Консультации на тему устное народное творчество в развитии речи ребенка

Консультации на тему устное народное творчество в развитии речи ребенка thumbnail

Консультация для родителей

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

                                                                               Составила воспитатель

                                                                                МБДОУ «ДСОВ №76»

                                                                               Казакова М.Н.

   Речь — чудесный дар природы  -не дается человеку от рождения. Должно

пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить

немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

   Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в

значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое  начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время  из -за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом  и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное

познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию

образного мышления, обогащают речь детей.

     Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки,  перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки  сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

      Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей

предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова,

восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

      С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается

положительное отношение к режимным моментам: умывание,

причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

     Утром можно проговорить:

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Иванушке!

Доброе утро!

Доброе утро!

     Утро с шутками, прибаутками!

От водички, от водицы

всё улыбками искрится!

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Знакомство с явлениями природы:

Уж ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути,

Ни проехать, не пройти.

    Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не

могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос.(Сделать что-то лучше всех.)

Сидеть сложа руки.(Лениться.)

  Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей

может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит

анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно

малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою

очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения. Как составить загадку.В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором  пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или  природное явление. Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы.

Какой он? На что похож?

Когда это происходит?

Каковы отличительные признаки этого животного?

Для чего это нужно или где используется? и т.д.

     Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста. На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.

     После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их

разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)

За чем вода в бутылке? (За стеклом.)

    В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Источник

Галина Анатольевна Баканёва
Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитии речи детей»

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребенка к предметам и действиям. Речь взрослого играет важную роль, так как ребенок пытается ему подражать. Если общение со взрослым носит эмоциональный, положительный, предметный характер, то это является основой и предпосылкой для активного общения со сверстниками, которое возникает позднее. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.

Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки — все это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности. В течении многих веков они любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослым и ребенком. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. По средствам устного народного творчества, дети познают окружающий мир, при этом усваивая словесные и образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражать свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания.

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять уже на втором году жизни, когда у ребенка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький». Задорные и зазывные заклички также как и потешки привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребенка, окрашиваясь яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко – ведрышко», «Дождик-дождик, пуще». С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту русского языка Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах, где дана картина какого-либо яркого события и стремительного действия.

Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Дразнилки – это форма проявления детской сатиры и юмора. Это вид творчества почти всецело принадлежащий и развитый самими детьми. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако в самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях дразнить говорили: «Дразнило – собачье рыло!»

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: Сшит колпак не по- колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать; на дворе- трава, на траве-дрова.

Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том что такое переносное значение слова. Кроме того, русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

Особое место следует уделить народной лирике. Состав песенного фольклора гораздо богаче и разнообразнее многих других жанров. С самого раннего детства малыш слышит свои первые колыбельные песни, которые ласково и спокойно напевает ему любящая мать. Традиция напевать перед сном возникла из глубины веков. В те времена мать при помощи колыбельной песенки передавала малышу свой опыт, учила обычаям народа, давала знания о мире. Еще не умея говорить, ребенок отлично понимает, о чем поет его мать. Учеными доказано что малыши, засыпающие под мелодичные колыбельные песенки, быстрее развиваются и адаптируются к жизни. Дети впитывают с младенчества мудрость поколений, которая заложена в колыбельных песнях. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Используя эти песни, дети учатся образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. И это не просто «кот», а «котя», «коток», «котенька». Положительные эмоции, связанные с тем или иным образом, делают это освоение более прочным и успешным. За счет особой интонации колыбельная песня формирует фонематическое восприятие (медленный темп, напевное выделение голосом гласных звуков и т. п.) Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

В более старшем дошкольном возрасте речь ребенка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественно литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторения выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка-«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат правильную, грамотную, интонационно окрашенную речь взрослого: произношение взрослого должно быть четким, ясным правильным, рассказчик не должен забывать о необходимых паузах и ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, которые доступны детям в любом возрасте. По прочтении сказки необходимо провести беседу с детьми, обсуждая сюжет, образы сказочных персонажей, их действия, взаимоотношения и поступки. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.

Как отмечал В. А. Сухомлинский, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование.» Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и обязательная победа добра над злом.

Таким образом, помогая ребенку овладевать языком устного народного творчества, взрослый выполняет задачи воспитания, развития и образования каждого ребенка

___

Источник

Карпенко Л.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №335»

Консультация для родителей

«Устное народное творчество как средство развития речи детей»

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский народный фольклор. По словам ученого-лингвиста Виноградова Г.С., едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

hello_html_581a58ec.png

Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово обогащает духовно ту среду, в которой растут наши дети. Поэтому польза малых фольклорных форм для всех очевидна.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо.

С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки.

Трудно переоценить их воспитательное значение. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливаете ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается слух малыша.
Многие потешки, пословицы и загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов: создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

hello_html_m78ec8b3a.jpg

Рекомендации для родителей — детский фольклор, как средство развития речи.

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора и обратили на себя внимание некоторых исследователей. Эти игры следует отнести к промежуточному типу, сочетающему собственно словесную игру и игру спортивно-манипуляторную, где есть элемент соревнования, физический и умственный тренаж. Данный тип появился и развивается предположительно с начала 1930-х гг.

Как правило, это парные упражнения, которые выполняют двумя руками одновременно и попеременно. Игровые упражнения усваиваются с учетом возрастных особенностей. Так, малыши выполняют простые движения с малым стихотворным сопровождением, старшие – с большим стихотворным сопровождением и фигурным движением рук. Видимо, освоив свободное выполнение простых упражнений, ребенок ставит перед собой более сложные задачи.

У данного типа игр есть ряд приёмов исполнения движений руками и способов применения стихотворных текстов. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава, и игра-«загадка».

ИГРЫ – РАЗМИНКИ

Назначение игры-разминки – в удовлетворении потребности развлечься и немного размяться. В основе её – тактильный контакт ладонями в произвольно выбранном темпе. Задача детей – не ошибиться и не отстать. «Асы» делают это в быстром темпе. В 1960-х гг. дети играли в ладошки без слов – современные дети играют с речевым сопровождением. Исполнение текстов происходит в декламационном стиле хорового скандирования. Ценится равномерность, непрерывность в произношении и отбивке ладошками стихотворного ритма. Безостановочное, мерное движение рук направляется ритмом стихотворения. В хорошем исполнении игра даёт детям эстетическое наслаждение, близкое к торжеству. Круг таких произведений обширен, среди них есть тексты книжного произведения.

hello_html_m6692a0ce.png

КОНИ, КОНИ, КОНИ,

СИДЕЛИ НА БАЛКОНЕ,

ЧАЙ ПИЛИ, ЧАШКИ БИЛИ,

ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛИ:

«ЧАБИ-ЧАЛЯБИ,

ЧАЛЯБИ-ЧАБИ-ЧАБИ!»

МЫ НАБРАЛИ В РОТ ВОДЫ,

И СКАЗАЛИ ВСЕМ «ЗАМРИ!»

ИГРЫ – ЗАБАВЫ

Следующая разновидность игры – игра-забава – имеет задачу выявить, кто из игроков расторопнее. Её построение простое, трёхчастное: зачин не всегда отлит в форму стихотворного произведения, вторая часть – вопрос-ответ, третья часть – счёт либо произнесение слова по буквам с ловлей-хлопком на последнем счётном слове либо последней букве слова. Объем текста небольшой, в завершающей стадии происходит смена приёма исполнения: выделенное слово разделяется по буквам, смысл и значение произведения – в «выходе» из игры

ЛЕТЕЛА ВОРОНА

В ГОЛУБЫХ ПАНТАЛОНАХ,

ЧИТАЛА ГАЗЕТУ

ПОД НОМЕРОМ ПЯТЬ.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

ЛЕТЕЛИ ГУСИ

ПО СИНЕМУ НЕБУ

И ЗАГАДАЛИ ЧИСЛО.

— КАКОЕ?

— ЛЮБОЕ.

— НАПРИМЕР?

— ПЯТНАДЦАТЬ.

— РАЗ,

— …- ПЯТНАДЦАТЬ!

(Ловля хлопком руки партнёра)

ИГРЫ – «ЗАГАДАЛКИ»

Игра-«загадалка» используется детьми как способ загадать желание. Исполняемые стишки приспособлены для выражения быстро сменяющихся настроений и желаний детей. Стишок заканчивается нарочитой «обнажённостью» текстового задания. У этой игры есть правила и нормы исполнения: в завершающей фазе отвернуться, закрыть ладонью какой-либо глаз, загадать желание и вновь повернуться. Если ваши действия совпали с действиями партнёра по игре, то желание сбудется. По-своему волнующая концовка способна вызвать восторг или чувство досады. Смысл и значение произведения – в «выходе» из игры.

ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ,

ЗУБЫ НАДО ПОЛЕЧИТЬ.

-А Я БОЮСЬ!

-А ТЫ НЕ БОЙСЯ!

ЖАБА ПО ПОЛЮ СКАКАЛА

И ЖЕЛАНЬЕ ЗАГАДАЛА.

РАЗ, ДВА, ТРИ,

ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ ТЫ!

(Поворачиваются со скрещёнными впереди руками соединяют их с руками партнёра. Если руки можно развести, желание исполнится)

Используемая литература:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы. Поговорки, загадки и детский фольклор – М., 1957

  2. Ершова А, Букатов В. Возвращение к таланту — Красноярск,АКМЭ,1999

  3. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост.Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004

  4. М.Д. Маханева, О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

  5. Л. Павлова «Фольклор для малышей».

Источник