Консультирование для воспитателей по психологическому развитию ребенка

Анна Чепкая
Консультация педагога-психолога для воспитателей «Легко утомляемые дети»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

консультация для воспитателей:

«ЛЕГКО УТОМЛЯЕМЫЕ ДЕТИ»

Подготовила Чепкая А. А.

Таких детей часто называют пассивными, ленивыми, болезненными. Но в этом очень мало правды, потому, что психика такого ребенка вовсе не расслаблена, а наоборот, перегружена, в ней идет колоссальная работа.

Быстрая физическая утомляемость – защита, способ перегруженной психики дать знак о потребности в уединении и отдыхе. Истощаемость – следствие бурных и непрерывных психических процессов, идущих, как правило, глубоко внутри. Для постороннего взгляда такой ребенок может казаться безучастным, неконтактным, погруженным в себя. Но неожиданно он может расплакаться, обидеться, разозлиться на самого себя. У таких детей тонкая и чрезвычайно восприимчивая душевная организация.

Возможные причины быстрой утомляемости детей

1. Особенность темперамента, тип нервной системы.

У чувствительных, восприимчивых детей большое количество их психической энергии уходит на переработку всех сигналов из окружающего мира, многие из которых дети с другим типом нервной системы и другим темпераментом просто не способны воспринять и прочувствовать.

2. Общие требования и тем более сверх требования, которые предъявляют ребенку семья или коллектив. У истощаемого ребенка уходят дополнительные силы на то, чтобы хоть как-то соответствовать предлагаемому темпу, скорости реагирования, уровню общения и другим требованиям, что вызывает еще большее истощение.

3. Невыраженные чувства (сильный гнев, страх, стыд, обида) могут также отнимать у ребенка много психических сил.

4. Проблема в семье, Алкоголизм одного из родителей, непоследовательное поведение взрослых могут формировать в ребенке особую «сканирующую» психическую структуру, которая помогает ему «считывать» и предугадывать эмоции и поведение значимого взрослого. Это также в значительной мере перегружает психику ребенка, который пытается потом контролировать и всех окружающих его людей, что дается ему колосальным напряжением всех психических функций.

5. Строгое наказание за ошибки. При склонности таких детей к перфеционизму – стремление делать все как можно лучше – влекут за собой истощение при выполнении любой работы.

Важно знать, что:

Такие дети быстро переполняются впечатлениями и в результате могут перевозбудиться, начать капризничать. Они с трудом засыпают, если их вовремя не уложить спать. Следует по возможности создавать для них спокойную обстановку.

Такие дети, как правило, склонны переживать все в себе, редко выражают и проявляют свои чувства. Они много тревожатся, беспокоятся, пытаются быть хорошими, полезными, удобными. Им трудно делать что-то плохо, они очень стараются, но в силу своей истощаемости часто отстают от окружающих их сверстников и почти всегда не соответствуют ожиданиям родителей, что вызывает у них дополнительную волну переживаний.

Поддержка и отсутствие сверх ожиданий таким детям совершенно необходимы. Поскольку у них чаще всего занижена самооценка, то важно поменьше критиковать и оценивать такого ребенка – он и так является строгим судьей самому себе.

Такие дети предпочитают более взрослые занятия. Но им будут чрезвычайно полезны игры, в которых могла бы проявиться их деткость, беззаботность и спонтанность.

Как правило, такие дети имеют мало друзей, но они им очень нужны, поскольку с другом можно поделиться тем, что не не расскажешь родителю, с другом можно поиграть, в процессе игры отдохнуть или выплеснуть какие-то накопившиеся чувства. Но не стоит настаивать, если ребенок в какой-то день по каким-то причинам не хочет ни с кем встречаться.

Таким детям очень полезны массаж, занятия с водой, тишина. Важно, чтобы ребенок как можно меньше был связан с транспортом, больше гулял, проводил время с домашними животными, если он к ним привязан.

Истощаемым детям всегда требуется больше времени на адаптацию в новых условиях, в новом коллективе. Если ребенок не готов к новой ситуации, он, скорее всего, заболеет. Такие дети склонны к самым разнообразным психосоматическим заболеваниям.

Такой ребенок может бурно переживать события, кажущиеся взрослым незначительными. Важно принять всерьез и разделить переживания ребенка, это позволит ему воспринять происходящее событие с меньшими энергетическими потерями.

Следует очень бережно относиться к такому ребенку, стараться не перегружать его

Источник

Речевая агрессия у детей

(консультация для воспитателей)

 Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии — явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается), то последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный — такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.

 Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение.

 Необходимо различать агрессивное речевое поведение — ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность — как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.

 Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Так, уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой. Средние и старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя отношения» на повышенных тонах.

 Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей — по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч — он попадает в лужу. «Чо, дурак что ли?!» — презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться?!» натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!»), которым преимущественно ограничивается воспитатель, лиши усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия.

 Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты…!»; «Ты всегда…!»).

 Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию — протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.

 Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение — посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, — особенно необходимая. 

Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!»…).

 Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.

 Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.

 Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением.

 Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

 Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова -способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

 — прямое порицание — самый известный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка.

 — игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что Не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность.

 — переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.

 — метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания») и другие.

 Особую роли в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?

 Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам…»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» — указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

 Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование — разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия.

 Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных.

 Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» — проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то..»).

 Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.

 Автор: Щербинина Ю.В.
«Если ребенок грубиян : Советы для взрослых по преодолению детской речевой агрессии «.(М.: Ювента, 2006)

                              Подготовила педагог-психолог Катаргина И.А.

Источник

Психологическое консультирование в ДОУ

Психологическое консультирование в условиях детского сада, как отмечает психолог Т.Д. Марцинковская, представляет собой «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУ психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии – задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка на каждой возрастной стадии развития, т.е индивидуальные особенности возрастного развития.

В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) этические, стратегические и тактические.

Важнейшими этическими принципами являются:

— принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;

— принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;

— принцип компетентности и ответственности консультанта.

Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития составляют:

— принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) ;

— принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.

Тактические принципы психологического консультирования включают:

— принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;

— принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;

— принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;

— принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка;

— принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно – развивающих мероприятий и их реализации.

Психолого – педагогическое консультирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:

  1. этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);

  2. этап комплексного психологического обследования;

  3. аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);

  4. этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);

  5. этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.

В приказе 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога» от 12.11.2010 одной из приоритетных задач педагога-психолога ДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника. В настоящее время выделяются следующие трудности, характерные для ДОУ:

1. Ухудшение здоровья детей:

— изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.

2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.

3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.

4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.

— некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;

— ослабление духовных связей между родителями и детьми, кризисное состояние семейных отношений;

— отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества.

5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:

— отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;

— недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения;

— педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;

— усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.

6. Низкая квалификация педагогических кадров:

— недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;

7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально – психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем , сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникших у детей (Венгер А.Л. 2001).

Выделяют:

  1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);

  2. Поведенческие проблемы ( неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

  3. Эмоциональные и личностные проблемы ( сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);

  4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.)

  5. Неврологические проблемы (тики, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.)Алексеева Е.Е. рассматривает сосание пальца, сосание предметов, грызение ногтей, мастурбация как патологические привычки детей, ставит их в один ряд.

Целью психологического консультирования являетсяоптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.

Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога ДОУ.

Обязательно:

— Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

-Психолог должен проводить групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.( по1 групповой консультации для родителей и по 1 для педагогов в месяц)

— Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личного и профессионального роста.

Психологическое просвещение и обучение.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

— актуализация и систематизация имеющихся знаний;

— повышение уровня психологических знаний;

— включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

— Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. « примерный перечень»).

— Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей актуальности рассматриваемых тем для родителей.(см перечень тем)

Источником дополнительного консультирования является создание информационных уголков, стендов, папок передвижек по типу «Советы психолога»

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения педагогов:

  1. Психофизиологические особенности детей каждой взрослой группы.

  2. Закономерности развития детского коллектива.

  3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

  4. Стили педагогического общения.

  5. Психологические основы работы с семьей.

родителей:

  1. Адаптация ребенка к ДОУ.

  2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

  3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

  4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

  5. Воспитание произвольности поведения и управляемости. Психологическая готовность к обучению.6. Половое воспитание и развитие.

Источник