Конспект занятия по сенсорному развитию ребенка с зпр

Конспект занятия по сенсорному развитию ребенка с зпр thumbnail

«Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития (старшая группа)»

Работу подготовила:

учитель-дефектолог Григорьева А.О.

учитель-логопед Медникова Н.А.

Пояснительная записка

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие ребенка с ЗПР в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, имея свои специфические особенности:

  • недостаточность, фрагментарность знаний об окружающем мире.

  • нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе.

  • страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.

  • свойственна общая пассивность восприятия (А.Н. Цымбалюк), что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более лёгкой. Данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в ограниченном объёме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков.

  • отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.

  • значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации

  • не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3-4 года.

Исходя из специфических особенностей, сенсорное воспитание у дошкольников с ЗПР будет направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира. Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, происходит в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятия трудом, на занятиях по лепке, рисованию, в учебной деятельности, во время игр, экскурсий на природу и т.д. С другой стороны — ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.

Целевые ориентиры сенсорного развития на средний, старший и подготовительный возраст:

  1. на четвёртом году жизни ребёнок с ЗПР должен уметь: различать цвета, простые формы — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; группировать предметы одного цвета, формы, размера; сравнивать по цвету, форме, размеру.

  2. к пяти годам ребёнок должен: называть геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; называть основные цвета.

  3. на шестом году ребёнок с ЗПР (при условии обучения) должен называть геометрические фигуры: овал, ромб; основные цвета и оттенки. Ребёнок к шести годам должен употреблять такие частные параметры величины, как «высокий — низкий», «толстый — тонкий», «широкий — узкий» и «длинный — короткий».

План-конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития (старшая группа)

Цель: Развить сенсомоторные способности у детей с задержкой психического развития, активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Обобщить и систематизировать представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); знания о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник, овал; различие предметов по размеру, форме и цвету

Коррекционно-развивающие: Развивать у детейтворческие способности, двигательную активность зрительное, слуховое и вкусовое восприятие, познавательный интерес, мышление, речь

Коррекционно -воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Демонстрационный материал: разноцветные помпоны (большие и маленькие), пинцет, щипцы, разноцветные корзинки, 2 корзинки разного размера, музыкальные инструменты (бубен, губная гармошка, маракасы, дудочка, трещотка), «чудесный мешочек», плоские геометрические фигуры, овощи и фрукты (помидор, огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан).

Методические приёмы: Сюрпризные моменты; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика с помощью шарика су-джок; дидактическая игра на восприятие цвета, величины; дидактическая игра с музыкальными инструментами на развитие слухового восприятия; дидактическая игра на развитие тактильного восприятия; дидактическая игра на развитие вкусового восприятия.

Предварительная подготовка: в группе подготовить «зоны-острова». Всего 4 острова. На каждом острове лежит конверт с заданием и материал для его выполнения.

Ход занятия

Дефектолог обращает внимание детей на загадочное письмо, которое прислал капитан Сильвер. В письме говорится о кладе-сюрпризе, который приготовил Сильвер. Но чтобы его отыскать ребята должны отправиться по островам, на которых надо выполнять придуманные им задания. Вместе с письмо в конверте лежит карта, с помощью, которой легко будет отыскать клад.

— Ну что ребята нравится вам такая идея? Отправимся в путь на поиски клада? (ответы детей)

— Ребята, а на чем же мы доберемся до клада? Правильно. Мы поплывем на корабле. — Теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что мы плывем. (звучит музыка «шум моря»)

Гимнастика для глаз

— Открывайте глаза. Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.

— Посмотрите, ребята, кажется мы на месте, где-то здесь должен быть остров. Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали).

Сверимся с картой. Да, все верно, мы приплыли к первому острову под названием «Остров помпонов».

— Капитан Сильвер оставил нам письмо. Давайте посмотрит, какое задание он нам приготовил.

«Юнги, я приготовил для вас задания, выполнив которые, вы сможете плыть на следующий остров. Итак, на этом острове я оставил свои любимые игрушки шарики-помпоны. Они все перепутались между собой. Ваша задача разделить их по цвету и размеру. Но нельзя трогать помпоны руками. Их разрешено переносить только щипцами или пинцетом, если помпон маленький.

Игра. Сортировка помпонов по цвету.

Цель: различать и называть основные цвета и некоторые оттенки.

Оборудование: помпоны различного цвета, корзинки соответствующих цветов, кухонные щипцы, пинцет.

Ход игры: на столе перед детьми стоят корзинки различных цветов. Предлагается из общей массы помпонов выбрать и рассортировать помпоны в корзинки определенного цвета.

Игра. Сортировка помпонов по величине «Большой — маленький».

Цель: уметь различать предметы по величине «большой-маленький».

Оборудование: большие и маленькие помпоны, 2 корзинки разного размера, кухонные щипцы, пинцет.

Ход игры: на столе стоят 2 корзинки и помпоны разного размера. Детям предлагается разложить большие помпоны в большую корзинку, маленькие – в маленькую корзинку.

— Молодцы ребята, вы справились с первым заданием капитана Сильвера. А теперь садимся на корабль и плывем к следующему острову (звучит музыка «шум моря»). А пока мы плывем, давайте разомнем наши руки и пальчики. Доставайте каждый свой шарик и повторяйте движения.

Массаж рук (выполнять действия в соответствии с текстом)

Мячик я в руках катаю,

Между рук его гоняю,

А теперь сожму в ладошке,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

— А вот мы с вами нашли второй остров. Он называется «Остров волшебных звуков». Давайте, скорее, прочитаем следующее задание от капитана Сильвера.

«Дорогие мои юнги, вы прибыли на самый музыкальный остров в мире. Здесь я вам предлагаю поиграть на музыкальных инструментах и выполнить задание «Расставь все звуки по порядку».

Игра «Поставь по порядку»

Цель: запомнить последовательность звучания неречевых звуков; узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Оборудование: ширма, музыкальные игрушки (бубен, губная гармошка, маракасы, дудочка, трещотка), картинки с изображением вышеперечисленных музыкальных игрушек.

Ход игры: показать детям музыкальные инструменты, которые они должны будут узнать по звучанию в ходе игры. Дать возможность поиграть на каждом инструменте, для того, чтобы дети запомнили звуки. Каждый ребенок выбирает себе карточку с музыкальным инструментом. Далее рассказать ребятам правила: «Я буду играть за ширмой на каком-нибудь инструменте, а вы внимательно слушайте. Чей инструмент будет играть, тот поднимает свою карточку». Когда дети уже более уверенно ориентируются в звуках, дается следующее задание: «Я проиграю на каждом инструменте по очереди, ваша задача встать по порядку так, как играли инструменты (какой инструмент был первым, вторым, третьим и тд.).

— Умницы! И с этим заданием вы справились. Отправляемся к следующему острову. А пока наш корабль плывет, мы с вами немного разомнемся.

Физминутка «Морской мир»

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

— Ребята, пока мы с вами упражнялись, наш корабль приплыл на третий остров. Это «Остров ощущений». Давайте прочитаем письмо капитана Сильвера.

«Итак, юнги, вы добрались до третьего острова. На этом острове живут геометрические фигуры. Ваша задача найти их и распознать на ощупь, так как все они спрятались в 1 мешочке. А мешочек вы найдете под коробочкой круглой формы и красного цвета».

— Ребята, давайте для начала найдем круглую красную коробочку. Внимательно посмотрим по сторонам (дети находят коробку).

— Молодцы! А теперь садитесь на стульчики, мы начнем игру.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: научиться определять фигуры по характерным признакам. Развивать речь и воображение.

Оборудование: непрозрачный мешочек, плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).

Ход игры: В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать со словами «Это круг, потому что у этой фигуры нет углов», «Это треугольник, потому что у фигуры три угла» и тд. Задание можно усложнить: дать задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.

— Молодцы! Плывем дальше. Закроем глазки и послушаем звуки моря (включить музыку «шум моря»).

— Ребята, вот мы и приплыли на последний остров «Остров запахов и вкусов». А ведь, правда, нам пора подкрепиться после утомительного путешествия. Что же нам приготовил капитан Сильвер? Давайте прочитаем письмо.

«Мои дорогие юнги, вот вы и приплыли на мой остров. Вы совершили большое и увлекательное путешествие по островам и в шаге от того, чтобы найти мой клад. Последнее задание, очень вкусное и приятное. Вам нужно на вкус и запах отгадать мои самые любимые продукты».

Игры «Узнай на вкус и запах»

Цель: Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Оборудование: платок (завязывать глаза), овощи и фрукты (помидор, огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан) целые и разрезанные на кусочки.

Ход игры: на столе на подносе лежат фрукты и овощи. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Педагог с подносом обходит по очереди всех детей, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит каждого ребенка сначала определить на запах, а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, определяет по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

— Ура! И с этим заданием капитана Сильвера вы справились.

-А теперь самое интересное, ребята, мы с вами нашли сундучок с кладом. Давайте посмотрим, что же там (дети открывают сундучок и достают оттуда шоколадные монетки). – Вы все молодцы, мои юные путешественники. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на корабль и поплывем обратно (включить музыку «шум моря»).

Итог

Обсуждение с детьми занятия-путешестия. Спросить у детей: Что не понравилось? Какие название вам запомнилось? На каком острове задания были легкие? На каком трудные?

Приложение

1. Игра «Сортировка помпонов по цвету и размеру»

hello_html_m5a3162e1.jpg

2. Игра «Поставь по порядку»

hello_html_2bacf614.jpg

  1. Игра «Чудесный мешочек»

hello_html_43cba11d.jpghello_html_73283ddd.jpg

4. Игры «Узнай на вкус и запах»

hello_html_m41dd1470.jpghello_html_m4584156c.jpg

Источник

Елена Лямина
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения

Сенсорное развитие – это развитиевосприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования,проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: у детей отсутствует этап обдумывания, они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом, сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове.

Дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них сформирована простая фраза, но способность активно использовать фразовую речь значительно снижена.

На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с задержкой психического развития как можно раньше.

Занятия с детьми проходят в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, вкладышами и т. д.); дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами, которая обеспечивает выделение свойств и отношений предметов. Наряду с этим проводятся занятия с раздаточным материалом типа настольных игр, например, лото. Формы работы весьма многообразны и позволяют педагогу, опираясь на непроизвольное внимание детей, создавать у них положительное эмоциональное отношение к самим занятиям и к предметам, с которыми они действуют. Постепенно в ходе занятий у детей формируется интерес к самим предметам и к деятельности с ними, а также элементы познавательных интересов.

Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поисково-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во включении в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже сформировались.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими, обобщенными.

В работе с детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.

Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, так как цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать рукой.

При развитии у детей ориентировки на цвет важным направлением работы на первом этапе обучения является формирование у детей умений сличать одинаковые предметы по цветовому признаку. Для этого учим пользоваться методом наложения и приложения,оценивать результат своих действий: «Такой», «Не такой». Для этого используются разнообразные дидактические игры, в которых они, выполняя игровую задачу, усваивают способы ориентировки.Например: «Спрячь котенка в домик», «Привяжи ленточку к своему шарику», «Найди похожий». Такие игры оказываются доступными, вызывают у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, а в дальнейшем и к самому процессу обучения. На втором этапе обучения при развитии ориентировки на цвет большое внимание уделяется выделению цвета по слову и называнию основных цветов. В ходе выполнения такого рода дидактических игр дети не только начинают ориентироваться на свойства и качества предметов, но и, самое главное,овладевают элементами учебной деятельности: они начинают понимать задачу, поставленную взрослым, усваивают способы выполнения этой задачи, учатся оценивать результат своих действий. А это, в свою очередь, способствует развитию у детей интереса к процессу обучения различным видам детской деятельности.

При формировании представлений о геометрических фигурах большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно, затем по подражанию и образцу. Также используется показ фигуры, называние ее педагогом, выбор ребенком такой же. Далее упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму, упражнения на выбор по образцу (предметов одного цвета и величины, предметов разного цвета и величины, упражнение на выбор по словесному обозначению педагога, упражнения в форме дидактических и подвижных игр.

При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака.Использовались следующие приемы обследования: показ величины (длины, высоты и ширины предмета, проведение пальцами по указанной протяженности, сравнение величины предметов путем наложения или приложения.

Параллельно с развитием зрительного внимания, подражания и запоминания дети обучаются воспринимать свойства и качества предметов (игрушек). При этом важно развивать у детей практическую ориентировку (метод проб) на свойства и качества предметов («Спрячь птицу», «Найди игрушке домик», доски Сегена, «Спрячь матрешку»).

Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей мы основывали на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы использовали такие игры, как «Что катится, что не катится», «Найди свой домик», «Найди свою пару» Дети с удовольствием играют в эти игры. Игра «Что катится, что не катится» «Почтовый ящик» и «Кубик с прорезями» дети сначала усердно пытались протолкнуть фигуру в любую прорезь, но потом и здесь стали внимательно соотносить фигуру в руке с прорезью в ящике, кубике и старались каждой фигурке подобрать свою дверку. В результате проводимой работы с детьми, мы увидели, что дети стали понимать зависимость результата их действий от формы предмета.

Также проводится обучение развитию у детей ощупывающих и обводящих движений при узнавании предметов на ощупь. («Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке». В ходе развития у детей практической ориентировки на форму, величину предметов необходимо предлагать такие задания, где сочетаются разные виды чувствительности. Дети должны научиться различать или узнавать предметы или их свойства, опираясь на зрительное и тактильно-двигательное восприятие.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Мы использовали игры, которые помогают в развитии тактильно – двигательного восприятия, а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение мы отводили сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной).Проводили игры на узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Чудесный мешочек».

На первом году обучения проводится работа по развитию слухового восприятия и слухового внимания (восприятие речевых и неречевых звуков).

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. Для этого используются дидактические игры, направленные на ознакомление со звуками окружающей действительности и формирование навыка дифференцированно реагировать на различные слуховые раздражители. (Например: «На чем играл зайка?», «Что гудит?», «Кто там?»). кроме этих игр, детям предлагаются игры на развитие речевого слуха, где также надо проводить работу от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухо-зрительного восприятия к слуховому восприятию.Предлагаются следующие игры: «Кто как кричит?», «Кто в домике живет?», «Кто в гости пришел?», «Какая у меня игрушка?». Эти игры способствуют развитию у детей внимания к словам, произнесенным взрослыми, учат их прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать слова с различным фонематическим составом.

Для развития слухового восприятия мы использовали дидактические игры – «Кто позвал?» «Где звенит?», «Кто там?». Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении машины. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве. В первую очередь мы обучали детей правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, над, под, потом горизонтальные положения (рядом, около, а впоследствии (справа, слева, за, перед) и затем перешли к играм – «Дом для матрешки», «Кто внимательный», «Что стоит внизу, наверху, рядом?». Ориентировка в дальнем пространстве –ориентировка в помещении: здесь на первый план выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко», «тут», «там». То есть, мы учили детей последовательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Большое внимание среди игр на развитие ориентировки в пространстве мы уделяли играм, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и находить друг друга. Мы использовали такие игры, как «Спрячем и найдем», «Доползти до игрушки», «Угадай, кто за кем», «Зайчик и Мишка».

При проведении дидактических игр на формирование целостного образа предмета мы придерживались определенной последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа – от узнавания к восприятию и представлению. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания. Мы использовали такие игры, как «Назови свою игрушку», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Отгадай-ка». Мы дали понять детям, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы.

Целенаправленная систематическая работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи. Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка, в практических и продуктивных видах деятельности.

Источник