Консультативная работа по проблемам развития ребенка

Консультативная работа по проблемам развития ребенка thumbnail

1. Особенности работы консультанта с детьми различных возрастов

2. Функции психолога в консультативной работе с детьми

3. Условия эффективности психологической деятельности консультанта в работе с детьми

1. Психологическая
работа психолога с детьми
осуществляется:

• в школе;

• детском саду;

• других
воспитательно-образовательных
учреждениях.

Детский психолог
осуществляет свою работу в следующих
на­правлениях:

  • консультативная
    работа с родителями;

  • консультативная
    работа с педагогами;

  • консультативная
    работа с детьми различных возрастов.

Консультативная
работа с родителями предполагает
индивиду­альное или групповое
консультирование
родителей

по проблемам их детей, среди
которых можно выделить:

• предоставление
психологической информации о
различных аспек­тах развития детей;

• развитие
навыков успешного родителя;

• работа
с группой родителей,
имеющих схожие проблемы со свои­ми
детьми;

• индивидуальное
консультирование родителя
по проблемам ре­бенка.

Консультативная
работа с педагогами

подразумевает
индивиду­альное или групповое
консультирование, целью
которого мо­жет являться:

• предоставление
информации;

• работа
с конкретной проблематикой, связанной
с поведением одного или нескольких
детей;

• обучение,
выработка успешной и эффективной
стратегии работы
с детьми.

Консультативная
работа с детьми
различных
возрастов пред­полагает групповое
или индивидуальное консультирование
де­тей, включающее
в себя следующие функции:

диагностическую,
предполагающую
изучение следующих характеристик:-


способности и задатки ребенка;


актуальные возможности и умения ребенка,
или зона
актуаль­ного развития;


зона ближайшего развития, понимаемая
как способность ре­бенка выполнять
какие-либо задания не самостоятельно,
но с помощью взрослого; семейная
проблематика и
ситуация;


особенности протекания возрастных
кризисов, прохождения
тех или иных возрастных периодов
развития; проблемы
в учебе;


проблемы и особенности социальной
адаптации в
детском кол­лективе;

развивающую,
позволяющую
сформировать
и развить у ребенка различные умения,
способности,
навыки, необходимые ему для
успешной адаптации и успешного развития;

коррекционную,
ориентированная
на коррекцию возникающих
у ребенка трудностей, обусловленных
внешними и внутренними причинами.

Коррекция может
осуществляться в следующих сфе­рах
личности ребенка:


познавательной, где
могут возникнуть проблемы, связанные
с развитием у ребенка различных
когнитивных процессов: вни­мания,
мышления, памяти, восприятия, воображения;


эмоционально-волевой,
нарушения
в развитии которой могут
привести к различным проблемам:

=
трудности
в обучении;

= двигательная и
эмоциональная расторможенность;

= отсутствие
самоконтроля;

= проблемы в
социальной адаптации;

— работа с
проблемами, связанными с акцентуациями
характера;

— проблемы со
здоровьем, имеющие психосоматический
характер;

• информационную,
ориентированную
на предоставление различ­ной информации,
которая может
быть связана с профессио­нальным
выбором учащегося, различной
психологической ин­формации,
ориентированной
на познание и изучение себя, своих
качеств и способностей.

Психолог-консультант
может работать со следующими возрас­тными
группами детей:

• дети дошкольного
возраста;

• дети младшего
школьного возраста;

• подростки;

• юношество.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

1. Психологическая работа психолога с детьмиосуществляется:

• в школе;

• детском саду;

• других воспитательно-образовательных учреждениях.

Детский психолог осуществляет свою работу в следующих на­правлениях:

· консультативная работа с родителями;

· консультативная работа с педагогами;

· консультативная работа с детьми различных возрастов.

Консультативная работа с родителями предполагает индивиду­альное или групповое консультирование родителей по проблемам их детей, среди которых можно выделить:

• предоставление психологической информации о различных аспек­тах развития детей;

• развитие навыков успешного родителя;

• работа с группой родителей, имеющих схожие проблемы со свои­ми детьми;

• индивидуальное консультирование родителя по проблемам ре­бенка.

Консультативная работа с педагогами подразумевает индивиду­альное или групповое консультирование, целью которого мо­жет являться:

• предоставление информации;

• работа с конкретной проблематикой, связанной с поведением одного или нескольких детей;

• обучение, выработка успешной и эффективной стратегии работы с детьми.

Консультативная работа с детьмиразличных возрастов пред­полагает групповое или индивидуальное консультирование де­тей, включающее в себя следующие функции:

диагностическую,предполагающую изучение следующих характеристик:-

— способности и задатки ребенка;

— актуальные возможности и умения ребенка, или зона актуаль­ного развития;

— зона ближайшего развития, понимаемая как способность ре­бенка выполнять какие-либо задания не самостоятельно, но с помощью взрослого; семейная проблематика и ситуация;

— особенности протекания возрастных кризисов, прохождения тех или иных возрастных периодов развития; проблемы в учебе;

— проблемы и особенности социальной адаптации в детском кол­лективе;

развивающую,позволяющую сформировать и развить у ребенка различные умения, способности, навыки, необходимые ему для успешной адаптации и успешного развития;

• коррекционную,ориентированная на коррекцию возникающих у ребенка трудностей, обусловленных внешними и внутренними причинами.

Коррекция может осуществляться в следующих сфе­рах личности ребенка:

— познавательной, где могут возникнуть проблемы, связанные с развитием у ребенка различных когнитивных процессов: вни­мания, мышления, памяти, восприятия, воображения;

— эмоционально-волевой, нарушения в развитии которой могут привести к различным проблемам:

= трудности в обучении;

= двигательная и эмоциональная расторможенность;

= отсутствие самоконтроля;

= проблемы в социальной адаптации;

— работа с проблемами, связанными с акцентуациями характера;

— проблемы со здоровьем, имеющие психосоматический характер;

• информационную, ориентированную на предоставление различ­ной информации, которая может быть связана с профессио­нальным выбором учащегося, различной психологической ин­формации, ориентированной на познание и изучение себя, своих качеств и способностей.

Читайте также:  Работа с семьями с ребенком с отклонениями в развитии

Психолог-консультант может работать со следующими возрас­тными группами детей:

• дети дошкольного возраста;

• дети младшего школьного возраста;

• подростки;

• юношество.

3. Для эффективной работы с детьми психолог-консультант должен обладать определенным набором качеств:

• личностные качества:

— любовь к детям, принятие, безоценочность;

-искренность, честность;

— отсутствие патологического стремления к власти и самоутверждению;

• умения и навыки:

— умение установить контакт с ребенком и обеспечить безопасность;

— умение ненавязчиво оказывать воздействие на ребенка; « умение завоевать авторитет у ребенка;

• теоретические и практические знания в следующих областях.

— возрастная, детская психология, знание особенностей развития ребенка и протекания возрастных кризисов;

— психологическое консультирование, знание принципов консуль­тативной работы, механизмов и техник воздействия;

— специальная психология и коррекционная педагогика, знание ос­нов медицинской психологии, различных нарушений, связан­ных с отставанием в развитии;

— теории личности, знание различных подходов к развитию лич­ности;

— знание особенностей поведения и диагностических критериев акцентуаций характера и других психических и психологиче­ских отклонений;

— психодиагностика, знание различных методик получения диаг­ностических данных и сбор анамнеза;

— психотерапия и психологическая коррекция, знание различных методик развития личности, коррекции недостатков в развитии и функционировании.

Источник

2.1. Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста

Отличительной особенностью сложившейся
в настоящее время консультативной
практики является различная частота
обращений родителей по поводу детей
разного возраста. Основной поток
составляют родители дошкольников и
младших школьников. В этом возрастном
диапазоне консультант встречается с
наиболее широким веером проблем. Однако
такая ситуация обусловлена не столько
объективными особенностями возраста
(в раннем и подростковом возрастах
существует ничуть не меньше проблемных
точек развития), сколько отношением
взрослого к имеющимся проблемам,
восприятием их временными, проходящими
по мере взросления ребенка. Так, в
родительском сознании существует
представление о сложностях первого
года жизни ребенка. Это проблемы
кормления, бессонных ночей, «беспричинного?
плача — все это нужно просто пережить,
перетерпеть. Именно в силу данной
установки и недостаточного знания
особенностей детского развития у
родителей младенцев не возникает мысли
о том, что имеющиеся у них трудности
выходят за рамки нормативных. Посещение
консультации родителями • младенца —
событие исключительное, и остается
только надеяться, что в результате
усиливающейся в настоящее время работы
психологов с будущими родителями
ситуация может измениться. Профилактическая
просветительская работа помогает
направить внимание на те стороны
психического развития ребенка, которые
в дальнейшем будут определять его
успешность, дает необходимые средства
контроля. Пока же работа с будущими
родителями не заняла полноценного места
в консультативной практике, проблемы
развития младенца редко решаются с
помощью психолога-консультанта. В
результате психолог встречается не
столько с самой проблемой, сколько с ее
отсроченными последствиями. Так,
проблемы, с которыми приходят в
консультацию родители двух-четырех-летних
детей часто являются отголоском
особенностей развития ребенка в
младенчестве.

2.1.1. Проблема речевого развития ребенка

Наиболее часто тревожит родителей детей
раннего возраста запаздывание появления
активной речи.
Хорошо известно, что
ребе­нок начинает говорить в период
от 2 до 3 лет [57; 150]. Активная речь возникает
у ребенка как средство ситуативно-делового
обще­ния со взрослым [93]. Такая форма
общения становится необходи­мой
ребенку в связи с освоением окружающего
его предметного мира. Открыв для себя
независимое существование предметов,
ре­бенок устремляется к их познанию
[115]. Предметно-орудийная де­ятельность
становится ведущей в этом возрастном
периоде, обус­ловливая как познавательное,
так и личностное развитие ребенка [183].
В отечественной психологии подчеркивается
необходимость участия взрослого человека
в освоении ребенком предметного мира,
так как окружающие ребенка предметы —
это предметы челове­ческой культуры
и не могут быть познаны им самостоятельно.
Об­щением со взрослым опосредована
вся познавательная активность ребенка.
Слово становится средством такого
общения.

Появление активной речи — яркое
свидетельство психического развития,
позволяющее родителям сравнивать своего
ребенка со сверстниками. Иногда такое
сравнение приводит к неоправданным
волнениям. Довольно часто психологу
приходится встречаться с обес­покоенностью
родителей, ребенок которых начинает
говорить на месяц-другой позже
«соседского». Не имея возможности
оценить, насколько серьезным является
такое отставание, родители часто
драматизируют ситуацию и начинают
сосредоточивать усилия на всевозможных
формах стимуляции речевого развития.
Нередки слу­чаи, когда такой усиленный
прессинг имеет прямо противополож­ный
результат. Ребенка начинают пугать не
столько постоянные просьбы произнести
то или иное слово, сколько эмоциональная
окрашенность ситуации. Последствием
такой настойчивости со сто­роны
родителей может быть избегание ребенком
самой ситуации общения, что в свою
очередь только усугубляет проблему.

Наряду с такими случаями, когда в основе
проблемы лежит неучет родителями
возрастных и индивидуальных особенностей
развития ребенка, психологу приходится
встречаться и с. более серьезными
проблемами речевого развития. Зачастую
в работе с подобными случаями требуется
дифференциация задержек, явля­ющихся
следствием органического дефекта или
имеющих психо­генную природу.
Безусловно, психологическая помощь
будет наи­более эффективна там, где
отставание в речевом развитии ребенка
вызвано особыми условиями общения с
ним, сложившимися в семье. Поскольку
речь возникает как средство коммуникации,

Читайте также:  Дневник развития ребенка по неделям

особенно важно бывает проанализировать
условия детско-родительского
взаимодействия.

Появление активной речи у ребенка
является результатом из­менения формы
его общения со взрослым [93]. Оно может
задер­живаться по целому ряду причин.

Непременным условием речевого развития
является включен­ность ребенка в
общение с другими людьми. Недостаточная
интенсивность речевого общения может
объясняться занятостью, уста­лостью
родителей, которые начинают приветствовать
самостоя­тельные занятия ребенка.
Удобство родителей, их спокойствие
иногда становится фактором, ограничивающим
речевое развитие ребенка.

Запаздывание появления активной речи
может быть следстви­ем прямо
противоположной ситуации — ответом на
«чрезмерную» активность и инициативность
взрослого, которая не оставляет ме­ста
инициативе ребенка. Если взрослый,
ухаживающий за ребен­ком, чутко
угадывает его желания и удовлетворяет
их, не дожида­ясь, пока малыш обратится
за помощью’, если вопросы задаются
ребенку в такой форме, что ему достаточно
только кивнуть, вы­брав подходящий
ему вариант ответа, активная речь
становится просто ненужной.

Необходимость в использовании активной
речи не возникает и в том случае, если
в отношениях с ребенком в семье на первом
плане продолжает оставаться эмоциональное
взаимодействие (для выражения чувств
не всегда нужны слова). То, что является
абсо­лютно необходимым в младенчестве,
становится недостаточным в связи с
взрослением малыша и началом активного
освоения им мира человеческой культуры
[183]. Речь необходима для содержа­тельного
обмена информацией при объединении
усилий взрос­лого и ребенка для
достижения единой цели. Поэтому отсутствие
сотрудничества в решении задач
продуктивной деятельности так­же
лишает ребенка необходимости осваивать
активные формы речи.

Итак, очевидно, что решение проблемы
речевого развития тре­бует от
консультанта анализа семейной ситуации
с точки зрения организации взрослым
достаточного уровня общения и
сотрудни­чества с ребенком и специфики
способа их взаимодействия.

Взрослея, малыш становится все более и
более самостоятель­ным, автономным
от взрослого. Возникающая способность
оста­ваться на некоторое время в
одиночестве, отпускать от себя взрос­лого
чрезвычайно приветствуется родителями.
Напротив, отсут­ствие у ребенка
некоторой автономности при достижении
им двух-трехлетнего возраста начинает
восприниматься ими в качестве серьезной
проблемы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Куткина Дарья
Консультационный центр для родителей и детей, не охваченных дошкольным образованием

«Оказание психологической помощи в режиме консультирования, как одна из форм работы центра».

Работая в дошкольной образовательной организации, часто сталкиваешься с такой проблемой, что достаточно большое количество детей раннего возраста не имеет возможности в силу определенных обстоятельств посещать детский сад. Такие дети не могут, в полном объеме, общаться, играть, взаимодействовать со сверстниками, тем самым, они лишены возможности успешной социализации в обществе. Да и сами родители, воспитывающие таких детей, нуждаются в консультативной, методической, организующей помощи со стороны различных специалистов, и в первую очередь, со стороны педагога-психолога, в особенности по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего дошкольного возраста.

Как можно организовать работу по оказанию ранней психолого-педагогической помощи семьям, где дети не посещают ДОУ. Исходя из того, что одним из приоритетов социальной политики в области образования является расширение доступности качественного дошкольного образования, Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.

Одной из вариативных форм дошкольного образования является консультативный пункт (далее по тексту КП, особенность которого заключается в оказании ранней психолого-педагогической помощи и возможности получения ребенком образования опосредованно через родителей.

Цель психолого-педагогической помощи – это проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей от 1 года до 7 лет, обеспечение максимального сокращения социальной изоляции семей, воспитывающих детей, не посещающих детский сад.

Задачи работы педагога-психолога КП:

• оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

• содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка;

• диагностика индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

• психологическое просвещение;

• психологическое консультирование;

• развивающая психокоррекционная деятельность;

• психодиагностика.

Таким образом, формируется особый подход к оказанию психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей, не посещающих детский сад, а особенно детей первых 3 лет жизни, позволяющий выстроить комплексную систему работы по обеспечению психолого-педагогической и медико-социальной помощи всем семьям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста. Также на Консультативном пункте оказывается помощь родителям детей в возрасте от 3 до 7 лет, не посещающих детский сад, в зависимости от актуальных для них воспитательных потребностей.

Для работы педагога-психолога необходимо оборудовать кабинет, в котором, может быть представлен такой материал, как подушки радости и грусти, мягкие игрушки. Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию, как гнев, боксерская груша и перчатки, мягкие подушки, ведерко для крика, «Коврик примирения» — цель которого научить разнообразным способам примирения детей после ссоры, картотека «мирилок».

Основы психолого-педагогической работы с детьми в Консультативном пункте, педагог-психолог:

• проводит диагностику развития детей, что позволяет своевременно выявить трудности и проблемы в развитии ребенка раннего дошкольного возраста и вовремя оказать квалифицированную помощь семье. В диагностике по выявлению уровня развития ребенка раннего возраста, психолог использует следующий инструментарий: «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте» Н. Н. Павлова., Л. Г. Руденко, с помощью которого можно обследовать все необходимые психологические области развития ребенка. ;

Читайте также:  Психическое развитие ребенка от одного до трех лет кризис трех лет

• определяет индивидуальные особенности и склонности личности, ее потенциальные возможности;

• выявляет причины и механизмы нарушений в развитии, социальной адаптации;

• осуществляет коррекционно-развивающую работу, основываясь на полученных результатах диагностики, с помощью этого же диагностического инструментария;

• проводит занятия по сенсорному восприятию и психомоторному развитию детей раннего возраста. Коррекционно-развивающие занятия проводятся на основе индивидуальных особенностей развития ребенка раннего дошкольного возраста, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи;

• проводит развивающие индивидуальные (групповые) занятия в присутствии родителей;

• публично консультирует родителей, посредством размещения материала на официальном web-сайте ДОУ;

• проводит детское консультирование. В рамках консультирования, с детьми проводятся игры-занятия, дидактические игры, а в совместной деятельности с педагогом и родителем дети действуют с дидактическим материалом и игрушками, предметами-орудиями, строительным материалом.

На основании всех полученных результатов, психолог КП дает рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка, затем разрабатывает (моделирует из нескольких) индивидуально-ориентированную программу развития ребенка в соответствии с заключениями; план и график работы с данным ребенком; рассматривается вопрос о возможности участия ребенка в групповых игровых сеансах. Это отражается в плане работы педагога-психолога.

Основы психолого-педагогической работы с родителями в КП:

• на первичной консультации проводится анкетирование родителей или лиц, их заменяющих с целью выявления проблемы;

• знакомство родителей с современными видами игровых средств и оборудования, с принципами создания предметно-развивающей среды в домашних условиях;

консультации родителей по вопросам воспитания и развития детей (педагогическое просвещение). Содержание консультаций составляется с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения: родители получают информацию о физиологических и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций;

• организация и проведение консультаций для родителей и групповых игровых сеансов вместе с детьми;

• обучение родителей современным методам и приемам воспитания и обучения детей на основе развивающих игр, а также игрового взаимодействия с детьми;

• проводятся семинары-практикумы, тренинги по заявленным проблемам;

• оформляется выставка методической литературы, выпускаются и раздаются буклеты, памятки. Родители могут взять нужную литературу и принести ее на следующую встречу;

• проводятся экскурсии по детскому саду с целью знакомства и подготовки к детскому саду и дальнейшей безболезненной адаптации.

Помимо анкетирования родителей и психологической диагностики детей, проводится и диагностика с родителями с целью выявления риска возникновения нарушений или задержек в развитии ребенка, и непосредственно выявление риска возникновения расстройств аутистического спектра на ранних этапах развития ребенка. Для этого используется опросник М-Чат, (Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей). Данный опросник можно использовать в рамках профилактического осмотра ребёнка, также им могут пользоваться другие специалисты или профессионалы для оценки риска возникновения Расстройства Аутистического Спектра (РАС) и риска иных нарушений или задержек развития. По результатам первичной консультации и диагностик при необходимости назначается дополнительная консультация педагога-психолога.

Периодически педагог-психолог беседует с родителями для обмена информацией о ребенке раннего и дошкольного возраста, его проблемах и достижениях. Проводит по необходимости дополнительные индивидуальные или подгрупповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе КП, достижениях своих детей. Родители и психолог полностью согласуют свои действия в отношении детей, посещающих КП.

Таким образом, консультирование как одна из форм взаимодействия с родителями всегда была актуальна в системе образования. В связи с изменившимися запросами социума, консультативный пункт (центр) является одной из эффективных вариативных форм дошкольного образования, наиболее доступной в реализации и внедрении, имеющий гибкий график посещений, не требующих больших дополнительных финансовых вложений.

В дошкольных учреждениях существует проблема адаптации ребенка к детскому саду, главная роль в проведении адаптации принадлежит родителям и педагогам, взаимодействующим с детьми раннего возраста. Поэтому необходимо раннее включение родителей и детей, не посещающих детский сад в воспитательно-образовательный процесс, тогда процесс адаптации будет проходить легче.

Проблема оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с ограничениями жизнедеятельности, не посещающим ДОУ, просвещения родителей об индивидуальных особенностях их ребенка и основных направлениях его развития, также должна быть выведена в рамки работы консультационного пункта с родителями детей раннего дошкольного возраста. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, с ограничениями жизнедеятельности.

Своевременное оказание необходимой психолого-педагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте позволит обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Источник