Конспект занятия по развитию с ребенком дауном
Цель:
Закрепить представление об овощах.
Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.
Задачи: Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
Обогащение положительного эмоционального опыта.
1. Динамическая пауза
Воспитатель:
-Тимочка, покажи, где твои ручки ? Давай поиграем!
Здравствуйте глазки! (Показывает пальчиками глаза)
Здравствуйте ушки! (Показывает уши)
Здравствуйте щечки! (дотрагивается ладошками о щеки)
Здравствуй носик! (показывает нос)
Здравствуйте губки! (показывает поцелуй)
Здравствуй Тимочка! (гладит по голове)
Задачи:
Закреплять представление об овоща.
Учить узнавать, различать и показывать овощи.
Развитие познавательного интереса.
Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитатель:(показывает зайца)
2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»
-Воспитатель: (показывает зайца)
-К нам прискакал зайчик и принес корзинку.
— Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней.(достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.
-Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)
— Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.
— Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.
3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»
-Тима, возьми морковку и покорми зайчика.
Воспитатель:
-Тима, давай поиграем с пальчиками!
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Развивать зрительно-моторную координацию.
4. Пальчиковая игра «Овощи»
У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачек
Уложился набочек. (загибает мизинец)
Морковку, (загибает безымянный палец)
Уложил Тима ловко,
Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)
Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)
Воспитатель: (надевает на голову ребенка маску паровозика)
-А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)
-Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!
Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт
Развивать координацию движений.
Учить произносить звукоиметацию
5.Подвижная игра: «Паровоз»
Загудел паровоз, (ребенок и взрослый идут погруппе делая
И вагончики повез. круговые движения локтями, сопровождая
Чох! Чох! Чух! Чух! звуковой имитацией)
Я далеко укачу: Ту-ту-у-у…
Воспитатель:
-Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!
Давай понюхаем!
Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.
6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»
(вдыхаем через нос и выдыхаем через рот « А-а»)
Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!
(сдувает губами бабочку)
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»
Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.
Формировать конструктивные умения.
Воспитывать чувство сопереживания.
Воспитатель: (показывает на зайчика)
— Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.
-Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.
— Молодец!
Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.
Закреплять умение соотносить движения со словами
8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»
По лесной лужайке. ( прыжки на двух ногах)
Поскакали зайки.
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Сели зайчики в кружок. ( ребенок присаживается на корточки
Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Вот бежит лисичка. ( прячется, закрывая ладонями
Рыжая сестричка. лицо)
Ищет где же зайки.
Зайки побегайки.
Воспитатель:
-Тимочка! Ты молодец!
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна 5 г.ж.
(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Музыка», «Социализация»)
—
Использование технологий:
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
Игровых
Здоровьесберегающих
Воспитателя
Кукарских Н.В.
Источник
Конспект развивающего занятия
по индивидуальной коррекционной работе
с детьми VIII вида
Выполнила: Короткова Марина
Владимировна
г.о. Самара, 2014 год
Конспект развивающего занятия.
Цели:
1) формировать и развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление; 2) развивать свойства внимания: объем, устойчивость, концентрацию, переключение; 3) формировать и развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; 4) обогащать зрительные образы и представления; 5) формировать умения выделять главные признаки предмета.
Оборудование: иллюстрации к заданиям, медаль.
Ход занятия:
— Андрей, здравствуй! Посмотри за окно. Какое сейчас время года?
( весна)
— Сегодня мы поиграем в игру: «понаблюдай за весной»
— Весной распускаются…….
— Что?
( цветы)
— Правильно. Сейчас нам надо собрать картинку, чтобы цветы успели распуститься.
Игра: «Подбери подходящие части вместо пропущенных»
— Посмотри на верхний знак вопроса. Подбери кусочек, который должен сюда подойти. Проверь. Подставь его на нужное место. Подходит? ( если нет, ищет другой кусочек). То же самое с другим знаком вопроса.
— А еще весной много…..
— Кого?
( насекомых)
Игра «Маленький жук»
«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук». И т.д.
А еще весной очень ярко светит…..
— Что?
( солнце)
Игра: «Нарисуй пропущенный рисунок»
— Посмотри, что не хватает на рисунке? Если затрудняется ответить: посмотри на первый домик, что видишь на нем, возле него.
( окно, дверь, солнце)
— что на втором домике и возле него?
( окно, дверь, солнце)
— А возле третьего?
( окно, дверь, крыша)
— Чего возле него не хватает?
( солнца)
— Нарисуй его.
— также весной на улице можно увидеть много ……
— кого?
( собак)
Игра: «Найди цифру «один»»
— Помоги собачке найти все цифры один. Увидишь цифру один – зачеркивай.
Игра: ««Кто спрятался за кустом?»»
Рассмотри внимательно всех животных. Назови что есть у каждого. ( какие ушки, лапки, нос, глаза и т.д.) А теперь определи, кто спрятался за кустом?
А за забором?
Какой вид транспорта спрятался за забором? Чем они отличаются? Что есть у коляски? У самоката? У велосипеда?
Разрезные картинки.
Я тебе принесла картинку, на ней вид транспорта. Но она порвалась. Помоги мне ее восстановить.
— Получилась картинка? Что на ней изображено? Если возникают затруднения: возьми одну часть. Что это? Как ты думаешь эта часть находится внизу или вверху транспорта? А эта часть? Что это? Где она находится? Посмотри, можно ли соединить эти две части? Возьми другую. Что на ней? Куда мы ее присоединим? Чего не хватает? Подставь. Что же за картинка получилась?
— Молодец! За сегодняшнюю работу я хочу подарить тебе медаль! На ней написано: «Молодец!» Спасибо за помощь!
Источник
Занятие по развитию познавательной сферы детей с синдромом Дауна 7-ми лет.
Цель: создание доверительной обстановки, формирование положительной мотивации, коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов.
Время: 1 академический час.
Материал: лист бумаги формата А4, цветные карандаши, бланки к заданиям, карандаш, краски, палочки, блоки Дьенеша, трафарет и картинка репы, влажный или кинетический песок.
1.Упражнение — приветствие «Солнышко».
Цель: создание положительного настроя на работу.
Техника проведения: предлагается повторять слова и движения за педагогом-психологом.
Инструкция: педагог-психолог зачитывает стихотворение, сопровождая движениями рук.
Утром солнышко встаёт выше, выше (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся (делаем ручками фонарики),
И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).
2.Упражнение «Рисунок – репка».
Цель: настрой на совместную работу.
Материал: краски, лист бумаги формата А4, трафарет и картинка репы.
Техника проведения: предлагается изобразить овощ при помощи техники «Оттиск печатками поролона».
Инструкция: посмотри, какая красивая репка. Какого она цвета? Желтая. Что это? Овощ. Давай нарисуем репку. Возьми трафарет репки, положи на лист бумаги. Теперь возьми поролон, опусти в краску и движениями сверху вниз ставь отпечатки на листе бумаге с трафаретом.
2. Упражнение «Чудесная корзинка».
Цель: обогащение словарного запаса.
Материал: овощи, картинки, корзинка.
Техника проведения: педагог-психолог показывает картинку с изображением овоща, а обучающийся находит соответствующий овощ среди муляжей.
Инструкция: посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней — это морковка, это помидор, это огурец, это капуста. Найди морковь (огурец, помидор, капусту). Я буду показывать картинку, а ты будешь находить овощи.
3.Упражнение «Овощи».
Цель: формирование подражательных способностей, посредством пальчиковых игр.
Техника проведения: обучающийся повторяет движения за педагогом-психологом.
Инструкция: педагог-психолог зачитывает стихотворение, сопровождая движениями рук.
У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачек
Уложился набочек. (загибает мизинец)
Морковку, (загибает безымянный палец)
Уложил Тима ловко,
Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)
Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)
4. Упражнение «По лесной лужайке».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Техника проведения: обучающийся слушает стишок и повторяет движения за педагогом-психологом.
Инструкция: педагог-психолог читает стихотворение и показывает движения. Повторяй за мной.
По лесной лужайке. ( прыжки на двух ногах)
Поскакали зайки.
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Сели зайчики в кружок. ( ребенок присаживается на корточки
Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)
Вот какие зайки.
Зайки побегайки.
Вот бежит лисичка. ( прячется, закрывая ладонями
Рыжая сестричка. лицо)
Ищет где же зайки.
Зайки побегайки.
5. Упражнение «Домик» (складывание из палочек).
Цель: развитие пространственного мышления.
Материал: палочки.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает зайчику построить из палочек домик. Сначала выкладывает педагог-психолог, затем обучающийся.
Инструкция: посмотри,зайчик сидит и грустит! У него нет домика. Давай построим зайчику домик из палочек. Посмотри, как это делаю я? Повтори! Молодец!
6.Упражнение «Разложи по цвету».
Цель: развитие восприятия цвета.
Материал: блоки Дьенеша.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает разложить фигуры по цвету, выкладывая первый ряд. Задача обучающегося – выложить в соответствии с цветом первого второй ряд.
Инструкция: посмотри, я выкладываю цветные фигуры. Первая фигура, какого цвета? Найди фигуру такого же цвета и положи под нее. Вторая фигура, какого цвета? и т.д.
7.Упражнение «Лепим овощи» (влажный или кинетический песок).
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление полученных знаний.
Материал: влажный или кинетический песок.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает слепить по образцу разные овощи.
Педагог-психолог показывает, а обучающийся повторяет.
Инструкция: давай, слепим огурчик. Посмотри, как я делаю, повтори за мной. Молодец! Давай, слепим другие овощи.
8.Упражнение «Все дальше и выше».
Цель: завершение занятия.
Материал: мяч.
Техника проведения: педагог-психолог и обучающийся кидают друг другу мяч. Задача обучающегося ловить и бросать мяч.
Инструкция: давай поиграем с мячиком – я буду кидать мячик, приговаривая: «Я кидаю высоко, Я кидаю далеко», а ты его ловить и наоборот.
Источник
Этапы занятия, цель зтапа
Задание детям
Деятельность педагога
Деятельность детей
Результат
Этап приветствия:
Установление положительного взаимодействия
«Круг» — традиционное приветствие; (сидя на ковре)
«Иду, иду и дружка себе найду»
«Кто пришел?»
«Что будем делать?»
Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»
«Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.
Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое
Приклеивает на доску «расписание» занятия
Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».
Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;
Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску
Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми
Артикуляционно – двигательная минутка:
Развитие артикуляторной и мелкой моторики
Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)
(звуки: А, О, У, И, П, Т)
Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок — терапии «Яблочко с кулачок»
Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О-руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны. ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз. И т. д.
Показ движений и проговаривание слов
Дети, стоя в кругу, повторяют звуки, слоги и движения за педагогом
Сидя за столом, повторяют движения рук.
Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.
Кинестетическая стимуляция
Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения
Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)
Игра «Чудесный мешочек»
Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на
Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.
Дети повторяют жесты, вокализируют, произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.
Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,
Развитие стереогноза
Этап «Мы общаемся»:
Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок, простых и лепедных слов
Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога
Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы -скажи: «Дай банан», «Дай два яблока», т. д.
Произносят лепетные слова и показывают жест:
«Да ба» («Дай банан»);
«На, аба» («На, яблоко»)
Познавательная активность, произнесение слов, вокализация
Этап имитационный: Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого
Упражнение из серии физкультминуток
Педагог предлагает поиграть:
«У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»
Выполняют действия по подражанию действиям взрослого
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка
Этап «Чтения и письма» : Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм
Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют предложение
Педагог медленно проговаривает слова предложения:
«Я мою яблоко»
«Я люблю банан»
«Мама ест яблоко и банан»
Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)
Формируется внутренняя речь
Этап прощания:
Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?
«Круг» — традиционное окончание занятия
Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,
Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»
Произносят лепетные слова – названия фруктов;
«да – нет» (жестами и вокализацией)
Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)
Эмоциональное отношение к изученному
Четкое обозначение окончания занятия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА (речь отсутствует)
Учитель – дефектолог Хлопушина С.В.
Высшая кв. категория
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
— Образовательные: Содействовать умению детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми
внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).
— Коррекционные: Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.
— Воспитательные: Создать условия для овладения средствами общения (помощь друг другу); для развития
эмоциональной сферы (ситуация успеха).
— Регулятивные: формирование умения выполнять действия по подражанию.
— Познавательные: формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.
— Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.
Оборудование: «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,
Источник