Консультация от сотрудничество с семьей к развитию ребенка
Юлия Алимова
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада с семьей»
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.
Коллективные формы:
— родительские собрания (общие, групповые) — форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;
— конференции;
— круглые столы;
— экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы:
— педагогические беседы с родителями;
— тематические консультации (проводятся специалистами);
— заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;
— посещение семьи ребенка;
— переписка с родителями, индивидуальные памятки.
Наглядно-информационные формы:
— записи бесед с детьми;
— видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;
— фотографии;
— выставки детских работ;
— стенды, ширмы, папки-передвижки.
Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Индивидуальная форма — одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.
Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.
Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые 3-4 раза в год и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить и лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В то же время, собрания, как общие, так и групповые оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это также дает недостаточный результат.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами,
содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т. к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.
В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен – это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:
— «Круглый стол» по любой теме;
— собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
— интервью с родителями и детьми на определенные темы;
— тематические выставки;
— консультации специалистов;
— устный журнал для родителей;
— семейные спортивные встречи;
— почта и телефон доверия;
— конкурс семейных талантов;
— семейные проекты «Наша родословная»;
— открытые занятия для просмотров родителей;
— интеллектуальные ринги для детей и родителей;
— контрольные для родителей;
— аукцион секретов воспитания;
— портфолио семейного успеха;
— Родительская гостиная.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Важные моменты:
— все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
— содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
— оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
— содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.
Вывод:
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Источник
Янна Бутенко
Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи»
Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи»[/i]
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский[/i]
Для того чтобы пребывание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении было комфортно, полноценно развивались его духовные и физические качества, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями. Первой инстанцией на пути ребёнка в жизни является семья.
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
Дошкольное образовательно учреждение (далее ДОУ) – второй важный институт социализации ребёнка. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй.
Алгоритм взаимодействия педагога с семьей:
1 стадия: поиск контактов при первой встрече — педагог должен проявлять высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, сдержанность, деликатность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2 стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в дошкольнике – на этом этапе уже можно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребёнка.
3 стадия: установление общих требований к воспитанию дошкольника – педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребёнка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно; не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4 стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели – согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Важно, чтобы возможные споры и разногласия не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5 стадия: реализация индивидуального подхода – педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатываются согласованные меры, совместно с родителями, направленные, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6 стадия: совершенствование педагогического сотрудничества- готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. На этой стадии идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Основной целью педагогов является создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Задачами педагога при взаимодействии семьи и ДОУ являются:
1. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.
2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
4. Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Цели и задачи ДОУ и семьи совпадают.Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, умного, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Источник