Консультация по развитию связной речи ребенка дошкольного возраста
Надежда Панова
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
Консультация для родителей
Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
Цель:
познакомить родителей с понятием «связная речь», с основными задачами развития связной речи в домашних условиях.
Содержание:
что такое связная речь? Связная речь — смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно, произносить все звуки и сложные слова. Основные виды развития связной речи в старшем дошкольном возрасте – монологическая и диалогическая.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни и семьи. Родителям следует знать, что овладение диалогической речью – является необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды — это рассказ и пересказ.
При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка — запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.
Самостоятельный рассказ — высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению
Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ — из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все этапы развития связной речи.
Основные задачи для развития связной речи ребенка, которые необходимо решать в семье:
1. Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Учите связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
2. Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (летний отдых, поход за грибами и т. п.);
б) рассказы по сериям картинок с последовательно развивающимся действием (от 4-х и более);
в) составление рассказа по сюжетной картине, о предмете, о событиях из личного опыта.
г) составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему; придумывать свои концовки к сказкам.
Игры и упражнения для развития связной речи детей могут быть интересны и полезны всем членам семьи. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх: «Вспомним случай», «Рассказы по картинкам», «Чем закончилось?», «Лучший друг», «Репортаж», «Бюро путешествий», «Изменение ситуации в знакомых сказках», «Закончи сказку», «Если вдруг».
Советы родителям:
• Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
• Помните, что основные собеседники для ребенка в семье — мама, папа, бабушка или дедушка.
• Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
• Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
• Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
• Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
• Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
• До овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале сказок. Прочитав сказку, задайте ребёнку вопросы по её содержанию, следите, чтобы ребёнок отвечал полным ответом.
• Побуждайте детей рассказывать о каком-либо интересном для него событии, игре, просмотренном мультфильме. Слушайте ребёнка внимательно, направляя сбивчивый рассказ в нужное русло путём постановки вопросов.
• Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки
ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.
• Соблюдению последовательности в изложении событий помогает составление
рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых
представляет собой чёткий план рассказа.
• Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком
эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме
позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
• Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то
быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Список использованной литературы:
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Просвещение. — 1997.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А. М. Бородич. 2-е изд. — М. : 1984.
3. Большева Т. В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.
4. Дьяченко О. М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т. А. Ткаченко. — М. : Эксмо, 2006
5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е. И. Тихеева. — М. : 1981.
6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Источник
Наталья Багрий
Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»
Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и является общей основой воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, осознанием окружающего мира, развитием личности в целом. Изучив процессы мышления и речи, Л. С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальные развитие ребенка, но и формирование его характера эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. А исследования психологов и психолингвистов доказали. Что овладение речью не просто, что- то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику всю деятельность.
Вот почему необходимо уделять больше внимания развитию речи, а в частности связной речи. Связная речь – это такая речь, которая отражает все общественные стороны своего предметного содержания. Это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими детьми.
Мне хочется остановиться на формировании связной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей является совершенствование монологической и диалогической речи.
Совершенствуя монологическую речь, дети осваивают разные типы связных высказываний/описание, рассуждение, повествование, с опорой на наглядный материал и без опоры. В дошкольном возрасте необходимо усложнять структуру детских рассказов, увеличивать количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Необходимо обучать, логически последовательно располагать свои рассказы, усложнять структурирование высказываний. Необходимо обучать ребят более точно отвечать на вопросы, объединять в распространённом ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно.
Так же необходимо закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребёнка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Необходимо обучать детей овладению разными формулами речевого пикета, употреблять их без упоминания.
Большое место во всех возрастных группах занимает формирование фигуры общения. Ребят следует учить называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами; во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительным и приветливым без навязчивости.
Огромное влияние на развитие речи детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.
Педагог должен воспитывать свою речь. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы»/К. Д. Ушинский/. Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами, особенно если речь по содержанию не соответствует форме. Ребёнок должен понять содержание речи и по её тону. Воспитатель не должен допускать неточностей и неизбежностей в своей речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки.
Для успешного формирования у детей связной речи, необходимы коллективные разговоры с детьми. Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.
Разговоры с детьми могут быть преднамеренными непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитать не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого вовремя прогулок, игр, режимных процессов.
Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребёнком, спросить о чём-то. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и завися от возрастных особенностей детей.
Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребёнка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.
Всё вышеперечисленное способствует правильному формированию связной речи детей дошкольного возраста.
Источник
Люция Хамитова
Консультация для воспитателей «Методические технологии развития связной речи у дошкольников»
Консультация для воспитателей
Методические технологии развития связной речи у дошкольников
Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы возможно только в условиях целенаправленного обучения. Поэтому связную речь нужно развивать у детей, начиная с детского сада, воспитатель должен обращать внимание на речь каждого ребенка в отдельности, проводить индивидуальную и коррекционную работу, чтобы речь детей достигла высокого уровня развития.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты из материала на заданную тему. Всплывают на поверхность факты из личного опыта.
Наряду с монологическою речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связанны, лишь формально (словами: ещё, потом).
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядны материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений.
В настоящее время, в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития познавательно-речевых способностей в дошкольном возрасте включает:
— использование устной речи, как средство исследования объектов окружающего мира и эспериментирование с ним;
— готовность ребенка к восприятию художественной литературы;
— проявление доброжелательного внимания к окружающим, готовность к конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
В ФГОС часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше в детском саду делался упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает инициативу ребенка.
О. С. Ушаковой разносторонне изучаются методы и приемы обучения дошкольников связной речи. Согласно исследованиям О. С. Ушаковой: «В системе работы по развитию речи дошкольников от 3 до 7 лет лежит комплексный подход. Ведущим принципом является взаимосвязь речевых задач, от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитие связной речи — это связывание предложений в высказывание. «
Она считает, что прямое обучение элементам пересказывания и рассказывания нужно начинать со 2 младшей группы (4 года). Обязательное условие должна быть преемственность содержания и методов развития речи, чтобы каждая задача разделов речевой работы была органично связана со всеми другими, идет постепенное усложнение задач обучения, смена задач (от пересказа простых текстов до выполнения заданий по творческому рассказыванию). Обучать, играя в дошкольном возрасте — это принцип образовательной программы.
Согласно исследованиям, проведенных в лаборатории речи, Гасанова Р. Х. доказала, что национальная культура дает возможность не только познавать, но и самому создавать ее, творить. Один из видов детского творчества — словесное творчество. Она разработала систему занятий с использованием элементов башкирского фольклора как средства развития словесного творчества детей. Эту деятельность возможно осуществить на комплексных занятиях, построенных на принципе интеграции.
Интеграция — одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений современного образования. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.
Основная цель ее работы по развитию речи детей — формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Она предлагает идею системного и целенаправленного использования краеведческого материала, с помощью игровых технологий.
Развитие связной речи происходит:
— во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;
— в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы)
— в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
— в семье (взаимодействие детей и их родителей)
Задачи развития связной речи во всех возрастных группах.
В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь, желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи.
В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину (развивать монологическую речь)
В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему).
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
С целью развития монологической и диалогической речи применяют разнообразные технологии:
— технология наглядного моделирования и мнемотехники
— информационно-коммуникативные технологии
— технологию ТРИЗ
— игровые
— здоровьесберегающие
— синквеин
Технология моделирования и мнемотехники
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Особенность методики в том, что для запоминания предлагаются не изображение предметов, а символы. Они используются при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы, при обучению составления рассказов, при отгадывании и загадывание загадок, для обогащение словарного запаса.
Мнемосхемы и мнемотаблицы уже можно использовать с детьми младшего возраста:графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы,в процессе умывания, одевания, сервировки стола, при уходе за комнатными растениями, прием символизации, облегчающий запоминание.
Размер мнемотаблиц различный в зависимости от возраста детей и уровня их развития: для детей среднего возраста — таблицы на 6 клетках, для детей старшего возраста — таблицы на 9-12 клетках, для детей подготовительной группы — таблицы на 12-15 клетках.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:
модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
картинографию;
коллажи;
планы-схемы;
мнемотаблицы.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
— геометрические фигуры;
— символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
— планы и условные обозначения;
— контрастные рамки; и др.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.
Моделирование состоит из следующих этапов
— усвоение и анализ сенсорного материала;
— перевод его на знаково-символический язык;
— работа с моделью.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Элементами модели при пересказе могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры).
В качестве элементов модели при рассматривание сюжетной картины выступают картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.
При рассказе-описании по пейзажной картине качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию;
• величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит?
• за что нравится (не нравится?
При творческом рассказе ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.
Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
• угадывание эпизода по демонстрации действия;
• рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Используются игры-модели, например, «Вкусный сок», «Кто какую пользу приносит», «Где лежит мяч?», «Опиши овощи и фрукты», «Составим рассказ по опорным картинкам» и т. д.
Информационно-коммуникативные технологии
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетенции. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование:
— компьютер
— мультимедийный проектор
— принтер
— видеомагнитафон
— DVDплеер
— телевизор
— магнитофон
— фотоаппарат
— видеокамера
— электронные доски
Использование ИКТ помогает:
— привлекать пассивных детей к активной деятельности,
— формировать информационную культуру у детей,
— активизировать познавательный интерес и мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение,
— реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению.
Занятия в детском саду должны быть яркими эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала с использованием звуковых и видеозаписей. Это приводит нас к необходимости использовать разные формы предоставления учебного материала:
— мультимедийных презентаций на различную тематику занятий
— мультимедийные диски («Уроки тетушки Совы», «Уроки общения»)
— интерактивные игры и задания «Чего не стало?», «Помоги Буратино», «Чей голос?»
— электронные физминутки (слайды сопровождает веселая в быстром темпе музыка, дети смотрят наперсонаж и повторяют его движения)
— аудиоэнциклопедия (музыка природы, голоса животных и птиц и т. д.)
— аудиосопровождени (конспекты занятия с музыкальным сопровождением)
— фоновые сопровождение (тематические фоновые изображения и фотографий под музыку)
При этом ИКТ дополняет воспитателя, а не заменяет его.
ТРИЗ — теория решения изобретательных задач.
В основе ТРИЗ лежит 3 принципа:
— принцип объективности законов развития систем,
— принцип противоречия
— принцип конкретности
Методы ТРИЗ-РТВ, разработанные Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецовой, А. А. Нестеренко:
Технология обучения детей составлению сравнений
Технология обучения детей составлению загадок
Технология обучения детей составлению метафор
Составление рифмованных текстов
Технология обучения детей составлению творческих рассказов по картине
Технология обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, а должен учить их самостоятельно находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот нужно спросить, что он сам думает об этом. Наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок нашел ответ сам.
Например, игра «Черное-белое»:
2 карточки с изображением белого и черного домика. Поднимая карточку с белым домиком, дети называют положительные качества этого объекта, потом на карточку с черным домиком — перечисляют отрицательные качества объекта.
Игра «Коллаж из сказок»:
Цель — придумать новую сказку на основе уже известных детям сказок.
Игра «Да-нет»:
Воспитатель загадывает слово «слон», а дети задают вопросы (Это живое? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах). Воспитатель отвечает словами да или нет.
Игровые технологии.
Применение их в дошкольном возрасте оправдано ведущей деятельностью игрой. Игровые технологии включают в себя
Настольно-печатные игры
Сюжетно-дидактические игры-инсценировки
Игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками)
Дидактические игры с предметами
Словесные игры
Театрально-игровая деятельность
Пальчиковый театр
При этом мы должны поощрять любую выдумку и фантазию ребенка.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя:
— дыхательная гимнастика
— комплекс упражнений направленных на профилактику зрения
— упражнения на развитие мелкой и общей моторики (пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры)
— комплекс упражнений на релаксацию
— кинезеологические упражнения
— суджок-терапия — стимулирование активных точек на пальцах рук, при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колечки, с использованием забавных стихов и сказок
Синквейн.
Одним из эффективных методов является работа над созданием синквейна. Сам алгоритм заключаются в следующем:
— первая строка (кто? что) тема, заключает в себе одно слово (объект или предмет) о ком пойдет речь
— вторая строка (какой? какая? какое) два прилагательных дают описание признаков и свойств
— третья строка (что делает) образована тремя глаголами, описывающими характерные действия
— четвертая строка — ключевая фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейнак определенному предмету или объекту
— пятая строка — одно слово (существительное) или словосочетание — резюме, ассоциация характеризующее суть.
Например, синквейн к слову Снегирь
— Снегирь
— Красивый, красногрудый
— Радует, летает, клюет
— Снегирь очень любит рябину
— Зимующая птица
Появление новых программ и технологий позволяет обновлять, выстраивать педагогический процесс на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, с учетом конкретных условий работы ДОУ и современных требований к содержанию и методам воспитания и обучения детей.
Целостность педагогического процесса обеспечивается реализацией той или иной комплексной программы с отбором содержания по ведущим линиям развития дошкольника, разработкой собственных образовательных технологий и методик под эту программу.
Источник