Консультация сенсорное развитие ребенка через дидактическую игру

             Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей у детей

через дидактические игры»

Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с

эффективными средствами ее реализации — дидактическими играми, которые

позволяют дифференцированно развивать зрительное, слуховое,

обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие. И в продолжение темы:

«Сенсорное воспитание фундамент умственного развития ребенка» мы

поговорим о сенсорном развитии ребёнка в дидактической игре.

В ней происходит в неразрывной связи развитие логического мышления и

умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу

требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и

различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность

к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных

условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть

конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание

игры.

На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения

дидактических игр является собственно процесс игрового обучения,

обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий

мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконт-

ролю, приобретает навыки планирования поведения. Дидактические игры

различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности

детей, игровым действиям и правилам.

Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста.

Игры можно проводить не только на занятиях, но и в свободное время, на

прогулке, во второй половине дня. Главный принцип в использовании игр –

их многократное повторение, которое является необходимым условием

развивающего эффекта.

Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию

детей младшего дошкольного возраста.

Игры на развитие тактильных ощущений.

«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной

формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,

пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не

заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы,

различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки

широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его

признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький,

узкий — широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в

данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в

разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно

рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и

складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный

платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на

ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы:

стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая

бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная

ваза и др.

«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры,

одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую

фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные

игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа,

зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и

непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь

определить предметы и назвать их.

«Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной

бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными

глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек». Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные

различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой,

линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки

материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь

определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные

горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др.

Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти

мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис,

гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения

для закрепления понятия формы.

«Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели

геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов,

по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,

ромб).

«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку,

какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в

ней квадратов, кругов и т. д.

«Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур

и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора

следует найти ту часть, которой нет в коврике.

«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных

предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например,

круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и

предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех

геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один

треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю

фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. Варианты:

группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять

принцип группировки.

«Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических

фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по

описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части

из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из

каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо).

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

«Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество,

выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

«Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной

длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей. Варианты:

детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины

ромбы разного цвета и формы.

«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной

длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая

самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина,

ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а

красная лента короткая и широкая».

«Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно

рассыпаны и перепутаны на столе.

Читайте также:  Развитие ребенка мир вокруг нас

«Матрешки». Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и

более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

«Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку,

начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого

последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: собрать одновременно две

стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине,

другую — по возрастающей величине.

«Разложи по размеру». Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру

натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из

картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение

предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро,

чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить

предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по

пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют,

какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного

цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один

из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с

изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку

предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить

карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением

помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона

— желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог

Показывает  карточку с изображением  предмета  какого-либо  цвета (красные

варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с

изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды,

на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают

гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика

из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование

цветов в образце.

«Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну

половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку.

Предложите  назвать  цвета (красный, оранжевый, желтый,  зеленый, голубой,

синий, фиолетовый).

«Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены

разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог

говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные».

(Ромашка — лепестки  белые, середина  желтая, береза — ствол белый, листья

зеленые и т. д.).

«Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов

разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета,

упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-

красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям

демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог

рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали

бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого)

и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие

цвета, но отличающиеся оттенками.

«Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями

двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник,

незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает

назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие;

мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие

цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

«Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями

четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего

треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры  пришита

«липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного,

синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также

входят: к первой «полянке» — геометрические фигуры соответствующих форм

– геометрические фигуры, на другую сторону –– круги

основных  цветов,  кусок  ковролина, на которой  приклеиваются  эти фигурки

(на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону — круги).

Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а

затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по

контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с

3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам

добавляются белый и черный.

«Укрась мостик». Картинка с шариками (у шариков только контуры),

Расположенными  в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов жёлтого

и красного цвета (по четыре каждого цвета). Ребёнку предлагается

чередовать овалы по цвету, выкладывая их на контур шариков.

Источник

Жанар Абдуллина
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет посредством дидактических игр»

«Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»

В раннем возрасте малыш все тянет в рот, и это также является способом сенсорного восприятия мира.

Цель: развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.

Задачи:

1. Научить детей различать основные цвета;

2. Навыки цветного восприятия;

3. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

4. Воспитывать интерес к дидактическим играм;

5. Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия;

6. Развивать мелкую моторику рук;

7. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;

8. Совестить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет».

Ожидаемые результаты:

• закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, размере предметов, положении их в пространстве;

• сформированные представления о разновидностях дидактических игр и

основных приёмах игры на них;

• сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам воспитании сенсорных способностей у детей, родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Для того чтобы ребёнок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет. Именно в этот период кроху ждёт встреча с огромным объёмом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок — это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого ещё не знает. Очень важно родителям и родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.

Читайте также:  Оценка развития ребенка до года

Сенсорное развитие детей происходит согласно следующим параметрам, по которым формируется личная система восприятия мира:

знание цветов: зелёный, жёлтый, красный, белый и другие;

способность различать и определять,где какая геометрическая фигура: прямоугольник, овал, треугольник и другие;

умение сравнивать относительные величины: большой, средний, маленький.

Собирание «пирамидки» помогает ребёнку познакомиться с понятием формы и размера

В период с двух до трёх лет приобретённые ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного воспитания в этот период сводятся к тому, что ребёнок должен уметь:

1. Различать как минимум 4 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определённому цветовому образцу.

2. Определять величину согласно трём понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.

3. С лёгкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.

4. Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.

5. Определять форму предметов. Отличать объёмные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.

6. Ещё одна из задач сенсорного воспитания — умение сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.

Выставка «Игры для развития сенсорики»;

игры: «Сенсорная книжка», «Золушка»(горох, фасоль,игры с прищепками «Ёжик» «Солнышко», «Определи форму», «Рисуем на крупе»(плоские блюда, мелкая крупа, «Весёлая полянка», «Лента»(длинный, короткий, «Сухой бассейн», «Дыхательная гимнастика», «Летающие бабочки», «Разноцветные палочки», «Найди такой же», «Разложи цветы в свой домики», «Бусы», «Разложи палочки по стаканчикам», .

Повестка:

1. Выставка игр.

2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».

3. Игротека.

Участники: воспитатели.

Ход встречи:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые воспитатели.

Воспитатель показывает воспитателям выставку «Игры для развития сенсорики».

Беседа с воспитателем

Воспитатель: Уважаемые воспитатели, что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

Игротека.

«Сенсорная книга»

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.

Дети в возрасте 3-4лет становятся более самостоятельными,возрастает стремление самоутвердиться: «Я сам!». Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.

Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро,можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Воспитатель: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображении.

Игра с прищепками

«Ежик»

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки потерял?Ты беги скорей к нам ежик. Мы сейчас тебе поможем. -Называть слова со звуком «ж» и прицеплять прищепки – колючки.

«Солнышко».А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

Игра «Определи форму».

Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги,покажите их ребенку со словами:

«Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).

Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие — в другую.

Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.

При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда -маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

Читайте также:  Ребенок первый месяц жизни развитие и уход девочка

«НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

«БУСЫ»

Возьмите 4 длинных трубочек и 4 коротких трубочек разного цвета, тонкий шнур или толстую нить.

Объясните малышу, что трубочки от коктейля разного цвета и нанизывать их нужно по очереди -длинный, потом короткий.

Варианты: нанизывание по очереди трубочки одинаковой цвета, но разного размера, но двух цветов.

“Разложи цветы в свои домики”

формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

учить совмещать цветы с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно,последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Цветы из цветной бумаги обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить цветы в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

“Разложи палочки по стаканчикам”.

Цели:

— формировать умение различать цвета;

— учить совмещать палочки со стаканчиком; действовать целенаправленно,последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель: Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании ватных палочек по разрезанным трубочкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование: Ватные палочки, окрашенные в четыре основных цвета с двух сторон, разрезанные трубочки аналогичных цветов.

Словарь. Синий, красный, зелёный, жёлтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе трубочки четырёх цветов и показывает разноцветные ватные палочки, которые рассыпал мишка. Детям — участникам предлагается разложить все ватные палочки по трубочкам своего цвета. Воспитатель рассматривает

палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и трубочки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребёнок, который первым отберёт палочки своего цвета и правильно назовёт его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

Примечания. Взять ватные палочки, покрасить краской в основные цвета с двух сторон. Трубочки для коктейля обрезать.

“ Сухой бассейн”

Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.Сделать его очень просто: капсулы от киндера- сюрприза обклеиваем терм плёнкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение — это залог успешного развития.

«Весёлая полянка»

Цель: развитие мелкой моторики и сенсорных навыков детей.

Я использовала фетр, заколочки для волос в виде грибочков и земляничек и резинок для волос.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

1. „Сравни предметы по высоте.

2. „Самая длинная, самая короткая„(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

3. „Разноцветные кружки„(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

4. „В какую коробку? „(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

5. „Дальше – ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие — дальше)

Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.

Прикрепите к нитке вырезанную из легкой бумаги птичку или бабочку, покажите, как они полетят, если на них подуть. Старайтесь, чтобы выдох был как можно длиннее. Можно потренироваться с малышом у кого выдох дольше, чья птичка лучше летает.

Произносите на выдохе гласные звуки –кто дольше тянет: а-а-а-а-а; о-о-о-о-о; у-у-у-у-у.

«Загони мяч»

Чтобы научиться шипеть, как змей ш-ш-ш, нужно сильно дуть.Тебе помогут два дыхательных упражнения: «Загони мяч». Выполняй их ежедневно. Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в стакан.

«Горячий чай»

Цель: добиваться от ребёнка умения, делать длительный, непрерывный ротовой выдох. Предварительно вырезала из картона шаблоны кружек, кружками, полосками из белой салфетки.

«Нарядим солнышко»

Цель: формировать умение различать и правильно называть цвета лучиков, учить совмещать лучики с бантиками (ориентироваться по цвету).

Памятка для воспитателям

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Дорогие воспитатели!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность,например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!»и т. д.

Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Источник