Консультирование родителей по вопросам социального развития ребенка
Консультация для родителей
«Социальное развитие дошкольников»
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.
Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.
Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.
В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка — он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:
-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!
-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.
-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.
— Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
-Принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!
— Дружелюбный тон общения.
— Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.
— Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны — и родитель, и ребенок.
— Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Источник
Консультация для родителей «Социальное развитие дошкольников»
‹Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы› Андре Моруа «О воспитании детей»
взято с https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/tsitaty-o-seme-vospitanii-aforizmy.html
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.
Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.
Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.
В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка — он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:
-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!
-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.
-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.
— Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
-Принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!
— Дружелюбный тон общения.
— Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.
— Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны — и родитель, и ребенок.
— Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.
Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Список использованных источников
- Авдеева Н. «Развитие личности в раннем детстве». //Дошкольное воспитание. № 3. 2006. – С. 103 – 110.
- Бабаева Т. «О социально-эмоциональном развитии дошкольников». //Дошкольное воспитание. № 6. 2006. – С. 13 – 19.
- Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения детей в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 314 c.
- Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2003. – 312 c/.
Источник
Консультация для родителей
«СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
Социальное развитие ребенка — это необходимый процесс для его полноценного существования, в истории человечества нет ни одного случая нормального и длительного существования человека, лишенного совершенно контактов с людьми (истории «маугли»). Поэтому социальному развитию ребенка следует уделять особое внимание.
Малыш узнает новое, получает знания о мире только при совместной деятельности с другими людьми, в условиях их активной позиции в отношении ребенка, когда взрослые демонстрируют навыки и умения, свойства и взаимодействия живых и неживых объектов, варианты отношений, передают накопленный опыт и культурные ценности.
В результате этого происходит развитие ребенка, он усваивает новое, только в таких условиях может овладеть речью и письмом, хорошо оперировать абстрактными понятиями, достичь нормального уровня интеллекта. И все это формируется именно в детстве, поэтому никакая развивающая среда сама по себе не даст такого познавательного эффекта, как живое общение и участие ребенка в жизни взрослого.
Человек по сути своей существо социальное (общественное), при рождении один из генетических ожиданий малыша является наличие рядом взрослого, который будет заботиться о нем, реализовывать потребности, и физиологические и психологические. По сути своей новорожденный ребенок зависим и прекрасно знает об этом, это для него норма, поэтому громким плачем он сигнализирует о своих нуждах, это его первое средство общения с другими людьми. Само наличие таких сигналов говорит о том, что малыш ожидает, что их будет кому услышать. Так и начинается социальное развитие ребенка.
В первые месяцы жизни малыш нуждается в общении прежде всего, с мамой, а после 3 месяцев имеет потребность и в других близких людях, по наблюдениям, ребенок 6 месяцев может уже воспринимать достаточно большой круг близких людей. Близким человеком для малыша является тот, кого он часто видит, несколько раз в неделю.
По достижению года малышу уже нужна постоянная группа разновозрастных детей для общения, но жесткая необходимость у ребенка именно в детском коллективе возникает к трем годам, для годовичка прежде всего социум — это семья. Не ждите от него адекватного общения в детском коллективе, ребенок только учится правилам поведения — что не принято делать в обществе, а что необходимо, как извиниться, как подождать своей очереди, как меняться и делиться игрушками. Поэтому первое время за ребенка все эти действия выполняет мама, показывая положительный пример.
По мере эмоционального развития ребенка усложняются его чувства, появляются способность сопереживать и жалеть, умение дружить, вместе с тем, желание нравиться, ожидание оценки. В этих условиях возникает масса разнообразнейших вариантов взаимодействия между детьми, ежедневно они познают огромные количества знаний и приобретают опыт общения. Если малыш 3-4 лет может еще играть один большую часть времени, то по достижении старшего школьного возраст — всегда ищет компанию. Поэтому не стоит форсировать события, нужно учитывать особенности развития ребенка.
По мере взросления определяются четыре уровня людей, влияющих на социальное развитие ребенка. Эти уровни различаются по частоте общения с ребенком, эмоциям, которые в это общение вкладываются, знаниям и информации, которые получит малыш при общении.
Первый уровень — это родители и члены семьи, они дают наибольшее число перечисленных факторов, далее второй уровень — это няни или воспитатели и педагоги дошкольных учреждений и центров раннего развития.
Третий уровень — это люди, имеющие эпизодические контакты с ребенком — на улице, в гостях. И четвертый уровень принадлежит тем, кого ребенок никогда не увидит, но знает, что они есть — жители земного шара, других стран, герои кино и т.д.
Наибольшее влияние на социальное развитие ребенка оказывают первый и второй уровни, и от них зависит успех в этом развитии, поэтому в ваших руках возможность оказать положительное влияние, научить и помочь освоить одно из важнейших умений — умение общаться.
Источник
Индивидуальная консультация для родителей по проблеме социального и психологического развития
Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей.
Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».
Цель : помочь родителям в преодолении застенчивости и неуверенности их ребенка
Задачи консультирования:
1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи воспитанника.
Способствовать формированию и родителей желание помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности
Подбор диагностического материала :анкета для родителей,личное наблюдение за ребенком, памятки ( брошюры ) для родителей.
Предварительная работа :наблюдение за ребенком.
1.Описание ребенка. Халикова Изель,6 лет, старшая группа. Уровень физического и интеллектуального развития соответствует возрасту .
-Состав семьи, социальное положение .Семья полная, благополучная, два ребенка в семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Мать имеет высшее образование ,работает провизором ,у отца высшее образование работает мастером .
-Основная проблема : застенчивость и неуверенность ребенка.
-Как эта проблема проявляется в поведении ребенка ?
Изель боится отвечать на занятиях ,хотя знает ответ. Когда с ней начинаешь общаться ,она отвечает ,но с ответами ей нужно помогать ,подталкивать ее на общение . Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере.
Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, — доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.
Вопросы для обсуждения:
— Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи дошкольника
— Пути преодоление застенчивости и неуверенности ребёнка дома и в детском саду.
1. Инициатива встречи
Родитель приглашен воспитателем в устной форме;
«Рузиля Варисовна ,мне бы хотелось с Вами встретиться и поговорить о поведении Изель.В последнее время у нее ярко выражается неуверенность в себе .На занятиях отвечает не уверенно ,но правильно .Нам с Вами нужно ей помоч,разобраться в причинах ,почему это происходит»
2.Описание консультации
Ход консультации
Этапы консультирования:
Первый этам. Выяснение проблемы, введение родителя в проблему.
Воспитатель:«Здравствуйте , Рузиля Варисовна.Я рада ,что Вы приняли мое приглашение»
Мама: «Здравствуйте .Я очень обеспокоена поведением Изель ,что делать –не знаю.В последнее время я стала замечать, что Изель стала молчаливой»
Воспитатель: «Мы вместе попытаемся разобраться в возникшей проблеме .Самое важное-это сохранение психологического здоровья Вашего ребенка. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов»
Второй этап.Консультирование.
На сегодняшний день в психологии выделяют две причины застенчивости:
Первая причина — это проявление природной сензитивности (чувствительности), эмоциональности ребёнка. И эта особенность остаётся с человеком на протяжении всей жизни. Важно для таких детей и взрослых — развивать и укреплять уверенность.
Вторая причина застенчивости — это результат реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — эта задача вполне разрешима, если начать заниматься ей своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Бывает и такое, что осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает её преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения может вызвать ещё большую скованность, усилит неуверенность и страх перед общением. Поэтому важно не просто принять свою особенность, но и научить ребенка себе помогать, себя поддерживать.
Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как его реакция на вмешательство взрослого может быть неожиданной.
Как помочь застенчивым, нерешительным детям?
Во-первых, выявить причину данного состояния в каждом конкретном случае.
Во-вторых, выработать определенный стиль воспитания, подкрепляющий уверенность ребенка в себе и своих силах.
В-третьих, помочь ребенку овладеть навыками общения.
Осторожность — одно из характерных проявлений чувствительных и тревожных людей. Осторожные дети не рискуют, стараются не попадать в опасные и неприятные ситуации — они так о себе заботятся. Но часто они осторожничают даже тогда, когда вокруг всё знакомо и безопасно. Например, не поднимают руку на уроке, даже когда знают, что нужно сказать и находятся среди знакомых ребят; не могут самостоятельно купить продукты, хотя в этом магазине были много раз и т.д.
Для таких детей необходимы родительская поддержка, уверенность в их силах и возможностях, закрепление малейших самостоятельных шагов.
В психологических детских центрах разработаны программы для детей, отличающихся застенчивостью, скованностью, нерешительностью и испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Предлагаемые системы занятий помогают ребенку освоить навыки уверенного поведения, соответствующего характеру и темпераменту ребенка. Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению доверия к другим людям, а также выработке навыков совместной деятельности и раскрытию творческих возможностей ребёнка.
Проводятся совместные детско-родительские и родительские информационные встречи, индивидуальные консультации. Консультации помогут родителям понять причины поведения ребенка и выработать стратегию и тактику для дальнейшего воспитания, которое будет поощрять укрепление уверенности ребенка в себе и уменьшит его тревожность.
Застенчивые дети обычно медлительны
Причинами медлительности могут быть личностные особенности ребёнка (его темперамент, как природная характеристика), а могут быть особенности формирования стволовых структур головного мозга в период беременности, родов и первого года жизни. Именно в раннем возрасте формируется база и закладываются особенности поведения Вашего малыша.
Специалисты нейропсихологии помогут Вам разобраться в истинных причинах медлительности, выработать стратегию и тактику дальнейшего воспитания и усвоения образовательных программ.
Что делать?
Главное — помнить, что:
Торопить, подгонять, упрекать ребёнка — это верный способ сформировать ещё большую медлительность. В результате Вы получите вдвойне заторможенного ребёнка.
Поддерживайте ребёнка, особенно в освоении нового, в период адаптации. Ведь таким детям нужно чуть больше времени, вашего понимания и внимания. Это способствует формированию уверенности, открытости и более смелым проявлениям ребёнка.
Обязательно проконсультируйтесь у нейропсихолога (лучше до школы или в начальной школе) и по возможности пройдите нейрокоррекционный курс или психологическую детско-родительскую программу.
Третий этап.Рекомендации
- Хвалите ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
- Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.
- Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.
- Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.
- Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
- Не мешайте своему ребёнку ошибаться , не подменяйте его жизненный опыт своим.
- Не вселяйте в своего ребёнка боязнь по отношению к себе.
- Спрашивайте своего ребёнка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
- Радуйтесь его победам над собой.
- Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Источник