего времени;

б) обзор преимуществ и благоприятных жизненных обстоятельств.

Содержание рассказа, эмоциональность родителя, его поведение и характер общения с консультантом являются основными диагностическими данными в рамках первичного приема. На основании этих данных психолог-консультант может сделать предварительное предположение о родительской позиции и воспитательских установках. При условии вдумчивого и внимательного анализа консультант может вынести первоначальные диагностические суждения, достаточно точно построить гипотезу по поводу причин отклонения в поведении и развитии ребенка и выбрать направления дальнейшей диагностической работы.

Таким образом, в ходе первичной беседы с родителем по поводу его жалоб на поведение и развитие ребенка решается одна из диагностических задач – определить степень обоснованности жалоб родителей и, при необходимости, наметить диагностику отношения родителей к ребенку и направления дальнейшей работы с родителями.

Источник