Конфликты ребенок с отклонениями в развитии
Особое место в изучении межличностных отношений занимают конфликты, так как они препятствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, негативно влияют на взаимодействие людей в ходе различных видов деятельности. Конфликты характеризуются отсутствием сотрудничества, возникновением конфронтаций. При отсутствии согласия между сторонами в процессе взаимодействия возникает межличностный конфликт, сопровождающийся взаимными обвинениями и появлением негативных эмоций.
В междисциплинарном обзоре по исследованию конфликтов А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым выделяются одиннадцать областей, где феномен конфликтности является предметом изучения: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки. При этом конфликтное поведение можно обозначить как поведение субъекта, направленное на утверждение своих интересов и ограничение (недопущение реализации) интересов другой стороны, которое реализуется через активные действия против оппонирующей стороны [1].
Возникновение конфликта, безусловно, связано с противоречиями, характеризующимися неудовлетворенностью каких-либо потребностей, несовместимостью интересов, норм и идеалов обеих конфликтующих сторон. Конфликты зарождаются на базе антагонизмов, неприятия противоположной системы ценностей, негативного предубеждения по отношению к оппоненту [2]. Важным аспектом конфликтного является осознанное противоборство оппонентов, стремящихся реализовать свои цели. Это негативная сторона конфликта, которая способствует отсутствию сотрудничества между конфликтующими сторонами и возникновению между ними недопонимания, ухудшению социального климата в группе, снижению успеваемости в учебной деятельности. Если рассматривать феномен конфликта с другой позиции, то можно увидеть и конструктивную сторону. С её помощью имеется возможность диагностировать сложившиеся отношения в группе и стимулировать появление новых систем отношений, объединять участников группы, также способствовать формированию лидерских способностей, стимулировать развитие разных сторон личности [3].
Особый интерес представляют педагогические конфликты, возникающие в образовательной среде в результате педагогического, воспитательного, и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, сопровождающегося изменением психологического и эмоционального климата. Педагогический конфликт можно рассматривать с разных позиций: с позиции педагога, учащихся и родителей. Конфликты с позиции учеников связаны с их индивидуальными и психологическими различиями, разной реакцией на происходящее, недопониманием действий учителя и сверстников. Разрешение педагогических конфликтов в сфере «ученик-ученик» требует от педагога особых компетентностей. В большей степени эта проблема затрагивает категорию аномальных школьников, то есть детей с особыми воспитательными и образовательными потребностями. Дети с особыми образовательными потребностями – это группа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то есть дети, «состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания». Обучающиеся с ОВЗ это неоднородная группа, включающая в себя детей с различными нарушениями:
— слуха;
— зрения;
— речи;
— опорно-двигательного аппарата;
— задержкой психического развития;
— интеллекта;
— эмоционально-волевой сферы (здесь также выделяется детский ранний аутизм);
— множественными нарушения развития [4].
В нашей статье мы будем рассматривать детей с нарушениями в психическом развитии, так как среди неуспевающих детей, встречающихся в массовой школе и испытывающих затруднения в освоении учебной программы, трудности в обучении обусловлены временной задержкой психического развития (ЗПР). Понятие «задержка психического развития» было предложено Г.Е. Сухаревой. Оно употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также к детям длительно находящимися в условиях социальной депривации. Эта определенная группа детей, которых нельзя отнести к умственно отсталым детям, потому что задержка психического развития является следствием временных и мягко воздействующих факторов и может иметь обратимый характер.
Проблема социализации детей данной категории заключается в нарушениях в связи с миром, ограниченном взаимодействии с природой, а также в недоступности ряда культурных ценностей, а главное – трудности в получении общего среднего образования. Это все говорит об актуальности создания благоприятных условий вхождения и функционирования детей с особыми образовательными потребностями. Как правило, трудности, мешающие нормальной интеграции, имеют комплексный характер, а также обусловлены биологическими, психическими и социальными предпосылками. Интеграция детей с временной задержкой психического в образовательную среду требует создания специального коррекционного климата, сообразного возможностям ребенка с ОВЗ. Основная проблема интеграции – это отклонение в нормальном становлении личности, которое заключается в нарушениях эмоционально-волевой сферы, социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, снижении самоорганизованности и целеустремленности.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы является важной причиной, влияющей на коммуникативное взаимодействие младших школьников с ЗПР. Эмоциональное развитие такого ребенка имеет свои особенности: незрелость и неустойчивость эмоционально-волевой сферы, несконцентрированность внимания, трудность в установлении коммуникативных контактов, проявление эмоциональных расстройств (страх, тревожность, аффективные действия). Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться по-разному: от повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, до заторможенности, застенчивости, робости. Незрелость эмоций приводит к трудностям в социальной адаптации ребенка и возникновению конфликтов, которые усиливаются наличием дефекта [4, 5].
Как говорилось выше в основе возникновения конфликтов лежат индивидуальные особенности учащихся. В случае с детьми с особыми образовательными потребностями эти особенности более остро, чем у детей с нормальным психическим развитием, влияют на возникновение, протекание и разрешение конфликтов. Наиболее общими отличительными чертами, детей данной категории, представленные А.Я. Анцуповым, являются:
1) физическая беспомощность, изолированность;
2) отсутствие знания о стратегиях поведения в конфликте;
3) завышенная или заниженная самооценка своих способностей или возможностей;
4) неадекватное стремление к лидерству;
5) консервативность в мышлении, взглядах, убеждениях;
6) принципиальность и прямолинейность в суждениях;
7) специфический набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, возбудимость.
Перечисленные А.Я. Анцуповым особенности непосредственно влияют на адаптацию ребенка в школьном коллективе и вне его. В связи с этим возникает необходимость профилактики конфликтов в детской среде. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка с задержкой психического развития адекватным методам урегулирования конфликтных ситуаций, а также создать здоровый социально-психологический климат и такую воспитательную среду, направленную на уменьшение агрессивности и конфликтности, где будут учтены все индивидуальные особенности детей данной категории [6].
Изучение особенностей интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду на сегодняшний день занимает важное в место в педагогической науке, так как это явление мало изучено. Обучение детей с особыми образовательными потребностями реализуется в различных образовательных учреждениях. К ним относятся: специальные образовательные учреждения, коррекционные классы в общеобразовательных учреждениях, а также обычные классы в общеобразовательных учреждениях. Немногочисленные исследования говорят о влиянии разных условий обучения детей с ЗПР на межличностное взаимодействие со сверстниками. Так, дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся в классе с нормально развивающимися сверстниками, характеризуются наиболее ярким неблагополучием в межличностном взаимодействии, но и при однородном составе класса, куда входят только дети с ОВЗ, дети испытывают наличие дискомфорта. Так как у таких детей отсутствует чувство контроля, и они не готовы подчиняться другим, возникают проблемы в межличностном взаимодействии, сопровождающиеся агрессией и конфликтностью. Возникновение конфликтов также связано с низким социометрическим статусом, то есть положением детей в малой группе (классе), тормозящим развитие ребенка. Но и сама социально-психологическая ситуация, в которой обучается и развивается ребенок данной категории, является для него неблагоприятной. Это с одной стороны связано с неготовностью нормально развивающихся сверстников принимать и понимать детей с ОВЗ, а с другой – дети с особыми образовательными потребностями чаще всего имеют негативные установки в тенденции межличностных отношений.
Н.Н. Шешуковой были проведены исследования влияния разных условий обучения на повышение фона конфликтности в классных коллективах. Так в обычных (смешанных) классах повышение фона конфликтности составило 66%, в коррекционно-развивающихся классах – 56%, а в специальных классах – 46%.При этом в классах, где обучаются дети с нормальным психическим развитием, повышение фона конфликтности составляет 40%. Представленные данные еще раз говорят о неблагоприятной позиции детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательных учреждений [7, 8].
Главной задачей профилактики конфликтного поведения детей является создание оптимальных образовательных условий. А.В. Пилипенко в своей работе говорит, что образование детей с особыми образовательными потребностями должно происходить в Коррекционных школах, где им будет оказана квалифицированная психолого-педагогическая помощь:
1) осуществление индивидуального подхода к ребенку при осуществлении образовательной деятельности;
2) чередование умственной и практической деятельности в целях предотвращения появления утомления;
3) использование в образовательном процессе методов, активизирующих познавательную деятельность, способствующих развитию речи, формирующих необходимые навыки учебной деятельности;
4) предусмотрение проведения подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечение обогащения детей знаний об окружающем мире в системе коррекционных мероприятий;
5) постоянное проявление внимание коррекции всех видов деятельности детей;
6) проявление особого педагогического такта – поощрение малейших успехов детей, развитие в них веры в собственные силы и возможности.
Создание специальных коррекционно-развивающих условий позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с особыми образовательными потребностями. «Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка» — является главным и необходимым в организации коррекционно-развивающего обучения. Такие коррекционные условия благоприятствуют развитию личности ребенка, а также способствуют выравниванию дефекта [9].
В связи с увеличение количества детей с соматическими и психическими заболеваниями, которые приводят к дезадаптации ребенка, проблема укрепления и сохранения физического, психического и духовного здоровья детей выходит на первый план. Поэтому важное место в профилактике конфликтности занимают здоровьесберегающие технологии, способствующие снижению факторов конфликтности. Такие технологии приводят к развитию позитивных взаимоотношений, созданию благоприятного психологического и эмоционального климата в формальных и неформальных условиях взаимодействия.
Важным звеном профилактики конфликтности в воспитательной и образовательной среде является педагог. Его задача состоит в выборе уместной и оптимальной стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Речь не идет о какой-то конкретной стратегии, педагог должен уметь эффективно пользоваться каждой из них, но при этом использовать их осознанно и анализировать каждое свое действие. Деятельность педагога не должна быть направлена на игнорирование или сглаживание конфликтов. Достижение компромисса, в котором будут учтены реальные потребности детей с ОВЗ, – это самый эффективный способ разрешения конфликтов [10].
На основе сказанного можно сделать вывод, что существенными причинами конфликтного поведения детей с особыми образовательными потребностями, а именно детей с задержкой психического развития, являются наличие индивидуальных особенностей, обремененных наличием дефекта, условия образовательной среды и недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Поэтому создание коррекционно-развивающего климата является главным постулатом в профилактике конфликтности.
Источник
К данной категории относятся дети с временной задержкой психического развития, с астеническими, реактивными состояниями, конфликтными переживаниями. Причины течения данных нарушений разные, но их объединяет следующее: у этих детей нет органического поражения головного мозга.
К категории детей с временной задержкой психического развитияотносятся дети с психофизическим или психическим инфантилизмом и те, у которых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии познавательной деятельности, т. е. произвольного внимания, логического запоминания, пространственных представлений, восприятия, мышления и т. д. Причинами задержки могут быть: токсикоз или нарушение питания матери во время беременности; недоношенность в результате того, что в течение беременности мать перенесла вирусный грипп, малярию, гепатит, брюшной тиф; легкие родовые травмы, асфиксия плода (недостаток поступления кислорода к плоду вследствие перекрута пуповины и т. п.). Если ребенок в первый год жизни переболел диспепсией или дизентерией, у него также может произойти задержка в развитии. Такие дети позже начинают ходить, говорить, обладают малым весом и ростом, у них наблюдаются странности в эмоционально-волевой сфере. В старшем школьном возрасте они сохраняют черты младших дошкольников: ведущим видом деятельности является игра; прослеживается непосредственность в поведении, не развиты навыки самообслуживания.
В дошкольном возрасте эти дети особо не выделяются из общей массы, поскольку им не приходится сталкиваться с твердо регламентированными требованиями, но уже в школе заставляют обращать на себя внимание. Они плохо включаются в учебную деятельность, не воспринимают и не выполняют школьных заданий, ведут себя, как в детском саду. У них отсутствуют школьные интересы, обязательность по отношению к выполнению предложенного задания, они с трудом овладевают навыками письма и чтения, быстро утомляются, страдают головными болями. У детей с психофизическим инфантилизмом нет интеллектуальной недостаточности: они могут понять смысл прочитанного им рассказа, правильно разложить предложенную серию картинок, понять смысл сюжетной картинки. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и при правильном педагогическом подходе трудности в обучении могут быть преодолены.
Как было сказано выше, к категории детей с временной задержкой развития относятся дети, у которых инфантилизм сочетается с некоторой задержкой в развитии познавательной деятельности. У них наблюдается недостаточное общее развитие, что в сочетании с трудностями обучения ошибочно может диагностироваться как олигофрения.
Итак, иногда задержки развития могут касаться только эмоционально-волевой сферы, в других случаях к этому присоединяется и задержка в развитии мышления, но таким детям всегда свойственны черты детей более младшего возраста и при обучении они требуют особого педагогического подхода.
Дети с астеническими состояниями.Всякие неблагоприятные факторы, будь то соматические инфекции, легкие травмы или очень легкие очаговые поражения головного мозга, а также длительные и тяжелые переживания, переутомление в первую очередь влияют на центральную нервную систему и могут вызвать функциональные нарушения психической деятельности. В зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние, различают церебральную и соматогенную астению.
Причина церебральной астении состоит в том, что нарушается циркуляция жидкости в мозге. Это может произойти либо вследствие перенесенного сотрясения мозга, либо воспалительного очага в мозге, даже небольшого, узколокального. При воспалительных мозговых процессах и черепных травмах количество спинно-мозговой жидкости может увеличиться и тогда циркуляция ее нарушается.
Характерной особенностью церебральной астении является нарушение интеллектуальной деятельности при первично сохранном интеллекте. Во время работы у таких детей быстро наступает утомляемость, происходит нервное истощение, возникают головные боли. В результате нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредоточиваются во время выполнения задания либо легко отвлекаются от дела. В поведении это выражается следующим образом: некоторые дети чрезмерно возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны, плаксивы, другие, наоборот, вялы, робки, медлительны, заторможены, неуверенны. Такие дети часто отказываются отвечать на уроке из-за боязни что-то сказать неправильно.
Причинами соматогенной астении являются физическая слабость, соматические заболевании (болезни внутренних органов, сердечно-сосудистой системы), детские инфекционные заболевания.
Особенности астении при заболевании внутренних органов наиболее характерно проявляются у детей с медленно текущей туберкулезной интоксикацией. Это выражается в том, что дети быстро утомляются, у них появляются головные боли, наблюдаются раздражительность, склонность к капризам, слезливость, расстройство сна, снижение аппетита, неустойчивость настроения, малая выносливость, двигательное беспокойство. Эмоциональное состояние у таких детей нестабильное, поэтому они чутко реагируют на неблагоприятную обстановку в классе и дома. В поведении это может проявляться по-разному: одни становятся грубыми, раздражительными, агрессивными, непослушными, другие – застенчивыми, плаксивыми, робкими, третьи – замкнутыми, угрюмыми.
Снижение успеваемости, астенические состояния, трудности в поведении могут возникнуть у ребенка в результате длительного отрыва от школы по причине инфекционных заболеваний, таких, как корь, коклюш, ветрянка, скарлатина, тяжелый вирусный гепатит и др. У таких детей отмечаются не только пробелы в знаниях и физическая слабость, но и изменения в поведении. Они становятся раздражительными, плаксивыми, быстро утомляются, плохо включаются в работу класса. Поэтому надо правильно организовать педагогическое и врачебное сопровождение, которое позволит со временем полностью преодолеть последствия инфекционной астении.
Под реактивными состояниямипонимают нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка в результате травмирующей его психику ситуации. Нервно-психические нарушения при реактивных состояниях у детей проявляются по-разному. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации, длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и индивидуальных особенностей личности. К проявлениям реактивных состояний относятся заикание, тикозные подергивания в разных частях тела, страхи, недержание мочи, а иногда и кала.
При остро действующих травмирующих ситуациях у детей наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, т. е. таких, когда ребенок совершает ряд действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит. Некоторые дети становятся очень суетливыми, совершают бесцельные движения, немотивированные поступки, а другие, наоборот, цепенеют, застывают. В младшем школьном возрасте может наблюдаться временное выпадение некоторых функций, например временная глухота, мутизм (отказ от речи) и т. д. У подростков отмечаются нарушения всей эмоционально-волевой сферы: страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и т. д.
Одной из травмирующих ситуаций, влияющей на поведение и характер ребенка, является энурез (недержание мочи). Данное расстройство в основном возникает у нервных и физически ослабленных детей, переживших длительное нервное напряжение или потрясение, испуг, соматическое заболевание. У них возникает ощущение своей неполноценности, которое также проявляется по-разному. Одни становятся очень робкими, застенчивыми, боязливыми, нерешительными, другие, наоборот, озлобляются, становятся раздражительными и агрессивными. У тех и других иногда бывают страхи, связанные непосредственно с недержанием мочи. Затем появляются другие страхи: темноты, нового дела, новой обстановки, новых людей.
Очень болезненны переживания из-за физических недостатков (хромоты, косоглазия, близорукости, горбатости и т. д.) и нервных проявлений (заикания, нервных подергиваний, страхов и т. д.). При неправильном отношении к ним взрослых у ребенка может возникнуть чувство неполноценности, которое в дальнейшем приведет к замкнутости, нарушениям поведении, а иногда и к снижению успеваемости.
Конфликтные переживания возникают у детей в результате внутреннего конфликта, который тоже может нарушить психическое развитие. Они являются следствием психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или школе. Причиной внутреннего конфликта является тяжелое, длительное по времени переживание, которое в какой-то момент становится для ребенка невыносимым. Затяжной и кажущийся неразрешимым конфликт может привести к изменениям в поведении и характере, а также затормозить умственное развитие ребенка.
Школьные конфликты при своевременном и правильном понимании их взрослыми разрешаются быстрее и безболезненнее, чем семейные. Однако когда школьные конфликты остаются непонятыми учителями и родителями, когда ребенку вовремя не оказывается помощь, его состояние может ухудшиться и привести к уходу из школы или толкнуть на путь асоциального поведения.
Изменения характера и нарушения поведения могут быть следствием воспитания ребенка в дошкольном возрасте, если его излишне балуют, позволяют делать все, что он хочет, выполняют все его капризы и желания. Раздражительность, невыдержанность, нервозность, недостаточная организованность родителей также могут быть причинами негативных проявлений. Как правило, дети копируют поведение старших, что сказывается на их поведении в школе. Трудности в поведении детей могут быть обусловлены неблагоприятной обстановкой дома, когда дети являются свидетелями ссор, скандалов, пьянства. У таких детей нередко создается отрицательное отношение к окружающим, что мешает им наладить контакт в школе и хорошо учиться, несмотря на первично сохранный интеллект. Аналогичные проблемы могут возникнуть и в благополучных семьях, если своевременно не были обеспечены правильное воспитание и соответствующий контроль за ребенком.
Преодоление трудностей в поведении этих детей – дело очень сложное. Прежде всего необходимо, чтобы педагог понимал состояние ребенка, знал причины, вызвавшие это состояние, осуществлял правильный индивидуальный подход к нему, установил эмоциональный контакт с ребенком; включил его во внеклассную работу; строил воспитательный процесс, опираясь на его положительные качества.
В перевоспитании таких детей большую роль играет работа с семьей. Следует проводить с родителями разъяснительную работу: говорить о возрастных особенностях их детей и причинах, вызвавших трудности в поведении. Важно помнить, что нравоучения, жалобы, назидательные мероприятия неэффективны. Необходимо искать к каждому ребенку индивидуальный подход.
Источник