Консультативная работа по проблемам развития ребенка

1. Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов
2. Функции психолога в консультативной работе с детьми
3. Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми
1. Психологическая
работа психолога с детьми осуществляется:
• в школе;
• детском саду;
• других
воспитательно-образовательных
учреждениях.
Детский психолог
осуществляет свою работу в следующих
направлениях:
консультативная
работа с родителями;консультативная
работа с педагогами;консультативная
работа с детьми различных возрастов.
Консультативная
работа с родителями предполагает
индивидуальное или групповое
консультирование
родителей
по проблемам их детей, среди
которых можно выделить:
• предоставление
психологической информации о
различных аспектах развития детей;
• развитие
навыков успешного родителя;
• работа
с группой родителей,
имеющих схожие проблемы со своими
детьми;
• индивидуальное
консультирование родителя
по проблемам ребенка.
Консультативная
работа с педагогами
подразумевает
индивидуальное или групповое
консультирование, целью
которого может являться:
• предоставление
информации;
• работа
с конкретной проблематикой, связанной
с поведением одного или нескольких
детей;
• обучение,
выработка успешной и эффективной
стратегии работы
с детьми.
Консультативная
работа с детьми различных
возрастов предполагает групповое
или индивидуальное консультирование
детей, включающее
в себя следующие функции:
• диагностическую,
предполагающую
изучение следующих характеристик:-
—
способности и задатки ребенка;
—
актуальные возможности и умения ребенка,
или зона
актуального развития;
—
зона ближайшего развития, понимаемая
как способность ребенка выполнять
какие-либо задания не самостоятельно,
но с помощью взрослого; семейная
проблематика и
ситуация;
—
особенности протекания возрастных
кризисов, прохождения
тех или иных возрастных периодов
развития; проблемы
в учебе;
—
проблемы и особенности социальной
адаптации в
детском коллективе;
• развивающую,
позволяющую
сформировать
и развить у ребенка различные умения,
способности,
навыки, необходимые ему для
успешной адаптации и успешного развития;
• коррекционную,
ориентированная
на коррекцию возникающих
у ребенка трудностей, обусловленных
внешними и внутренними причинами.
Коррекция может
осуществляться в следующих сферах
личности ребенка:
—
познавательной, где
могут возникнуть проблемы, связанные
с развитием у ребенка различных
когнитивных процессов: внимания,
мышления, памяти, восприятия, воображения;
—
эмоционально-волевой,
нарушения
в развитии которой могут
привести к различным проблемам:
=
трудности
в обучении;
= двигательная и
эмоциональная расторможенность;
= отсутствие
самоконтроля;
= проблемы в
социальной адаптации;
— работа с
проблемами, связанными с акцентуациями
характера;
— проблемы со
здоровьем, имеющие психосоматический
характер;
• информационную,
ориентированную
на предоставление различной информации,
которая может
быть связана с профессиональным
выбором учащегося, различной
психологической информации,
ориентированной
на познание и изучение себя, своих
качеств и способностей.
Психолог-консультант
может работать со следующими возрастными
группами детей:
• дети дошкольного
возраста;
• дети младшего
школьного возраста;
• подростки;
• юношество.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1. Психологическая работа психолога с детьмиосуществляется:
• в школе;
• детском саду;
• других воспитательно-образовательных учреждениях.
Детский психолог осуществляет свою работу в следующих направлениях:
· консультативная работа с родителями;
· консультативная работа с педагогами;
· консультативная работа с детьми различных возрастов.
Консультативная работа с родителями предполагает индивидуальное или групповое консультирование родителей по проблемам их детей, среди которых можно выделить:
• предоставление психологической информации о различных аспектах развития детей;
• развитие навыков успешного родителя;
• работа с группой родителей, имеющих схожие проблемы со своими детьми;
• индивидуальное консультирование родителя по проблемам ребенка.
Консультативная работа с педагогами подразумевает индивидуальное или групповое консультирование, целью которого может являться:
• предоставление информации;
• работа с конкретной проблематикой, связанной с поведением одного или нескольких детей;
• обучение, выработка успешной и эффективной стратегии работы с детьми.
Консультативная работа с детьмиразличных возрастов предполагает групповое или индивидуальное консультирование детей, включающее в себя следующие функции:
• диагностическую,предполагающую изучение следующих характеристик:-
— способности и задатки ребенка;
— актуальные возможности и умения ребенка, или зона актуального развития;
— зона ближайшего развития, понимаемая как способность ребенка выполнять какие-либо задания не самостоятельно, но с помощью взрослого; семейная проблематика и ситуация;
— особенности протекания возрастных кризисов, прохождения тех или иных возрастных периодов развития; проблемы в учебе;
— проблемы и особенности социальной адаптации в детском коллективе;
•развивающую,позволяющую сформировать и развить у ребенка различные умения, способности, навыки, необходимые ему для успешной адаптации и успешного развития;
• коррекционную,ориентированная на коррекцию возникающих у ребенка трудностей, обусловленных внешними и внутренними причинами.
Коррекция может осуществляться в следующих сферах личности ребенка:
— познавательной, где могут возникнуть проблемы, связанные с развитием у ребенка различных когнитивных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения;
— эмоционально-волевой, нарушения в развитии которой могут привести к различным проблемам:
= трудности в обучении;
= двигательная и эмоциональная расторможенность;
= отсутствие самоконтроля;
= проблемы в социальной адаптации;
— работа с проблемами, связанными с акцентуациями характера;
— проблемы со здоровьем, имеющие психосоматический характер;
• информационную, ориентированную на предоставление различной информации, которая может быть связана с профессиональным выбором учащегося, различной психологической информации, ориентированной на познание и изучение себя, своих качеств и способностей.
Психолог-консультант может работать со следующими возрастными группами детей:
• дети дошкольного возраста;
• дети младшего школьного возраста;
• подростки;
• юношество.
3. Для эффективной работы с детьми психолог-консультант должен обладать определенным набором качеств:
• личностные качества:
— любовь к детям, принятие, безоценочность;
-искренность, честность;
— отсутствие патологического стремления к власти и самоутверждению;
• умения и навыки:
— умение установить контакт с ребенком и обеспечить безопасность;
— умение ненавязчиво оказывать воздействие на ребенка; « умение завоевать авторитет у ребенка;
• теоретические и практические знания в следующих областях.
— возрастная, детская психология, знание особенностей развития ребенка и протекания возрастных кризисов;
— психологическое консультирование, знание принципов консультативной работы, механизмов и техник воздействия;
— специальная психология и коррекционная педагогика, знание основ медицинской психологии, различных нарушений, связанных с отставанием в развитии;
— теории личности, знание различных подходов к развитию личности;
— знание особенностей поведения и диагностических критериев акцентуаций характера и других психических и психологических отклонений;
— психодиагностика, знание различных методик получения диагностических данных и сбор анамнеза;
— психотерапия и психологическая коррекция, знание различных методик развития личности, коррекции недостатков в развитии и функционировании.
Источник
2.1. Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста
Отличительной особенностью сложившейся
в настоящее время консультативной
практики является различная частота
обращений родителей по поводу детей
разного возраста. Основной поток
составляют родители дошкольников и
младших школьников. В этом возрастном
диапазоне консультант встречается с
наиболее широким веером проблем. Однако
такая ситуация обусловлена не столько
объективными особенностями возраста
(в раннем и подростковом возрастах
существует ничуть не меньше проблемных
точек развития), сколько отношением
взрослого к имеющимся проблемам,
восприятием их временными, проходящими
по мере взросления ребенка. Так, в
родительском сознании существует
представление о сложностях первого
года жизни ребенка. Это проблемы
кормления, бессонных ночей, «беспричинного?
плача — все это нужно просто пережить,
перетерпеть. Именно в силу данной
установки и недостаточного знания
особенностей детского развития у
родителей младенцев не возникает мысли
о том, что имеющиеся у них трудности
выходят за рамки нормативных. Посещение
консультации родителями • младенца —
событие исключительное, и остается
только надеяться, что в результате
усиливающейся в настоящее время работы
психологов с будущими родителями
ситуация может измениться. Профилактическая
просветительская работа помогает
направить внимание на те стороны
психического развития ребенка, которые
в дальнейшем будут определять его
успешность, дает необходимые средства
контроля. Пока же работа с будущими
родителями не заняла полноценного места
в консультативной практике, проблемы
развития младенца редко решаются с
помощью психолога-консультанта. В
результате психолог встречается не
столько с самой проблемой, сколько с ее
отсроченными последствиями. Так,
проблемы, с которыми приходят в
консультацию родители двух-четырех-летних
детей часто являются отголоском
особенностей развития ребенка в
младенчестве.
2.1.1. Проблема речевого развития ребенка
Наиболее часто тревожит родителей детей
раннего возраста запаздывание появления
активной речи. Хорошо известно, что
ребенок начинает говорить в период
от 2 до 3 лет [57; 150]. Активная речь возникает
у ребенка как средство ситуативно-делового
общения со взрослым [93]. Такая форма
общения становится необходимой
ребенку в связи с освоением окружающего
его предметного мира. Открыв для себя
независимое существование предметов,
ребенок устремляется к их познанию
[115]. Предметно-орудийная деятельность
становится ведущей в этом возрастном
периоде, обусловливая как познавательное,
так и личностное развитие ребенка [183].
В отечественной психологии подчеркивается
необходимость участия взрослого человека
в освоении ребенком предметного мира,
так как окружающие ребенка предметы —
это предметы человеческой культуры
и не могут быть познаны им самостоятельно.
Общением со взрослым опосредована
вся познавательная активность ребенка.
Слово становится средством такого
общения.
Появление активной речи — яркое
свидетельство психического развития,
позволяющее родителям сравнивать своего
ребенка со сверстниками. Иногда такое
сравнение приводит к неоправданным
волнениям. Довольно часто психологу
приходится встречаться с обеспокоенностью
родителей, ребенок которых начинает
говорить на месяц-другой позже
«соседского». Не имея возможности
оценить, насколько серьезным является
такое отставание, родители часто
драматизируют ситуацию и начинают
сосредоточивать усилия на всевозможных
формах стимуляции речевого развития.
Нередки случаи, когда такой усиленный
прессинг имеет прямо противоположный
результат. Ребенка начинают пугать не
столько постоянные просьбы произнести
то или иное слово, сколько эмоциональная
окрашенность ситуации. Последствием
такой настойчивости со стороны
родителей может быть избегание ребенком
самой ситуации общения, что в свою
очередь только усугубляет проблему.
Наряду с такими случаями, когда в основе
проблемы лежит неучет родителями
возрастных и индивидуальных особенностей
развития ребенка, психологу приходится
встречаться и с. более серьезными
проблемами речевого развития. Зачастую
в работе с подобными случаями требуется
дифференциация задержек, являющихся
следствием органического дефекта или
имеющих психогенную природу.
Безусловно, психологическая помощь
будет наиболее эффективна там, где
отставание в речевом развитии ребенка
вызвано особыми условиями общения с
ним, сложившимися в семье. Поскольку
речь возникает как средство коммуникации,
особенно важно бывает проанализировать
условия детско-родительского
взаимодействия.
Появление активной речи у ребенка
является результатом изменения формы
его общения со взрослым [93]. Оно может
задерживаться по целому ряду причин.
Непременным условием речевого развития
является включенность ребенка в
общение с другими людьми. Недостаточная
интенсивность речевого общения может
объясняться занятостью, усталостью
родителей, которые начинают приветствовать
самостоятельные занятия ребенка.
Удобство родителей, их спокойствие
иногда становится фактором, ограничивающим
речевое развитие ребенка.
Запаздывание появления активной речи
может быть следствием прямо
противоположной ситуации — ответом на
«чрезмерную» активность и инициативность
взрослого, которая не оставляет места
инициативе ребенка. Если взрослый,
ухаживающий за ребенком, чутко
угадывает его желания и удовлетворяет
их, не дожидаясь, пока малыш обратится
за помощью’, если вопросы задаются
ребенку в такой форме, что ему достаточно
только кивнуть, выбрав подходящий
ему вариант ответа, активная речь
становится просто ненужной.
Необходимость в использовании активной
речи не возникает и в том случае, если
в отношениях с ребенком в семье на первом
плане продолжает оставаться эмоциональное
взаимодействие (для выражения чувств
не всегда нужны слова). То, что является
абсолютно необходимым в младенчестве,
становится недостаточным в связи с
взрослением малыша и началом активного
освоения им мира человеческой культуры
[183]. Речь необходима для содержательного
обмена информацией при объединении
усилий взрослого и ребенка для
достижения единой цели. Поэтому отсутствие
сотрудничества в решении задач
продуктивной деятельности также
лишает ребенка необходимости осваивать
активные формы речи.
Итак, очевидно, что решение проблемы
речевого развития требует от
консультанта анализа семейной ситуации
с точки зрения организации взрослым
достаточного уровня общения и
сотрудничества с ребенком и специфики
способа их взаимодействия.
Взрослея, малыш становится все более и
более самостоятельным, автономным
от взрослого. Возникающая способность
оставаться на некоторое время в
одиночестве, отпускать от себя взрослого
чрезвычайно приветствуется родителями.
Напротив, отсутствие у ребенка
некоторой автономности при достижении
им двух-трехлетнего возраста начинает
восприниматься ими в качестве серьезной
проблемы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Куткина Дарья
Консультационный центр для родителей и детей, не охваченных дошкольным образованием
«Оказание психологической помощи в режиме консультирования, как одна из форм работы центра».
Работая в дошкольной образовательной организации, часто сталкиваешься с такой проблемой, что достаточно большое количество детей раннего возраста не имеет возможности в силу определенных обстоятельств посещать детский сад. Такие дети не могут, в полном объеме, общаться, играть, взаимодействовать со сверстниками, тем самым, они лишены возможности успешной социализации в обществе. Да и сами родители, воспитывающие таких детей, нуждаются в консультативной, методической, организующей помощи со стороны различных специалистов, и в первую очередь, со стороны педагога-психолога, в особенности по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего дошкольного возраста.
Как можно организовать работу по оказанию ранней психолого-педагогической помощи семьям, где дети не посещают ДОУ. Исходя из того, что одним из приоритетов социальной политики в области образования является расширение доступности качественного дошкольного образования, Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.
Одной из вариативных форм дошкольного образования является консультативный пункт (далее по тексту КП, особенность которого заключается в оказании ранней психолого-педагогической помощи и возможности получения ребенком образования опосредованно через родителей.
Цель психолого-педагогической помощи – это проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей от 1 года до 7 лет, обеспечение максимального сокращения социальной изоляции семей, воспитывающих детей, не посещающих детский сад.
Задачи работы педагога-психолога КП:
• оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;
• содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка;
• диагностика индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
• психологическое просвещение;
• психологическое консультирование;
• развивающая психокоррекционная деятельность;
• психодиагностика.
Таким образом, формируется особый подход к оказанию психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей, не посещающих детский сад, а особенно детей первых 3 лет жизни, позволяющий выстроить комплексную систему работы по обеспечению психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем семьям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста. Также на Консультативном пункте оказывается помощь родителям детей в возрасте от 3 до 7 лет, не посещающих детский сад, в зависимости от актуальных для них воспитательных потребностей.
Для работы педагога-психолога необходимо оборудовать кабинет, в котором, может быть представлен такой материал, как подушки радости и грусти, мягкие игрушки. Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию, как гнев, боксерская груша и перчатки, мягкие подушки, ведерко для крика, «Коврик примирения» — цель которого научить разнообразным способам примирения детей после ссоры, картотека «мирилок».
Основы психолого-педагогической работы с детьми в Консультативном пункте, педагог-психолог:
• проводит диагностику развития детей, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы в развитии ребенка раннего дошкольного возраста и вовремя оказать квалифицированную помощь семье. В диагностике по выявлению уровня развития ребенка раннего возраста, психолог использует следующий инструментарий: «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте» Н. Н. Павлова., Л. Г. Руденко, с помощью которого можно обследовать все необходимые психологические области развития ребенка. ;
• определяет индивидуальные особенности и склонности личности, ее потенциальные возможности;
• выявляет причины и механизмы нарушений в развитии, социальной адаптации;
• осуществляет коррекционно-развивающую работу, основываясь на полученных результатах диагностики, с помощью этого же диагностического инструментария;
• проводит занятия по сенсорному восприятию и психомоторному развитию детей раннего возраста. Коррекционно-развивающие занятия проводятся на основе индивидуальных особенностей развития ребенка раннего дошкольного возраста, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи;
• проводит развивающие индивидуальные (групповые) занятия в присутствии родителей;
• публично консультирует родителей, посредством размещения материала на официальном web-сайте ДОУ;
• проводит детское консультирование. В рамках консультирования, с детьми проводятся игры-занятия, дидактические игры, а в совместной деятельности с педагогом и родителем дети действуют с дидактическим материалом и игрушками, предметами-орудиями, строительным материалом.
На основании всех полученных результатов, психолог КП дает рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка, затем разрабатывает (моделирует из нескольких) индивидуально-ориентированную программу развития ребенка в соответствии с заключениями; план и график работы с данным ребенком; рассматривается вопрос о возможности участия ребенка в групповых игровых сеансах. Это отражается в плане работы педагога-психолога.
Основы психолого-педагогической работы с родителями в КП:
• на первичной консультации проводится анкетирование родителей или лиц, их заменяющих с целью выявления проблемы;
• знакомство родителей с современными видами игровых средств и оборудования, с принципами создания предметно-развивающей среды в домашних условиях;
• консультации родителей по вопросам воспитания и развития детей (педагогическое просвещение). Содержание консультаций составляется с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения: родители получают информацию о физиологических и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций;
• организация и проведение консультаций для родителей и групповых игровых сеансов вместе с детьми;
• обучение родителей современным методам и приемам воспитания и обучения детей на основе развивающих игр, а также игрового взаимодействия с детьми;
• проводятся семинары-практикумы, тренинги по заявленным проблемам;
• оформляется выставка методической литературы, выпускаются и раздаются буклеты, памятки. Родители могут взять нужную литературу и принести ее на следующую встречу;
• проводятся экскурсии по детскому саду с целью знакомства и подготовки к детскому саду и дальнейшей безболезненной адаптации.
Помимо анкетирования родителей и психологической диагностики детей, проводится и диагностика с родителями с целью выявления риска возникновения нарушений или задержек в развитии ребенка, и непосредственно выявление риска возникновения расстройств аутистического спектра на ранних этапах развития ребенка. Для этого используется опросник М-Чат, (Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей). Данный опросник можно использовать в рамках профилактического осмотра ребёнка, также им могут пользоваться другие специалисты или профессионалы для оценки риска возникновения Расстройства Аутистического Спектра (РАС) и риска иных нарушений или задержек развития. По результатам первичной консультации и диагностик при необходимости назначается дополнительная консультация педагога-психолога.
Периодически педагог-психолог беседует с родителями для обмена информацией о ребенке раннего и дошкольного возраста, его проблемах и достижениях. Проводит по необходимости дополнительные индивидуальные или подгрупповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе КП, достижениях своих детей. Родители и психолог полностью согласуют свои действия в отношении детей, посещающих КП.
Таким образом, консультирование как одна из форм взаимодействия с родителями всегда была актуальна в системе образования. В связи с изменившимися запросами социума, консультативный пункт (центр) является одной из эффективных вариативных форм дошкольного образования, наиболее доступной в реализации и внедрении, имеющий гибкий график посещений, не требующих больших дополнительных финансовых вложений.
В дошкольных учреждениях существует проблема адаптации ребенка к детскому саду, главная роль в проведении адаптации принадлежит родителям и педагогам, взаимодействующим с детьми раннего возраста. Поэтому необходимо раннее включение родителей и детей, не посещающих детский сад в воспитательно-образовательный процесс, тогда процесс адаптации будет проходить легче.
Проблема оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с ограничениями жизнедеятельности, не посещающим ДОУ, просвещения родителей об индивидуальных особенностях их ребенка и основных направлениях его развития, также должна быть выведена в рамки работы консультационного пункта с родителями детей раннего дошкольного возраста. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, с ограничениями жизнедеятельности.
Своевременное оказание необходимой психолого-педагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте позволит обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Источник