Консультация развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей
в старшей группе
«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей
«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.
Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами.
У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть — утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов.
Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его к творчеству.
Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в работе с текстом.
Существуют определённые особенности развития речи в каждый возрастной период, кратко их охарактеризуем:
В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно — мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты.
К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми.
Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) .
Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .
Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.
Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).
Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) .
Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.
В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.
В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?
Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?
К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.
В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.
В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .
Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо — произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих — шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.
В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.
Особенности развития речи детей 6-7 лет (подготовительная группа) .
У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования).
Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.
Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече — двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем).
Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.
Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.
Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).
Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного возраста, характерны для развития ребёнка без отклонений от нормы.
У вас есть основания для беспокойства за речь ребенка, если:
— он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы;
— ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать;
— искажает слоговую структуру слов (например, вместо поросенок говорит посек, вместо велосипед –выписед);
— неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова);
— не может связно рассказать о происходящих событиях;
— у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих);
— ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (например, овощи, одежда);
— затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;
— у него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь (говорит, как будто каша во рту).
Для нормального становления речевой деятельности необходимы:
— определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
— координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
— развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;
— формирование потребности в общении.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.
1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, — необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо — только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.
Источник
Воеводина Людмила Александровна
Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувствии мыслей, Если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать ее скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей неповторимый вред.
К. И. Чуковский
Проблема развития связной речи остается одной из актуальных про-блем теории и практики у детей дошкольного возраста, так как речь возни-кает и развивается в процессе общения.К началу обучения в школе ребенок должен полноценно овладеть родным языком: овладеть богатым словарным запасом языка, усвоить языковые законы и нормы, то есть овладеть грамматическим строем, а также уметь активно пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно уметь полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Анализ наблюдений показал значимость и актуальность данной проблемы,это и определило выбор темы: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: создать условия для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Формировать речевые умения и навыки детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности;
2. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в ес-тественной обстановке живой разговорной речи.
3. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития познавательной и речевой активности детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников,опреде-лила основные направления деятельности:
1. Создание предметно- пространственной развивающей образова-тельной среды.
Речевой активности детей должен способствовать каждый уголок предметно-пространственной среды в группе, так как практически любая деятельность человека сопровождается речью и общением.
Мною созданы центры: (Игровой центр, Центр творчества, книжный центр, центр развивающих игр, Зона двигательной активности, театральный центр, больница, парикмахерская). Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы. Во время своего нахождения в группе ребята общаются со сверстниками и взрослыми во время игр, образовательной и совместной деятельности.
Книжный центр нашей группы содержит большое количество книг художественной литературы, энциклопедий, журналов, дидактических игр, направленных на речевое развитие детей, картотека сюжетных картин, лого-ритмических упражнений и мнемосхем.
Рядом находится театральный и музыкальный центр, с помощью которых дети в свободное время могут создать и показать любую сказку.
Наличие разнообразных игрушек в уголках для сюжетных игр и конструирования способствует развитию речевой активности и ведению диалогов на разные темы во время различных игр.
На развитиемелкой моторики рук благоприятное воздействие оказы-вают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний; игры с карандашами, работа с пластилином, бумагой.
В группе также создан уголок уединения, в котором любой ребенок может отдохнуть от группового шума и побыть наедине с собой и своими мыслями.
Вся предметно-пространственная развивающая среда эстетически оформлена и соответствует основным принципам ФГОС.
2. Работа с детьми.
Реализуя образовательную программу МАДОУ ДС «Дарование», раз-работанную с учётом примерной образовательной Программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,мы в своей работе придерживаемся ряда принципов:
— Принципа обогащения детского развития;
— Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуаль-ные особенности ребенка и его интересы, поддерживается инициатива;
— Принцип сотрудничества детей и взрослого;
— Принцип психологического комфорта каждого ребенка;
— Принцип интеграции образовательных областей;
— Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Научить детей красноречиво выражать свои мысли, правильно строить свои высказывания, пополнить активный словарный запас, развить эстетический вкус, воспитать правила хорошего поведения в обществе и семье поможет чтение художественно литературы.
Произведения художественной литературы выбираю в соответствии с возрастом и интересами детей и тематикой недели. Так же, перед прочтени-ем ребятам, обязательно ознакомлюсь с данной книгой сама. Так как некоторые современные произведения могут иметь неприятные или даже не культурные по своему содержанию текст или иллюстрации.
Для того чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Для этого в своей работе использую альбомы с сюжетными картинками, обучающие карточки. У нас в группе очень много картинок из серии «Дикие животные», «Домашние животные», альбомы из серии «Овощи», «Фрукты», «Птицы», с помощью которых дети знакомятся с животными, называют их, играют с ними в различные словесные игры,такие как: «Кто больше действий назовет», «Чудесный мешочек», «Почтальон принес открытку», «Закончи предложение», «Назови три слова».
В общении с детьми большую роль играют вопросы воспитателя. Отвечая на них, у детей формируется умение высказывать элементарное суждение. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях его жизни, о прошедшем празднике, выходном дне, прогулке. Общение с детьми происходит постоянно в течение всего дня. Большое значение речевому общению я отвожу во время организации режимных моментов. Дети очень любят, когда я играю с ними в дидактические, словесные, подвижные игры. Для этого я создала картотеку.
Занятия с использованием сюжетных игрушек (разных кукол, игру-шечных животных) влияют на развитие детейво многих направлениях: обогащают нравственные представления; развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения с взрослыми и сверстниками; активизирует разнообразный словарь. На таких занятиях разыгрываем какие-нибудь сюжеты, знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, укладывание куклы, подъём после сна, купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных животных и т. д.). При развёртывании сюжетов предлагаю детям много названий различных предметов (посуды, одежды, показываю действия с ними и раскрываю их назначение (из глубоких тарелок едят суп, борщ, из мелких- кашу, котлеты, салат,; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко, какао, кофе, а также закрепляем навыки детей в самообслуживании, нормы поведения. По ходу выполнения действий я привлекала ребят к активному участию в происходящем (расставить посуду на столе для обеда кукол и т. д.).
Успешно решает задачу развития связной речи дошкольников и театрализованная деятельность. В театральную деятельность дети включаются с большой охотой. Они с удовольствием вспоминают знакомые сказки, надевают костюмы, подражают речи и движениям героев. Ребята чувствуют себя раскрепощено, что, конечно же, положительно сказывается на решении задач речевого развития.
Работая с детьми старших групп разработала и реализовала долго-срочный проект «Жить- Родине служить», познавательный проект «Смеша-рики и мы», проекта «Рождественский вертеп»,долгосрочный проект «Лю-бимые сказки», проект «Пасха в гости к нам пришла», краткосрочный про-ект «Царство Снежной Королевы», творческий проект «В гости сказка к нам пришла», проект «Оформление группы к новому году», проект «Весна», долгосрочный проект «Озеленение участка, посадка огорода».Проводила открытое занятие по патриотическому воспитанию на тему: «Я и моя семья». Для развития художественно- творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста разработала проект парциальной образовательной программы «Оригами».
Средствами общения с детьми является улыбка, ласка, внимание, а по-том уже показ действия, упражнения в нём, совместные действия с детьми, поручения и т. д. В процессе эмоционального общения удовлетворяется по-требность ребёнка в доброте, ласке, внимании взрослого, формируется по-требность в общении с воспитателем на познавательные темы.
Но основное развитие речи формируется в процессе разнообразной деятельности, в повседневной жизни, в играх, в общении. С детьми следует говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес. Постоянное общение положительно влияет на речь и развитие дошкольников.
3. Работа с родителями.
Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною было проведено родительское собрание «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников».
Постоянно обновляю уголок для родителей. В тесном сотрудничестве с родителями создаём условия в группе для развития личности каждого ре-бёнка.Разработала и совместно с родителями реализовала долгосрочный проект по благоустройству территории участка детского сада на тему: «Озе-ленение участка, посадка огорода». Участок оформлен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, по задуманному дизайну, озеленен декоративными растениями, что помогает организовать познавательную, творческую, оздоровительную работу с детьми на про-гулке.
4. Работа с социумом.
Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми посещаем детскую библиотеку, где библиотекарь рассказала детям о назначении библиотеки, способах её использования, познакомила с новинками книжной продукции. Так была проведена экскурсия «Сказочный мир книг».
Так же посещаем районный музей, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами театрализации, художественного творче-ства.
5. Взаимосвязь с педагогами.
Являясь активным пользователем сети интернет, читаю много полезной информации для самообразования. Охотно делюсь наработанным опытом с коллегами на педагогических советах, методических объединениях.
Выступала на районном семинаре по теме: «Организация деятельности детей по речевому развитию и формированию знаний, умений и навыков».Форма организации: «Карусель развивающих игр».На методическом объединении воспитателей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам ознакомления с красотой природы родного края».
Организованная мною работа по развитию речи даёт положительные результаты. Речь большинства детей стала более грамотной и культурной, у большинства детей сформировалось умение составлять связные рассказы с соблюдением их структуры и использованием связных между собой сложных предложений, дети с легкостью высказывают свое мнение, доступно объясняют свои желания, научились слушать и слышать сверстников; дети проявляют интерес к чтению художественной литературы, театральной деятельности и дидактическим играм, у детей развивается самоконтроль собственной речи и самостоятельное исправление ошибок; повысился интерес и компетентность родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме способствует повышению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Источник