Конструктивная деятельность и психическое развитие ребенка

Конструктивная деятельность и психическое развитие ребенка thumbnail

МАДОУ детский сад «Березка»

Консультация

Значение конструктивной деятельности в психическом развитии

детей дошкольного возраста

Выполнила: Лудупова О.Б.

Иволгинск

2014

Формирование конструктивной деятельности – важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет, прежде всего, уровень наглядно-действенного и наглядно – образного мышления.

Развитие конструирования находится в непосредственной зависимости от уровня сформированности восприятия, внимания, мышления, качества игровой деятельности, тонкой моторики и речевого развития ребенка.

С одной стороны, развитие конструктивной деятельности зависит от уровня психического и физического развития ребенка, с другой – способствует формированию не только практических навыков и умений, но и развитию всех психических процессов, особенно творческого мышления.

Конструктивная деятельность также является основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве, о различных плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах, играет важную роль (особенно упражнения с разборными игрушками) в процессе формирования манипулятивной деятельности рук, развитии пространственных ориентировок, наглядных форм мышления.

Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной сферы дошкольника. Совместная организованная деятельность конструированием не только способствует развитию сенсорно — перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, стимулируют развитие воображения, а также способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизирует речевое развитие.

Кроме развития конструктивного праксиса и наглядных форм мышления обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способности к анализу, положительно сказывается на регуляции произвольной деятельности ребенка.

Особую роль в конструктивной деятельности играет речевое сопровождение процесса: анализ образца, оречевление замысла, планирование последовательности действий, словесный отчет с анализом результата.

В процессе усвоения навыков конструирования складывается умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкций, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отображаемый объект.

Конструирование занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Существующая система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях предусматривает овладение детьми разнообразием методов и приемов конструирования: создание построек из игрового строительного материала, разного по сложности и размерам, поделок из плоскостных геометрических фигур, из бумаги, картона, разнообразного природного и так называемого «бросового» материала.

Дошкольная педагогика и психология неразрывно связывает все виды конструктивной деятельности детей с игрой. Наиболее изученным является вид конструирования из игровых строительных материалов. Размеры, объем, форма, количество деталей отличаются по сложности от возраста и уровня развития конструктивных навыков детей.

Задачи, методы, приемы конструктивной деятельности постепенно и в соответствии с возрастом и наработанным детьми практическим опытом также постепенно усложняется:

  • от сюжетного конструирования – к решению более сложных конструктивных задач;

  • от конструирования по готовому образцу – к конструированию по заданному сюжету или теме и далее по замыслу ребенка (свободному конструированию);

  • от предварительного анализа замысла работы, планирования действий, контроля за выполнением и анализа результата с помощью педагога – к самостоятельному замыслу, планированию, реализации замысла и самоанализу конечного результата;

Трудности формирования навыков конструирования часто обусловлены недостаточным уровнем развития моторики, зрительно-моторной координации, сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Недостаточный уровень развития конструктивной деятельности, трудности в выделении углов, стыков между элементами конструкции приводят к нарушению письма, которое представляет процесс конструирования цифр и букв.

Обучение конструированию рекомендуется проводить в несколько этапов:

  • конструирование по образцу, составленному из частей;

  • конструирование по нерасчлененному образцу;

  • свободное конструирование (ребенок использует приемы и конструктивные навыки, полученные на предыдущих этапах обучения);

Разбирая образец на детали, а затем, собирая их в модель, ребенок на практике осуществляет анализ и синтез. Формируется способность к целенаправленной деятельности.

Развитие конструирования невозможно без достаточного уровня развития тонкой моторики, координации движений, пространственной ориентации.

Источник

Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Формирование конструктивной деятельности – важный этап в психическом развитии ребенка.

Сформированность конструктивной деятельности  определяет, прежде всего. Уровень наглядно-образного мышления. Развитие конструирования находиться в непосредственной зависимости от уровня сформированности восприятия, внимания, мышления, качества игровой деятельности, тонкой моторики и речевого развития ребенка.

С одной стороны, развитие конструктивной деятельности зависит от уровня психического и физического развития ребенка, с другой способствует формированию не только практических навыков и умений, но и развитию всех психических процессов, особенно творческого мышления.

Конструктивная деятельность также является основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве, о различных плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах, играет важную роль в процессе формирования манипуляторной деятельности рук, развитие пространственных ориентировок, наглядных форм мышления.

Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной деятельности дошкольника. Занятия конструированием не только способствует развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, стимулирует развития воображения, а так же способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизирует речевое развитие.

Кроме развития конструктивного праксиса и наглядных форм мышления, обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способностей к анализу, положительно сказывается на регуляции произвольной деятельности ребенка.

Особую роль в конструктивной деятельности играет речевое сопровождение процесса: анализ образца, оречвление замысла, планирование последовательности деятельности, словесный отчет с анализом результата.

В процессе усвоения навыков конструирования складывается умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкция, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отражаемый объект. Все это способствует овладению внешними ориентировочными действиями и последующему переводу их в план восприятия.

Конструирование занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Существующая система воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях предусматривает овладение детьми разнообразием методов приемов конструирования: создание построек из игрового строительного материала, разного по сложности и размерам, поделок из плоскостных геометрических фигур, из бумаги, картона, разнообразного природного материала и так называемого «бросового» материала. Дошкольная педагогика и психология неразрывно связывает все виды конструктивной деятельности детей с игрой.

Задачи, методы и приемы конструктивной деятельности постепенно и в соответствии с возрастом и наработанным детьми практическим опытом также постепенно усложняются. – от сюжетного конструирования – к решению более сложных конструктивных задач;

— от конструирования по готовому образцу – к конструированию по заданному сюжету или теме, далее по замыслу ребенка;

— от предварительного анализа замысла работы, планирования действий, контроля за выполнением анализа результата с помощью педагога, реализации замысла и самоанализа конечного результата.

Степень участия и роль педагога в обучении конструированию должна быть строго дозированной с постепенным и неуклонным уменьшением и одновременным развитием способности ребенка к самостоятельной целенаправленной деятельности. Развитие мышления непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Трудности формирования навыков конструирования часто обусловлены недостаточным уровнем развития моторики, зрительно-моторной координации, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально волевой сферы. В то же время совершенствие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса приводит к коррекции вышеперечисленных нарушений. Обучение конструированию рекомендуется проводить в несколько этапов:

— конструирование по образцу, составленному из частей;

— конструирование по нерасчлененному образцу;

-свободное конструирование ( ребенок использует приемы и конструктивные навыки, полученные на  предыдущих этапах обучения).

Разбирая образец на детали, а затем собирая их в модель, ребенок на практике осуществляет анализ и синтез. Формируется способность к целенаправленной деятельности. Развитие конструирования невозможно без достаточного уровня развития тонкой моторики, координации движений, пространственной ориентации.

Источник

Значение конструктивно-модельной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

Ребенок много играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Конструкторы позволяют научиться всему: от названия предметов до создания этих самых предметов. Конструктор позволяет ребенку конструировать машины и здания, создавая отдельные элементы или цельные композиции. Сооружение построек является одним из способов осуществления игрового замысла. Иногда стройка предшествует игре: сначала строят дом, вокзал, мост, гараж, а затем развивается сюжет. Иногда стройка является собственно игрой.

Конструктивнаядеятельность дает возможность получить отчетливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяженности предмета, пространственного расположения. Для определения направления дети часто пользуются указательными местоимениями (туда, сюда, здесь, там, вместо того, чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе, глубже и др.) Иногда дети неправильно употребляют такие понятия как «высокий-низкий», «большой-маленький», «длинный-короткий», путают их и называют низкий предмет коротким. Именно конструктивная деятельность без явных дидактических способов дает возможность упражнять детей в правильном употреблении определений. Они воспринимают признаки материала органами чувств (осязания, зрения, осваивают такие понятия как величина, длина, ширина, объем).

Мало того, конструируя, дети усваивают геометрические названия (брусок, кубик, конус), которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в школе им будут очень нужны.

Игры со строительным материалом способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу то или иное решение. Таким образом, расширяется словарный запас, улучшается межличностная коммуникация.

Установление взаимосвязи строительной игры и труда решает важные воспитательные задачи: развивает инициативу и творчество, организованность и ответственность при выполнении задания, формирует умение планировать свою деятельность, воспитывает художественный вкус и любовь к коллективной работе.

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатсяпланировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

В процессе конструирования осуществляетсяфизическое совершенствованиеребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.), педагог имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием (развивается внимание, мышление, память), и в этом едином процессе решается задача всестороннего, гармонического развития ребенка.

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Таким образом, конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития дошкольников. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать свойства предметов; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.

Источник

Основными типами конструктивной деятельности является конструирование по образцу, конструирование по данным условиям, конструирование по замыслу

Конструирование по образцу. Суть этого конструирования заключается в воссоздании в конструкции предложенного как образец предмета. Самый простой способ такого конструирования — создание образца на глазах у детей, как ки имеют возможность наблюдать особенности, последовательность процесса, детали конструкции, действия конструктора тощщо.

Значительно более сложным является конструирование по готовым образцом, поскольку ребенку необходимо выделить в нем отдельные детали по результатам его обследования. В этом процессе ребенок производит точное представление о пред дуете, который необходимо будет сконструировать. Основное при обследовании образца — проанализировать большие основные его части и их взаиморасположениеня.

Использование расчлененного на элементы образца оправдано лишь в начале овладения конструктивной деятельностью, когда ребенок приобретает первых навыков обследования, умение выделять его основные части и. Длительное конструирование по разобранным образцу со временем теряет свою пользу, потому что ребенок, научившись точно копировать, исчерпывает свое конструктивное задание-

Деятельность, которая состоит только из точного воспроизведения образца, не развивает умение творчески решать конструктивные задачи. Этой цели подчинено конструирование по целостным образцу, когда ребенок в нас слидок обследования должна установить, с помощью каких деталей она сможет воспроизвести. Еще эффективнее образец-рисунок, поскольку малышу необходимо воссоздать на основе плоскостного изображения тримир на конструкцию, требует способности видеть за изображением реальной действительностьють.

Конструирование по заданным условиям. Его особенность заключается в необходимости построить конструкцию на основе сформулированных воспитателем условий, требований, задач, игры (сконструировать пароход, чтобы на нем мо оглы разместиться команда и пассажиры; построить мост через реку, чтобы по нему могли проехать машины). Для этого необходимо видеть зависимость конструкции предмета от его назначения, умение враховува ты. И выполнять определенные условияви.

В процессе конструирования согласно заданию ребенок учится по-разному решать его на основе одних и тех же условиях. Это создает важные предпосылки для развития творчества — ей интересно построить различные здания, различными способами оградить их, построить мост через реку т.п.. Нередко ребенок создает много зданий, которые последовательно усложняются. Сооружение высоких и низких, широких и вузь ких, длинных и коротких домиков формирует у детей гибкое представление о различные их типы, обобщенное умение их строить. Это составляет основу творческого конструирования: дети легко строят нужные им сооружения, в тилюючы у них самый взыскательных замыслы концу дошкольного детства созданные ими конструкции отвечают разнообразным и сложным условиемовам.

Конструирование по замыслу. Таких умений требует от ребенка игровая деятельность, для которой нужны строения не только из специального материала (например, кубиков), но и предметов, окружающих ребенка — мебель ей, досок, палок, кусков материи и т.п.. Игра часто требует создания конструкций, которыми ребенок мог бы пользоваться лично. Дети строят сооружения, которые хотят использовать в различных целях: корабли и б аржи, на которых отправились бы в плаваниення.

Использование строений в игре предоставляет конструированию детей большого практического смысла, меняет его характер. Конструируя, они заботятся, чтобы устройство было подобно определенного предмета, чтобы можно было поиграть с н ней. Такая установка меняет отношение детей к процессу конструирования: они пытаются создать конструкцию, которая бы максимально соответствовала задуманной ими декабрярі.

Конструирование для игры объединяет детей: они учатся совместно обсуждать его план, вместе вырабатывать решения, подчинять свои желания конструктивным замыслам, отстаивать свои соображения по конст трукции тощ.

Типы конструирования чередуются зависимости от задачи и ситуации, в которой действует дошкольник. Каждый из них развивает у ребенка специфические способности

Для создания строений дети используют предназначенный для этого строительный материал (бруски, кубики), а также другой (палки, фанерные и картонные ящики, коробки, доски и т.п.). Это развивает в них специальные способности, способствует формированию навыков общения, эстетических, моральных качеств. Они учатся согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать от не одному, радоваться общем успехху.

В старшем дошкольном возрасте конструирование становится сложной и разнообразной деятельностью. Кроме строительного материала, дети используют конструкторы из металла, пластмассы, дерева с различными типами соеди соединения деталей. Особенно привлекает старших дошкольников конструирования из бумаги, природного материала. Они уже могут самостоятельно придумывать и выполнять оригинальные произоби.

Конструирование развивает умение видеть предмет, понимать его назначение, свойства деталей. При составлении конструкции ребенок убеждается, что одни детали устойчивые в любом положении, другие — ли ише в определенном, а разнообразные сочетания деталей дают разную прочность (трудно, например, создать крепкое сложение только из пластин, и, сочетая кубики и пластины, можно сделать крепкий дом).

В процессе конструирования дети узнают, что определенной форме и весу деталей соответствуют определенные конструктивные свойства. Например, куб одинаково устойчив, на которую грань его не поставили, а брусок к будет устойчивым, если его положить на любую боковую грань.

К продуктивным видам деятельности принадлежат аппликация и лепка, которые по психологическим значением подобные изобразительной и конструктивной деятельности у детей, активно занятых рисованием, конструирования ям, лепкой и аппликацией, развивается способность к планированию деятельностиі.

Источник