Консультация для родителей загадка и ее роль в развитии ребенка
Консультация для родителей
«Загадка и её роль в воспитании ребёнка»
Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.
Развиваем речь дошкольников:
1) Загадки-описания:
Кто с хвостиком и ушками.
У кого лапки с подушками? (Кошка)
Маленькое, серенькое
А хвостик, как шило. (Мышь)
Пара длинных ушек,
Серенькая шубка.
Быстрый побегайчик
А зовётся. (Зайчик)
2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:
«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)
«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)
«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)
«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)
3) Загадки – метафорические образы:
«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)
«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)
«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)
«Железная птица по небу летает» (Самолёт)
«Едет домик на колесах» (Автобус).
Развиваем мышление и память дошкольников:
I. Игры
1) «Тренируем нашу память».
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:
− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц).
− Хитрая, рыжая. (Лиса).
− Злой, голодный. (Волк).
− Рыжая, веселая. (Белка).
2) «Самый умный».
Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.
1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка);
2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук);
3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц);
4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха);
5) Вьётся верёвка – на конце головка. (Змея).
II. Изучение загадок на память.
Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их на память.
1) Не зверь, а воет. (Буря).
2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).
3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).
4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).
5) Вьётся молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).
III. Загадки – шутки.
Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.
Какой ключ летает? (Журавлиный).
От чего в утки ноги красные? (От колен).
Чего нельзя догнать? (Своей тени).
Какой косой нельзя косить? (Девичьей).
Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).
IV. Загадки – вопросы
Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.
Что у человека быстрее всего? (Мысль).
Что мудрее всего в мире? (Правда).
В какую бочку нельзя налить воду? (В полную).
С какой бочкой за водой едут? (С пустой).
Развиваем воображение дошкольников:
I. Театрализованная игра «Загадки без слов»
Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.
II. Творческое задание «Изображения отгадок».
Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).
1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).
2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).
3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).
4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).
5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).
Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).
Развиваем внимание дошкольников:
І. Загадки – шутки.
1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).
2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).
3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал).
II. Загадки – обманки.
Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.
1) Очень медленно и тихо
По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).
2) Из пальмы вниз, на пальму снова,
Шустро прыгает «корова». (Мартышка).
3) Кто грызет на ветке шишку
Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).
4) На сосне, как в барабан
Громко стал стучать «баран». (Дятел).
III. Игра «Отгадай».
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых объектов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все дети должны отгадать объект за описанием.
− Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).
− Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).
− Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).
− Белое, мягкое, холодное. (Снег).
Во время учения умению разгадывать загадки необходимо учитывать некоторые методические рекомендации: загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.
Желаем успеха!
Источник
Пономарева Юлия
Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольников»
Консультация для родителей по теме: «Роль загадки в воспитании дошкольников»
Подготовил: воспитатель средней группы №3,МБДОУ ДС №443 г. Челябинск, Челябинская область
Пономарева Ю. А
В настоящее время, в современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок помогает активизировать словарь детей, закреплять умение выделять главные признаки предметов. Загадки способствуют развитию любознательность у детей, воспитывает интерес к родному языку. Они заставляют ребенка вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся необыкновенными, а значит, помогают развивать чувство юмора ребенка, а так же мыслить творчески и нестандартно. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений. Загадки развивают у детей дошкольного возраста память, сообразительность и воображение.
Отгадать загадку – значит найти решение логической задачи, произвести сложную мыслительную операцию.
Чтобы отгадать загадку,нужно:
1) Произвести анализ (выявление всех признаков,
2) Синтез (объединение признаков в единое целое).
Поэтому загадка занимает особое место по развитию детского мышления. По словам К. Д. Ушинского, она доставляет уму ребенка полезное упражнение.
Роль загадки в жизни детей дошкольного возраста:
• Отгадывание и загадывание загадок формирует у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений;
• Оказывает на ребенка эстетическое влияние. Эстетическое значение народных загадок заключается в том, что загадки привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.
• Оказывает влияние на развитие речи детей;
• Обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
• Помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме, анализируя её.
Таким образом, ценность загадки в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста неоспорима.
Загадка становится дидактическим средством обучения детей.
Виды загадок с примерами.
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок)
Стихотворная форма:
Серая шейка, Жёлтый носок, Плавает в речке, как поплавок (уточка)
2. Загадки-рифмовки. Отгадывать которые легче, ведь нужное слово так и просится на язычок. Они способствуют развитию интеллекта ребенка, пробуждают фантазию и воображение, а так же, помогают получить первые представления о рифме.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее слово в рифму — получится смешная отгадка. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще способствует развитию чувство юмора.
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это. (мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает. (корова, обезьяна)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Отгадка может подразумеваться из-за двусмысленного содержания вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир (Зубы и язык)
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (Месяцы)
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать за окружающим миром, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть все вокруг в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Во время разгадывания загадки необходимо учитывать некоторые методические рекомендации. Загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия. Чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках.
Источник