Консультация логопеда речевое развитие ребенка
Казанцева Любовь Александровна
Консультация логопеда «Речевое развитие детей от 3 до 4 лет»
Речевое развитие детей от 3до 4 лет
В возрасте от 3 до 4 лет дети много говорят, используют в речи фразы из 3-4 слов. Порядок слов в предложении или их согласование еще может быть нарушенным. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Рассказывает о виденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двусоставную инструкцию («Дай мне большого мишку и красный мячик»). В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно местоимения, активно использовать прилагательные и наречия (далеко, близко, рано, горячо и т. д.) Его речь должна изменяться по родам и числам. Словарный запас составляет 1000-1500 слов.
Нормативные рамки допускают отклонения в сроках у девочек на 2-3 месяца, у мальчиков на 4-5 месяцев.
Однако, не у всех детей развитие идет гладко по календарю. Задержка речевого развития ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Надо понимать, что дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, просто возрастные рамки значительно сдвинуты. Родители правильно поступают, когда обращают внимание на речевые задержки у детей. Они должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание).
Причин задержки развития речи у детей может быть множество:
1. Нарушение слуха. Если есть проблемы со слухом (в том числе постоянные серные пробки) — возникают проблемы и с речью.
2. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывают все его желания по жестам и звуку, то у малыша и не формируется потребности в речи.
3. Слишком быстрый темп речи взрослого. Ребенок не успевает понять суть и выделить отдельные слова. Отчаявшись понять, ребенок выбирает позицию молчания.
4. Генетическая предрасположенность. Часто в семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.
5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, падения, гипоксия, инфекции, перенесенные внутриутробно, в период родов или в первый год жизни).
6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.). Впоследствии это может привести к заиканию.
7. Завышенные требования к ребенку, настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого без создания комфортной, игровой, эмоционально-положительной атмосферы.
8. Алкоголизм родителей.
9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
10. Кстати, в двуязычных семьях такая проблема тоже не редкость!
Что же должно насторожить родителей в развитии речи малыша?
1. Примерно к 8 месяцам ребенок должен активно «гулить»; он следит за губами взрослого, пытается подражать. Если такого не происходит, есть повод обратиться к невропатологу.
2. Если ребенок к 1 году не оборачивается на звук, речь, обращение к нему, а для привлечения внимания к себе использует плач.
3. Если у малыша к 1,5 годам трудности с сосанием и жеванием пищи, если он давится даже маленьким кусочком.
4. Если в 1.5 года ребенок не может на слух выполнить задание по картинке (Где мишка? Где глазки? Где кошка).
5. Если в 1.5-2 года ребенок не может понять и выполнить простую просьбу взрослого (возьми мяч, подними кубик, дай машинку).
6. Если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы (пойдем гулять, давай играть и т. д.)
7. Если в 3-4 года ребенок не может произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения (папа пошел на работу, я иду гулять).
8. Если к 4 годам большинство звуков произносится неправильно.
9. Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро, глотает окончания слов (или наоборот, говорит очень медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).
10. Если в 3 года говорит только заученными фразами из книжки, мультика и т. д. и не строит собственную речь, предложения. Также должно насторожить, если он вместо своих фраз лишь повторяет в точности сказанное взрослым. Это серьезный повод обратиться к специалисту.
11. Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.
Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, исчезнут сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатолог, психолог, дефектолог, логопед, лор-врач, а иногда и психиатр). Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребенка за успехи, произносите сами слова четко и без скороговорки.
Активно играйте с ним в пальчиковые игры, проводите ежедневно артикуляционную гимнастику, развивайте мелкую моторику, разговаривайте с ребенком не с высоты своего роста, а на уровне его глаз, слушайте и повторяйте различные звуки. Задавайте ребенку вопрос и первое время сами отвечайте на него (Где ручки? — Вот! Как сказала собачка? — Гав-гав! Как зовут куклу? — Ляля). Через какое-то время спросите его об этом снова и скажите, что забыли ответ. Подождите. Если ребенок не отвечает, повторяйте все сначала.
Источник
АНАСТАСИЯ Буюклян
Консультация логопеда на тему «Речевое развитие дошкольников в домашних условиях»
Родительское собрание. Тема «Речевое развитие дошкольников в домашних условиях.»
Здравствуйте ув. родители! Я учитель-логопед детского сада, работая в детском саду не первый год, могу отметить, что количество детей с проблемами в речевом развитии становится больше, а проблемы речевого развития становятся глубже.
Поэтому на сегодняшний день данная тема актуальна в воспитании и развитии детей. В детском саду по данному направлению ведется активная деятельность. Я как учитель-логопед осуществляю коррекционную деятельность, направленную на устранение недостатков звукопроизношения и развитие речи ребенка. Так же тесно взаимодействую с воспитателями детского сада, подбирая для каждого возраста игры и упражнения для речевого развития дошкольников. Следует отметить, что дошкольный возраст это благодатный возраст для развития и коррекции речи ребенка. На логопедические занятия мы можем зачислить ограниченное количество детей, поэтому вам, как родителям необходимо уделять внимание на речь вашего ребенка.
Очень большое значение для развития речи ребнка имеет речевая среда, в которой он растт, т. к дети подражают речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине взрослые, окружающие ребенка должны стараться, чтобы их речь была образцом. Из-за того что ребнок изначально не знает, как нужно правильно говорить, он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать е, постепенно приближаясь к образцу.
Иногда некоторые родители из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают со своим ребенком. Как следствие этого, речь детей в таких семьях запаздывает в свом развитии, поскольку у ребнка есть возможность подражать только молчанию. Молчать в таких условиях будет даже ребнок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребнка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить. Из этого нужно сделать вывод, что с ребнком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с малышом способствует его полноценному развитию.
Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечтко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с малышом, отвечают на заданные ребнком вопросы. В этой ситуации ребнок также лишн полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем. Чтобы малыш не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, чтко проговаривая окончания слов.
Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т. е. воспроизводят все недочты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребнка. Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша может отсутствовать стимул для совершенствования своей речи. Когда ребнок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребнка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьзными.
Хотелось бы добавить, что не маловажным в развитии речи дошкольников является чтение. В последние годы популярность чтения заметно снизилась. Современные исследования говорят о том, что даже дошкольники предпочитают книге просмотр мультфильмов по телевизору или компьютерные игры, планшеты и телефоны. Это является одной из причин недостаточного развития речи у детей. Стоит отметить, что благодаря чтению книг у детей развивается воображение, пополняется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи. Поэтому читать детям дошкольного возраста необходимо систематически, подбирая книги в соответствии с возрастом ребнка. Дорогие родители! У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребнка вс будет хорошо
Если у вас возникли личные вопросы по речевому развитию вашего ребенка, вы всегда можете обратиться ко мне за консультацией. Спасибо за внимание!
Источник
Ксения Зыкова
Консультация логопеда «Развитие речи детей в домашних условиях»
Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях?
Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.
Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Рабочее место ребенка
Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:
• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;
• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;
• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.
• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.
Развитие связной речи
Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.
Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях.
Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.
Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту! Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.
Источник
Плотникова Анастасия
Консультация учителя-логопеда «Развитие речи детей от 2 до 7 лет»
Уважаемые родители!
Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Уровень развития речи детей в 2 года
1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
2. Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
3. Они могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
4. Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).
К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов.
Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.
6. После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
7. Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
8. Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
9. Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно.
10. Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении.
11. Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
12. Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.
Уровень развития речи детей в 3 года
1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
2. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
3. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
4. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
6. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения.
7. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
8. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
Рекомендации логопеда
для родителей детей младшего возраста.
Уважаемые папы и мамы!
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
• очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
• часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
• имеет сильное течение слюны;
• не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
• не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д. ;
• говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
• употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» —молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — учителю-логопеду.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Уровень развития речи детей в 4 года
1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.
2. Словарный запас уже обогащен наречиями, обозначающих пространственные и временные признаки
3. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие [Р, Р’].
4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
Рекомендации логопеда
для родителей детей среднего возраста
Уважаемые папы и мамы!
Логопедические обследования, проводимые ежегодно, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей:
• ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
• критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
• обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показано исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
• большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
• посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
• через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
• в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
Уровень развития речи детей в 5 лет
1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни, что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.
2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство
в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Дети, могут не замечать дефектов звучания собственной речи.
6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.
7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.
9. Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, [л, рь, р], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звука.
Уровень развития речи детей в 6 лет
1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т. д.
4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка.
Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, [л, р]. После усвоения этих звуков
дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.
Рекомендации логопеда
для родителей детей старшего возраста
Уважаемые папы и мамы!
6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
• Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
• У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
1. правильно произносить все звуки языка;
2. выделять первый и последний звук в слове;
3. разделять слово на слоги;
4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
5. придумывать слова на заданный звук;
6. сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
• Важно выяснить:
1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
• Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки.
• Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
• Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
• Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
• В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду.
Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось. Успехов Вашим детям!
Материал подготовила:
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 18
Плотникова А. Г.
Источник