Конкретные показатели познавательного развития ребенка
Показатели
познавательного развития ребенка в 1-2
месяца:
—
способен к слухового и зрительного
сосредоточения;
—
поворачивает голову в сторону звука;
—
вздрагивает и вслушивается в сильный
звук;
—
сосредотачивает взгляд на лице мамы;
—
прослеживает движение предмета по
горизонтали;
—
натыкается руками на подвешены на уровне
груди игрушки;
—
координирует работу глаз и действия
рук: хорошо фиксирует взгляд, следит
глазами за предметом, что движется,
пытается схватить его.
Показатели
познавательного развития ребенка в 3
месяца:
—
поворачивает голову на источник звука
(колокольчик, погремушка, голос матери
и т.п.);
—
видит объекты окружающей среды на
видстани30-40см, останавливает на них
взгляд;
—
активно пытается дотянуться до предмета,
который заинтересовал;
—
следит за перемещением игрушек, хватает
их;
—
может «достроить» траекторию
движения предмета, который исчез из
поля зрения;
—
ориентируется в помещении комнаты.
Показатели
познавательного развития ребенка в 4
месяца:
—
пытается дотянуться до игрушки, которая
висит над грудью на расстоянии вытянутой
руки;
—
следит за игрушкой, которая перемещается
в различных направлениях — вправо, влево,
вверх, вниз;
—
берет игрушку в рот, руку, удерживает
ее, берет двумя руками;
—
постукивает одной игрушкой о втором;
—
избирательно относится к различным
звуков, шумов, прислушивается к ним;
—
ориентируется в помещении своего жилья;
—
знает местонахождения основных предметов
в комнате.
Показатели
познавательного развития ребенка в 5
месяцев:
—
самостоятельно изменяет положение тела
в пространстве, пытаясь дотянуться до
предмета, который заинтересовал;
—
приближается к игрушке, которая находится
рядом, проявляет к ней интерес, хватает
ее всей ладонью и вытянутым большим
пальцем;
—
хватает поданную ей взрослым игрушку,
короткое время удерживает ее, перекладывает
из руки в руку;
—
пытается познакомиться со свойствами
предметов: стучит ними, облизывает,
берет в рот, бросает и т.п.;
—
перестает плакать, когда слышит приятные
звуки.
Показатели
познавательного развития ребенка в 6
месяцев:
—
берет игрушку рукой, некоторое время
играет ею;
—
перекладывает предмет из одной руки в
другую;
—
проявляет интерес к объектам природы,
людей, предметов, находящихся неподалеку;
—
может самостоятельно играть игрушками
течение 30-40 минут;
—
активно исследует свойства предметов;
—
по-разному играет с различными игрушками;
—
имеет свои игровые преимущества.
Показатели
познавательного развития ребенка в 7
месяцев
—
следит глазами за движением руки;
переключает внимание с предмета на
предмет;
—
активно получает игрушку, играет обеими
руками;
—
начинает ориентироваться во времени:
воспринимает чередование дня и ночи,
сна и бодрствования, деятельности и
покоя, радуется возвращению папы с
работы в одно и то же время;
—
охотно открывает-закрывает ящика,
интересуется предметами, выступающих;
—
стучит двумя предметами, взятыми в обе
руки, одним предметом по поверхности;
—
активно рвет бумагу.
Показатели
познавательного развития ребенка в 8
месяцев:
—
ребенок настойчиво пытается добраться
до игрушки, которая находится недалеко
от нее;
—
бросает игрушки на пол, повторяет это
несколько раз подряд;
—
ищет глазами игрушку, которая упала;
может ее поднять по указанию взрослого
и по собственной инициативе;
—
по-разному реагирует на различную
фактуру поверхности (мех, щетку, гладкую
доску и т.п.);
—
интересуется содержимым шкафов, дверцами,
мелкими вещами, механическими игрушками;
—
проявляет интерес к играм с настоящими
вещами (посудой, телефоном).
Показатели
познавательного развития ребенка в 9
месяцев:
—
крупные предметы берет двумя пальцами,
маленькие — двумя;
—
ищет пропавшие предметы;
—
вынимает предметы из коробки, ведерки;
—
тарахтит погремушкой, берет по два
предмета в руку;
—
вкладывает предметы в баночку и коробочки,
соотносит их по величине (меньше
вкладывает в больше);
—
ощупывает предмет пальчиками, засовывает
палец к кольцу, отверстия;
—
представляет местонахождение и
функциональное назначение всех комнат
в квартире;
—
самостоятельно осваивает пространство
квартиры;
—
следит за всем, что происходит вокруг;
—
прикладывает к уху часы, сопровождает
слушания лепетом.
Показатели
познавательного развития ребенка в 10
месяцев:
—
по-разному играет с различными игрушками;
—
находит игрушки, которые называет
взрослый;
—
упорно преодолевает расстояние до
предмета, который заинтересовал;
—
знакомится с различной поверхностью
предметов, ощупывает ее;
—
использует указательный жест;
—
берет маленький предмет двумя пальцами;
—
поднимает руки вверх;
—
набрасывает предмет, предмет;
—
внимательно наблюдает за действиями
окружающих людей, движениями животных,
передвижением предметов и т.п.;
—
стремится пополнить и расширить знакомые
представления и знания новой информацией.
Показатели
познавательного развития ребенка в 11
месяцев:
—
выполняет различные предметные действия
(катит мячик, баюкает куклу, катит
коляску, сжимает резиновые игрушки,
снимает кольца со стержня пирамидки);
—
вынимает и составляет игрушки в коробку,
ведерко;
—
многократно сбрасывает игрушки или
предметы со стола;
—
разбрасывает вещи и периодически
пытается положить их на место;
—
подтягивает за веревку машинку;
—
проявляет интерес к окружающим людям,
объектов природы, предметов быта, вещей,
приборов.
Показатели
познавательного развития ребенка в 12
месяцев:
—
хватая кубик, открывает руку зависимости
от величины объекта;
—
хватает одной рукой два кубика, может
принять одновременно двумя руками три
кубики; пытается поставить один кубик
на другой;
—
протягивает руку с игрушкой взрослому,
отпускает ее;
—
различает предметы по форме, величине;
—
после показа взрослого самостоятельно
пьет из чашки, пытается есть ложкой;
—
по просьбе взрослого приносит знакомые
предметы, игрушки;
—
различает разную тональность требований
взрослых.
Источник
Критерии оценки уровня познавательного развития
Каждый ребенок обследуется по следующим параметрам:
Ознакомление с окружающим миром.
Речевое развитие.
Элементарные математические представления.
Конструктивная деятельность.
Развитие восприятия.
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие мышления.
Развитие мелкой моторики.
5 баллов
Высокий уровень
Представления об окружающем мире достаточно развернуты. Сенсорные эталоны сформированы. Элементарные математические представления соответствуют возрасту. Речь правильная отчетливая. Внимание устойчивое, память хорошая, обобщающие понятия имеются, выделяет лишнее. Уверенно владеет карандашом и ножницами. Задания выполняет самостоятельно.
4 балла
Уровень выше среднего
Представления об окружающем мире достаточно прочные, но ограниченные непосредственным окружением, сенсорные эталоны и элементарные математические представления в основном сформированы. Имеются нарушения в звукопроизношении (ФФН). Память хорошая, внимание устойчивое. Обобщающие понятия имеются, выделяет лишнее. Карандашом и ножницами владеет с напряжением. Все задания в основном выполняет правильно, ошибки исправляет самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
3 балла
Средний уровень
Представления об окружающем мире есть, путается в понятиях, сходных по родовому свойству. Сенсорные эталоны сформированы частично. Элементарные математические представления в стадии формирования. Зрительная память развита лучше, чем слуховая. Обобщает, выделяет лишнее, может дать объяснение по наводящим вопросам. Наблюдается системное нарушение речи (ОНР III уровень). Навыки работы карандашом и манипуляции недостаточно развиты. Задания выполняет с ошибками, которые исправляет с помощью взрослого, темп выполнения замедлен.
2 балла
Уровень ниже среднего
Нет прочных знаний об окружающем мире. Сенсорные эталоны сформированы частично. Элементарные математические представления не сформированы. Плохая зрительная и слуховая память, затрудняется в обобщении и классификации. Четвертый лишний не выделяет. Системное нарушение речи (ОНР II уровень). Навыки работы карандашом и манипуляции с предметами не сформированы. При выполнении задания требуется значительная помощь со стороны взросло, часть заданий недоступна, даже после использования приема «разбор образца».
1 балл
Низкий уровень
Представления об окружающем мире не сформированы, плохая зрительная и слуховая память, обобщения отсутствуют. Системное нарушение речи (ОНР I уровень). Мелкая моторика не сформирована. Организующая, стимулирующая помощь малоэффективна.
Критерии оценки эмоционально-волевой сферы
Исследуются следующие личностные и психологические особенности ребенка:
Сотрудничество со взрослыми (общительность, контактность).
Характер познавательной деятельности:
— интерес к занятию;
– целенаправленность;
— наличие самоконтроля;
— критичность в оценке своей деятельности;
— эмоциональная устойчивость поведения.
Игра, взаимоотношения со сверстниками.
5 баллов
Высокий уровень
Ребенок общительный, активный. Охотно играет со сверстниками, выполняет правила игры. Проявляет познавательный интерес к различным видам деятельности, проверяет результат, сам придумывает трудности в работе. Эмоционально стабилен.
4 балла
Уровень выше среднего
Ребенок общительный, играет со сверстниками, но не всегда подчиняется правилам игры. Проявляет познавательный интерес к большинству видов деятельности, проверяет результат. Однако в процессе деятельности иногда отвлекается. При возникновении трудностей нуждается в поддержке. Преобладает эмоциональная стабильность.
3 балла
Средний уровень
В контакт вступает с трудом, требуется значительная активизация, побуждение. Игровой процесс примитивен, в играх выполняет второстепенные роли или просто мешает другим. Познавательная деятельность хаотична, непродуманна, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, обучающая помощь малоэффективна. Наблюдается неустойчивость эмоциональных реакций.
2 балла
Уровень ниже среднего
Общение избирательное, играет со сверстниками, но иногда требуется дополнительная стимуляция для вовлечения в игру. Познавательный интерес снижен. Цель деятельности удерживает с трудом, при выполнении задания недостаточно активен и самостоятелен, требуется внешняя стимуляция и постоянный контроль. Импульсивен.
1 балл
Низкий уровень
Отказывается от общения с детьми и взрослыми. В играх детей участие не принимает, является пассивным наблюдателем. Познавательный интерес к чему-либо не проявляет, даже простые целенаправленные действия ребенку не доступны. Эмоционально пассивен, инертен.
Источник
Возрастные показатели познавательного развития ребенка дошкольного возраста
2-3 года
Отбирает и группирует предметы по их свойствам (цвет, величина) |
Выполняет сенсорно-ориентировочные действия практическим способом |
Выполняет сенсорно-ориентировочные действия зрительным способом |
Переносит способы действия в новую ситуацию |
Имеет представление о предметах обихода (мебель, посуда, одежда), особенностях их применения |
Имеет представление об зависимости роста растений от воды, тепла |
Имеет представление о строении тела кошки, собаки, способах их передвижения, поведения |
Конструирует по замыслу постройки, умеет подбирать для нее необходимые детали |
Строит по образцу взрослого, обыгрывает постройки |
3-4 года
Имеет представление о предметах обихода (мебель, посуда, одежда, обувь), знает их названия, из каких материалов они сделаны |
Имеет представление о видах транспорта (машина легковая и грузовая, автобус и т. п.). |
Отмечает простейшие закономерности и зависимости: если идет дождь – нужно надеть непромокаемую одежду или взять зонт, если темно – нужно зажечь свет, если одежда порвалась – ее нужно зашить и т. д. |
Проявляет интерес к живой и неживой природе |
Играет в подвижные и дидактические игры, отражающие представление о природе(изображает животных, падающие листья) |
Имеет представление о значении природы в жизни человека (вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно поливать и т. п.). |
Владеет элементарными навыками наблюдения за животными растениями (так, чтобы не помешать и не причинить им вред) |
Выражает в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру |
Устанавливает равночисленность групп предметов путем составления пар; выражает словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну. |
Находит общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов, и находит «лишний» предмет. |
Имеет представление о понятиях «один» и «много», находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет. |
Уравнивает количество предметов в группах двумя способами: убирая из группы, где их больше, либо прибавляя к группе, где их меньше |
Имеет первичные представления об образовании числа, соотношении предыдущего и последующего числа |
Считает в пределах 3 в прямом порядке, при пересчете согласовывает в роде и падеже существительное с числительным |
Имеет представление о пространственных отношениях «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий –низкий», «широкий – узкий», узнает и называет размеры предмета относительно других (самый большой, поменьше, самый маленький) |
Сравнивает два предмета непосредственно по длине, высоте, пользуясь приемами наложения и приложения |
Знает круг, треугольник, шар. Находит сходные формы в окружающих предметах |
Различает правую и левую руку |
Ориентируется в расположении частей своего тела; различает пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева |
В простейших случаях устанавливает последовательность событий, различает части суток: утро – день – вечер –ночь. |
Конструирует постройки (мост, дорога) из одинаковых и разных деталей |
Обыгрывает постройки |
4-5 лет
Выделяет признаки сходства и различия предметов, объединяет предметы в группу по общему признаку; выделяет части группы; находит «лишние» элементы; выражает в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме |
Сравнивает группы предметов на основе составления пар, выражает словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше) |
Считает в пределах 8 в прямом порядке |
При пересчете согласовывает существительное с числительным в роде и падеже и относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе. |
Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 8, опираясь на наглядность. |
Отсчитывает предметы из большего количества по названному числу |
Имеет первичные представления о числовом ряде и порядковом счете |
Сравнивает предметы по длине, ширине, высоте, толщине непосредственно (с помощью наложения и приложения), раскладывает до 5 предметов в возрастающем порядке и выражает в речи соотношение между ними |
Использует термины: «толще-тоньше», «одинаковые по толщине», «шире-уже», «выше-ниже» и т. д. |
Знает геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Знает объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида. |
Находит в окружающей обстановке предметы данной формы |
Умеет устанавливать пространственные отношения: впереди – сзади – между, внутри-снаружи, справа – слева, вверху – внизу |
Умеет устанавливать временные отношения: раньше– позже, сначала-потом |
Умеет двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе |
Имеет первичные представления о плане-карте, ориентируется по элементарному плану |
Имеет представления детей о частях суток, умеет устанавливать их последовательность |
5-6 лет
Выделяет группы предметов или фигур, обладающих общим свойством и выражает в речи признаки сходства-различия предметов/групп предметов |
Устанавливает взаимосвязь между частью и целым |
Умеет обозначать свойства фигур с помощью знаков (символов) |
Определяет равные и неравные группы предметов, записывает отношения между ними с помощью знаков = , ≠ |
Считает до 10 в прямом и обратном порядке |
Соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов |
Правильно пользуется количественным и порядковым числительными |
Знает число ноль, соотносит цифру 0 с отсутствием предметов |
Сравнивает на наглядной основе группы предметов по количеству, пользуется знаками <, > |
Отвечает на вопросы: «На сколько больше (меньше)?» |
Умеет использовать знаки + и – для записи сложения и вычитания |
Складывает и вычитает числа в пределах 10 с опорой на наглядность |
Составляет простейшие задачи в одно действие по картинкам в пределах 10 |
Измеряет длину, высоту предметов с помощью условной мерки |
Измеряет объем сосудов с помощью условной мерки |
Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и называет их |
Знает объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида, называет их и находит сходные формы в окружающей обстановке |
Умеет устанавливать пространственные отношения: впереди – сзади – между, внутри-снаружи, справа – слева, вверху – внизу |
Умеет устанавливать временные отношения: раньше– позже, сначала-потом |
Умеет ориентироваться на листе бумаги: вверху-внизу, справа-слева, в верхнем правом (нижнем левом) углу, посередине, внутри-снаружи. Выражает в речи местонахождения предметов |
Определяет положение предмета по отношению к другому предмету |
Умеет двигаться в заданном направлении |
Называет части суток: утро, вечер, день, ночь и последовательность дней в неделе |
6-7 лет
Выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов и их групп |
Объединяет группы предметов, разбивает их на части по заданному признаку |
Устанавливает взаимосвязь между частью и целым |
Считает до 10 в прямом и обратном порядке |
Умеет строить графические модели чисел до 10, называет предыдущее и последующее число, сравнивает рядом стоящие числа |
Сравнивает на наглядной основе числа, записывает результат сравнения с помощью знаков =,≠ >,< |
Имеет представление о составе чисел первого десятка |
Решает на наглядной основе задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 |
Измеряет длину с помощью мерки |
Измеряет ширину с помощью мерки |
Измеряет высоту с помощью мерки |
Измеряет объем (вместимость) с помощью мерки |
Имеет представления о способах измерения массы и ее сравнения |
Знаком с общепринятыми единицами измерения величин: сантиметр, литр, килограмм |
Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и называет их |
Знает объемные формы: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида, называет их и находит сходные формы в окружающей обстановке |
Имеет первичные представления о многоугольнике, параллелепипеде (коробке) и их элементах и находит предметы данной формы в окружающей обстановке |
Умеет устанавливать пространственные отношения: впереди – сзади – между, внутри-снаружи, справа – слева, вверху – внизу |
Ориентируется на листе бумаги в клетку |
Ориентируется в пространстве, в том числе, с помощью плана |
Устанавливает последовательность событий, определяет и называет части суток, последовательность дней в неделе и месяце в году |
Пользуется часами (в элементарных случаях) для определения времени |
Источник