Консультация для родителей значение развивающих игр в развитии ребенка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Консультация для родителей
«Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель:
Носкова Ирина Мурадовна
п.г.т. Излучинск 2017 г.
«Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.
Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.
Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.
- Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.
- Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 — 1, 5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересное.
- Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая также, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель — запомнит что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.
- Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника — наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
- Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
- И наконец, игры, помогающие подготовить ребёнка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно — неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Каждая игра — это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!
Источник
Мария Сизова
Консультация для родителей «Роль игры в развитии ребенка»
Дети любят играть. Вы это знаете и поощряете детские игры, покупаете игрушки. Но задумываетесь ли вы при этом, о том, каково значение детских игр для воспитания и развития ребенка. Конечно, игра служит для забавы и развлечения ребёнка, а так же с помощью игры можно отвлечь малыша от шалостей и капризов. Но это далеко не единственные и не главные возможности игры. Родители иногда задают вопросы. Вот один из них. «Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их с места на место. Разве это помогает ее развитию?» Да, безусловно. Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем,кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Об этом можно говорить бесконечно. Начать следует с того, что игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольника. Эффективно все знания и умения он сможет закрепить и освоить лишь проигрывая их. Правильно развивающийся ребенок — это, без сомнения, играющий ребенок. Психологи и дефектологи, при обследовании, обращают внимание и на то, как играет малыш. Они смотрят, соответствует ли уровень игры уровню развития ребенка. Ведь ребенок играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. В игре ребёнок обучается: — Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей. — Также переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков. — Он осознает своё реальное место среди других людей. — Учиться уважать себя и верить в себя. Ведь игра — это арена детских успехов и достижений.Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. И здесь задача взрослых — закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности. — Играя дети свободно выражают свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений. — В играх ребенок учиться переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость,а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом не знает что делать с этой игрушкой. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли.
Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.
Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло, может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков. Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.
Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп»:
— Игрушки из реальной жизни. Это — кукольное семейство, игрушечный домик и утварь.
— Игрушки, для выплеска агрессии. Это — солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья.
— Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это — конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.
— Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и др.
— Для развития эстетического воспитания, развития речи, воображения – служат театральные игрушки.
— Технические игрушки – транспорт, конструкторы, они развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
— Спортивно-моторные игры способствуют двигательной активности, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
— Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы и др.)
— Дидактические игры. Им принадлежит особое место. С помощью них дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. к ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Д. И. воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.
Было время, когда считалось, что игра ребенку не нужна- это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
Тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша –машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!
Педагог-психолог Сизова М. Н.
Источник
Консультация для родителей
«Значение игры в жизни и развитии ребёнка»
Что может быть интереснее и важнее для ребёнка? Конечно же, игра.
Игра – это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идёт в детский сад. С помощью игры развивается внимание, память, мышление, воображение, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развития в целом:
- В игре ребёнок выражает свои чувства, эмоции, мысли.
- Через игру познаёт окружающий мир.
- В игре ребёнок учится общаться со сверстниками и познавать себя.
- В игре развивается способность к воображению.
- В игре ребёнок имитирует действия взрослого.
- В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.
- В игре ребёнок развивается духовно.
Игра начинает входить в жизнь ребёнка уже в раннем возрасте. В год у ребёнка подражательные действия: он «читает», говорит по телефону, играет на кухне с посудой – словом, делает то, что постоянно видит перед собой.
По мере взросления, игры становятся более сложными: дети подражают профессиям родителей, знакомых, сами «становятся родителями».
Наблюдая за игрой ребёнка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой – об интересах и склонностях ребёнка. Всё, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берёт начало в детской игре.
Рекомендации для родителей.
- Не оставайтесь зрителем детских игр, играйте вместе с детьми.
- Создавайте в игре непринуждённую, естественную обстановку.
- Не навязывайте свой сюжет игры, то, что ему неинтересно.
- Играя с ребёнком, не показывайте своё превосходство. Так он быстро потеряет интерес к игре.
- Игра всегда должна быть поучительной.
- Пусть о том, как правильно вести себя в каких – либо ситуациях, ребёнок узнает от кукольных персонажей.
- Умейте заканчивать игру безболезненно для ребёнка. Лучше всего это сделать от лица игрового персонажа: «Саша, я так устал и проголодался. Пойдём, вымоем руки – и за стол. А потом мы …»
- Важно научить ребёнка всегда убирать игрушки после игр. Для этого можно также подключить кукольный персонаж. Можно придумать игровую ситуацию, которая заставила бы ребёнка убрать игрушки на место.
Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Он должен быть осознанным и продуманным.
Какую игрушку нужно купить ребёнку, чтобы от неё были польза и радость?
- Приобретая игрушку ребёнку, учитывайте уже имеющиеся у него игрушки.
- Покупайте игрушки по возрасту или слегка «на вырост».
- Игрушки должны быть яркими, безопасными для его возраста.
- Игрушка должна учить и развивать ребёнка.
- А вот чего никогда нельзя делать – так это обещать купить игрушку за хорошее поведение.
- Не водите ребёнка слишком часто в магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Эти переживания, когда ваш ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только тогда, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
И помните, что у каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страхи: страх одиночества и страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой – игрушкой.
Ограничьте число игрушек, так как их изобилие ничего не даст ребёнку в плане развития. Внимательно посмотрите, с какими игрушками ваш ребёнок давно не играет, и уберите их незаметно. В младшем возрасте он даже не заметит этого. С появлением новых игрушек каждый раз убирайте что-то из старых. По истечении времени, старые, давно забытые игрушки, можно дать ребёнку. И вы увидите, как ваш малыш обрадуется им, ведь для него они снова станут новыми.
Источник
«Значение игры для развития ребенка»
Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. В игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива. С помощью игр развиваются познавательные процессы — любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д. В игре происходит развитие мышления, речи, воображения, памяти, расширение и закрепление представлений об окружающей жизни.
Для ребенка-дошкольника игра является ведущим видом детской деятельности.
Именно в игре дошкольник узнает, как вести себя в различных обстоятельствах, узнает, какой он на самом деле в разных ситуациях.
По мнению психологов, если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности с общением. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности – спутника жизни, который соответствовал бы его внутреннему «Я». Поэтому выбор нередко становится случайным или даже неудачным.
Нас должно тревожить, что дети стали меньше играть. Порой настораживает и сюжет игры. Да, это серьезный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» можно и нужно не на саму игру – ведь она отражает то, чем наполнена жизнь, душа ребенка. То, что мы видим в играх наших детей, — это отражение мира, созданного взрослыми. (Это мы ТАК разговариваем друг с другом, ТАК укладываем малышей спать, ТАК отдыхаем, смотрим ТАКИЕ телепередачи, фильмы) .
Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и мир окружающих их взрослых. В играх детей отражается наша взрослая жизнь.
Нам взрослым необходимо, прежде всего, обеспечить детей игрушками и материалами для игр; дать свободное время и пространство и наблюдать, как и во что ваш ребенок играет.
К. Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характер игры, а именно – доставление материалов для построек и игр, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот весь материал можно купить в игрушечной лавке. Ребенок будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом материале должны заботиться родители и воспитатели».
Отложите домашние дела, уделите детям внимание, станьте партнерами по игре, если они сами этого захотят.
Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребенка. В суверенную страну его мыслей и чувств мы должны вступать очень мягко и осторожно, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению.
Чем можно играть дома?
Зачастую можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности: ускоренный темп жизни, профессиональная занятость работающих матерей, которым не всегда хватает времени не только на общение с ребенком, но и на выполнение домашних дел. По вечерам занятые родители обязательно находятся какие‑то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Чаще ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.
Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему много красивых и интересных игрушек или какое‑нибудь домашнее животное, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате или в своем детском уголке. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия – они не с ним, а где‑то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает.
Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.
Если вы не можете выделить специального времени для обучения малыша, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел.
Например, когда вы идете по ступенькам с вашим малышом, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Даже если ступеньки всего три – считайте их. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий «вверх» и «вниз», «высоко» – «низко».
Не проходите мимо живых существ, озвучивайте название каждого животного и насекомого, которых вы встречаете на пути, скажите несколько слов о том, что сейчас делает паучок или собачка.
Когда вы едете в транспорте, показывайте ребенку проезжающие за окном автомобили и называйте цвета: «Вот едет большая красная машина», «А вот белая быстро-быстро догоняет нас». Заметьте, что, разглядывая машины, можно изучать не только цвета, но и такие понятия, как «большой – маленький», «быстро – медленно», «грязная – чистая».
Не скупитесь в разговоре с ребенком на прилагательные и эпитеты, т. к. они дают более широкое представление о мире. Покажите, как «большая черная собака» побежала за «маленьким рыжим котиком». Обращайте внимание ребенка также на негативные явления: «поломанные качели», «грязные туфли», дайте понять ему, что это нехорошие признаки. Когда вы начнете обучать своего малыша «между делом», вам не придется перекраивать свой график, т. к. внешне все останется по-прежнему.
Самая главная задача – изменение вашего подхода к развитию чада. Необходима фантазия, чтобы видеть, где, чему и как вы можете научить сегодня своего ребенка. В любой ситуации нужно уметь найти то, что обогатит знания вашего малыша, из чего вы можете сделать небольшое занятие «между делом» для любимого крохи.
Вспомните, где мамы проводят больше всего времени после рабочего дня?
Конечно на кухне, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать ее. И только потом совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберется с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне? Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному.
Вариантов игр в повседневной жизни множество, с помощью которых родители могут развлечь своего ребёнка.
Главное – вовремя вспомнить о том, что те необыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для детей могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всём его многообразии!
Источник