Консультация игра как средство развития речи ребенка
Людмила Ивановна Склярова
Консультация для родителей «Игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Игра как средство развития речи у дошкольников
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Сюжетно – ролевая игра.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними.При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, — говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги.Мальчик усаживает куклу в автомобиль и говорит: “Это у нас шофёр”. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучая детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой,в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия,но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку».
Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.
Изначально воспитателю следует давать детям образец диалога или сюжета: “Я глажу Машу.Вот так: по головке глажу Машу. Не плачь, Маша. Жалею Машу. Обнимаю Машу. Маша не плачет. Смеётся Маша!”. Если игра проводится впервые, то необходимо “проиграть” весь речевой сюжет перед детьми. Когда сюжет или его фрагмент закончен, его можно повторить с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, воспитатель демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию («Я глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко», обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Необходимым условием успешного развития речи детейв сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и. т. д. Однако вместе с сюжетными игрушками, которые изображают уменьшенные реальные предметы, в игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т. п.). При общем недоразвитии речи ребёнок с трудом овладевает навыками применения предметов – заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы.Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно.
Как итог мы видим, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи
Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.
Дидактические игры
Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.
Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.Например: игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Игры «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.
Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, попросить ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик.После выполненного задания спросить: “Что ты принес? Куда поставил?”.
В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как петушок кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто, как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.
Для не говорящих детей большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-мальчик»).
Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировала имеющиеся у детей речевые средства. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.
Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.
Подвижные игры
Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.
Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль».Воспитателю следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» — кричат воробушки, «би-би-би» — гудит автомобиль.
При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра «Лохматый пес», а при знакомстве с медведем — «У медведя во бору». В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам.
Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми (которые передают свои знания и опыт ребенку, так и сверстниками (чтобы не вырасти необщительными и замкнутыми, т. е. регуляция поведения формируется именно в детском обществе).
Источник
Дина Чернова
Консультация для педагогов «Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников»
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речив детском саду являются:
Воспитание звуковой культуры речи.
Работа по данному разделу включает:
формирование правильного звукопроизношения;
развитие фонематического восприятия;
развитие артикуляционного аппарата;
развитие речевого дыхания;
умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Формирование грамматического строя речи:
работа над морфологией, т. е. дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик); соединение основ (сок выжимает — соковыжималка, мясо рубит – мясорубка); названия детёнышей животных; названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк); названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
Словарная работа:
правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
активизация словаря, т. е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
Развитие связной речи:
овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;
пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.
Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.
Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» — т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактическихигр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей,так как:
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развитиядетей должны основываться на следующих принципах:
Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
Пособия должны быть внешне привлекательными.
Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
словесные игры (без наглядного материала).
Источник
Консультация для педагогов
Игра, как средство развития речи дошкольников
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(В.А. Сухомлинский)
Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, будничное становится необычным. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они (дети) живут и который призваны изменить».
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра способствует развитию творческого воображения. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Игры – драматизации, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, оказывают большое влияние на речевое развитие ребёнка.Онистимулируют активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. Драматизация основывается на действиях исполнителя, который может использовать пальчиковые куклы и куклы-бибабо, передавая характеры персонажей. Ребенок использует все средства выразительности: мимику, интонацию, пантомиму, перевоплощается в персонажа, управляет его действиями. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, обогащается словарный запас, раскрываются творческие способности ребенка. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка, а в будущем на его учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации нужны и полезны ребенку на всех этапах его развития. Они способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания знакомой сказки.
В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до выхода ребенка из игры. В ходе игры неизбежны конфликты. Выход из создавшейся ситуации невозможен без объяснения точки зрения сторон, причины конфликта – это, в свою очередь, влечет построение сложных, сложноподчиненных предложений. Сюжетно—ролевые игры, в которых дети выполняют определенные роли: роль доктора и пациента в игре «На приеме у врача», продавца и покупателя в игре «Магазин», мастера – парикмахера и клиента в игре «Салон красоты» и др. учат детей не только свободно общаться друг с другом, а также культуре речи, правилам и нормам поведения.
Хороводные игры — игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Используя повторение речевых конструкций, в том числе диалоговых, хороводные игры побуждают детей к речевой активности. Задавая определенный ритм движения хоровода, дети учатся говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами. Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, повышающий речевую активность детей. Это тот материал, который воспитывает художественный вкус, развивает связную речь, учит детей лучше понимать окружающий их мир.
Подвижные игры помогают в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам. Они побуждают детей к подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия («Совушка», Гуси – лебеди», «Лохматый пес», Два Мороза» и др.). В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст стихотворения и во время игры проговаривают его сами. Используемые в подвижных играх зазывалки, формируют четкость, ритмичность произношения. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.
Дидактическая игра — эффективное средство в ознакомлении с окружающим миром и обучению родному языку. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь, правильно построить свои высказывания. Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребенка.
По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на
игры с предметами и игрушками,
настольно-печатные,
словесные.
Игрушка дает возможность для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.
В процессе использования настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи.
Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, самому придумывать рассказы с включением «небылиц» и так далее.
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним правильную, грамотную речь и должны говорить сами.
В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:
игры для обогащения словарного запаса. В эту группу включены игры «Чудесный мешочек», где детям необходимо назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии»; «Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением); «Закончи фразу», «Что кому нужно», «Кто как передвигается, «Кто, чем занимается» — все они способствуют обогащению словарного запаса.
игры для развития звуковой культуры речи. В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком «Придумай слово», «Ловушка», «Поймай слог», «Цепочка слов», «Топни – хлопни». В дидактическая игре «Музыкальные инструменты» дети отгадывают музыкальный инструмент по его звучанию; в игре «Кто лучше слышит», детям предлагается разделиться на две команды и по очереди отгадывать различные издаваемые звуки (шуршание бумаги, удары в барабан и др.). Артикуляционная гимнастика «Заборчик», «Часики», «Лошадка», «Маляр», направленные на развитие артикуляционной моторики и чистоговорки также способствуют становлению звуковой культуры речи.
игры для формирования грамматического строя речи. В этом блоке представлены разнообразные игры и упражнения, направленные на правильное употребление грамматических форм. «Разноцветный сундучок» — дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают, какой это предмет; в играх «Чье все это», «Один предмет – много предметов», «Придумай действие» дети учатся правильно выстраивать предложения и словосочетания. Дидактическая игра «Прятки» учит детей согласно правилу использовать в речи предлоги с пространственным значением.
игрыдля развития связной речиРабота по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих игр и упражнений. Обучение монологической и диалогической речи может проводиться с использованием следующих дидактических игр «Распространи предложение», «Закончи сам», Придумай предложение», «Если бы я был волшебником, то ….» или «Что было бы, если бы все дети ели только одни конфеты», «Составь рассказ по картинке», «Составь портрет».
Таким образом, при использовании различных игр и дидактических упражнений, продуманная и четко организованная работа приводит к формированию у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, от которой зависит дальнейшее развитие ребенка в его жизни. Играя, ребенок учится. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Источник