Концепция рекапитуляция в психическом развитии ребенка

Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии
Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или натуралистский, подход. К числу его сторонников принадлежат психологи разных школ в психологии (интроспекционизм, бихевиоризм, психоанализ и др.); видными представителями были С. Холл, К. Бюлер, В. Штерн, Э. Клапаред, А. Гезелл, З. Фрейд и другие. Данное направление составляют различные теоретические течения: теория рекапитуляции, нормативный подход, теория трех ступеней, теория конвергенции двух факторов. Однако при всех различиях эти теории объединяет общий взгляд на процесс психического развития человека как биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам.
Первой теорией, объясняющей процесс психического развития, стала теория рекапитуляции, которую сформулировали С. Холл и Д. Болдуин. Фундамент этой теории составляет биогенетический закон Э. Геккеля, который гласит, что онтогенез (развитие отдельного индивида) является кратким повторением филогенеза (истории развития всего вида). Применительно к детской психологии этот закон утверждает, что в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род.
При этом С. Холл считал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить какую-то стадию своего развития ребенок не может. Онтогенетическое развитие рассматривалось как биологически детерминированный процесс. С. Холл выявил и механизм перехода с одной стадии на другую: так как реально ребенок не может прожить те же ситуации, которые переживало человечество в своей истории, то переход от одной стадии к другой осуществляется им в игре.
Теория рекапитуляции была достаточно популярна в конце XIX – начале ХХ в.; с некоторыми модификациями она разрабатывалась и другими психологами. Д. Болдуин считал, например, что онтогенетическое развитие не является полным повторением филогенеза и человеческой истории – в нем есть «пропущенные главы».
Немецкий психолог К. Гросс, разрабатывая проблемы детской игры, исходил из положения, что игра обращена не к прошлому, а к будущему. Игра является школой подготовки организма к жизненным испытаниям, она упражняет функции для будущего, служит целям биологического приспособления.
С. Холл является основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т. е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, педология была призвана объединить все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Педология завоевала популярность во всем мире: ее привлекательность была связана с ориентированностью на практические нужды педагогики. В реальной педагогической практике учителя и воспитатели имеют дело с целостным ребенком, в единстве его физических, психических и социальных качеств. Именно такой комплексный подход к изучению ребенка и процессов его развития провозглашала педология. Однако идея создания комплексной науки о ребенке оказалась нереализованной.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Теория развития способностей в отечественной психологии
Для того чтобы инициатива ребенка была адекватной, она должна вписываться в контекст той культуры, которая поддерживается взрослыми, и в которой проходит жизнь ребенка. В качестве инструмента анализа культуры
Теория привязанности
1) Боулби Дж. «Привязанность». – М.: Гардарики, 2003.2) Боулби Дж. «Создание и разрушение эмоциональных связей». – М.: Академический проект, 2004.3) Бриш Карл. «Теория привязанности и воспитание счастливых людей». – Теревинф, 2014.4) Бриш Карл. «Терапия
Демократическая концепция образования[28]
<…> Объявляя образование социальной функцией, обеспечивающей руководство молодыми и их развитие посредством участия в жизни группы, к которой они принадлежат, мы, по существу, утверждаем, что оно будет отличаться в
Дневники наблюдений – начало детской психологии
Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине XIX в. К середине века в науке, в первую очередь благодаря работам Г. В. Ф. Гегеля и
Развитие экспериментальной детской психологии
Новый этап в развитии детской психологии связан с началом экспериментальных исследований детей. Основанная В. Вундтом в 1879 г. психологическая лаборатория в Лейпциге вселила уверенность в возможности использования
3.3. Общая теория психического развития в советской психологии
Культурно-историческое учение о природе психического
Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике выступило культурно-историческое
1.2.4. Когнитивные теории личности (теория понятийных систем О. Харви, Д. Ханта и Г. Шродера и теория личностных конструктов Дж. Келли)
В когнитивных теориях личности в качестве основного выступало положение о том, что искать объяснение личностным чертам и своеобразию
Теория речевой деятельности и интегративная теория речи
Итак, выводя речь за рамки понятия «речевая деятельность», а психолингвистику за рамки понятия «теория речевой деятельности», прибегнем к чуть более детальному объяснению такой точки зрения.Согласно А. Н.
Психолингвистика или лингвистическая психология – концепция единой науки
В этой главе мы представляем междисциплинарный взгляд на психолингвистику как современную науку, рассматривая ее, в духе нового времени, в концептуальном синтезе с психологией речи.Нам созвучны
О соотношении обучения и развития в ракурсе детской психологии и акмеологии
«Никакой метод обучения не может быть научным, если в основе его не лежит цель развития способностей свободного ума», – писал выдающийся швейцарский лингвист и педагог конца XIX – начала XX века
Концепция уровня потребностей
Всем младенцам нужно, чтобы их брали на руки, кормили, гладили, а также оказывали им чуткую заботу всеми прочими способами, но некоторым нужно больше, чем остальным, и некоторые младенцы выражают свои потребности сильнее. Именно тогда, когда
Теоретическая база
В младших классах (и не только) при планировании домашних заданий следует учитывать прочие временные потребности детей. В раннем возрасте домашние задания оказывают слабое влияние на успеваемость. Результатом чрезмерного количества домашних заданий
Источник
Рекапитуляции теория (от лат. recapitulatio — сжатое повторение) в психологии и педагогике _ концепция психического развития, рассматривающая становление индивидуального сознания как сокращённое воспроизведение исторических этапов развития сознания человеческого рода. Идея повторяемости возникла в античной философии, высказывалась философами средневековья и была сформулирована в нач. XIX в. Г. В. Ф. Гегелем [9].
В XIX аналогичная повторяемость была сформулирована Э. Геккелем в форме биогенетического закона, согласно которому развитие зародышей живых организмов кратко повторяет становление всего данного вида (онтогенез повторяет филогенез). Это были попытки использовать биогенетический закон для объяснения смены стадий в развитии психических функций. Идея повторения ребёнком в его психическом развитии стадий культурно-исторического развития человечества стала центральной в ряде систем генетической психологии (Г. С. Холл, Дж. М. Болдуин и др.).
Разрабатывались теории «формулы повторения». Так, В. Штерн выделял в детстве фазы, соответствующие эпохам эволюции и истории человечества. В первые полгода жизни ребёнок стоит на ступени низших млекопитающих (преобладание рефлексов, низших функций); во вторые полгода он достигает ступени развития высших млекопитающих — обезьян (хватание, подражание); со второго года он вступает в эру собственно человеческой истории (вертикальная походка, речь), которую он «пробегает» по ступеням первобытно примитивной культуры (следующие 5 лет _ возраст игр и сказок), античности (первые школьные годы), христианства (средние школьные годы) и современности (этап полового созревания).
Дж. Гетчинсон различал этапы индивидуального развития по аналогии со способами добывания пищи человеком: собирательство (до 5 лет), охота (до 12 лет), пастушество (9-14 лет), земледелие (12-16 лет), промышленность и торговля (14-20 лет).
Л. С. Выготским были проанализированы основные теории повторяемости (кон. XIX — 1-й четв. XX вв). Им были выделены следующие 4 направления [22].
Теория рекапитуляции (С. Холл и его школа) использовала прямую аналогию с биогенетическим законом и рассматривала развитие ребёнка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой.
Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогий между развитием индивида и рода не автоматическим повторением, а действием одинаковых причин, определяющих оба процесса. В филогенезе и онтогенезе действуют два основных фактора _ случайная вариация и отбор полезного, определяющих приобретение того или иного свойства.
Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П. П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов, в основе которых лежит один и тот же процесс органического развития. В обоих рядах обнаруживаются сходные черты, присущие всякому процессу развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней _ от примитивных и обобщённых форм к сложным и дифференцированным.
Теория социогенеза (А. Б. Залкинд, К. Н. Корнилов, А. П. Пинкевич) исходила из социальной обусловленности биологии человека и отрицала автоматическую связь развития ребёнка с прошлым человечества.
Оценивая различные подходы в русле теории повторяемости, Л. C. Выготский полагал, что биогенетический закон не следует ни игнорировать, ни придавать ему универсальное значение
В мировой психологии начиная с 30-х гг. появились теории, основанные на принципиально иных позициях. Переосмысление идей параллелизма сочеталось с появлением новых попыток зарубежных и отечественных учёных объяснить общность логики развития сознания у ребёнка и в истории общества (Э. Клапаред, Л. И. Бондаренко, И. Г. Белявский, В. А. Шкуратов и др.).
В настоящее время проблема повторяемости снова приобретает научное значение в связи с общим подъёмом культурологических исследований и попытками использовать их результаты в изучении онтогенетического развития человека [22].
Источник
(от
лат.
recapitulatio — сжатое повторение) в психологии и педагогике
— концепция психического развития, рассматривающая становление индивидуального сознания как сокращённое воспроизведение (повторение) исторических этапов развития сознания человеческого рода. Идея такой повторяемости возникла в античной философии (Платон и др.), высказывалась философами Средневековья и была сформулирована в начале 19 в. Г. Гегелем в «Феноменологии духа». В отечественной философии проблему повторяемости в развитии сознания разрабатывали Б.М. Кедров (связывал её с соотношением логического и исторического в формах культуры) и Э.В. Ильенков (в его концепции понятия идеального и культуры соотнесены с категориями логического и всеобщего). Идею о параллелизме между развитием ребёнка и развитием человеческого рода использовал в педагогическом аспекте И.Ф. Гербарт, обосновывая культуросообразность воспитания. В 19 в. аналогичная повторяемость была сформулирована Ю. Мюллером и Э. Геккелем в форме биогенетического закона. Л.С. Выготским были проанализированы осн. теории повторяемости, разработанные в конце 19-1-й четверти 20 вв.
Среди мн. попыток определения стадий психического развития ребёнка на основе биогенетического закона им были выделены следующие 4 направления.
Теория рекапитуляции (Г.С. Холл и его школа) использовала прямую аналогию с биогенетическим законом и рассматривала развитие ребёнка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено осн. линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой.
Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогий между развитием индивида и рода не автоматическим повторением, а действием одинаковых причин, определяющих оба процесса.
Теория соответствия (Э.
Клапаред, К. Коффка, П.П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов, в основе которых лежит один и тот же процесс органического развития. В обоих рядах обнаруживаются сходные черты, присущие всякому процессу развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней — от примитивных и обобщённых форм к сложным и дифференцированным.
Теория социогенеза (А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилов, А.П. Пинкевич) исходила из социальной обусловленности биологии человека и отрицала автоматическую связь развития ребёнка с прошлым человечества.
Оценивая различные подходы в русле теории повторяемости, Выготский полагал, что биогенетический закон не следует ни игнорировать, ни придавать ему универсальное значение. В собственной культурно-исторической теории Выготский отвёл решающую роль в процессе развития ребёнка его «социальному сотрудничеству» со взрослым. Вместе с тем при выявлении происхождения психических функций у ребёнка (внимания, памяти и пр.) он использовал материалы их исторического социогенеза. Фактически он проводил параллель между онтогенезом и историей, не оформив такую параллель в развёрнутую теорию. Развитие идей Выготского его последователями (А.Н. Леонтьев и др.) углубило эту параллель. В мировой психологии, начиная с 30-х гг., интерес к биогенетическому параллелизму стал угасать, появились теории, основанные на принципиально иных позициях.
В настоящее время проблема повторяемости снова приобретает научное значение, но уже не в контексте биогенетического закона, а в связи с общим подъёмом культурологических исследований (М. Вартовский, К.Гирц, В.С. Библер и др.) и попытками использовать их результаты в изучении онтогенетического развития человека (Д. Брунер, М. Коул и др.). Идея о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры находит, в частности, воплощение в концепции «школы диалога культур». Наметились тенденции разработки современного варианта полидисциплинарной Р.т., имеющего важное значение для теории и практики образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 237-238)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.
Источник
Общие закономерности психического развития по Л.С.Выготскому.
Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон. Первый из них — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы
развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
2-й закон. Второй закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
3-й закон. Третья особенность — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4-й закон. Четвертая особенность — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Периоды детского развития. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л. С. Выготского имеет следующий вид: кризис нрворожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.
3 вопрос
Биогенетический принцип в психологии. Концепция рекапитуляции.
Большое влияние на возникновение первых концепций возрастного развития оказала теория Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов психического развития.
К числу ранних психологических теорий относится теория концепции рекапитуляции. Э Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Стенли Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Холл считал, что страхи, которые испытывает ребенок во сне ‑ это атавизм, что игра ребенка ‑ это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и бесполезных функций, он также предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которое проходило изобразительное творчество в истории человечества.
Эти положения С. Холла, естественно вызвали критику у многих психологов. Так, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что взрослый человек ‑ это вполне созревший индивид, который вступает с природой в совсем другие отношения, нежели ребенок. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен.
Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. В концепции С. Холла впервые была сделана попытка показать, что между истерическим и индивидуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена.
Теория рекапитуляции не долго оставалась в центре внимания ученых, но идеи Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников ‑ А. Гезелла и Л. Термена.
4 вопрос
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник