Консультация для родителей развитие монологической речи ребенка
Консультация для родителей
«Монологическая речь ребёнка – дошкольника»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы продолжаем разговор о развитии речевых навыков у детей дошкольного возраста. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
И вот уже ваш ребенок скоро пойдет в школу? Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
К 5-ти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений.
Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем другие виды речи. Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Развернутым видом речи является монологическая речь. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развитии дошкольников.. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.
При работе по развитию связной речи используются следующие задания и упражнения:
1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.
Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.
2.Составление предложений с использованием фланелеграфа.
Объединение этих предложений в рассказ.
Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.
3. Составление рассказа по картинке и серии картин.
Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.
4. Составление рассказа-повествования.
Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.
5. Составление рассказов-описаний.
Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.
6. Рассуждение.
У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.
7. Пересказ текстов.
Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.
8.Разучивание стихотворений.
При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.
Ниже приводятся примерные тексты, которые можно рекомендовать для пересказа, рассказывания по ролям, рассказы с элементами драматизации, рассказы-описания, рассказы-размышления.
Лес осенью.
Летом лес был зеленый. Наступила осень. Березки стоят желтые. Осины стоят красные. Остались зелеными елки и сосны. В лесу тишина. Птицы улетели на юг. В норе на сухих листьях засыпает еж. Медведь ложится в берлогу. Белочка запасла на зиму орехи и свернулась клубочком в дупле.
Петя помог.
Над окном дома было ласточкино гнездо. Из него выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали, но помочь не могли. Петя это увидел. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо.
Где мои очки?
Ночью Миша проснулся и будит свою маму:
— Мама, дай мне скорее очки!
— Посмотри, сынок, в окно, вокруг так темно, зачем тебе очки?
— Мама, мне снится такой интересный сон, что я хочу его получше рассмотреть.
Кролик.
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.
Кухня.
Вот наша кухня (появляется стол с посудой и плита). На плите – чайник (на плиту ставится чайник) – всей посуды начальник. В нем вода кипит. Будем пить чай.
Тишка.
Жил у Танюшки маленький черный котенок Тишка. В углу в корзине стоял мешок с мукой. Играл Тишка с мячом. Стало ему скучно, и он решил забраться на мешок. Лез, лез, но вдруг исчез. Зовет Танюшка Тишку, а из мешка вылезает какой-то незнакомый, белый котенок. Заплакала Танюшка: «Куда делся ее любимый Тишка?»
Уважаемые родители! Надеемся, что предложенный материал поможет вам при занятиях с малышами. Но хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует малыша. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»
Желаем вам успехов!
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»
Консультация для родителей
«Монологическая речь ребёнка – дошкольника»
Учитель – логопед: Еремеева Е.Н.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы продолжаем разговор о развитии речевых навыков у детей дошкольного возраста. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
И вот уже ваш ребенок скоро пойдет в школу? Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
К 5-ти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений.
Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем другие виды речи. Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Развернутым видом речи является монологическая речь. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развитии дошкольников.. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.
При работе по развитию связной речи используются следующие задания и упражнения:
1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.
Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.
2.Составление предложений с использованием фланелеграфа.
Объединение этих предложений в рассказ.
Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.
3. Составление рассказа по картинке и серии картин.
Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.
4. Составление рассказа-повествования.
Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.
5. Составление рассказов-описаний.
Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.
6. Рассуждение.
У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.
7. Пересказ текстов.
Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.
8.Разучивание стихотворений.
При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.
Ниже приводятся примерные тексты, которые можно рекомендовать для пересказа, рассказывания по ролям, рассказы с элементами драматизации, рассказы-описания, рассказы-размышления.
Лес осенью.
Летом лес был зеленый. Наступила осень. Березки стоят желтые. Осины стоят красные. Остались зелеными елки и сосны. В лесу тишина. Птицы улетели на юг. В норе на сухих листьях засыпает еж. Медведь ложится в берлогу. Белочка запасла на зиму орехи и свернулась клубочком в дупле.
Петя помог.
Над окном дома было ласточкино гнездо. Из него выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали, но помочь не могли. Петя это увидел. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо.
Где мои очки?
Ночью Миша проснулся и будит свою маму:
— Мама, дай мне скорее очки!
— Посмотри, сынок, в окно, вокруг так темно, зачем тебе очки?
— Мама, мне снится такой интересный сон, что я хочу его получше рассмотреть.
Кролик.
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.
Кухня.
Вот наша кухня (появляется стол с посудой и плита). На плите – чайник (на плиту ставится чайник) – всей посуды начальник. В нем вода кипит. Будем пить чай.
Тишка.
Жил у Танюшки маленький черный котенок Тишка. В углу в корзине стоял мешок с мукой. Играл Тишка с мячом. Стало ему скучно, и он решил забраться на мешок. Лез, лез, но вдруг исчез. Зовет Танюшка Тишку, а из мешка вылезает какой-то незнакомый, белый котенок. Заплакала Танюшка: «Куда делся ее любимый Тишка?»
Уважаемые родители! Надеемся, что предложенный материал поможет вам при занятиях с малышами. Но хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует малыша. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»
Желаем вам успехов!
Источник
Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».
Развитие речи у ребёнка есть процесс
овладения родным языком,
умением пользоваться языком как средством
познания окружающего,
усвоение опыта, накопленного человечеством,
как средством познания самого себя…
как могучим средством общения и
взаимодействия людей.
А. А. Люблинская
Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто не мыслим, поэтому о её развитии у ребёнка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребёнка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная повествовательная речь развивается в период между 4 – 5 годами, когда в процессе игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4 -5 годам у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной повествовательной речи, своего рода «материальная база» для неё – он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложение. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идёт уже о логической связи между отдельными предложениями.
Детям бывает трудно проследить причинно – следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ пятилетнего ребёнка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.
С целью проверки состояния у ребёнка связной повествовательной речи, попросите его рассказать о том, что он видит на картинке или серии картин (можно взять любую серию картинок, доступную ребёнку по содержанию). Дети, хорошо владеющие связной повествовательной речью, смогут составить по этим картинкам большой и достаточно связный рассказ, привнеся в него даже и не изображённые на картинках события, а взятые из личного опыта. Другие дети окажутся в состоянии «оречевить» картинку лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом предложениями, нередко к тому же грамматически неправильно оформленными. Третья группа детей просто перечислит изображённые предметы и явления, не сумев построить даже отдельных предложений. Понятно, что о достаточном уровне развития связной повествовательной речи можно говорить лишь в отношении первой названной группы детей, тогда как последняя группа не владеет даже фразовой речью (к сожалению, бывает и такое на самом пороге школы).
Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чём-то расспрашивать ребёнка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и тому подобное. Слушать нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребёнка в нужное русло путём постановки вопросов.
Необходимо научить ребёнка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создаёт чтение или рассказывание сказок и приучение ребёнка внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.
До овладения связной повествовательной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребёнка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом по только что прочитанной сказки. Для упражнения в рассказывании можно использовать следующее:
•пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
•пересказ просмотренного мультфильма;
•рассказ о событиях прошедшего дня;
•рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
•окончание начатого взрослым рассказа (что будет дальше?);
•составление рассказа по данному его концу (что было до этого?).
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдению определённых правил при построении рассказа, последовательному изложению мысли и прослеживанию связи между событиями. Ребёнок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный логичный пересказ учебного материала. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной повествовательной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, умение самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной повествовательной речью.
Развитие связной повествовательной речи в дошкольном возрасте является многоаспектным по своей природе. Этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление ребёнка – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление.
Необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием:
•на усвоение родовой принадлежности;
•на усвоение падежных форм имён существительных;
•на активизацию предлогов;
•на образование форм единственного и множественного числа имён существительных.
Задачи по развитию связной повествовательной речи у дошкольников решаются и во внеучебное время, а именно в семье. В семье создаётся то или иное отношение к литературе, к языку. Так же, как и в детском саду, дома можно заниматься с детьми по развитию связной повествовательной речи, используя различные игры. Например:
Игры с опорой на серии картинок:
«Книжка рассыпалась»
Взрослый объясняет, что у него было несколько маленьких книжек, содержащих рассказы в картинках: «Книжки рассыпались, и странички перепутались. Попробуем снова собрать книжки. Но для этого нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что было сначала, а что потом, и чем всё закончилось». Ребёнок раскладывает книжки по порядку и составляет рассказ. Если он сложит серию картинок неправильно, то, составляя устный рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их.
«Стоп-кадр»
Взрослый предлагает ребёнку вытащить из пачки одну картинку и, рассмотрев её придумать по ней рассказ. Взрослый говорит: «Ты не раз смотрел видеофильмы. При этом фильм можно остановить в любой момент. И тогда изображение на экране застывает. Это называется «стоп – кадр». Представь себе, что картинка и есть вот такой «стоп – кадр». Попробуй придумать, что случилось в фильме до «стоп — кадра» и что будет происходить после него». После этого предложите придумать фильм. Дайте опорную схему рассказа (сценарий фильма). Кто главный герой? Какой он? Что он делает? Что он делал сначала? Где происходят события? Попросите описать обстановку. Что происходило потом? Чем все кончилось?
Всё, что будет рассказывать ребёнок, следует записывать. Детям важно почувствовать, что к их творчеству, сочинительству родители хорошо относятся. Если в игре участвуют и другие члены семьи – тогда сочинение рассказа становится коллективным творчеством и сближает ребёнка с его родными. Лучше завести специальную тетрадь она сможет стать для ребёнка книгой, которую он «написал».
Источник