Консультация для родителей по психическому развитию ребенка

Олейникова Алла Ивановна
Консультация для родителей «Семья и психическое здоровье ребенка»
Название статьи
«Что вижу, тем живу»
Автор: Олейникова А. И. воспитатель.
Чтобы в семье появились дети, и было кого и кому воспитывать, необходимо первоначально создать эту семью. Испокон веков семья представляла собой ячейку общества, которая связывает ее членов хозяйственной функцией, наследием от старших поколений младшими четко разработанных и закрепленных традиций.
На сегодняшний день возникла и окрепла, стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было необходимости, семья держалась иными связями. Во многих случаях сначала создавался союз мужчины и женщины, а затем появлялась любовь. Сегодняшняя семья сначала строит отношения, а затем их узаконивает.
Но в том или ином случае, все они хотят быть счастливы в браке.
Говоря о семейном счастье сейчас, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.
Первый вопрос может показаться неожиданным: нужна ли человеку любовь? Ответ представляется очевидным: конечно, да! Но на уточняющий вопрос, зачем нужна любовь, ответить не просто. В привычном понимании людей сложилось мнение, что любовь нужна для семьи. А как показывает практика, ее отсутствие в дальнейшем существовании семьи оборачивается многочисленными проблемами.
Любовь нужна детям, которые становятся плодами союза мужчины и женщины. Неоспоримо мнение, что любовь приносит радость. Любить человека – значит относиться к нему особым образом. Это отношение сопровождается идеализацией любимого человека. Любящий воспринимает объект своей любви не столько таким, как он есть, столько таким, каким он может быть. Смысл такого отношения точно передают строчки из стихотворения Агнии Барто: «Уронили Мишку на пол, оторвали Мишки лапу. Все равно его не брошу, потому, что он хороший». Понятно, что Мишка сам по себе не так уж хорош – и лапы нет, и не новый он. Но он мой, и я его все равно люблю и в обиду не дам. Эта модель отношений, которая подходит под описание чувства к любимому и дорогому нам человеку.
По этому принципу родители рисуют себе образ идеального ребенка: покладистый, вежливый, никогда не огрызается, не высказывает родителям своего недовольства. А хорошие родители, в понимании ребенка не должны проявлять отрицательных эмоций, выражать заботу и понимание, уделять внимание различным аспектам его деятельности, и прощать ему детские шалости. Жизнь становится спокойнее только тогда, когда мы умеем правильно определить, на что именно мы сердимся, когда мы сердимся, когда умеем тактично изложить свои претензии. На то человек и назван «человек разумный», чтобы руководствоваться в поступках не только эмоциями, но и разумом.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда супруги ожидают появления ребенка. И вероятно, в этот момент родителей волнует вопрос, а какими мы будем для нашего ребенка? Но не один из них не сможет дать окончательного ответа на этот вопрос.
Уметь любить ребенка – значит много думать, много переживать, искать ответы на возникающие вопросы, и т. д. Учится быть родителем, означает развиваться вместе с ребенком, находить компромиссы, быть готовым пересмотреть свою точку зрения, и даже отказаться от сковывающих шаблонов поведения, привычек, предрассудков. И все это для достижения гармонии в отношениях с ребенком и в целом в семье.
Родители являются первой и основной средой ребенка. Личность родителей играет существенную роль в жизни каждого человека. Ведь именно к матери мы спешим в трудную минуту за поддержкой, советом и помощью. В детстве это больше выражается в материальных аспектах, зато с годами эта связь становится глубже и основывается на духовной близости родителей и детей. Специфика отношений детей и родителей состоит в заботе родителей, необходимой главным образом для поддержания самой жизни ребенка. А любовь поистине является неотъемлемой частью этого процесса. Любовь каждого ребенка по отношению к своим родителям беспредельна, безусловна и безгранична. В первые годы жизни она обеспечивает безопасность ребенка, защищенность его эмоционального и психологического мира. Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому основной задачей родителей является
создание у ребенка уверенности, что он любим и о нем заботятся.
К сожалению, множественны случаи, когда за подростковой наркоманией и алкоголизмом стоят признания детей в своих сомнениях относительно родительской любви. Часто родители, даже не понимая того, калечат психику своих детей высказываниями типа «не о таком ребенке мы мечтали», «не такого мы тебя растили» и т. д. А чем как не своими ошибками в отношении к детям, недостком внимания и любви можно объяснить выражение ребенка «моя мама – баба яга», вместо «моя мама – королева».
Эти наблюдаемые факты заставляют еще и еще раз задумываться будущим родителям, что главное требование к семейному воспитанию – это требование любви, заботы и внимания. Очень важен постоянный психологический контакт с ребенком, что является необходимым и неотъемлемым условием в воспитании ребенка в любом возрасте. Именно переживание и ощущение контакта с родителями дают возможность ребенку почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основой же для этого контакта становится заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, может наивным проблемам и переживаниям, желание участия в разрешении его проблем и наблюдение за всеми изменениями в его жизни.
Будущие родители, конечно же, задумываются о воспитании гармоничной личности. Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая жизнь их ребенка. На создание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание ребенка. Как сказал Я. Корчак: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».
Семья – это определенный морально-психологический климат, которая является первой ступенью в освоении общенья с людьми. Семья дает ребенку представление о добре и зле, о помощи и понимании, заботе, отзывчивости, сочувствии, порядочности, об отношении к важным духовным и материальным аспектам жизни человека. Всем этим качествам, он учится у свои родителей, и какой пример они смогут дать, зависит только от них.
Огромное влияние на развитие гармоничной личности ребенка имеют и отношения между супругами. Ссоры и конфликты в семье делают ребенка нервным, плаксивым, неуправляемым, агрессивным. Отношения в семье между родителями могут созидать и разрушать психику ребенка. Таким образом, можно с уверенностью отметить что опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими.
Ребенок, приходя в этот мир, является чистым, открытым, отзывчивым существом на каждое воздействие в его жизни. Он как губка впитывает, копирует и подражает всему что видит. Принимает ту модель поведения, которая его окружает. И то, каким ему предстанет этот новый мир, зависит от окружающих его людей, любящих и заботливых, или равнодушных.
Источник
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.
Как показывает опыт психологического консультирования детей младшего школьного возраста, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью и несформированностью произвольного поведения. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.
Вот какие жалобы высказывают родители и учителя начальной школы:
— Ребенок не подчиняется предписанным правилам поведения в школе.
— Не слушает объяснений учителя, занимается своими делами.
— Вместо тетради достает из ранца игрушки и играет во время урока.
— Трудно привлечь внимание ребенка, если не обращаешься конкретно к нему.
— Ребенок долго не может успокоиться и приступить к уроку.
— Во время занятий разговаривает с другими детьми, может встать и ходить по классу.
— Не дослушав вопрос учителя, выкрикивает ответ с места.
— За домашние задания не усадить. Уроки может делать до позднего вечера, постоянно отвлекаясь на посторонние дела.
— Если что-то не получается, все бросает и отказывается от выполнения уроков вообще.
Думаю, что такая перспектива вас не устраивает, а значит, вы со всей ответственностью отнесетесь к развитию социальных навыков поведения вашего ребенка в условиях группового обучения. Ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для действий и что сначала нужно думать, а потом делать.
Но, конечно, принцип постепенности должен выполняться неукоснительно. Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно; он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.
Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень интересного.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания — возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.
Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».
Более трудным для ребенка является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления — словесно-логическое.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.
У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.
Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других — слуховая, у третьих — эмоциональная, а у четвертых — механическая.
В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.
Как уже было сказано, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.
Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: «А нормально ли это?» Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.
На шестом году жизни ребенка следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить» тревогу. Более детально разобраться в речевых проблемах ребенка вам поможет книга, изданная сотрудниками Психолого-педагогического центра «Здоровье» Петроградского района Санкт-Петербурга (М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., «Дельта», 1997), в одном из разделов которой логопед Л. Г. Парамонова дает описание специальных заданий-тестов на оценку звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связности речи у ребенка. Помимо проверочных заданий приводятся и коррекционные упражнения на развитие и усовершенствование «западающих звеньев».
Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду.
Кстати, в этой же книге вы найдете и раздел, посвященный тому, как научить ребенка считать и решать задачи (написан он Н. Я. Головневой).
По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М — муравей, Я — яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.
Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; «волшебные книжки» очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог «читать» вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом.
Бывают такие случаи, когда родители приводят на консультации своего ребенка семи-восьми лет, который уже ходит в школу, но никак не может научиться читать, или считать (решать примеры), или пишет с огромным количеством ошибок. Родители жалуются на своего ребенка: «Он ничего не хочет делать, мы измучились с ним. За уроки его не посадить, отказывается от любых занятий. Школу ненавидит» и т. д. За этим обычно следует отказ от посещения школы, неуправляемое поведение, а то и поиск подходящей компании «товарищей по несчастью». У них общая беда — ущемленное чувство собственного достоинства.
А ведь всего этого можно было избежать. Если бы родители занимались с ребенком, они вовремя заметили бы эти проблемы и обратились за помощью к специалистам (психологам, логопедам), которые помогли бы своевременно преодолеть трудности будущей школьной жизни. (В пять лет можно уже сделать относительный прогноз трудностей, с которыми столкнется ребенок, когда начнет обучение в школе.) Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, занимайтесь со своим ребенком.
В упражнениях для детей всех возрастов, но особенно для детей шестого года жизни, в разделе приводится большое количество заданий, игр, развивающих тонкую моторику пальцев рук. Развитость тонкой моторики — основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.
Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.
Помимо упражнений, описанных в разделе, прекрасными средствами для развития тонкой моторики являются: а) искусство оригами — создание из бумаги разнообразных изделий. Этой технике, пришедшей к нам из Японии, посвящены специальные издания (книги по оригами продаются в наших магазинах); б) искусство завязывания узелков из веревочек (также изданы учебные пособия).
Всегда поощряйте занятия ребенка, если они связаны с тренировкой пальцев рук.
Источник
Вера Андреева
Консультация для родителей «Задержка психического развития»
Не секрет, что на многих родителей такая аббревиатура, как ЗПР, наводит страх, они изо всех сил сопротивляются таким диагнозам, упорно доказывая, что с их ребенком все в порядке, а ведь вовремя поставленный диагноз это залог успеха. Давайте попробуем разобраться с понятием задержка психического развития.
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Это пограничное состояние между нормой и патологией (например, умственная отсталость). Но в отличие от патологии это процесс обратимый, правда, при наличии специально -организованного коррекционного обучения, возможно медикаментозной помощи.
Поэтому родителям не стоит впадать в панику, а нужно понять, что ЗПР это не приговор на всю жизнь, что развитие их ребенка идет в своем темпе, несколько замедленным по сравнению со среднестатистической нормой и ребенку для преодоления такой задержки нужна помощь специалистов и индивидуальный подход к обучению.
Как правило, диагноз ЗПР ставится специалистами ближе к школьному возрасту, к 5-6 годам, когда становятся очевидными проблемы ребенка в обучении. Диагностирование ЗПР в более раннем периоде жизни ребенка затруднено.
Признаки ЗПР
Итак, что же должно настораживать родителей для вовремя поставленного диагноза:
В первые годы жизни у ребенка наблюдается отставание в формировании двигательных и общепсихических функций, т. е. задержка психомоторного созревания: ребенок позже своих сверстников начал садиться, ползать, ходить, более позднее появление гуления, лепета, первых слов). Возможны тики, гиперкинезы.
После 3х лет:
высокая утомляемость, истощаемость всех психических процессов (ребенок быстро устает);
слабая мелкая моторика (ребенку тяжело рисовать, собирать мозаику);
двигательная неловкость, недостаточная координация, следовательно несформированность навыков самообслуживания (ребенок с трудом одевается, умывается);
эмоционально-волевая незрелость (волевое усилие затруднено, частая смена настроения, аффективные вспышки, сниженная контактность со сверстниками);
речь замедленна, множественные нарушения звукопроизношения и грамматического строя речи, трудности построения связного текста;
внимание поверхностное, концентрация затруднена (ребенок легко отвлекается от того, чем занят);
память снижена, запоминание мозаичное, в основном наглядно-образное;
трудности с соотнесением, прогнозированием, деланием выводов.
нарушения игровой деятельности (трудно соблюдать правила игры, однообразный, стереотипный сюжет игры).
Эти признаки могут заметить внимательные к своему ребенку родители и подтвердить или опровергнуть на комиссии специалисты.
При вовремя организованной коррекции, к началу средней школы у ребенка есть шанс догнать в психическом развитии своих сверстников – и это не может не радовать.
Рекомендации родителям:
Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
Развивайте навыки постепенно, начиная с самых простых — тех, которыми малыш уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация — все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание.
Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок. Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.
Физическое развитие. Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата.
Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.
Источник