Консультирование родителей по вопросам психического развития ребенка
Индивидуальная консультация для родителей по проблеме социального и психологического развития
Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей.
Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».
Цель : помочь родителям в преодолении застенчивости и неуверенности их ребенка
Задачи консультирования:
1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи воспитанника.
Способствовать формированию и родителей желание помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности
Подбор диагностического материала :анкета для родителей,личное наблюдение за ребенком, памятки ( брошюры ) для родителей.
Предварительная работа :наблюдение за ребенком.
1.Описание ребенка. Халикова Изель,6 лет, старшая группа. Уровень физического и интеллектуального развития соответствует возрасту .
-Состав семьи, социальное положение .Семья полная, благополучная, два ребенка в семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Мать имеет высшее образование ,работает провизором ,у отца высшее образование работает мастером .
-Основная проблема : застенчивость и неуверенность ребенка.
-Как эта проблема проявляется в поведении ребенка ?
Изель боится отвечать на занятиях ,хотя знает ответ. Когда с ней начинаешь общаться ,она отвечает ,но с ответами ей нужно помогать ,подталкивать ее на общение . Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере.
Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, — доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.
Вопросы для обсуждения:
— Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи дошкольника
— Пути преодоление застенчивости и неуверенности ребёнка дома и в детском саду.
1. Инициатива встречи
Родитель приглашен воспитателем в устной форме;
«Рузиля Варисовна ,мне бы хотелось с Вами встретиться и поговорить о поведении Изель.В последнее время у нее ярко выражается неуверенность в себе .На занятиях отвечает не уверенно ,но правильно .Нам с Вами нужно ей помоч,разобраться в причинах ,почему это происходит»
2.Описание консультации
Ход консультации
Этапы консультирования:
Первый этам. Выяснение проблемы, введение родителя в проблему.
Воспитатель:«Здравствуйте , Рузиля Варисовна.Я рада ,что Вы приняли мое приглашение»
Мама: «Здравствуйте .Я очень обеспокоена поведением Изель ,что делать –не знаю.В последнее время я стала замечать, что Изель стала молчаливой»
Воспитатель: «Мы вместе попытаемся разобраться в возникшей проблеме .Самое важное-это сохранение психологического здоровья Вашего ребенка. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов»
Второй этап.Консультирование.
На сегодняшний день в психологии выделяют две причины застенчивости:
Первая причина — это проявление природной сензитивности (чувствительности), эмоциональности ребёнка. И эта особенность остаётся с человеком на протяжении всей жизни. Важно для таких детей и взрослых — развивать и укреплять уверенность.
Вторая причина застенчивости — это результат реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — эта задача вполне разрешима, если начать заниматься ей своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Бывает и такое, что осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает её преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения может вызвать ещё большую скованность, усилит неуверенность и страх перед общением. Поэтому важно не просто принять свою особенность, но и научить ребенка себе помогать, себя поддерживать.
Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как его реакция на вмешательство взрослого может быть неожиданной.
Как помочь застенчивым, нерешительным детям?
Во-первых, выявить причину данного состояния в каждом конкретном случае.
Во-вторых, выработать определенный стиль воспитания, подкрепляющий уверенность ребенка в себе и своих силах.
В-третьих, помочь ребенку овладеть навыками общения.
Осторожность — одно из характерных проявлений чувствительных и тревожных людей. Осторожные дети не рискуют, стараются не попадать в опасные и неприятные ситуации — они так о себе заботятся. Но часто они осторожничают даже тогда, когда вокруг всё знакомо и безопасно. Например, не поднимают руку на уроке, даже когда знают, что нужно сказать и находятся среди знакомых ребят; не могут самостоятельно купить продукты, хотя в этом магазине были много раз и т.д.
Для таких детей необходимы родительская поддержка, уверенность в их силах и возможностях, закрепление малейших самостоятельных шагов.
В психологических детских центрах разработаны программы для детей, отличающихся застенчивостью, скованностью, нерешительностью и испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Предлагаемые системы занятий помогают ребенку освоить навыки уверенного поведения, соответствующего характеру и темпераменту ребенка. Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению доверия к другим людям, а также выработке навыков совместной деятельности и раскрытию творческих возможностей ребёнка.
Проводятся совместные детско-родительские и родительские информационные встречи, индивидуальные консультации. Консультации помогут родителям понять причины поведения ребенка и выработать стратегию и тактику для дальнейшего воспитания, которое будет поощрять укрепление уверенности ребенка в себе и уменьшит его тревожность.
Застенчивые дети обычно медлительны
Причинами медлительности могут быть личностные особенности ребёнка (его темперамент, как природная характеристика), а могут быть особенности формирования стволовых структур головного мозга в период беременности, родов и первого года жизни. Именно в раннем возрасте формируется база и закладываются особенности поведения Вашего малыша.
Специалисты нейропсихологии помогут Вам разобраться в истинных причинах медлительности, выработать стратегию и тактику дальнейшего воспитания и усвоения образовательных программ.
Что делать?
Главное — помнить, что:
Торопить, подгонять, упрекать ребёнка — это верный способ сформировать ещё большую медлительность. В результате Вы получите вдвойне заторможенного ребёнка.
Поддерживайте ребёнка, особенно в освоении нового, в период адаптации. Ведь таким детям нужно чуть больше времени, вашего понимания и внимания. Это способствует формированию уверенности, открытости и более смелым проявлениям ребёнка.
Обязательно проконсультируйтесь у нейропсихолога (лучше до школы или в начальной школе) и по возможности пройдите нейрокоррекционный курс или психологическую детско-родительскую программу.
Третий этап.Рекомендации
- Хвалите ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
- Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.
- Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.
- Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.
- Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
- Не мешайте своему ребёнку ошибаться , не подменяйте его жизненный опыт своим.
- Не вселяйте в своего ребёнка боязнь по отношению к себе.
- Спрашивайте своего ребёнка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
- Радуйтесь его победам над собой.
- Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Источник
Олейникова Алла Ивановна
Консультация для родителей «Семья и психическое здоровье ребенка»
Название статьи
«Что вижу, тем живу»
Автор: Олейникова А. И. воспитатель.
Чтобы в семье появились дети, и было кого и кому воспитывать, необходимо первоначально создать эту семью. Испокон веков семья представляла собой ячейку общества, которая связывает ее членов хозяйственной функцией, наследием от старших поколений младшими четко разработанных и закрепленных традиций.
На сегодняшний день возникла и окрепла, стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было необходимости, семья держалась иными связями. Во многих случаях сначала создавался союз мужчины и женщины, а затем появлялась любовь. Сегодняшняя семья сначала строит отношения, а затем их узаконивает.
Но в том или ином случае, все они хотят быть счастливы в браке.
Говоря о семейном счастье сейчас, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.
Первый вопрос может показаться неожиданным: нужна ли человеку любовь? Ответ представляется очевидным: конечно, да! Но на уточняющий вопрос, зачем нужна любовь, ответить не просто. В привычном понимании людей сложилось мнение, что любовь нужна для семьи. А как показывает практика, ее отсутствие в дальнейшем существовании семьи оборачивается многочисленными проблемами.
Любовь нужна детям, которые становятся плодами союза мужчины и женщины. Неоспоримо мнение, что любовь приносит радость. Любить человека – значит относиться к нему особым образом. Это отношение сопровождается идеализацией любимого человека. Любящий воспринимает объект своей любви не столько таким, как он есть, столько таким, каким он может быть. Смысл такого отношения точно передают строчки из стихотворения Агнии Барто: «Уронили Мишку на пол, оторвали Мишки лапу. Все равно его не брошу, потому, что он хороший». Понятно, что Мишка сам по себе не так уж хорош – и лапы нет, и не новый он. Но он мой, и я его все равно люблю и в обиду не дам. Эта модель отношений, которая подходит под описание чувства к любимому и дорогому нам человеку.
По этому принципу родители рисуют себе образ идеального ребенка: покладистый, вежливый, никогда не огрызается, не высказывает родителям своего недовольства. А хорошие родители, в понимании ребенка не должны проявлять отрицательных эмоций, выражать заботу и понимание, уделять внимание различным аспектам его деятельности, и прощать ему детские шалости. Жизнь становится спокойнее только тогда, когда мы умеем правильно определить, на что именно мы сердимся, когда мы сердимся, когда умеем тактично изложить свои претензии. На то человек и назван «человек разумный», чтобы руководствоваться в поступках не только эмоциями, но и разумом.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда супруги ожидают появления ребенка. И вероятно, в этот момент родителей волнует вопрос, а какими мы будем для нашего ребенка? Но не один из них не сможет дать окончательного ответа на этот вопрос.
Уметь любить ребенка – значит много думать, много переживать, искать ответы на возникающие вопросы, и т. д. Учится быть родителем, означает развиваться вместе с ребенком, находить компромиссы, быть готовым пересмотреть свою точку зрения, и даже отказаться от сковывающих шаблонов поведения, привычек, предрассудков. И все это для достижения гармонии в отношениях с ребенком и в целом в семье.
Родители являются первой и основной средой ребенка. Личность родителей играет существенную роль в жизни каждого человека. Ведь именно к матери мы спешим в трудную минуту за поддержкой, советом и помощью. В детстве это больше выражается в материальных аспектах, зато с годами эта связь становится глубже и основывается на духовной близости родителей и детей. Специфика отношений детей и родителей состоит в заботе родителей, необходимой главным образом для поддержания самой жизни ребенка. А любовь поистине является неотъемлемой частью этого процесса. Любовь каждого ребенка по отношению к своим родителям беспредельна, безусловна и безгранична. В первые годы жизни она обеспечивает безопасность ребенка, защищенность его эмоционального и психологического мира. Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому основной задачей родителей является
создание у ребенка уверенности, что он любим и о нем заботятся.
К сожалению, множественны случаи, когда за подростковой наркоманией и алкоголизмом стоят признания детей в своих сомнениях относительно родительской любви. Часто родители, даже не понимая того, калечат психику своих детей высказываниями типа «не о таком ребенке мы мечтали», «не такого мы тебя растили» и т. д. А чем как не своими ошибками в отношении к детям, недостком внимания и любви можно объяснить выражение ребенка «моя мама – баба яга», вместо «моя мама – королева».
Эти наблюдаемые факты заставляют еще и еще раз задумываться будущим родителям, что главное требование к семейному воспитанию – это требование любви, заботы и внимания. Очень важен постоянный психологический контакт с ребенком, что является необходимым и неотъемлемым условием в воспитании ребенка в любом возрасте. Именно переживание и ощущение контакта с родителями дают возможность ребенку почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основой же для этого контакта становится заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, может наивным проблемам и переживаниям, желание участия в разрешении его проблем и наблюдение за всеми изменениями в его жизни.
Будущие родители, конечно же, задумываются о воспитании гармоничной личности. Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая жизнь их ребенка. На создание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание ребенка. Как сказал Я. Корчак: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».
Семья – это определенный морально-психологический климат, которая является первой ступенью в освоении общенья с людьми. Семья дает ребенку представление о добре и зле, о помощи и понимании, заботе, отзывчивости, сочувствии, порядочности, об отношении к важным духовным и материальным аспектам жизни человека. Всем этим качествам, он учится у свои родителей, и какой пример они смогут дать, зависит только от них.
Огромное влияние на развитие гармоничной личности ребенка имеют и отношения между супругами. Ссоры и конфликты в семье делают ребенка нервным, плаксивым, неуправляемым, агрессивным. Отношения в семье между родителями могут созидать и разрушать психику ребенка. Таким образом, можно с уверенностью отметить что опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими.
Ребенок, приходя в этот мир, является чистым, открытым, отзывчивым существом на каждое воздействие в его жизни. Он как губка впитывает, копирует и подражает всему что видит. Принимает ту модель поведения, которая его окружает. И то, каким ему предстанет этот новый мир, зависит от окружающих его людей, любящих и заботливых, или равнодушных.
Источник
Анна Романенко
Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника
Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника.
Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках»
Цель: ознакомление родителя с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.
Задачи: информировать родителей о состоянии здоровья воспитанников на период проведения собрания; создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Ход беседы
-Сегодня я хотела бы с Вами поговорить, о факторах, влияющих на состояние здоровья ребёнка. Очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, таки своих детей.
— Так что же мы взрослые, можем сделать для приобщения детей к здоровому образу жизни? (высказывания родителя)
1. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, чистый воздух, ультрафиолетовые лучи солнечного света, так как естественные силы природы необходимы для жизнедеятельности организма.
2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Семейные ссоры в присутствии ребёнка способствует возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма.
3. Правильно организованный режим дня, который способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму. Составляющей частью режима является дневной сон, который необходим ослабленным детям и прогулка (не менее двух раз в день по два часа).
4. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Чаще включать в рацион творог, каши. Нужно не забывать о соблюдении определенных интервалов межу приёмами пищи.
5. Для укрепления здоровья эффективно закаливание, которое предохраняет организм человека от возникновения болезней.
-Как вы думаете, что такое закаливание? (высказывание родителя)
Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов.
-Какие закаливающие мероприятия вы можете проводить дома? (высказывания родителя)
• Контрастное воздушное закаливание (из тёплого помещения дети попадают в «холодное»)
• Хождение босиком (укрепляются своды и связки стопы, и профилактика плоскостопия). При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.
• Контрасный душ – в домашних условиях (обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура снижается на 2-3 градуса, продолжительность обливания 20-25 секунд). В течение 2-3 месяцев температура доводиться до 19-20 градусов.
• Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры. Начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводиться до комнатной. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, чувствительность к закаливающим процедурам.
— Если мы хотим видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.
Тяжёлые последствия для здоровья ребёнка имеют травмы и несчастные случаи.
-Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребёнка? (высказывания родителя)
-Да, дети очень любознательны и во всём стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (булавки, пуговицы, таблетки).
-Поэтому следует постоянно контролировать действия ребёнка и рассказывать, что и где опасно.
-У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
-Дома, вы можете подробно познакомиться с упражнениями, которые мы – педагоги применяем на занятиях для снятия мышечного напряжения, для профилактики снижения остроты зрения и плоскостопия (предлагаю распечатанные листы с материалом (приложение 1). Всё это можно легко использовать в домашних условиях.
Помните, здоровье ребёнка в ваших руках!
Приложение 1.
Двигательные игры – разминки
«Напряглись – расслабились». В положении стоя или сидя, ребёнку предлагается напрячь всё тело как можно сильнее, а через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться.
Проделать то же самое с каждой частью тела (взрослый называет поочерёдно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности – правая рука, шея, спина, живот, правая нога и т. д.)
«Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны, поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперёд, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично – ладони на лоб.
«Черепаха». Ребёнок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то, выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперёд и вверх, то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди, то крутит головой по сторонам.
«Волшебная мельница». Ребёнок представляет, что его руки – это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Всё внимание – на ощущениях и разминаемых суставах: вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперёд, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).
«Рисуем круги». Сесть на стул. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично – с левой ногой; двумя ногами.
«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребёнка. Если он с ней не знаком – научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя – ногами.
Источник