Консультирование родителей ребенка с отклонениями в развитии

Консультирование родителей ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Оглавление

Введение. 3

Принципы отношения к воспитанию детей с отклонениями в развитии. 4

Психологическое консультирование родителей и детей. 5

Система служб и принципы психолого-педагогической помощи детям.. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3

Список использованной литературы: 3

Необходимость создания теоретических и методических основ психологического консультирования детей и их родителей обусловлена возросшим интересом к проблемам современной семьи. Постоянно увеличивается число семей, обращающихся за специализированной помощью к психологам. Родителей волнуют самые разные проблемы воспитания. Значительная часть обращающихся за психологической помощью семей имеет детей с отклонениями в развитии. Своевременно и правильно оказанная семье помощь самым положительным образом влияет на развитие проблемного ребенка.

В настоящее время психологическая помощь оказывается семьям и детям в различных образовательных учреждениях, реализующих разные направления деятельности и виды поддержки. Однако только мультидисциплинарное сопровождение может быть эффективным.

Выготский Л.С. считал, что по отношению к детям с нарушениями в развитии «задача состоит в том, чтобы связать воспитание дефективного ребенка с общими принципами и методами социального воспитания. Для этого обучение и воспитание дефективных детей должно стать социальным воспитанием, т.е. выпрямлять социальные вывихи ребенка, связанные со смещением тех систем, которые определяют все функции общественного поведения ребенка и их социальные последствия; найти пути налаживания социальных связей с жизнью и создать условия для компенсации дефекта».

Когда речь идет о детях с нарушениями в развитии, говорят о специальной лечебной педагогике. Между тем ясно, что незрячий или неслышащий ребенок – РЕБЕНОК в первую очередь, и только во вторую – ребенок особенный. Важно, чтобы взрослые ориентировались на индивидуальность ребенка как на принцип, иначе в результате получается нечто, в корне противоположное основам социального воспитания.

Всякое воспитание сводится, в конечном счете, к установлению новых форм поведения, к формированию условных реакций.

К ребенку с отклонениями в развитии, с точки зрения воспитания, необходимо подходить с той же мерой, что и к нормальному. По существу, нет разницы в психологической организации личности аномального и нормального ребенка. В воспитательном воздействии первостепенным является вопрос формирования потребностей. Например, если устная речь является условием существования неслышащих детей, то они вполне овладевают этой речью. Если же потребности в устной речи нет, то дети возвращаются к жестовой речи.

Воспитание должно быть ориентировано на социальную полноценность, необходимо считать ее реальной и определяющей точкой. Традиционное же воспитание детей с нарушениями развития, по словам Л.С. Выготского, «расслаблено тенденциями жалости, отравлено ядом болезненности. Нужно не обкладывать подушками больное место, а открыть преодолению, компенсации широкий путь. Следует помнить, что судьбу личности, в конечном счете, решает не дефект, а его социальные последствия».

Как правило, к ребенку с дефектом относятся, прежде всего, как к особенному ребенку. К нему возникает исключительное, не такое, как к другим детям, отношение. Именно эти повышенные дозы внимания являются тяжелым грузом для ребенка, препятствием, отделяющим его от остальных детей. Уже подчеркивалось отсутствие принципиальных отличий между нормальными и аномальными детьми: они – дети, их развитие идет по одним и тем же законам; разница заключается лишь в способе развития.

«Детская ненормальность» составляет в подавляющем большинстве случаев продукт ненормальных общественных условий. Ошибка взрослых заключается в том, что в детях видят только дефект, забывая, что в них есть еще нормальная психическая жизнь, которая в силу особых условий получает такой вид, который не встречается у нормальных детей.

Рассуждая о причинах такого явления, Л.С. Выготский приводит в качестве примера жизнь ребенка с нарушенным зрением. «Слепота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого ребенка и ощущается им лишь опосредовано, как отраженный на него самого результат его социального опыта. Причитания и вздохи сопровождают слепого ребенка в течение всей его жизни. Таким образом, медленно, но верно совершается разрушительная работа. Вот почему правильно обращаться со слепым ребенком так же, как если бы он был зрячим: в том же возрасте учить ходить, обслуживать себя, никогда в его присутствии не выражать жалости из-за его слепоты. Тогда и только тогда слепота будет переживаться им самим, как ряд легких неудобств».

В отношении к детям с отклонениями в развитии необходимо понимание того, что психика – функция социальная. Важно научить читать, а не просто знать буквы, научить понимать состояние людей, а не просто смотреть на них.

Итак, основным принципом отношения к детям с особыми потребностями в обучении является отношение к ним как к нормальным детям, т.к. они нуждаются в том же воспитании, что и обычные дети.

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе с ограниченными возможностями, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Как фактор социализации семья занимает значительно более высокий ранг, чем школа или другие институты формирования личности.

Согласно исследованиям семейной системы с нетипичным ребенком, среди функций семьи рассматривается не только экономическая, ведение хозяйства и забота о здоровье, но и рекреационная (например хобби и другие мероприятии, как семейные, так и индивидуальные), социализирующая – развитие социокультурных навыков и межличностных взаимосвязей, самоидентификации (например признание сильных качеств и слабостей, формирование чувства принадлежности), аффективная (например развитие интимности и способности к воспитанию), образовательно-профессиональная (например приготовление домашних заданий, осуществление выбора профессии и карьеры), но и специфические, реализуемые семьей по отношению к ребенку с проблемами в ментальной сфере.

К традиционному блоку функций добавляются следующие:

– абилитационно-реабилитационная – восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей;

– корригирующая – исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями;

– компенсирующая – замещение, перестройка нарушенных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.

Реализация данных функций может носить явный или латентный характер. Главная задача семьи с нетипичным ребенком является предупреждение конструирования у такого ребенка образа «Я», как «больного» человека, субъекта с ограниченными возможностями, со строго социально заданным кругом притязаний. Необходимо препятствовать формированию у ребенка представлений о границах своих возможностей, в противном случае, существует риск появления у него нежелательных поведенческих реакций.

Однако снижение роли семьи и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций – неоспоримый факт. В современных условиях семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей.

Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Для того чтобы помочь такой семье, прежде всего необходимо дать родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указать его специфические положительные и отрицательные особенности, сильные и слабые стороны. Лучше всего информацию такого рода получать у специалистов, регулярно наблюдающих за ребенком.

Наиболее часто время первичного обращения родителей к специалистам совпадает со вступлением ребенка в старший дошкольный возраст.

Старший дошкольный возраст является как бы рубежом между дошкольным периодом и началом обучения в школе. В это время родители начинают более внимательно присматриваться к своим детям, пытаются оценить их способности, трудолюбие, готовность к обучению. Требования к детям в этом возрастном периоде обычно резко повышают. Родители порой неумело пытаются научить детей писать, читать, считать. Столкнувшись с первыми трудностями, они не всегда правильно на них реагируют и оценивают их.

Родители тех детей, которые посещали специализированные детские сады, надеются на полную или частичную реабилитацию дефектов развития и нуждаются в квалифицированной оценке степени компенсации дефекта у ребенка и помощи в решении вопроса о типе школы. Нередко в этот период в семьях возникают конфликтные ситуации, вытекающие либо из непонимания одним или обоими родителями возможностей ребенка, либо из-за неприятия решения специалистов. Все это побуждает родителей стремиться получить всестороннюю консультацию и объективную оценку как способностям и возможностям ребенка, так и собственным воспитательским позициям.

В настоящее время разработана следующая схема консультирования:

Источник

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ[22]

Консультирование родителей

Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком и воспитание его в соответствии с общественными нормами поведения.

Крайне часты ошибки родителей в плане воспитания ребенка с отклонениями в развитии, вытекающие из снижения требований, закрепления за ним положения «больного». Однако наши наблюдения показывают, что если снижение требований в плане умственного развития ребенка, его обучаемости оправданно, то оно должно быть минимальным в плане повседневных требований и для действий, имеющих воспитательное значение. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени как и полноценному, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о ближних. В подавляющем большинстве случаев мы видели обратную картину. Родители начинают преждевременно обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия со специалистами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не может охватить. Все стремления родителей направлены на проблемы обучения и устройства детей в школу. Поэтому порой приходится видеть ребенка без элементарных навыков самообслуживания, но знающего буквы. Родители излишне опекают этих детей, стремятся устранить даже мельчайшие трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. В семье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.

Часто в семьях, где кроме ребенка с отклонением в развитии есть полноценные дети, складываются неправильные отношения в целом. Полноценный ребенок в таких семьях становится заброшенным, от него требуют во всем уступать «больному», всячески опекать его, не реагировать и не жаловаться на неправильные поступки последнего. Все это отражается на характере полноценного ребенка, а иногда ведет к нервному срыву. Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у специалистов помогают установлению оптимального климата в семье и преодолению тяжелых эмоциональных переживаний и конфликтов у родителей.

Консультирование базируется на следующих принципах.

1. Соблюдение интересов больного ребенка. Этот принцип проводится во всех случаях, кроме резко выраженной патологии, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи (прежде всего детей). Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обучения, воспитания и лечения как в школе, так и дома.

Правильная постановка диагноза – необходимое, но не достаточное условие для этого. В настоящее время в нашей стране создана большая сеть дошкольных и школьных учреждений, которая позволяет обучать ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Подчас только недостаточное понимание родителями возможностей своего ребенка мешает незамедлительному помещению ребенка в нужное детское учреждение.

2. Щадящая форма соообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями мы стремимся не только раскрыть психологическую структуру дефекта ребенка, но и указать его положительные качества. Как выяснилось, родителям лучше не просто сообщить диагноз и решение специалистов, но доступно и понятно рассказать об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно заниматься и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми и у родителей не возникло чувство своей беспомощности.

3. Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением тайны каждого индивида.

Нередки случаи, когда родители расходятся в вопросах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жизни. Психолог анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оценку его возможностям. Он консультирует родителей и других родственников индивидуально, соблюдая тайну консультирования, чтобы не внести в семью новых травмирующих моментов. Индивидуальное консультирование помогает потом правильнее построить консультирование семьи, в котором, кроме родителей, участвуют и другие родственники.

Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включены в задачи исследования, о чем сообщается родителям.

С помощью такого консультирования достигаются (под руководством психолога) выработка внутрисемейных позиций и принятие оптимальных семейных ролей каждым членом семьи.

Эффективным методом консультирования является проведение коррекционных психолого-педагогических занятий с ребенком в присутствии родителей. Этот метод применялся в работе с семьями, чьи дети занимались в экспериментально-диагностических группах по подготовке в школу.

Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения ребенком определенных правил поведения, знаний и навыков помогало родителям лучше понять его, оценить адекватность требований и занять более правильную воспитательную позицию в семье. Кроме того, мы использовали метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители усваивали некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между родителями и детьми в семье налаживался и наступало большее взаимопонимание между всеми членами семьи.

Таким образом, своевременное психологическое консультирование ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволяет подобрать адекватные условия и методы обучения ребенка, снизить трудности воспитания, а также улучшить внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение, родители не сразу могут разобраться во всех вопросах и у них часто возникает потребность в новых советах. Важно также оценить динамику развития ребенка, еще раз проверить адекватность условий его обучения и воспитания, чтобы в случае необходимости внести коррекцию, а также уточнить диагноз и прогноз.

Источник

Обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения.

Психологическое консультирование семьи имеет следующую организационную форму.

3.4.1. Этапы консультирования семьи

Этап1. Знакомство. Установление контакта. Формы достижения необходимого уровня доверия и взаимопонимания

При вступлении в контакт огромное влияние на даль­нейший ход исследования и на возможность достижения положительного результата консультации оказывает первое впечатление о психологе. Тональность первой фразы, выразительность мимики, движений, открытость улыбки —те невербальные средства, которые необходимы психологу для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители и ребенок в первые минуты общения могут находиться в некотором на­пряжении. Об этом свидетельствуют выражение лиц, позы, повышенные или пониженные голоса близких ребенка. Не стоит забывать, что для членов семьи ребенка с психофи­зическими недостатками это еще одно испытание в череде попыток найти истину, исцеление и покой. Поэтому пози­тивная тональность беседы, которую организует психолог, его бодрое приветствие («Добрый день! Как добрались? Долго ли ждали? Как приятно видеть всю семью вместе! Я вас внимательно слушаю»), позволят снять напряженность и приступить к изучению проблем этой семьи.

Этап II. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих

В начале психолог беседует совместно со всеми члена­ми семьи, пришедшими на консультацию, выясняя про­блемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает ро­дителей ребенка, лишь изредка задавая вопросы для уточ­нения деталей. Затем беседа может продолжаться отдельно, без ребенка с каждым взрослым, сопровождающим ре­бенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом про­водится обязательно. Ниже мы приводим перечень проб­лем, которые обычно волнуют родителей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии:

1) трудности, возникающие в процессе обучения и вос­питания ребенка (ребенок не справляется с образо­вательной программой; семья обращается к психо­логу, чтобы определить учреждение, в котором ре­бенок сможет учиться);

2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (не­гативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение);

3) негармоничные отношения со сверстниками (здоро­вые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам и унижениям; в

школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально с повы­шенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить и др.);

4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случа­ях родственники жалеют больного ребенка, гиперо­пекают и «заласкивают» его, в других — мать ребен­ка, например, жалуется, что «бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком отноше­ния»; со стороны больного ребенка может проявлять­ся грубость или агрессия в отношении близких);

5) заниженная оценка возможностей ребенка специа­листами образовательного учреждения (родители жа­луются, что воспитатель или учитель недооценива­ют возможности их ребенка);

6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка (согласно нашему исследованию, проведенному в 1999 г., треть семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии, является не­полными);

7) эмоциональное отвержение ребенка с психофизи­ческими недостатками одним из родителей, в край­них случаях отказ даже от его материального обес­печения;

8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в раз­витии и к нормальным детям (позитивная или нега­тивная, возможно проявление чувств ревности, гне­ва, агрессии) и др.

В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает— информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные ребенка, историю его рождения и развития, изучаетдокументацию, принесенную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогического исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует рабочие тетради, творческие и контрольные работы ребенка.

На этом этапе у психолога формируется первичное, обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи. Например:

— у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом здоровье и ему необходима спе­циализированная помощь;

— родители используют неадекватные модели воспи­тания, которые искажают личностное развитие ре­бенка;

— члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь, его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые своими силами они решить не могут.

Этап III. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка

На этом этапе консультирования на беседу и обследо­вание приглашается ребенок. С этого момента осуществля­ется диагностика интеллектуальных и личностных особен­ностей ребенка, прогнозируются его возможности в обу­чении. В том случае, если у ребенка резко снижены познавательные способности и психофизические недостат­ки развития имеют выраженную степень, диагностика может осуществляться в присутствии кого-нибудь из близ­ких (чаще всего матери или бабушки).

В начале беседы с ребенком содержание задаваемых ему вопросов, а также заданий, которые его просят выпол­нить, зависит от интуитивно-эмпирической оценки, дан­ной ему психологом при первичном наблюдении, и на основе анализа представленной документации. Затем со­держание диагностических заданий может изменяться и конкретизироваться. Мы не приводим здесь конкретно схе­му обследования познавательной сферы ребенка, так как| в настоящее время имеется достаточно психолого-педаго­гической литературы, подробно освещающей эту проце­дуру (Психолого-педагогическая диагностика. М., 2003).

В процессе диагностики психолог изучает как уровень сформированности высших психических процессов у ре­бенка (в соответствии с возрастными нормативами развития). так и его личностные характеристики. Основная цель исследования — провести комплексную психолого-педагогическую диагностику. Она включает:

— определение характера и степени нарушений у ре­бенка (уточнить, совпадает ли она с имеющимися у родителей заключениями специалистов или нет);

— выявление индивидуальных особенностей интеллек­туальной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка,

— оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окру­жающими, определение уровня критичности ребен­ка к замечаниям психолога или близких.

Следует отметить, что если родители консультируются к специалиста учреждения, в котором уже обучается их ребенок, то они могут быть ознакомлены с результатами психологического изучения ребенка, основная часть ко­торого была проведена заранее в рамках коррекционно-диагностических мероприятий учреждения.

Этап IV. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств

Необходимым и важным этапом консультирования и изучения семьи является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и моде­ли его воспитания. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются личностными характеристиками са­мих родителей (психологическим типом).

Предложение психолога родителям о проведении об­следования может вызвать у них негативную реакцию. Психологическое обследование родителей является доброволь­ной процедурой, и они имеют полное право от нее отказаться. Однако необходимость психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома, должна быть доказана родителям. Психологу следует мягко, но настойчиво убедить родителей в необходимости этой про­цедуры. Желательно, чтобы обследование прошли оба ро­дителя. Но в том случае, если соглашается только один из них. например, мать ребенка, это следует принять. Не следует нагнетать напряженность, требуя прямого согласия родителей. Можно просто предложить ответить на вопро­сы одной или нескольких анкет. Одновременно нужно со­общить родителям, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не может быть использована во вред ребенку или его се­мье, что предписано этическими принципами психолога. Вначале с целью снятия опасений и лишних сомнений у родителя, целесообразно предложить самые элементар­ные тесты, например, ЦТО (Люшер), методику «Моя се­мья» (Ткачева), а затем уже опросники, включающие зна­чительное число вопросов — СМОЛ (СМИЛ-ММР1), АСВ (Эйдемиллер). Чтобы родители не волновались по поводу правильности их ответов, следует напомнить им о том. что отвечать на вопросы нужно сразу, долго не раздумы­вая, а правильность выбора всегда относительна. В каче­стве домашнего задания можно предложить методику «Ис­тория жизни с проблемным ребенком», дав подробные инструкции по ее выполнению. Обследование взрослых на первичной консультации не должно продолжаться более 40—50 минут. Это время, которое большинство родителей, по нашим эмпирическим оценкам, соглашается потратить на обследование. В том случае, если психологу необходима дополнительная информация, он приглашает семью на повторное консультирование.

Этап V. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье

Этот этап посвящен обсуждению с родителями реаль­ных проблем, которые были выявлены психологом в бесе­де и в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и формулирует ее. Задача психолога на этом этапе заклю­чается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны про­блемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы, стремится убедить в неправильности их собственной позиции.

Пример 1. Родители Кати Н. пришли на консультацию с целью узнать, где они могут найти такую клинику и медикаментозные средства, которые могли бы вылечить их (Кате восемь лет, она страдает умственной отсталое-9 в тяжелой степени, расторможена, некритична, возбудима).

Пример 2. Мать Коли М., страдающего нарушением слуха не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница в школе уделяет Коле мало внимания, поэтому он и отстал.

Пример 3. Мать Тани К. обращается к психологу с просьбой помочь наладить отношения Тани, страдающей детским церебральным параличом, с ее старшей сестрой. В каждом из этих отдельных случаев психолог выбирает тактику «малых шагов» и, используя в качестве доказательства своей позиции результаты психологического изучения ребенка, полученные в ходе диагностики, постепенно пытается изменить взгляд родителей на постановку проблемы. Для психолога это — самая сложная и энергоемкая часть консультирования. Переубедить родителя, изменитьего позицию не всегда удается сразу, во время первичной консультации, а иногда и совсем не удается. По­этому разумнее выбрать компромиссное решение и дать возможность родителям оценить предлагаемый психологом -способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его течение определенного времени.

Так, в первом случае, в самом начале беседы с родителя-Кати Н., следует дать им возможность высказаться все самые тяжелые переживания и сомнения по поводу состояния дочери, а затем постепенно постараться вести планирование их деятельности в отношении Кати медицинской сферы в коррекционно-педагогическую. Целесообразно показать родителям конкретные приемы обучения и воспитания, а также подсказать пути социальной адаптации, которые доступны Кате.

Во втором случае необходимо очень тактично продемонстрировать матери Коли его несостоятельность при обучении по массовой программе и показать, какой материал ребенок может успешно усваивать. В третьем случае, матери Тани нужно показать, что улучшение отношений между сестрами возможно через формирование матерью и другими близкими в семье чувства сострадания и сочувствия к проблемам младшей из сестер и привлечение старшей сестры к оказанию ей помощи и поддержки.

Этап VI. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены

— Основные проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, могут быть решены, если правильно осуществлен выбор для ребенка програм­мы обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения;

— организована коррекционная работа с ребенком в домашних условиях;

— подобрана наиболее адекватная модель обучения практическим навыкам воспитания родителей ребен­ка и в соответствии с ней — модель воспитания са­мого ребенка;

— у ребенка формируются адекватные отношения с« всеми членами семьи и другими лицами (родствен­никами, учителями);

— позиция родителей относительно «бесперспективнос­ти» развития их ребенка изменена;

— между всеми членами семьи установлены позитив­ные взаимоотношения.

Одновременно психолог ведет поиск дополнительных мер, которые помогут в решении проблем таких семей.

Психолог подробно разъясняет родителям (лицам, их замещающим), что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Следует подготовить родителей к возможно­сти отсроченного решения проблем, то есть получении результата предлагаемых к реализации мер лишь через не­которое неопределенное время. Психолог должен стремить­ся убедить родителей в том, что, если не следовать пред­ложенному пути, ситуация может ухудшиться. Нужно по­казать родителям, что хотя проблемы у детей в будущем не исчезнут, они все же смогут быть сглажены; благодаря кропотливому и тяжелому труду их дети смогут быть полностью или частично адаптированы к самостоятельной

жизни, а также будут полезны, нужны в семье и любимы близкими. Если же родители не согласны с позицией психолога, или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, необходимо пригласить

посетить коррекционные обучающие занятия, в которых они сами смогут принять участие.

Этап VII. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога

Завершая консультирование, психолог заново форму­лирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом следует учитывать, что родителям необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда на существующие семейные проблемы, в соответствии с интерпретацией, данной психологом. У родителей может возникнуть неудовлетворен­ность результатами консультирования, особенно если подверглась сомнению их позиция. В таком случае целесооб­разно пригласить семью или родительско-детскую пару на дополнительное консультирование и предложить им кор­рекционные мероприятия.

Тактика психолога

При проведении психологического исследования семьи и ее консультировании большое значение имеет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели тактика общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

— установлением контакта на уровне «обратной» связи;

— коррекцией понимания родителем «проблемы» ре­бенка;

— коррекцией межличностных (родитель—ребенок и ребенок—родитель) и внутрисемейных (мать ребен­ка—отец ребенка) отношений.

Рекомендуемые страницы:

Источник