Консультация развитие творческих способностей ребенка по изо
Консультация для воспитателей
«Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие в всех видах деятельности. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника.
Проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.
Во всех определениях творчество — это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства.
Детское творчество совершенно в своем роде. Детская продукция является конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин «творчество», ограничивая его словом «детское».
Открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативность, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматриваются как непременные составляющие творчества.
Известный психолог Г.Г.Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие – это способ существования личности.
Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:
1. Отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве.
2. Способы творческих действий
3. Качество детской продукции.
В первую группу входят:
— искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
— развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображенные обстоятельства, в условные ситуации;
— увлеченность, захваченность деятельностью;
— специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух);
— видоизменение мотивов деятельности;
— возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Вся группа предоставленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса: зарождение замысла, его развитие и реализация, восприятие и анализ конечного продукта. Очень важно для педагога заметить их и на этапе обогащения детей впечатлениями, накоплении эмоционально-интеллектуального опыта.
Необходимо развивать творческие «устремления» детей на уровне «хочу» и «могу». Без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность. Способность ребенка откликаться на своеобразие окружающего мира – основа таких устремлений. На этом этапе проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Как следствие такого мировосприятия – возникновение у ребенка желание поделиться своим чувством. Если у ребенка отсутствует своеобразие восприятия мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в его художественной деятельности. Большое влияние на развитие ребенка-дошкольника оказывают взрослые.
Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В нее входят:
— дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных старых элементов, применение известного в новых ситуациях;
— самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
— нахождение новых, оригинальных приемов творческих заданий;
— быстрота реакции, находчивость в действиях.
Большинство из этих показателей проявляются в процессе деятельности. Это требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания их внутреннего состояния, сопереживания, содействия им, если в этом есть необходимость.
Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества.
— нахождение соответствующих изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;
— индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
— соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как – выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.
Условия развития творчества.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество – стиль жизни). Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, а поэтому взрослый, не должен спешить давать ребенку ответы не поставленные вопросы в повседневной жизни. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.д., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое важнейшее условие проявления творческой художественной деятельности – это организация интересной, содержательной жизни ребенка в детском саду и семье: обогащение его яркими впечатлениями, которые послужат основой возникновения замыслов и будут материалом, необходимым для работы воображения.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.
Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка необходим.
Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа. Непременным условием организованной взрослым творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Имеется ввиду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадование достижениям.
Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.
Мотивация задания, предложение действенных методов и подведение ребенка к принятию задачи, поставленной взрослыми – существенное условие творческой активности ребенка. Безусловно, что материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность.
Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действий, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем возрасте появляется «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.
Все условия для развития творчества ребенка необходимо создавать в детском саду и дома.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 181
городского округа города Уфа
Республики Башкортостан
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Подготовила: воспитатель
Бородина Лилия Равилевна
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность является важнейшим средством развития эстетического воспитания, развития художественно творческих способностей детей.
Возрастные особенности детей в изобразительной деятельности
Так в младшей группе (3-4 года) ребенок чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Дети данного возраста радуются смешению и размытости, удивляются, восхищаются возникновению новых цветовых пятен. Дети узнают, что, можно значительно расширить мир красок от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов.
В средней группе (4-5 лет) дошкольного учреждения эмоции становятся более устойчивыми. Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям — через мимику, жесты, пантомимику и т.д. Это проявляется и в рисовании: у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы способствовать выражению чувств и фантазий на языке художественно-графических образов.
Старшая группа (5-6 лет). В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании — с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других — образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Этот возраст — ключевой в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все!
Изучив все возрастные особенности детей в изобразительной деятельности, в своей работе по развитию творческих способностей большое внимание уделила старшему дошкольному возрасту(5-6 лет). Так как к старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения.
В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной.
Изучая и анализируя программные и методические источники, а также наблюдая практическую деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении, мной было отмечено, что уровень творческих выражений детской изобразительной деятельности не достаточно высок, для реализации творческих способностей детей педагог должен целенаправленно использовать разнообразные методы и приемы обучения дошкольников рисованию. По этому я считаю, что использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Считаю, рисование нетрадиционным способом, интересным и доступным для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Отсюда можно выдвинуть гипотезу.
Гипотеза: предполагается, что серия занятий в технике «нетрадиционное рисование» с детьми старшего дошкольного возраста позволит сформировать определенные трудовые навыки и развить творческие способности.
Нестандартные способы рисования для развития
творческих способностей детей
Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.
В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование нетрадиционными способами широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов у детей дошкольного возраста.
Характеристика нетрадиционных техник рисования
Для того чтобы составить полное представление о нетрадиционных способах рисования опишем наиболее распространенные из них:
Самым доступным из многих способов нетрадиционной техники рисования — является рисование пальчиками (пальцеграфия). Его можно использовать начиная с младшей группы. Такое рисование развивает мелкую моторику, а следовательно и речевые навыки. Одной из разновидностей данного способа печать от руки, которая проводиться в старшей и подготовительной группах. Пальчиковое рисование далеко не единственный способ нетрадиционного рисования, которые используются в работе с детьми.
Печатка (штампогрфия). Монотипия. Набрызг. Печать от руки. Скомканный лист. Рисование на мокрой бумаге. Волшебная нить (ниткография). Трафарет (рисование шаблонами). Рисование свечёй. Объёмная аппликация. Точечный рисунок. По запаху. Кляксография. Рисоние пластилином, рисование природным материалом
Пальчики – палитра.
Особенность техники состоит в том, что ребенок рисует не кисточкой, а пальчиками руки, которые он обмакивает в краски разного цвета.
Печать от руки.
Вся ладонь или ее часть обмакивается в краску и оставляется на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.
Печатка.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки несложно изготовить в совместной деятельности с детьми: на ластике с торцевой стороны рисуется задуманный рисунок и срезается все ненужное. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к листу бумаги,
Тампонирование.
Из марли или кусочка поролона делается тампон. Штемпельная подушка служит палитрой. Набирается краска и легкими прикосновениями к бумаге наносится рисунок.
Трафарет.
Используется в сочетании с техникой «тампонирование». Вырезается трафарет (по желанию и замыслу детей), прижимается пальцем к бумаге, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Усложнением может быть следующее: в центре листа вырезается силуэт, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрашивается силуэт.
Набрызг.
Суть этой техники в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду может заменить зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой набирается немного краски (щетка держится левой рукой), стекой проводится по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе.
Монотипия.
Используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На правой стороне от сгибы листа рисуется половина круга, левая сторона прижимается к правой, разглаживается. Затем лист открывается. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.
Кляксография (по определению О. Белобрыкиной).
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.
Рисование по сырой бумаге.
Для рисования в этой технике понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Нужно намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Акварельным мелком рисуется любое изображение.
Цветные ниточки.
Берутся нитки длиной 25-30 см, окрашиваются в разные цвета. Нитки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводятся наружу. Половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивать одну нитку за другой. Затем лист разворачивается.
Граттаж.
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, — в процарапывании. Наносится цветной фон акварелью и подсушивается бумага. Весь фон полностью затирается воском: парафином или просто свечой. В розетку наливается черная гуашь, добавляется немного шампуня и тщательно перемешивается. Затем эта смесь наносится на парафиновый лист. Заостренной палочкой процарапывается рисунок.
Рисование по мятой бумаге.
Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики.
Рисование восковыми мелками или свечой.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой. Флейцевой кистью или большим тампоном с краской проводится по листу – на цветном фоне появляется рисунок.
Штрих.
Можно рисовать сангиной, карандашом, углем. Применяется для выполнения графической части рисунка. Штрих применяют игольчатый, спиралеобразный, точечный.
Таким образом, имея представление об используемых нетрадиционных способах рисования, мы можем разработать программу для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью была создана мною дополнительная программа по нетрадиционной технике рисования «Весёлая мастерская»
Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников средней группы № 1. Программа рассчитана на год обучения. Группы комплектуются с учетом интересов и желаний воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы: 1 раз в неделю по средам во 2 половину дня. Продолжительность – 20 минут.
Цель: Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов.
Задачи:
— обучение воспитанников различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;
— развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно – творческих способностей и творчества воспитанников;
— воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Задачи:
1. Учить детей познавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы.
2. Развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.
3. Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и т.д.).
4. Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению.
5. Способствовать речевому развитию детей и прививать интерес к художественной литературе.
6. Учить радоваться результатам своего труда и труда товарищей.
Направления работы:
— развитие творческих способностей;
— художественно – творческое развитие;
— познавательное развитие.
Принципы построения педагогического процесса.
1.От простого к сложному.
2.Системность работ.
3.Принцип тематических циклов.
4.Индивидуального подхода.
Формы образовательной деятельности: кружковые занятия, индивидуальные формы, игры.
Методы: беседы, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, использование художественного слова.
Парциальные программы:
- Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование, интегрированные занятия/ авт.-сост. Н.Н. Леонова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 282 с.
- Творчество детей в работе с различными материалами. Брыкина Е.К. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 147 с.
- Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
- Воспитание сенсорной культуры воспитанника от рождения до 7 лет. Программа для воспитателя детского сада. Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
Источник