Консультация развитие мелкой моторики ребенка
Нина Захарченко
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ
Что же такое мелкая моторика?
Это сложнейший механизм скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем. Ведь только при взаимодействии всех этих систем получится совершить нужное действие или систему действий.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени «сформированности» тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук — развиваем и языковой аппарат.
Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Очень важно развивать навыки, необходимые для овладения письмом, а также создавать условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь могут помочь такие знакомые всем упражнения, как:
ЛЕПКА.
Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.
УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:
1) мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,
2) рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)
СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ:
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.
ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ:
Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.
ИГРЫ-ШНУРОВКИ:
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, развивается пространственное ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
СУ- ДЖОК ТЕРАПИЯ — одна из них(«Су»-по-корейски — кисть, «джок» — стопа).Для воздействия используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су — Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики.
ОТРАБОТКА ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения как:
РИСОВАНИЕ ЛИНИЙ, ФИГУРНЫХ ДОРОЖЕК
Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах, линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.
ШТРИХОВКИ С РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ РУКИ
Штриховка — одно из важнейших упражнений.
Правила штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, не сближать штрихи, соблюдать расстояние Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» (круговые движения руки, полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.
РИСОВАНИЕ ПО ТОЧКАМ
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.
РАСКРАШИВАНИЕ
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
ОБВОДКА
Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:
— во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
-во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
-в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.
Источник
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей».
Ученые — нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
- Резать ножницами (желательно небольшого размера).
- Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Делать пальчиковую гимнастику
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку — попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.
Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры — собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра — как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.
В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно — развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.
Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
Источник
Наталья Бебелина
Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Значение развития мелкой моторики рук ребенка очень велико. Уже давно, необходимость развития движений пальцев признана педагогами всего мира.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития мозга детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
2. Игра с пальчиками в различные упражнения создают благоприятный, эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь станет белее четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Выполняя упражнения пальчиками, ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка разовьются воображение и фантазия. Овладев необходимыми ему упражнениями, он сможет в дальнейшем «рассказывать» стихи руками.
В результате кисти и пальцы рук ребенка приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем поможет овладеть навыком чтения, письма и обогатят его внутренний мир.
Все упражнения делятся на три группы:
1. Упражнения для кистей рук.
(Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.)
— Учат напрягать и расслаблять мышцы.
— Некоторое время помогают сохранять положение пальцев.
— Развивают умение переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические:
— Совершенствуют ранее полученные навыки и требуют более точных движений.
3. Упражнения для пальцев динамические:
— Развивают точную координацию движений.
— Учат сгибать и разгибать пальцы рук.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие находится в норме.
Когда читаешь литературу из серии развивающих игр по мелкой моторики, то замечаешь что все игры разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Работая с детьми разного возраста, использую основной принцип дидактики: от простого к сложному.
Так например, дети младшего возраста выполняют «пальчиковые» упражнения в большинстве случаев одной рукой. Вот здесь, безусловно, нужна помощь педагога, чтобы помочь ребенку освоить выполнение упражнений двумя руками. Обязателен показ педагога с проговариванием текста.
Старшие дошкольники вполне могут справиться с различными пальчиковыми играми и упражнениями как с помощью взрослого, так и самостоятельно, разнообразив их словесным проговариванием, а также используя различные предметы.
Какие упражнения на развитие мелкой моторики рук я использую:
1. Запускать пальцами мелкие и крупные волчки.
2. Катать по очереди каждым пальцем мелкие камешки, бусинки, шарики.
3. Сжимать и разжимать кулачки (бутоны цветов).
4. «Ходим по столу» пальчиками.
5. Показывать отдельно каждый палец с названием (младший возраст).
6. Барабанить всеми пальцами по столу.
7. «Перемешивать» пальчики в воздухе.
8. Делать фонарики кистями рук.
9. Хлопать в ладоши тихо и громко.
10. Собирать пальчики в щепотку.
11. Нанизывать крупные бусины на нитку.
12. Наматывать проволоку или веревочку на свой палец.
13. Завязывать узлы на толстой бечевке, шнурки (старший возраст)
14. Застегивать пуговицы, молнии, заводить мех. игрушки ключиком.
15. Рвать бумагу на мелкие кусочки.
16. Массаж каждого пальчика в отдельности (СУ- ДЖОК).
17. Изображать пальчиками буквы и цифры (старший возраст).
18. Растирание палочек и карандашей между ладонями.
19. Выкладывание букв с помощью счетных палочек. И т. д.
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, а также различные упражнения для развития мелкой моторики рук тесно связаны с направлениями в ФГОС.
Социально-коммуникативное направление:
Во время подготовки к сюжетно-ролевым играм (изготовление атрибутов, проведение общих игр со словами, дети учатся общаться между собой, помогают, подсказывают друг другу, это происходит как бы само собой, но в то же время повышается взаимовыручка и интеллектуальный уровень.
Речевое:
Речь детей становится более четкой ритмичной, яркой, развивается память, умение составлять предложения по картинкам, активизируется словарный запас, развивается звуковая культура речи.
Художественно-эстетическое:
Здесь очень большой потенциал для детей и педагогов. Это: рисование карандашами, восковыми мелками, различными предметами (одноразовые вилки, кусочки бумаги, маленькая детская обувь и т. д., лепка из глины, пластилина, изготовление поделок из бумаги, природного материала.
Заштриховка различных фигур, как готовых, так и нарисованных детьми, работа с ножницами под присмотром взрослого.
На прогулке рисование палочками на песке и цветными мелками на асфальте.
Познавательное:
Дети развивают фантазию, придумывают различные новые движения, познают окружающий мир, с помощью пальцев рассказывают о своей семье. Играя в различные речевые игры, применяют артикуляционную гимнастику, конструктивные приемы, с помощью которых дети учатся находить что то новое.
Физическое:
Выполняя упражнения с мячом, гимнастической палкой, дети развивают не только мелкую, но и общую моторику. На зарядке обязательное произношение потешек, прибауток, небольших стишков вызывает у детей эмоциональный настрой.
Хочется также отметить три важных момента: Любые упражнения и игры будут эффективны только в том случае, если ими заниматься регулярно. По возможности меняйте и пополняйте развивающую среду в зависимости от интересов, возраста детей и сезонных явлений. Процесс развития мелкой моторики рук пойдет быстрее и веселее, если будете работать в тесном контакте с родителями и давать детям возможность проявлять самостоятельность.
Источник