Консультирование для воспитателей по психологическому развитию ребенка
Анна Чепкая
Консультация педагога-психолога для воспитателей «Легко утомляемые дети»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
консультация для воспитателей:
«ЛЕГКО УТОМЛЯЕМЫЕ ДЕТИ»
Подготовила Чепкая А. А.
Таких детей часто называют пассивными, ленивыми, болезненными. Но в этом очень мало правды, потому, что психика такого ребенка вовсе не расслаблена, а наоборот, перегружена, в ней идет колоссальная работа.
Быстрая физическая утомляемость – защита, способ перегруженной психики дать знак о потребности в уединении и отдыхе. Истощаемость – следствие бурных и непрерывных психических процессов, идущих, как правило, глубоко внутри. Для постороннего взгляда такой ребенок может казаться безучастным, неконтактным, погруженным в себя. Но неожиданно он может расплакаться, обидеться, разозлиться на самого себя. У таких детей тонкая и чрезвычайно восприимчивая душевная организация.
Возможные причины быстрой утомляемости детей
1. Особенность темперамента, тип нервной системы.
У чувствительных, восприимчивых детей большое количество их психической энергии уходит на переработку всех сигналов из окружающего мира, многие из которых дети с другим типом нервной системы и другим темпераментом просто не способны воспринять и прочувствовать.
2. Общие требования и тем более сверх требования, которые предъявляют ребенку семья или коллектив. У истощаемого ребенка уходят дополнительные силы на то, чтобы хоть как-то соответствовать предлагаемому темпу, скорости реагирования, уровню общения и другим требованиям, что вызывает еще большее истощение.
3. Невыраженные чувства (сильный гнев, страх, стыд, обида) могут также отнимать у ребенка много психических сил.
4. Проблема в семье, Алкоголизм одного из родителей, непоследовательное поведение взрослых могут формировать в ребенке особую «сканирующую» психическую структуру, которая помогает ему «считывать» и предугадывать эмоции и поведение значимого взрослого. Это также в значительной мере перегружает психику ребенка, который пытается потом контролировать и всех окружающих его людей, что дается ему колосальным напряжением всех психических функций.
5. Строгое наказание за ошибки. При склонности таких детей к перфеционизму – стремление делать все как можно лучше – влекут за собой истощение при выполнении любой работы.
Важно знать, что:
Такие дети быстро переполняются впечатлениями и в результате могут перевозбудиться, начать капризничать. Они с трудом засыпают, если их вовремя не уложить спать. Следует по возможности создавать для них спокойную обстановку.
Такие дети, как правило, склонны переживать все в себе, редко выражают и проявляют свои чувства. Они много тревожатся, беспокоятся, пытаются быть хорошими, полезными, удобными. Им трудно делать что-то плохо, они очень стараются, но в силу своей истощаемости часто отстают от окружающих их сверстников и почти всегда не соответствуют ожиданиям родителей, что вызывает у них дополнительную волну переживаний.
Поддержка и отсутствие сверх ожиданий таким детям совершенно необходимы. Поскольку у них чаще всего занижена самооценка, то важно поменьше критиковать и оценивать такого ребенка – он и так является строгим судьей самому себе.
Такие дети предпочитают более взрослые занятия. Но им будут чрезвычайно полезны игры, в которых могла бы проявиться их деткость, беззаботность и спонтанность.
Как правило, такие дети имеют мало друзей, но они им очень нужны, поскольку с другом можно поделиться тем, что не не расскажешь родителю, с другом можно поиграть, в процессе игры отдохнуть или выплеснуть какие-то накопившиеся чувства. Но не стоит настаивать, если ребенок в какой-то день по каким-то причинам не хочет ни с кем встречаться.
Таким детям очень полезны массаж, занятия с водой, тишина. Важно, чтобы ребенок как можно меньше был связан с транспортом, больше гулял, проводил время с домашними животными, если он к ним привязан.
Истощаемым детям всегда требуется больше времени на адаптацию в новых условиях, в новом коллективе. Если ребенок не готов к новой ситуации, он, скорее всего, заболеет. Такие дети склонны к самым разнообразным психосоматическим заболеваниям.
Такой ребенок может бурно переживать события, кажущиеся взрослым незначительными. Важно принять всерьез и разделить переживания ребенка, это позволит ему воспринять происходящее событие с меньшими энергетическими потерями.
Следует очень бережно относиться к такому ребенку, стараться не перегружать его
Источник
Речевая агрессия у детей
(консультация для воспитателей)
Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии — явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается), то последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный — такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.
Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение.
Необходимо различать агрессивное речевое поведение — ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность — как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.
Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Так, уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой. Средние и старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя отношения» на повышенных тонах.
Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей — по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч — он попадает в лужу. «Чо, дурак что ли?!» — презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться?!» натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!»), которым преимущественно ограничивается воспитатель, лиши усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия.
Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты…!»; «Ты всегда…!»).
Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию — протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение — посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, — особенно необходимая.
Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!»…).
Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.
Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.
Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением.
Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова -способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.
— прямое порицание — самый известный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка.
— игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что Не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность.
— переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.
— метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания») и другие.
Особую роли в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?
Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам…»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» — указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).
Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование — разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия.
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных.
Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» — проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то..»).
Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.
Автор: Щербинина Ю.В.
«Если ребенок грубиян : Советы для взрослых по преодолению детской речевой агрессии «.(М.: Ювента, 2006)
Подготовила педагог-психолог Катаргина И.А.
Источник
Психологическое консультирование в ДОУ
Психологическое консультирование в условиях детского сада, как отмечает психолог Т.Д. Марцинковская, представляет собой «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУ психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии – задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка на каждой возрастной стадии развития, т.е индивидуальные особенности возрастного развития.
В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) этические, стратегические и тактические.
Важнейшими этическими принципами являются:
— принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;
— принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;
— принцип компетентности и ответственности консультанта.
Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития составляют:
— принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) ;
— принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.
Тактические принципы психологического консультирования включают:
— принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;
— принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;
— принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;
— принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка;
— принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно – развивающих мероприятий и их реализации.
Психолого – педагогическое консультирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:
этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);
этап комплексного психологического обследования;
аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);
этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);
этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.
В приказе 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога» от 12.11.2010 одной из приоритетных задач педагога-психолога ДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника. В настоящее время выделяются следующие трудности, характерные для ДОУ:
1. Ухудшение здоровья детей:
— изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.
2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.
3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.
4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.
— некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;
— ослабление духовных связей между родителями и детьми, кризисное состояние семейных отношений;
— отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества.
5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:
— отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;
— недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения;
— педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;
— усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.
6. Низкая квалификация педагогических кадров:
— недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;
7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.
Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально – психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем , сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникших у детей (Венгер А.Л. 2001).
Выделяют:
Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
Поведенческие проблемы ( неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
Эмоциональные и личностные проблемы ( сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.)
Неврологические проблемы (тики, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.)Алексеева Е.Е. рассматривает сосание пальца, сосание предметов, грызение ногтей, мастурбация как патологические привычки детей, ставит их в один ряд.
Целью психологического консультирования являетсяоптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.
Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога ДОУ.
Обязательно:
— Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
-Психолог должен проводить групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.( по1 групповой консультации для родителей и по 1 для педагогов в месяц)
— Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личного и профессионального роста.
Психологическое просвещение и обучение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
— актуализация и систематизация имеющихся знаний;
— повышение уровня психологических знаний;
— включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
— Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. « примерный перечень»).
— Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей актуальности рассматриваемых тем для родителей.(см перечень тем)
Источником дополнительного консультирования является создание информационных уголков, стендов, папок передвижек по типу «Советы психолога»
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
Примерный перечень тем для психологического просвещения педагогов:
Психофизиологические особенности детей каждой взрослой группы.
Закономерности развития детского коллектива.
Особенности работы педагога с проблемными детьми.
Стили педагогического общения.
Психологические основы работы с семьей.
родителей:
Адаптация ребенка к ДОУ.
Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
Воспитание произвольности поведения и управляемости. Психологическая готовность к обучению.6. Половое воспитание и развитие.
Источник