Концепция рубинштейна о психическом развитии ребенка

Концепция рубинштейна о психическом развитии ребенка thumbnail
Концепция рубинштейна о психическом развитии ребенка

ТОП 10:

Основные научные работы С.Л.Рубинштейна (1889 – 1960).

Основы общей психологии (1940).

Бытие и сознание (1957).

Основными особенностями деятельности Рубинштейн считал: социальность, предметность. Социальность проявляется в том, что деятельность осуществляется только субъектом. Это было обозначено при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой). Субъект в своей деятельности обнаруживает и проявляет себя, в ней он созидается и определяется, по направлениям деятельности можно определить и формировать его самого. То есть в отличие от теории интериоризации Л.С.Выготского, по Рубинштейну исходным выступает действие, проникающее в объективную действительность, деятельность выводит человека в мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Деятельность – один из уровней непрерывного взаимодействия человека с миром. И если для Выготского главным моментом, определяющим развитие, выступает знак (различие натуральных и высших функций), то Рубинштейн утверждает, что исходным моментом является деятельность, именно практическая деятельность делает возможным овладение речью, а не знаки порождают человеческие формы поведения.

Предметность деятельности обусловлена тем, что деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее внутренние закономерности, т.е. внешние причины действуют через внутренние условия. Это положение легло в основу предложенного Рубинштейном принципа детерминизма. В качестве внутренних условий выступают аналитико-синтетические акты по соотношению каждого элемента условий и требований задачи. В них отражаются внутренняя работа по анализу задачи, показателем степени проанализированности является возможность использования вспомогательной задачи или прямой подсказки для решения. В связи с этим было сформулировано положение о психическом как процессе, звеньями которого выступают анализ, синтез и т.д. Процессуальность психического – его характерная особенность, т.к. взаимосвязь любого субъекта с объектом непрерывна. Все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности, имеющей многоуровневую структуру. В личности имеются компоненты различной устойчивости и общности (зрение, мотивы деятельности и т.д.), через которые преломляются все внешние воздействия. С.Л.Рубинштейн разделяет деятельность и действие в зависимости от характера мотивации: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает ее в поведение, единицей поведения является поступок, а деятельности – действие.

В качестве основных видов деятельности Рубинштейн выделяет: труд, игру, учение. Задачей психологии Рубинштейн считал раскрытие закономерностей психологического процесса, а специфической психологической проблематикой — саму деятельность и действие как единицу деятельности, связанные с вопросом о целях и мотивах человеческого поведения и деятельности, об их внутреннем смысловом содержании и строении.

Психические процессы зависят от личности. Это выражается в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.

Следующее положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения СЛ. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются,

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

• чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

• что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,

• что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Эти аспекты психического облика личности взаимосвязаны и взаимообусловлены, в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Личность в культурно-исторической теории Льва Семеновича Выготского (1896-1934).

Родился 17 ноября 1896 года в г. Орша. Окончил юридический факультет МГУ и одновременно историко-филологический факультет Народного университета имени А.Л. Шанявского (1917). С 1918 по 1924г. работал в Гомеле. С 1924г. в психологических научных и учебных заведениях г. Москвы (Институт психологии МГУ, Академия Коммунистического Воспитания имени Н.К. Крупской, педагогический факультет 2-ого МГУ и др.)

Основные научные работы Л.С. Выготского: «Сознание как проблема поведения» (1925), «Развитие высших психических функций» (1931), «Мышление и речь» (1934)

Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты).

Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений — целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие — произвольным и т.д. Все ли внутренние процессы — продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, — сперва социальном, потом — психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание».

На основе этой идеи Выготского было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на одновременные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которыми понимались целостные образования и виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем — значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Совместно с учениками Выготский экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе «Мышление и речь», 1934), предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Идеи Выготского используются не только в психологии и ее различных отраслях, но также в других науках о человеке (в дефектологии, языкознании, психиатрии, искусствознании, этнографии).

Рассматривая состояние психологической науки, Л.С.Выготский отмечал, что для отечественной науки характерна закрытость проблемы личности и ее развития. Он выделял четыре основные идеи концепции личности.

Первая идея – идея активности индивида. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперируемого ими субъекта. Орудие рассматривалось как возможная точка приложения сил индивида, а сам индивид выступал как носитель активности. Выготским было открыто развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития к другой. Прежде чем человек начинает оперировать словами у него уже имеется доречевое психическое содержание (элементарные психические функции), которым психологическое развитие придает качественно новое строение (возникают высшие психические функции) и вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных).

Вторая идея – мысль Выготского об основной особенности психических функций человека: их опосредованном характере. Функцию опосредования обеспечивают знаки, с помощью которых происходит овладение поведением, его социальная детерминация. Применение знаков перестраивает психику, усиливая и расширяя систему психической активности.

Третья идея – положение об интериоризации социальных отношений. Акты интериоризации совершаются в процессах общения. Общение рассматривалось как процесс, основанный на интеллектуальном понимании и сознательной передаче мыслей и переживаний с помощью известной системы средств. Социальные отношения несут отпечаток индивидуальности, происходит перенос индивидуальных характеристик, общающихся людей и формирование идеальной представленности их в чужом «Я». В этом Выготский видит отличие обучения от воспитания, так как первое – это трансляция «значений», а второе – «личностных смыслов» и переживаний. В связи с этим он вводит понятие «зона ближайшего развития» для обучения. Под ней имеется ввиду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, раздавая подобную «зону», и ведет за собой развитие.

И четвертая идея – становление личности заключается в переходах между состояниями «в себе», «для других», «для себя бытия». По Выготскому личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Личность как система обнаруживает себя дважды: в первый раз – в актах социально ориентированной активности (в действиях и поступках), второй раз – в завершающих поступок актах, основанных на встречной активности другого лица.

Взгляды Выготского подводят к пониманию личности как особой формы организации взаимной активности данного индивида и других индивидов, где реальное бытие индивида связано с идеальным бытием других индивидов в нем и где в тоже время индивид идеально представлен в реальном бытии других людей (аспекты индивидуальности и персонализации). Таким образом, идеи Выготского, складывавшиеся главным образом в психологии познавательных процессов заложили основу отечественного подхода к пониманию психологии.



Источник

В основе психологической
теории деятельности лежит принцип
марксистской диалектико-материалистической
философии свидетельствующий о том, что
не сознание определяет бытие, деятельность,
а, наоборот, бытие, деятельность человека
определяют его сознание. На основе этого
положения Рубинштейном в 30-е гг. был
сформулирован принципиальный для
советской психологии принцип единства
сознания и деятельности. «Формируясь
в деятельности, психика, сознание в
деятельности и проявляется. Деятельность
и сознание — не два в разные стороны
обращенных аспекта. Они образуют
органическое целое, не тождество, но
единство». При этом и сознание, и
деятельность понимаются Рубинштейном
иначе, чем в интроспективной и
бихевиористской традициях. Деятельность
не является совокупностью рефлекторных
и импульсивных реакций на внешние
стимулы, поскольку регулируется сознанием
и раскрывает его. При этом сознание
рассматривается как реальность, не
данная субъекту непосредственно, в его
самонаблюдении: оно может быть познано
лишь через систему субъективных
отношений, в том числе через деятельность
субъекта, в процессе которой сознание
формируется и развивается.

Данный принцип
разрабатывался эмпирически в обоих
вариантах деятельностного подхода,
однако между ними существовали различия
в понимании этого единства. Леонтьев
считал, что решение Рубинштейном проблемы
единства сознания и деятельности не
выходит за рамки старой раскритикованной
им же самим дихотомии психического,
понимаемого как «явления» и
переживания, и деятельности, понимаемой
как внешняя активность, и в этом смысле
такое единство лишь декларируется.
Леонтьев предложил иное решение проблемы:
психика, сознание «живет» в
деятельности, которая составляет их
«субстанцию», образ является
«накопленным движением», то есть
свернутыми действиями, бывшими вначале
вполне развернутыми и «внешними»…
То есть сознание не просто «проявляется
и формируется» в деятельности как
отдельная реальность — она «встроена»
в деятельность и неразрывна с ней.

Различия между двумя
вариантами деятельностного подхода
отчетливо формулируются в 40-50-е гг. и
затрагивают в основном два круга проблем.

Во-первых, это проблема
предмета психологической науки. Сточки
зрения Рубинштейна, психология должна
изучать не деятельность субъекта как
таковую, а «психику и только психику»,
правда, через раскрытие ее существенных
объективных связей, в том числе через
исследование деятельности. Леонтьев,
напротив, считал, что деятельность
неизбежно должна входить в предмет
психологии, поскольку психика неотторжима
от порождающих и опосредующих ее моментов
деятельности, более того: она сама
является формой предметной деятельности
(по П.Я. Гальперину, ориентировочной
деятельностью).

Во-вторых, споры
касались соотношения собственно
внешнепрактической деятельности и
сознания. По мнению Рубинштейна, нельзя
говорить о формировании «внутренней»
психической деятельности из «внешней»
практической путем интериоризации: до
всякой интериоризации внутренний
(психический) план уже наличествует.
Леонтьев же полагал, что внутренний
план сознания формируется как раз в
процессе интериоризации изначально
практических действий, связывающих
человека с миром человеческих предметов.

Рубинштейн“Основы
общей психологии”. Всякое действие
человека исходит из мотивов и направляется
на цель; разрешает задачу и выражает
отношение человека к окружающему.
Деятельность и сознание образуют
единство. Сам факт осознания своей
деятельности изменяет характер ее
протекания. С другой стороны осознанность
действия зависят от отношения,
складывающегося в ходе самой деятельности.
Определение деятельности невозможно
в отрыве от сознания. Разные движения
могут означать разные поступки. Поведение
человека не сводится к простой совокупности
реакций, оно включает систему сознательных
действий, которое отличается от реакции
иным отношением к объекту. Действие —
сознательный акт деятельности, который
направляется на объект. Действие
становиться поступком по мере того, как
его отношение к субъекту поднялось в
план сознания и превратилось в сознательное
отношение. Единство сознания и поведения
раскрывается в самом их содержании —
единство сознания и бытия. Осознание
моих собственных переживаний совершается
через раскрытие их отношений к внешнему
миру. Через деятельность субъекта его
психика становиться познаваема для
других. Для познания психики нужно
исходить из принципа единства внутренних
и внешних появлений. Психическое
переживается субъектом как непосредственная
данность, но познается лишь опосредованно
— через отношение к объективному миру.
Деятельность — взаимодействие субъекта
с окружающим миром; это процесс, через
который реализуется отношение человека
к окружающему миру. Виды человеческой
деятельности определяются по характеру
основного продукта, который создается
в деятельности и является ее целью:
практическая (трудовая) и
теоретическая(познавательная)
деятельность.

В результате всякого
псих. процесса как деятельности мозга
формируют чувственный образ. Он не
существует вне этого процесса. Всякий
психический процесс — отражение, образ
вещей и явлений мира, взятые в целостности.
Подлинной единицей сознания является
целостный акт отражения объекта
субъектом.

Леонтьев А.Н. в
своих трудах развивал общее понятие о
деятельности. Он разработал
общепсихологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной
науки. Главным трудом, раскрывающим
суть деятельностного подхода, стала
работа Леонтьева≪Деятельность.
Сознание. Личность≫.
В своей теории деятельности Леонтьев
выдвигал следующие научные идеи.

1. Деятельность есть
процесс, осуществляющий жизнь субъекта,
и его целью является удовлетворение
предметных потребностей субъекта.

2. Предметные потребности
определяются как внутренние состояния
организма.

3. Развитие деятельности
приводит к возникновению психического
отражения реальности в ходе эволюции,
т. е. деятельность порождает психическую
жизнь.

4. Деятельность, помимо
объективного отражения реальности,
переводит образ в объективно-предметную
форму, которая может быть вещественной
или идеальной (т. е.

нематериальной). Язык
является формой отражения образа в
индивидуальном сознании.

5. Существует несколько
стадий развития психики в онтогенезе:

— элементарная
сенсорная психика;

— перцептивная психика
(т. е. формирование образа);

— стадия интеллекта
(т. е. обеспечение ориентации и адаптации
организма в среде).

6. В каждом возрасте
у человека существует ведущая деятельность.
(Это положение послужило основой для
созданной Д. Б. Элькониным периодизации
психического

развития ребенка).

Психика есть только
у животных и появляется она только у
животных. Растениям психика не требуется,
у них есть раздражимость. Раздражимость
он рассматривает, как свойство организма
реагировать на биологически значимые
(биотические) воздействия, непосредственно
связанные с жизнедеятельностью.
Чувствительность определяется, как
свойство реагировать на воздействия,
сами по себе, не несущие биологической
значимости (абиотические), но сигнализирующие
организму о связанном с ними биотическом
воздействии, что способствует более
эффективной адаптации.

Стадии развития
психики:

— сенсорная: простая
деятельность соотв. восприятие свойств
объекта. Пр.: креветка.

— перцептивная: —
разнообразная среда соотв. восприятие
объектов. Пр.: курица.

— интеллект: сложная
среда, сложная деятельность – восприятие
отношений. Пр.: обезьяна.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник