Консультация для родителей о игрушках в развитии ребенка

Консультация для родителей о игрушках в развитии ребенка thumbnail

Описание работы:данная публикация будет полезна психологам и воспитателям для проведения консультаций в работе с родителями.

Консультация для родителей «Игрушки в жизни детей»

Цель:

1) Обогатить знания и привлечь внимание родителей к правильному подбору игрушек для детей дошкольного возраста.

2) Обеспечить понимание родителями необходимости игры в жизни ребенка как неотъемлемой части его развития.
3) Вызвать интерес и желание участвовать в обсуждение проблемы-необходимости детской игры.
4) Расширить представление родителей об игре как в специфическом виде деятельности детей.
5) Познакомить родителей с игровой деятельности в группе через просмотр видео фильма и фотографий.
6) Укрепить сотрудничество родителей и педагогического коллектива.
 Вопросы для обсуждения:
1. Что такое игрушка? Роль игрушки в развитии ребенка.
2. Рекомендации и советы по выбору игрушек для детей дошкольного возраста.Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки — вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу — проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа — предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т.д.Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом.В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка. И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. 
Игрушка должна быть:
Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
Эстетичной на вид
Соответствовать возрасту
Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

Источник

Консультация для родителей

«Значение игрушки в жизни ребенка».hello_html_7844882a.jpg

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего ИГРУШКА. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

ИГРУШКА – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д.

Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они?

Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания! Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям.

Одна и та же игрушка в разном возрасте может нести для ребенка разную информацию. Так, например, игрушка-пирамидка. Сначала она интересна тем, что можно снимать колечки. Эти колечки потом можно куда- нибудь надеть: обратно на штырек, на ручку, на ножку стула и т.д., покатать или просто разбросать (даже в этом есть свой исследовательский смысл). Становясь старше, ребенок начинает подмечать, что все колечки разного размера. Он пытается расположить их от самого большого до самого маленького, и наоборот. Если колечки разного цвета, вскоре ребенок заметит и это и будет пытаться разложить их по цвету. Единственный момент: эта пирамидка не должна постоянно «маячить» перед глазами малыша, иначе он просто потеряет к ней интерес, остановившись на стадии «разбросать колечки». Любую игрушку взрослым следует убрать, как только они поймут, что малыш ею «наигрался». Для какой-то игрушки это 3 дня, для другой — неделя, а для какой-то и вовсе 2 часа. Через определенное время ее можно будет снова предложить ребенку, ведь, как говорится, «все новое — это хорошо забытое старое». И он будет играть с этой игрушкой уже по-новому, имея больший «багаж знаний», чем при первом знакомстве с ней.hello_html_m246f80c6.jpg

При выборе и покупке игрушки не стоит забывать и о том, что покупается она для ребенка, а значит, должна соответствовать его возрасту. Например, не стоит покупать двухлетнему ребенку радиоуправляемый вертолет. Ведь он будет играть с ним в соответствии со своими знаниями и способностями. Следовательно, малыш быстро его сломает. А это лишнее разочарование для взрослых и расстройство для ребенка.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки — забавы, назначение которых — вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует. Это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц — барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а задача одна — повеселить детей, создать радостное настроение.

Игрушка — духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре — подлинном или мнимом. Подлинная игрушкам утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Игрушка всегда выполняет и психотерапевтическую функцию — помогает овладеть ребенку собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно победить с помощью деревянного меча. Иногда ребенок может сам найти «игрушки» — предметы — функционеры, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями, смыслами.

Таким образом, можно сделать вывод, что игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.hello_html_m24ad5cdb.jpg

Источник

Консультация для родителей «Об игрушках серьезно»

Дети должны жить в мире красоты

 игры, сказки, музыки, фантазии и

 творчества.

В. Сухомлинский

Детство немыслимо без игрушек. Игрушки  для ребенка- это  та среда, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формирует и реализует творческие способности, учит выражать свои чувства, а также общаться и познавать себя.

Подбор игрушек — дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.

В настоящее время выбрать игрушку ребенку нелегко. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые игрушки — динозавры, трансформеры, пауки и компьютерные игры.

     Какие игры и игрушки нужны ребенку, как их выбрать?  Самый простой ответ на этот вопрос хранится в Вашем детстве, вспомните своё детство, в какие игры и игрушки  играли Вы? Пусть ваш ребёнок играет в те же игры, что и Вы. Этот способ, придуманный природой, вырастил уже многие поколения детей.

Любимая игрушка

 У каждого ребёнка должна быть любимая игрушка-друг. Как правило, это простая мягкая игрушка, которую ребёнок наделяет душой. С такой игрушкой он может поговорить, может в порыве эмоций  выплеснуть агрессию на эту игрушку, а потом со слезами на глазах пожалеть. Такие игрушки некоторые сохраняют на протяжении всей жизни.

 Самый лёгкий способ выбрать такую игрушку – это предоставить выбор непосредственно ребёнку. Возьмите ребёнка с собой, и пусть он выберет то, что считает нужным. Иногда ребёнок не может определиться с выбором (особенно в раннем детстве), а потому ваша задача помочь ему, показывая ему на различные игрушки и способы игры с ними.

Безопасность игрушек

 Игрушка, как развивающая, так и любая другая, должна быть безопасной. А значит нужно, чтобы в ней ничего не отваливалось, материал был безопасным, а краска – нетоксичной, ярких, но не агрессивных цветов. 

 Отсюда выводы: никаких дешёвых  игрушек, а товары для детей выбираем исключительно в магазинах. Лучше приобретать игрушки известных фирм. Конечно, большинство из них тоже  сделано  в Китае, но качество хорошее и в сравнение с низкопробными  игрушками не идёт. Пускай лучше игрушек будет меньше, но они будут качественными!

 Возраст и игрушки

 Обычно на товарах для детей указаны приблизительные возрастные рамки. Это важно, ведь если игрушка будет слишком простой – малышу будет неинтересно, а слишком сложной – он просто не поймёт, что с ней делать. 

Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе, но хотя бы приблизительно ориентироваться на возрастные рамки, указанные на упаковке игрушки, стоит. В том числе и для безопасности ребенка – ведь многие игрушки с пометкой «от 3-х лет» содержат мелкие детали, которых младшим деткам давать не стоит. 

1 год. В этом возрасте основной инстинкт ребёнка – это познать окружающий мир. А потому стоит выбрать яркие разноцветные простые игрушки. Это могут быть различные каталки, кубики, неваляшки, простенькие пирамидки и игрушки, вкладывающиеся друг в друга. Таким образом ребёнок познаёт формы и цвета.

 2 года. Правильным выбором будут мягкие игрушки и мячики. Можно уже давать более сложные игрушки: 8-ступенчатые пирамидки, сортёры, простенькие головоломки и т.д.

 3 года. Это особый возраст. Большинство людей помнит себя именно с этого момента. В этом возрасте человек начинает осознавать действительность, жизненные ситуации, наблюдают и перенимают поведение родителей и других людей. В этом возрасте уместнее всего будут простые конструкторы, куклы, домики, модели бытовых приборов и т.д. В этом возрасте дети начинают играть в ролевые игры: дочки-матери, магазин, врач и д.р.

4 года. Ребёнка начинают интересовать уже не сами игрушки, а тот смысл, который в них вкладывается. Т.е. ребёнку не интересны большие игрушки, его привлекает функциональность и смысл  предметов. В этом возрасте лучше  не давать игрушки, а вместе с ребёнком создавать их. Ребёнок начинает наделять игрушки определённым смыслом и начинает активно фантазировать, преобразовывать их.

 5-7 лет. В этом возрасте ребёнок становится очень активным. Ему становится гораздо интереснее  играть на свежем воздухе, бегать,  и играть с другими детьми. В этом возрасте ребёнок получает главные уроки социальной жизни, общаясь с другими детьми и взрослыми. А потому, активно перенимает поведение всех людей.
В этом возрасте дети больше любят сюжетные игры. В этом возрасте уже можно приучать детей к пользованию некоторыми бытовыми приборами (телефону и компьютеру в том числе).

 Компьютерные детские игры

 В этом  вопросе важна золотая середина. Не нужно ребёнка полностью отграничивать от игр, но и нельзя позволять проводить за компьютерными играми долгое время. Разумными будут временные ограничения для таких игр. Естественно, для детей лучше не выбирать жестокие и агрессивные компьютерные игры. Лучше всего подойдут игры с персонажами популярных мультфильмов.

 «Страшные» игрушки

 «Страшные» игрушки существовали во все времена, во всех культурах. Такие игрушки чаще всего изображали пугающих сказочных персонажей и мифических существ. Это были хорошо знакомые персонажи, их внешний вид (часто нарочито потешный), рукотворность игрушек и их зависимость от действий ребенка — все  способствовало преодолению страхов ребенка, давало простор воображению. Современная индустрия игрушек действует по другим ориентирам. «Страшные» игрушки стали  очень яркими и популярными. Устрашающий  облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания. Часто совершенно не ясно, что это за существо — человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова «мутант» и «биоробот» несут какую-то смысловую нагрузку, ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со «сверхчеловеческими» способностями, иногда в «железной броне» и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.

Главная опасность таких страшных игрушек в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Ребенок, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символике в игрушке.

Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни ребенка невозможно, но важно, чтобы эти «страшные» игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству и по качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи. Психологи-практики призывают: игрушки должны быть разными!  Важно внимательно наблюдать за играми своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости, помогать детям  осваивать игровые взаимоотношения персонажей.

Помните, ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Только в руках старшего и умеющего играть взрослого, родителя, игрушка станет живой, нужной, разбудит воображение, а значит, будет полезной! 

Источник