Консультация развитие ребенка через игру

Консультация развитие ребенка через игру thumbnail

Развиваем ребенка через игру.

     Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. И задача взрослого помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.

     Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

     Большинство игр, способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль взрослого состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники еще не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами, но не всегда хотят выполнять все требования.

     Как же сочетать усилия взрослого и самостоятельность детей при проведении ряда игр? Прежде всего, необходимо приготовить нужный материал. Не старайтесь все делать сами, привлекайте детей. Они могут заранее подобрать нужные картинки, может быть, даже нарисовать их, смастерить необходимые эмблемы, символы. Во время подготовки материала обсуждайте с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровым действиями. Но помните – это не самоцель!

     Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности. Если им не придается должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем – то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры помогут настойчивость и мотив – нарушившим правило выигрыш не зачитывается. Перед детьми возникает делема: если соблюдать правила игры, труднее достичь успеха, если нет – то легче обыграть других.  И тогда в центре внимания детей оказываются такие нравственные понятия, как честность и справедливость по отношению друг к другу. Дети постарше обычно сами решают, что нечестный выигрыш не засчитывается. Но, как правило, приходится немало потрудиться, чтобы дети, стремясь к выигрышу, сами скрупулёзно соблюдали правила. Всегда находятся дети, которые ни за что не захотят выиграть нечестным путем. Наряду с ними есть и любители схитрить: они обычно действуют по ситуации, в игре с требовательным партнером придерживаются правил, но нарушают их, играя с теми, кто им подчиняется. К таким детям надо проявлять особое внимание.

Играем дома:

«Что в корзину мы берем?».

Игра способствует закреплению у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде, в лесу.  Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей в сохранении природы.

«Магазин».

Благодаря этой игре, Вы сможете познакомить ребенка со способами приобретения покупки в магазине, вызвать уважение к труду работников торговли.

«Кто быстрее построит дом?».

В этой игре Вы сможете помочь ребенку различать способы строительства многоэтажных и одноэтажных зданий; расскажите о характерных трудовых действиях каменщиков, монтажников, крановщиков, водителей грузовых машин и панелевозов, кровельщиков, плотников, маляров.

«Кукла заболела».

Игра поможет научить ребенка основным приемам ухаживания за больным, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением.

Источник

Наталья Телешева
Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей

Развитие ребенка через игру

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей. Главная особенность игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом, развиваются.

В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, от которых зависит его умение общаться с людьми, успешность учебы, карьеры, а также качества, необходимые в семье, родительской и той которую он в будущем создаст сам.

Существуют огромное количество игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, спокойных, релаксационных и др., каждая из которых обладает педагогическими возможностями в развитии детей.

Подвижные игры развивают не только физические качества – быстроту, силу, ловкость, но и внимательность, настойчивость, стремление к победе, общительность, способность сопереживать. Физические упражнения являются средством укрепления здоровья ребенка, обеспечивают полноценное физическое развитие, развивают эмоциональную сферу, морально-волевые качества, немало важные для становления личности и адаптации в коллективе. Такие игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие, что в свою очередь благоприятно сказывается на здоровье ребенка.

Логические игры помогают ребенку адаптироваться к школьным условиям, легче усваивать учебный материал. Они развивают память и усидчивость, способность предвидеть и находить не стандартные решения.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игры природоведческого содержания создают благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дошкольники осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе. При ознакомлении детей с окружающими предметами воспитатель побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, то есть осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название.

Ряд отечественных исследователей считает, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Содержание дидактических игр способствует формированию у детей правильного отношения к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Игры формируют культурно — гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка,которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.

Таким образом, игры играют большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Они служат закреплению знаний, полученных на занятиях, активизации словаря, создают положительный эмоциональный фон, выявляют индивидуальные способности.

Источник

Татьяна Шаповалова
Консультация «Развитие речи детей через игру»

Развитие речи детей через игру.

Когда я начинала работать в детском саду, я столкнулась с такой проблемой, как недостаточное развитие речи у детей. А ведь благодаря речи ребёнок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи он выражает свои потребности, свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает родным языком. Задача взрослых — помочь детям развивать речь. Речь можно развитьразличными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка.

В своей работе ежедневно во все занятия и режимные моменты я включаю дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения и подвижные игры со словесным сопровождением (например: «Что где находится?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?», «Какой на ощупь?», и т. д.). Благодаря этому процесс обучения проходит в привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Играя с детьми, я использую артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста (например: «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Парные картинки», «Подбери посуду для куклы», «Кто как кричит?», «Узнай по голосу», «Закончи фразу», «Звуковые часы» и другие)

Очень важно также сотрудничество воспитателя и родителей.

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит

развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем лёгкому и успешному обучению ребёнка в школе.

«Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Играйте со своим ребёнком!

Памятка для родителей по развитию речи детей.

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, лего – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы на улице. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Источник

Ирина Васильевна Шабалина
Консультация для родителей «Умственное развитие детей через игру»

Консультация для родителей

«Умственное развитие детей через игру»

«Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков»

А. В. Запорожец

Игра чрезвычайно важна для психического развития ребёнка дошкольного возраста. Я предлагаю родителям развивать образное мышление, восприятие, воображение у детей через игру. Добиться этого можно, руководя дома игрой ребёнка. Включаться в игру нужно незаметно, не распоряжаться, не объяснять ребёнку, что он должен делать, а присоединяться к нему «войдя в образ».

Я подобрала простейшие и доступные игры, в которые мы играем с детьми в группе. В такие же игры рекомендую играть и дома,усложняя или упрощая их:

1. Предложите ребёнку поиграть в куклы. Спросите, как надо кормить, одевать и раздевать куклу, что при этом делают взрослые. Поиграть можно с несколькими куклами,связывая одновременно несколько тем:

• Приготовление пищи;

• Накрывание на стол;

• Приём и угощение гостей;

• Поход в магазин, на работу;

• Изготовление украшений – «бус»

2. Занимаясь повседневной работой по хозяйству, привлекайте и ребёнка. Сделайте (или купите) ребёнку швабру, метёлку, совочек. Учите малыша мести пол, вытирать с мебели, пылесосить и мыть пол. Готовя обед, приглашайте ребёнка помочь вам (принести овощи, кастрюлю, ложку и т. д.). Называйте всё, что вы делаете (моете, режете, кладёте, называйте все запахи, которые присутствуют (кофе, мыла, рыбы, цветов и т. д.). Если после ваших игр ребёнок имитирует эти процессы, отвечает на вопросы, игра пошла на пользу, ваш ребёнок мыслит.

3. Гуляя на улице, или играя с малышом в песочнице, обеспечьте его игрушками: машинками, формочками, кубиками, пробками различного размера, формы, цвета. Этот материал будет стимулировать игру. Одновременно ребёнок будет запоминать цвета, делать всевозможные постройки, развивать мелкую моторику, представлять себя строителем, шофёром.

4. Для игр лучше использовать неоформленный материал, например, стульчик ребёнка,говоря: «Вот твой стульчик! Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной, а ты ей будешь управлять – бери руль» Поехали в путешествие (в лес, в зоопарк, в цирк и т. д. !»

Во время игры имитируйте звуки: «Машина едет, сигналит», «Рядом поют птички», «Посмотри в небо, что там летит? Самолёт!». Предлагайте ребёнку повторять услышанные звуки (звукоподражание). В дальнейшем, читая книги или рассматривая их, спрашивайте у детей, какие звуки издают машины, птицы, животные, люди.

5. Дайте ребёнку матрёшку (3-5, пусть он сам некоторое время проиграет,

рассмотрит её, определит, где большая, а где маленькая. Затем покажите ребёнку, как расположить их в линию в порядке убывания (возрастания). Эту игру надо повторить несколько раз. Это способствует развитию мелкой моторики пальцев. Если ребёнок после этого сможет самостоятельно расставить их в заданной последовательности, задача, поставленная перед малышом, решена.

6. Начните с простой доски с 2 –3 вырезанными формами: круг, треугольник, квадрат.

Заклейте все отверстия, кроме одного, оставьте открытым углубление для одной формы, когда ребёнок уложит 1-ую геометрическую фигуру без вашей помощи, можно открывать следующую и т. д.

Эту игру можно упростить, закрашивая углубление так, чтобы они по цвету подходили к соответствующей форме. Когда ребёнок сможет правильно подбирать вставлять фигуры, покрасьте их в одинаковый цвет и предложите собрать доску без вашей помощи.

Эту игру можно и усложнить. Нужно взять коробку с объёмными предметами, проходящими сквозь имеющиеся в коробке отверстия различной геометрической формы. Возможно, ребёнок не сразу найдёт нужное отверстие. Если первое отверстие, в которое ребёнок будет пытаться вставить форму, не подходит,скажите: «Нет, это не то отверстие! Попробуй это!» и т. д. В эту игру можно добавлять и новые, более сложные, геометрические фигуры. Можно нарисовать большую куклу или лицо, вырезать глаза, нос, рот, уши. Пусть ребёнок вставляет вырезанные кусочки в отверстия. Также можно использовать паззлы со сказочными героями. Такие игры подсознательно заставляют ребёнка сравнивать предметы между собой, развивать мелкую моторику пальцев.

Желаю успехов

Консультация для родителей «Умственное развитие детей через игру»

Источник

Консультация для родителей

 «Развитие познавательной активности ребёнка через игру»

Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.
В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире.
Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.
К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира.
Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребёнка.
Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.
Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
Заниматься с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, используя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.

Игры, которые принесут радость общения с ребёнком.

«Волшебная корзина»
Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе. 
«Магнит» 
Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком ,бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.
«Таинственные отпечатки»
Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы клеёнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеёнку на стол или на пол и пр.
«Мыльные пузыри»
Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они будут делать то же. 
Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.

Источник