Конспект занятия на развитие речи со слабослышащим ребенком
Елена Алексеевна Коба
Конспект занятия для детей с нарушениями слуха по развитию речи «Части тела»
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Конспект занятия
для детей с нарушениями слуха по развитию речи на тему: «Части тела».
Провела: студентка 4 курса группы «К»
факультета психологии
Соломатникова Анна Юрьевна
Проверила: Коба Елена Алексеевна
Тула, 2010
Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Части тела»
Задачи:
1.Образовательные: ввести обобщающее понятие «части тела».
2.Обучающие: расширять, закреплять и активизировать словарь существительных с обобщающим значением «части тела», учить находить и воспроизводить названия частей тела устно – дактильно, упражнять в выполнении инструкций, предъявляемых слухо – зрительно, отвечать на вопросы в устно – дактильной форме, закреплять умение согласовывать существительные с числительными 1, 2.
3. Коррекционно – развивающие: развивать слуховое восприятие, сенсорную базу для восприятия речевого материала на слухо – зрительной основе, развивать навык воспроизведения слогов с соблюдением темпа.
4.Воспитательные: воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей, не перебивая; самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование к занятию: кукла, плоскостное изображение строения тела человека (детали частей тела: голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея,таблички: тетя Аня, Что будем делать, Будем заниматься, Будем говорить, Будем слушать, Будем играть, кукла, части тела, голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея, делают, ходят, видят, слышат, нюхает, чувствует запахи, ест.
Методические приемы: беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, побуждение к ответам, поощрение.
Лексический материал: части тела, голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея, делают, ходят, видят, слышат, нюхает, чувствует запахи, ест.
Ход занятия:
Этап занятия
Инструкция педагога
Деятельность и ответы детей
1. Орг. Момент
— Привет (слухо – зрительно)
— Что будем делать?
(Дети заходят в класс, здороваются)
— Привет тетя Аня
будем заниматься
— Мы будем говорить
будем слушать
2. Фонетическая ритмика
— Будем говорить и хлопать (слухо – зрительно)
та – та – та
то – то – то
ту – ту – ту
та – та – КА
то – то – КО
ту – ту – КУ
(Дети прохлопывают слоги, повторяют за педагогом)
3. Основная часть
1. Объяснение нового материала (Педагог демонстрирует детям куклу.)
— Что это? (слухо – зрительно)
— Кукла пришла в гости. Её зовут Маша.
— Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение туловища)
— Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение шеи)
— Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение головы)
— Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение рук)
— Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение ног)
— Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение глаз)
— Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение носа)
— Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение рта)
— Что это? (слухо – зрительно)
(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение ушей)
— Всё это – части тела (слухо – зрительно)
2. Игра «Что изменилось?»
— Закройте глаза (слухо – зрительно)
(Педагог меняет местами ноги и руки)
— Открывайте глаза. Что изменилось? (слухо – зрительно)
(Затем предлагаю детям другие варианты)
Дети отвечают на вопросы педагога в устной и устно – дактильной форме.
КУКЛА
ТУЛОВИЩЕ
ШЕЯ
ГОЛОВА
РУКИ
НОГИ
ГЛАЗА
НОС
РОТ
УШИ
Дети закрывают глаза.
Дети восстанавливают порядок частей тела.
4. Физкультминутка
— Будем играть
(Педагог и дети располагаются на ковре по кругу).
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп,
Мы топаем ногами, топ, топ,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы низко приседаем и прямо мы встаем.
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем – в кулачок.
Руки вверх и в кулачок.
Разжимаем, на бочок.
На носочки поднимайся.
Приседай и выпрямляйся.
Ноги вместе – ноги врозь.
Дети выполняют движения за педагогом, опираясь на слухо – зрительную основу.
Хлопки над головой
Высоко поднимаем колени.
Головой вперед – назад подвигать. Руки поднять, опустить.
Присесть и подпрыгнуть.
Руки опустить, поставить на бока. Показать ладони, сжать в кулачки.
Руки поднять и сжать в кулачки.
Разжимаем кулаки, руки на бока.
Подняться на носочки.
Присесть.
Свести ноги, поставить на ширину плеч.
5. Основная часть
1. Педагог предлагает рассмотреть куклу.
— Посмотрите сюда (слухо – зрительно).
— Посчитайте, сколько у куклы рук.
— Посчитайте, сколько у куклы ног.
— Посчитайте, сколько у куклы глаз.
— Посчитайте, сколько у куклы ушей.
— Что у куклы одно?
(Педагог отрабатывает правильное произношение у каждого ребенка)
2. Игра «Подбери часть тела к действию»
Педагог предлагает детям соотнести части тела с соответствующими действиями (работа с табличками).
— Что делают руки? (слухо – зрительно).
— Что делают ноги? (слухо – зрительно)
— Что делают глаза? (слухо – зрительно)
— Что делают уши? (слухо – зрительно).
— Что делает нос? (слухо – зрительно)
— Что делает рот? (слухо – зрительно)
(Педагог отрабатывает правильное произношение у каждого ребенка).
— Две руки (устно, устно – дактильно)
— Две ноги (устно, устно – дактильно)
— Два глаза (устно, устно – дактильно)
— Два уха (устно, устно – дактильно)
— Одна голова, один нос, один рот, одна шея, одно туловище (устно, устно – дактильно)
РУКИ ДЕЛАЮТ
НОГИ ХОДЯТ
ГЛАЗА ВИДЯТ
УШИ СЛЫШАТ
НОС НЮХАЕТ
РОТ ЕСТ
6. Итог занятия
— Что сегодня делали на занятии?
— Молодцы! (Педагог дает оценку деятельности каждого ребенка).
— Мы занимались, говорили, слушали, играли (устно, устно – дактильно).
Источник
МОУ ДО «Детский сад № 188 компенсирующего вида»
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Домашние животные»
Выполнил:
Учитель-дефектолог,
Янцен Ольга Ивановна.
Омск, 2011
Категория детей: слабослышащие дети (средняя группа).
Форма занятия: фронтальное
Цель занятия: расширять активный словарь детей по теме «Домашние животные».
Задачи:
Обучающая — учить детей самостоятельно называть домашних животных и их действия по картинке; понимать смысл прочитанного предложения; закрепить умение сообщать о выполненном действии.
Развивающая – совершенствовать целостность зрительного восприятия через складывание разрезных картинок и сличение контура изображённого с образцом.
Воспитательная – воспитывать интерес к занятиям, желание говорить;
Коррекционная – упражнять в построении фраз типа: «существительное + глагол», «сущ. + глагол + сущ.».
Оборудование: картина: «Во дворе животные», картинки с изображением животных и их действий – Собака лает. Корова ест траву. Кошка пьёт молоко. Лошадь бежит. Разрезные картинки по количеству детей, зашумлённые изображения по количеству детей, разрезанные таблички с фразами по количеству детей.
Речевой материал: Домашние животные, кошка пьёт молоко, корова ест траву, собака лает, лошадь бежит. Покажи кошку, покажи корову, покажи собаку, покажи лошадь. Я показал (а) … .
Ход занятия:
- Организационный момент (5 мин.)
— Ребята, привет!
— привет.
Педагог здоровается с каждым ребёнком по очереди:
— Ваня, привет!
— Тётя Оля, привет!
Педагог называет имена детей за экраном. Дети, услышав своё имя, садятся на места.
— Ребята, что будем делать?
— Будем заниматься. Будем говорить хорошо.
II. Основная часть (20 мин.)
- «Назови домашних животных».
Педагог, указывая на надпись, просит детей назвать домашних животных.
Дети называют домашних животных по очереди.
- «Покажи».
Педагог помещает на доску картину: «Во дворе животные».
— Ребята, посмотрите, вот животные. Картина называется «Во дворе животные».
Дети сопряжено с педагогом читают название картины.
— Будем играть. Кто первый? Настя, выходи. Покажи кошку (на слух, без таблички).
Ребенок находит животного и называет:
— Вот кошка. Я показал (а) кошку.
Так, с каждым ребёнком.
— хорошо, молодцы!
- «Кто? Что делает?»
Педагог размещает картинки с изображением животных и их действий на доске. Спрашивает:
— Посмотрите, кто это? Что они делают?
Педагог читает фразы сначала сопряжено с детьми, а затем просит каждого ребёнка произнести по фразе.
— Кто это?
— лошадь.
— Что делает лошадь?
— Вместе: Лошадь бежит. Ваня, что делает лошадь?
— Лошадь бежит.
Так, с остальными фразами.
- Дидактич. Игра «Что не так?»
Педагог просит детей закрыть глаза. Меняет надписи под картинками.-
— Откройте глаза. Посмотрите, что не так?
Дети поднимают руки и исправляют ошибки.
Педагог, показывая на исправленную ошибку, спрашивает каждый раз у детей:
— Собака лает? Правильно?
— Да!
— Молодцы, внимательные!
Динамическая пауза: «Угадай, кто кричит?». «Вот идёт коровушка»
— Вот идёт коровушка, (ходьба на месте)
Рогатая головушка. (ладони к голове – изображаем рога)
«Нас, коровка, не бодай, (присесть, погрозить пальцем)
Молока детишкам дай! (движения руками как при дойке)
Ты бродила по лугам,
По озерным берегам, ( ходьба с высоким подниманием ног)
После дойки вечерком,
Угости нас молочком!» ( присесть, руки вперёд, к груди)
- «Собери картинку»
Педагог раздаёт детям разрезные картинки с изображением домашних животных.
— Собери картинку.
Дети собирают картинки.
— Ваня, кто у тебя?
— Лошадь.
Педагог спрашивает у каждого ребёнка.
- «Собери фразу правильно»
Педагог раздаёт детям разрезанные таблички. Указывая на картинки на доске, просит собрать фразы правильно.
— Ребята, подумайте и соберите фразу: Кто это? Что делает?
Дети начинают подбирать слова.
Педагог подходит к каждому ребёнку и с помощью вопросов помогает сложить фразы верно.
Педагог проверяет правильность выполнения задания. Спрашивает у каждого ребёнка по одной фразе.
— Ваня, что у тебя?
— Кошка пьёт молоко.
— Молодцы, ребята!
7. «Угадай и обведи»
Педагог раздаёт детям зашумлённые изображения и фломастеры.
— Обведи животное.
Дети обводят.
— Ребята, кто это получился? Педагог спрашивает у каждого ребёнка, показывая образец для выбора животного.
— это собака.
— Молодцы, ребята!
III. Заключительная часть (5 мин.)
— Ребята, что мы делали?
— Мы занимались. Мы говорили.
— Мы говорили о домашних животных. Говорили хорошо.
Педагог раздаёт детям смайлики и каждому ребёнку объясняет, за что похвалил.
— Встаньте.
После занятия педагог раздаёт детям по раскраске с изображением одного из животных.
Дети выходят из класса и расскрашивают картинки.
Источник
Занятие по развитию речи
со слабослышащими детьми средней группы.
Тема: «Овощи».
Цели: — учить детей различать овощи по внешнему виду, по табличкам, по чтению с губ, знать обобщающее слово;
— учить называть овощи в устно-дактильной и устной форме;
— развивать умение детей понимать вопросы и отвечать на них;
— развивать память на основе повторения;
— воспитывать интерес к занятиям;
— провести динамическую паузу с целью снятия усталости и напряжения детей;
Оборудование: таблички, картинки, собака, мешочек, муляжи овощей, разрезные слова.
Словарь: Как тебя зовут?, Меня зовут…, Как твоя фамилия?, Моя фамилия…, Сколько тебе лет? Мне…лет (года), собака Бим, это картофель, морковь, капуста, лук, огурец, помидор, овощи, покажи, вот, Что там?, Что это?, верно.
План занятия: 1. Организационный момент.
2. Ответы на вопросы (сведения о себе).
3. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
4. Дидактическая игра: «Покажи верно».
5. Динамическая пауза.
6. Дидактическая игра: «Сложи слово».
7. Дидактическая игра: «У кого?».
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Итог занятия.
Ход занятия: 1. Организационный момент.
— Наденьте наушники. Включите наушники и микрофоны.
Проговариваю за экраном знакомые короткие стихи про осень, дети опознают их.
— Осень, осень, листопад
Листья желтые летят.
— Листочки, листочки по ветру летят,
У деток под ножками тихо шуршат.
— Соня, сядь. Никита, сядь…
Дети различают на слух, кого назвали и садятся.
— Сядьте красиво. Смотрите на меня.
Далее задаю вопросы:
— Что будем делать? — Будем заниматься.
— Чем будем заниматься? — Будем играть.
— Будем говорить.
— Будем смотреть.
— Будем думать.
Отвечают сопряженно со мной с использованием табличек.
2. Закрепление сведений детей о себе.
— Как тебя зовут? – Меня зовут Арсений. …
— Как твоя фамилия? – Моя фамилия Кутовой. …
— Сколько тебе лет? – Мне четыре года. …
Ребенок читает дактильно, затем проговаривает сопряженно.
3. Игра «Чудесный мешочек».
Организую сюрпризный момент. Приходит в гости собака Бим, здоровается с детьми.
— Привет.
— Кто это? – Это собака.
— Как тебя зовут ? Меня зовут Бим.
Интересуемся, что он принес.
— Что там?
Предлагаю каждому ребенку достать овощ и задаю вопрос:
— Что это?
Дактильно читают, затем сопряженно проговаривают: это картофель,…, это овощи.
Одновременно помещаю картинки с овощами на магнитную доску.
4. Дидактическая игра «Покажи верно».
Далее индивидуальная работа.
Я приглашаю ребенка к доске.
— Выключи наушники. Сними наушники. Встань. Иди ко мне.
Ребенку предлагаю табличку с названием овоща.
Необходимо, чтобы ребенок соотнес табличку с картинкой.
— Покажи морковь. – Вот морковь.
Табличку прикрепляем на доску под картинкой.
Бим хвалит ребенка за правильные ответы.
— Иди. Сядь. Надень наушники. Включи наушники.
Работа у доски по очереди.
5. Динамическая пауза (с имитацией движений).
В огород пойдем, (берем корзинки, идем)
Урожай соберем.
Мы картошки накопаем (копаем картошку)
И морковки натаскаем. (собираем морковь)
Срежем мы кочан капусты (игрушечными ножами срезаем капусту)
Очень круглой, сладкой, вкусной.
Лука мы нарвем немножко (собираем лук)
И вернемся по дорожке.
6. Дидактическая игра «Сложи слово».
Даю детям муляжи овощей и разрезные слова.
— Сложи верно.
Ребенок, который уже сложил верно слово, прочитывает его дактильно, затем проговаривает устно.
7. Дидактическая игра «У кого?»
Называю устно (без таблички) овощ, а дети считывают с губ и говорят, у кого такой есть.
— У кого картофель? – Вот. У меня картофель.
— У Владика картофель. (сопряженно)
8. Пальчиковая гимнастка.
Дети повторяют за мной движения, проговаривая слова.
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
9. Итог занятия.
— Что мы делали? — Мы занимались.
— Чем занимались? — Мы играли.
-Мы говорили.
— Мы смотрели.
— Мы думали.
— Занимались хорошо. Умница, молодец.
Собака Бим хвалит детей.
— Все. Выключите наушники. Снимите наушники.
Сопряженное проговаривание.
Источник
Конспект занятия по развитию речи на тему «Домашние птицы»
Занятие со слабослышащими дошкольниками старшей группы.
Данный конспект предназначен для воспитателей, работающих в коррекционных учреждениях для детей с нарушениями слуха, а также для воспитателей, работающих в общеобразовательных ДОУ, педагогов дополнительного образования и для родителей.
Цель: — обогащение словаря детей и закрепление представлений о домашних птицах.
Задачи:
— учить детей различать домашних птиц по внешнему виду, по табличкам, по чтению с губ, знать обобщающие слова;
— учить называть домашних птиц в устно-дактильной и устной форме; знать звукоподражания;
— учить детей соотносить, различать и называть детенышей;
— развивать умение детей понимать вопросы и отвечать на них;
— развивать память на основе повторений;
— воспитывать интерес к занятиям; бережное отношение к домашним птицам;
— провести динамическую паузу с целью снятия усталости и напряжения детей;
Оборудование: таблички, картинки, кукла, мешочек, фигурки птиц, листочки бумаги, карандаши, разрезные слова.
Словарь: кукла Даша, привет, домашние птицы, петух, курица, гусь, утка, индюк, будем играть «Чей детеныш?», У курицы цыпленок, у гуся гусенок, у утки утенок, у индюка индюшонок, Что там?, Кто это?, Как кричит?, Вот, У кого?, У меня., верно. Иди, как курица; лети, как гусь; иди, как петух; иди, как утка; иди, как индюк.
План занятия: 1. Организационный момент.
2. Игра: «Чудесный мешочек».
3. Игра «У кого?».
4. Игра «Сложи и напиши верно».
5. Динамическая пауза. Игра «Поручения».
6. Игра: «Отгадай загадку».
7. Игра: «Чей детеныш?»
8. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Снимите аппараты. Наденьте наушники, включите наушники.
— Вот зима, вот зима, много снега намела.
Будем санки возить, будем бабу лепить.
Проговариваю за экраном, а дети опознают и повторяют.
— Слышите? — Да слышим.
— Никита Лисовин, прыгай, сядь.
— Что ты сделал? — Я сел.
— Соня Буняева, иди, сядь.
— Что ты сделала? — Я села.
— Владик Данилов, прыгай, сядь.
— Что ты сделал? — Я сел.
— Арсений Кутовой, беги, сядь.
— Что ты сделал? — Я сел.
( поручения проговариваю на слух за экраном)
— Что будем делать? — Будем заниматься.
— Чем будем заниматься? — Будем играть. Будем говорить. Будем думать. (проговариваем сопряженно)
2. Игра: «Чудесный мешочек».
Организую сюрпризный момент. Приходит в гости кукла, здоровается с детьми.
— Привет.
— Кто это? – Это кукла Даша.
Интересуемся, что она принесла.
— Что там?
Предлагаю каждому ребенку достать игрушку и задаю вопросы.
— Арсений, возьми. Кто это? — Это петух. Как кричит петух? — Ку-ка-ре-ку.
(курица-ко-ко-ко, гусь-га-га-га, утка-кря-кря, индюк-бал-бал).
Приглашаю ребенка к доске, прошу его поместить картинки с табличками (читает затем проговаривает) на доску.
— Кто это? — Домашние птицы.
Кукла хвалит.
3. Игра: «У кого?».
У детей на столах по две картинки. По чтению с губ, дети отгадывают у кого какая картинка.
— Будем играть.
— У кого гусь? — У меня гусь (курица, индюк, петух, утка).
— У Сони гусь. (сопряженное коллективное проговаривание).
4. Игра : «Сложи и напиши верно».
— Будем играть «Сложи верно»;
Дети складывают разрезные слова с опорой на табличку и без.
— Будем писать. Курица, индюк, петух, утка, гусь.
Дети пишут названия птиц печатными буквами.
5. Динамическая пауза. Игра «Поручения».
— Иди, как курица.
— Лети, как гусь.
— Иди, как петух.
— Иди, как утка.
— Иди, как индюк.
Дети двигаются, подражая движениям и звукам домашних птиц.
6. Игра: «Отгадай загадку».
Сопряженно проговариваем загадки, дети отгадывают, называя птиц.
Надуется, натужится, Длинная шея, Квохчет: «Ко-ко-ко».
Начнет болтать, Шипеть умеет, Детей созывает,
По чудному лопотать. Щиплет за пятки. Всех под крыло собирает.
Кричит: «Га-га-га».
Хвост с узорами, Пестрая крякуша, ходит вразвалочку.
Сапоги со шпорами. Крякает: «Кря-кря-кря».
Поет: «Ку-ка-ре-ку».
7. Игра: «Чей детеныш?»
Индивидуальная работа у доски.
Показываю картинку. – Кто это? – Это цыпленок.
— У кого? — У курицы цыпленок. (У гуся гусенок. У индюка индюшонок. У утки утенок.)
— Это домашние птицы. (сопряженно)
Кукла хвалит детей.
8. Итог занятия.
— Что мы делали? — Мы занимались.
— Чем занимались? — Мы играли.
— Мы говорили.
— Мы думали.
— Отвечали на вопросы.
— Занимались хорошо. Умница. Молодец. Кукла хвалит детей.
— Все. Выключите наушники. Снимите наушники. Наденьте аппараты.
(Сопряженное проговаривание.)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Занятие по самопознанию в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья
Похожие статьи:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Конспект занятия по хореографии в старшей группе
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
Сценарий музыкального тематического занятия с дошкольниками 5-6 лет
Источник