Консультация для родителей по раннему развитию ребенка
Консультация для родителей
«Особенности развития детей раннего возраста»
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития
фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и
взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна
внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга
ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с
окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего
возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором
можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков
существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе
веса и увеличении роста.
Особенности развития детей раннего возраста с рождения
В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего
возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает
ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается
сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их,
старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё
просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает
картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и
запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят
оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему
взаимодействием.
В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.
Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие
ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше
разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать
вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить
ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул,
кровать, лампа, книга и прочее.
Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же,
желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно
и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же
не оставляйте ребенка одного без присмотра.
Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет
В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в
следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает
формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает
ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность
непосредственного общения с другими детьми.
Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и
любовь к близким.
Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования
ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению
заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и
понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие
словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок
начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.
Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться
различать свое настроение и чувства.
Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения
следующих рекомендаций:
∙ Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки
общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры
нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и
объяснять значения сказанных им слов.
∙ Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с
ответом — он должен выбирать сам.
∙ Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
∙ Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
∙ Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует
задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы
научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и
мебель.
∙ Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься
домашними хлопотами.
∙ Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
∙ Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет
Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится
более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря
этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать
некоторые свои потребности и желания.
Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает
гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления,
ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся
способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их
свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи
окружающих, малыш понимает смысл сказанного.
Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный
момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть»,
«Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так
же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так
же формируется представление о количестве («мало – много»).
На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-
то заинтересован, следует его поддержать в этом.
Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает
интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-
матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.
Общие рекомендации
1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети,
находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но
не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть
с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его
индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность
общения со сверстниками.__
Источник
Лейля Халимова
Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.
Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.
Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т. е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.
Ребенок должен научиться называть себя по имени.Укажите на малыша и спросите: «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами,когда вы спрашиваете: «Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.
Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.
Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.
Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За всё дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая. Только при полноценном владении ребёнком дошкольного возраста родным языком, мы сможем продуктивно решать задачи его всестороннего воспитания в самый подходящий период развития. Чем раньше мы начнём обучать малыша родному языку, тем привычнее он будет чувствовать себя в общении в дальнейшем. Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребёнка к систематическому изучению родного языка. Дошкольный возраст — это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь дошкольник активно усваивает разговорный язык, общается с окружающими людьми, устанавливает связи с миром. Всё это происходит благодаря тому, что головной мозг ребёнка имеет возможность очень быстро усваивать информацию в больших количествах. Поэтому за первые несколько лет жизни наша речь формируется до уровня взрослого человека.
Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Советы родителям по развитию речи детей.
1. Разговаривая с ребенком,постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой,правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью,за ее правильностью.
2. Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье- это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили,что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным,выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное.
4. Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам,составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше»,»Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
5. Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.
6. Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.
7. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление.Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?», «Почему?»
8. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.
Источник
Консультация для родителей детей раннего возраста Тема: «Ранний возраст — это серьезно»
Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша
Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного ЧЕЛОВЕКА.
Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Ребенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др.
Главные приобретения этого возраста:
* способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром;
* развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка;
* возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;
* начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.
Открытие предметного мира
Ребенок открывает предметный мир очень рано, еще в младенчестве. Мир предметов завораживает и притягивает его. Он побуждает малыша к особым формам поведения, совершенно не похожим на те, которые он используем при общении с мамой. Уже в первом полугодии жизни у него у него складываются элементарные предметные действия, а к году можно насчитать до 50 разнообразных движений руки с предметом. Ребенок становится неутомимым исследователем. Любой попавшийся предмет, он рассматривает, ощупывает, тянет в рот, совершает с ним различные действия. Он запоминает именно те, которые совершает с предметом взрослый и в последствии вспоминает их и действует так же (специфические действия).
Важнейшее условие расширение объема специфических действий – окружающие малыша близкие люди. Они не только источник тепла, комфорта, любви, заботы, но и замечательные помощники в его действиях с предметом. Малыш никогда не откроет для себя всей полноты и богатства предметной культуры человека без помощи взрослого.
В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые, простые уроки действия с предметом. Он еще долго будет узнавать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего полноценного развития.
По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память, сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы которой закладываются в раннем возрасте.
Родителям необходимо помнить, что:
- Ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях.
- Ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца.
- Малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.
- Для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия.
- Если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов.
- Больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик.
Речевое развитие
Речь — ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер — весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
Первое полугодие второго года жизни – это период активного манипулирования речевыми звуками. Лепетное говорение достигает своей вершины. Оно приобретает совершенно понятные человеческие интонации и выразительность. Прислушиваясь к нему, сразу можно понять, сердится ли ребенок или радуется. Эмоциональные лепетные монологи похожи на иностранную речь, понятную по своему настроению. Почти у каждого ребенка в этом возрасте есть свои любимые слова, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет: «ба-ба-бах», «бух», «ням-ням» и т.п. Такое манипулирование речевым звуками доставляет большое удовольствие ребенку. Игры словами тренируют артикуляционный аппарат и способствуют развитию речевого слуха. У многих детей есть в арсенале несколько лепетных слов, которыми они называют отдельные предметы. Именно они являются предпосылками активной самостоятельной речи, фундамент которой закладывается именно в этом возрасте.
Изменение в сфере предметной активности во втором полугодии второго года жизни идет по всем направлениям, но в основе всех лежит речевое развитие ребенка, который начинает обращаться к взрослому с просьбами: «Помоги (дай, принеси, покажи, я сам)». Развитие речи приводит к тому, что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе их наглядных свойств, но и по смысловой принадлежности действий к целостным процессам: кормление, приготовление еды, стирка. Речевое развитие вносит в жизнь ребенка совершенно уникальный, чисто человеческий способ овладения предметным действием, основанный на объяснении, а не на показе действия.
В это время активно развивается фонематический слух – умение слышать и различать близкие по звучанию звуки. Эта способность развивается в практике общения со взрослым на протяжении первых двух лет жизни и особенно интенсивно в первой половине второго года жизни.
За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.
К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.
Основные условия полноценного развития речи:
- · Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Мама для ребенка — источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.
- · Ребенок должен видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.
- · Взрослым необходимо произносить слова правильно, не смотря на то, что в раннем возрасте ребенокнедостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом и произносит не все звуки правильно. Нельзя разговаривать с ним «на его» языке. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.
- · Чтение детям книжек является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.
- · Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли. У детей более старших возрастов игры протекают молча, про себя.
Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в раннем возрасте огромное значение. Неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток необходимой информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка. А то и другое вместе – к отставанию в развитии.
Родителям необходимо знать, что если активная речь у ребенка появляется после трех лет – это повод для обязательного обращения к специалистам: отоларингологу (проверить состояние слуха ребенка), психологу, к учителю-логопеду.
Источник