Консультация для родителей речевое развитие современного ребенка

Яковенко Анастасия
Консультация для родителей «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Речевое развитие детей.

Проблемы и пути их решения«

Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно – исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей.

Развитие речевой деятельности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду, занятиях и режимных моментах. Утром, когда ребенок приходит в детский сад, мы беседуем с ними на разные темы. Дети сообщают о своих событиях. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. Прогулки, режимные моменты и игры способствуют расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры «У медведя во бору», «Мы веселые ребята»; дидактические игры «Угадай дерево», «Подбери по признаку». Во время наблюдений используются все виды вопросов. На занятиях художественно-эстетического развития используется прием комментирования. Детям, которые затрудняются,педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что тебе необходимо для этого взять?», а также учит детей грамотно сформулировать вопрос к взрослому. Для речевого развития нужно приобщать ребенка к художественной литературе. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, научились задавать вопросы.

И тем не менее, проблема речевого развития детей остается актуальной.

21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Почему мы решили обратить внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени — 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями.На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

— Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть

• Грамотной

• Понятной

• Выразительной

• Осмысленной

• Богатой

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

Что способствует улучшению звукопроизношения — это скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

Что необходимо делать дома:

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком,постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2. Во — вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

4. Задумайтесь,как часто вы говорите ребенку эти фразы:

• Ты самый любимый!

• Ты очень многое можешь!

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе.

• Я радуюсь твоим успехам

• Расскажи мне, что с тобой.

Источник

 Речевое развитие современного ребенка.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. 
Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж. 
В дошкольном возрасте (3—7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. 
Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте. 
Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. 
Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития. 
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. 
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека. 
Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. 
Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога. 
Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимоотношения с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша, является серьезным тормозом речевого развития. Диалог — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок. 
В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей лишь на пятом году жизни. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно. 
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И. С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга — центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. 
Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие. 
Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. 
В раннем и дошкольном возрасте круг проблем и задач речевого развития ребенка постепенно расширяется. Причем по мере роста ребенка задачи развития речи становятся более детализированными (т. е. наблюдается принцип «от общего к частному»). По мере расширения задач родители начинают понимать, что им не хватает специальных знаний, что им нужны квалифицированные советы и консультации педагогов. Действуя стихийно, по интуиции (что очень ярко видно на примере обучения чтению), они не помогают своему ребенку, а зачастую обрекают его на серьезные трудности в последующем обучении письменным формам речи. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Однако чтение и письмо — это определенный этап в речевом развитии ребенка, которому предшествует большая и серьезная работа на пути развития устной речи ребенка. Умения ребенка читать и писать не являются показателями его развития. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь. 
Именно поэтому в программе предусмотрена серьезная работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь). В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Это позволяет не только перераспределить учебную нагрузку, но и организовать нормальное функционирование речи в жизни детей. 
В программе предусмотрена специальная, обязательная работа по выявлению исходного уровня и динамики речевого развития каждого ребенка и группы в целом. На основании полученных данных определяются перспективы работы по развитию речи детей. 
В методику по развитию речи включено отдельное направление, связанное с вопросами развития руки детей от 1 года до 7 лет и подготовки старших дошкольников к обучению письму. Особенностью данного направления является то, что мероприятия, связанные с развитием мелкой моторики руки, гармонично включены в целостную систему развития речи и подготовки ребенка к письму. 
Однако блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов (если такой специалист есть в детском саду). Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения. 
Итак, в речевом развитии ребенка семья и педагоги должны действовать по единой программе. 
Программа поможет естественному речевому развитию детей, а также максимально предупредит появление отклонений в развитии речи каждого ребенка. 
Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребенка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его. 
Итак, перед взрослыми стоит цель: 
• в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь; 
• в дошкольном возрасте (3—7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи); 
• в дошкольном возрасте (4—7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма). 
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада. 

Источник

Шукайло Дина Васильевна
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников»

Консультация для родителей

«Речевое развитие дошкольников»

Цель: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка; рассказать о роли и значении развития речи в дошкольном возрасте; познакомить с упражнениями, которые направлены на развитие речевых умений детей; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.

Что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?

Практика показывает, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родителей следует убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителямнеобходимо учесть следующие моменты:

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, хотя давно известно, что умение ребенка писать и читать не является показателем его развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию.

Предлагаемая методика по развитию речи:

— учитывать состояние речевого развития детей на современном этапе;

— ориентация в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только на возрастные;

— активно использовать педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;

— охватывать все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;

— рассматривать обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным ее продолжением;

развитие речи тесно связано с другими видами жизнедеятельности ребенка;

— взаимодействие родителей и педагогов в вопросах развития речи детей.

Дома можно проводить следующие игры, направленные на развитие речи детей:

«Давай искать слова на кухне».

«Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.»

«Угощаю».

«Давай вспомним «вкусные» («горькие», «сладкие», «кислые») слова и угостим друг друга.»

Игры на развитие грамматического строя речи.

«Приготовим сок».

«Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из вишни … (вишневый) и т. п.А теперь наоборот: апельсиновый сок и чего? И т. д.»

«Упрямые слова».

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (какао, кино, пальто, метро, пианино, кофе) «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т. п.

Игровые упражнения по дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил».

«Предложите ребенку проверить, кто из вас самый внимательный. Будете называть предметы, мимо которых вы проходите; а еще обязательно укажите – какие они.Например: вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Можно называть увиденные предметы по очереди.

«Волшебные очки».

«Представьте, что у вас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотрите вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало красным,называйте: красные сапоги, красный столб, красная кошка, красный забор и пр.»

Подвижные игры.

«Игры с мячом».

«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак,начинаем: жаба, стул, кига, жук, ежик…».

«Лягушка».

Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, ы, я. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру

«Я дарю тебе словечко».

Цель – расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов.

Следует выбрать один день недели, в который родители «дарят» ребенку слово.Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст, «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко) и т. п. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском слову. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня других детей. Воспитатель все это фиксирует.

Источник