Концепция ребенке и раннем развитии

Концепция ребенке и раннем развитии thumbnail

КОНЦЕПЦИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

При всей безобидности и кажущейся отдаленности именно проблемы материнства и детства имеют прямое отношение к экономической, политической и культурной жизни России. По своей сути они связаны с сохранением национального генофонда, поэтому должны быть приоритетно выделены, оперативно и социально-грамотно решаемы.

Последнее возможно на основе анализа разных сторон социальной практики, имеющей прямое отношение к обеспечению психофизического благополучия материнства и детства.

Современные родители испытывают большие трудности в экономическом отношении: состояние здоровья членов семьи, их трудовая занятость, малая материальная обеспеченность. Многие семьи остро нуждаются в социальной помощи государства, в частности в общественном воспитании детей. Для малышей из этих семей, а они составляют большой процент детского населения, необходимы ясли, полнодневные группы раннего возраста в ДОУ и даже круглосуточные детские учреждения.

Растущая потребность населения в ясельных группах требует не только социально-грамотного решения проблемы воспитания детей раннего возраста, но и современного подхода к ней, обновления педагогической системы. Вопрос ставится о культуре воспитания, качестве жизни детей в условиях семьи и детского учреждения.

Известно, чем младше ребенок, тем более он отличен от взрослого. Как писал , выдающийся отечественный психолог, душевная жизнь младенца «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе». (Выготский, Л. С. Младенческий возраст // Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 281.)

Ранняя социализация ребенка проходит по законам развивающейся отражательной способности мозга ребенка и фор­мирующейся на ее основе особой форме поведения — подражании.

Отражая социальный мир, ребенок копирует, творчески имитирует мимику, жесты, артикуляцию, интонации голоса, звуков, слова, действия, эмоции, поведение взрослых, нахо­дящихся рядом с ним. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития малыша.

Социальная среда и общение имеют особое значение для развития и воспитания детей раннего возраста. Рядом с маленьким ребенком должны находиться культурные, педагогически подготовленные люди, отличающиеся высоким гуманизмом и милосердием, живущие по законам совести, добра и красоты, способные заложить в детях доверие к окружающему миру. Эти личностные качества взрослых обычно проявляются далее в их облике и чутко улавливаются маленькими детьми.

Сказанное позволяет особо выделить проблему «взрослый-ребенок», потому что она практически связана с реализацией общения в системе двусторонней связи. Со стороны ребенка это чисто человеческая форма активности, выражающаяся в потребности обратить на себя внимание взрослого, заявить о себе, «выразить себя».

Потребность в контактах со взрослым обнаруживается в инициативности малыша (первая улыбка, эмоциональные проявления в «комплексе оживления», ориентировочное действие «взор на лицо взрослого», выразительные жесты и мимика, вокализации и т. п.). Активность самовыражения носит жизнетворческий характер, потому что на каждом этапе своего развития в младенчестве и раннем детстве малыш демонстрирует не только инициативность, но и уровень своей социальной, интеллектуальной и физической готовности. Вместе с тем на фоне общевозрастных проявлений обнаруживается яркая индивидуальность детей в контактах со взрослым (у каждого малыша свои первые слова, свои приемы освоения окружающего, проявления эмоциональной жизни, двигательной выразительности, сенсорной активности и пр.). Это общение со взрослым — жизненно необходимая канва реализации генетической задачи раннего детства — вхождение в социальный мир. Неслучайно движущими силами психического развития в ранний период детства выступает интегративное взаимодействие ребенка с окружающей средой, которое включает развивающее общение со взрослым, окружающий предметный мир и активную деятельность самого малыша, направленную на его познание и освоение.

Эту форму взаимодействия следует рассматривать в системе двусторонней связи — педагогики диалога — на всех этапах раннего онтогенеза. Расслышать, понять малютку и бережно отнестись к нему — задача взрослого.

В условиях общественного воспитания эта задача со стороны педагогического коллектива должна обеспечиваться высоким профессионализмом, позволяющим педагогически грамотно «расшифровать» поведение детей в тот период, когда они еще не вербализуют, т. е. не умеют выразить словом свое физическое состояние, душевные потребности и желания. Развивающее общение взрослого с ребенком имеет свою неповторимую специфику в ранний период жизни ребенка, которая реализуется знанием педагогики раннего детства.

При дефиците общения детей со взрослыми наблюдается отсутствие у них стимула «Я сам!», угасание яркой ориентировочно-исследовательской деятельности, эвристического поведения, элементов творчества. И, наоборот, при благоприятных условиях, уже в самые ранние годы у ребенка наблюдается яркая познавательная деятельность, активность мышления, создаются реальные предпосылки творчества.

Все это уже имеет отношение к развитию личности ребенка. Амплификация (обогащение) педагогического процесса в целом направлена на формирование ведущих линий развития детей (речи, наглядно-действенного мышления, развития действий с предметами, формирования познавательных эмоций, сенсорной активности и т. д.).

Следует помнить, что именно в раннем детстве закладывается фундамент общего развития, это стартовый период всех человеческих высот.

Практическая реализация концепции раннего детства связана с идеей семейно-общественного воспитания на основе принципов научности, вариативности, непрерывности и целостности, преемственности.

Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи и детского учреждения, гибкое реагирование на запросы населения (микрорайона, округа) в зависимости от региональных особенностей и социальных потребностей.

Различные типы (модели) учреждений семейно-общественного воспитания выбираются родителями по своему желанию и отличаются разной степенью участия последних в воспитательном процессе, социальным статусом семьи и ее зависимостью от материального благополучия.

Разные формы помощи ухода за детьми могут быть оказаны через общественную форму воспитания: патронаж, прогулочные группы при детских учреждениях, диагностические центры и группы коррекции развития детей, группы развития с кратковременным пребыванием детей в детских учреждениях и т. п.

Вместе с тем следует отметить, что «чистые» ясли остаются классическим вариантом помощи мало обеспеченным родителям: студентам, матерям-одиночкам, многодетным и со­циально-неблагополучным семьям. Ясли оздоровительного типа ориентированы на коррекцию здоровья в зависимости от профиля заболевания ребенка.

Ясельные группы для детей раннего возраста в условиях ДОУ являются основной формой взаимодействия обществен­ного воспитания и семьи. Они достаточно продуктивны в обес­печении психофизического благополучия детей при условии соблюдения гигиенических норм и правил наполняемости, могут иметь круглосуточный 5-дневный режим работы, предусмотренный социальным положением семьи.

Для детей, не посещающих детские учреждения, необходимы педагогические консультативные центры, в которых молодым родителям может быть оказана действенная помощь в воспитании самых маленьких детей в условиях семьи («Материнские школы»).

Медико-психолого-социальные центры необходимы для малышей, имеющих проблемы в развитии и воспитании в условиях семьи и детского сада. Они выполняют роль консультативных, диагностических и коррекционных центров.

Стратегия качественного обновления системы

общественного и семейного воспитания

детей раннего возраста

Задача

Восстановление и качественное обновление системы общественного воспитания детей раннего возраста на основе последних достижений науки и практики.

Цель

Обеспечение качества жизни детей раннего возраста в условиях семьи и детского учреждения. Реализация самоценности первых лет жизни ребенка на основе современных технологий воспитания и развития.

Социальная направленность

Обогащение культуры воспитания детей раннего возраста в семье и обществе — привнесение знаний общечеловеческих ценностей в определении раннего периода детства и востребование их рациональной педагогикой сегодняшнего дня. Сохранение лучших традиций «классической» педагогики прошлого.

Ведущие линии реализации

1) Обеспечение здорового образа жизни. Гарантии здоровья на основе современных технологий воспитания и развития детей раннего возраста (медико-педагогический аспект).

2) Обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского учреждения.

3) Обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского учреждения.

Средства реализации

Развивающее общение. Развивающая среда. Развивающая деятельность.

Принципы реализации

Принцип вариативности. Принцип научности.

Принцип непрерывности и целостности.

Принцип преемственности.

Условия реализации

Детский сад — «открытая система воспитания», реализующая физическое, психическое и эмоциональное благополучие материнства и детства в условиях семьи и детского учреждения.

Стратегия реализации

Взаимодействие на основе педагогического диалога.

Предполагаемый результат

Качественное обновление системы общественного воспитания детей раннего возраста — новый уровень культуры педагогического процесса в целом.

Все общественные учреждения для детей раннего возраста должны выступать проводниками здорового образа жизни, гарантами здоровья, психофизического благополучия, комфорта и духовного развития.

Источник

Если вы решили заняться ранним развитием своего ребенка, позволю себе поделиться с вами некоторыми принципами, следуя которым вам и вашему малышу, возможно, удастся избежать разочарований. То, о чем я буду говорить, может показаться совершенно очевидным, но именно несоблюдение нескольких действительно очень простых правил приводит к тому, что и родители, и дети отказываются от занятий, которые могли бы принести им столько пользы и радости.

Итак, во-первых и в главных. Зачем вам все это нужно. Следует сразу запомнить: раннее развитие — это многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и занятий. Если вы твердо уверены, что раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком; если вы хотите наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества; если вы понимаете, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно, — тогда смело приступайте к делу.

Если ваша задача — получше подготовить вашего кроху к поступлению в престижную школу или (встречаются и такие родители!) обеспечить его успешную карьеру в будущем, не стоит так напрягаться: подготовку к школе спокойно можно начать в 5-6 лет, а раннее развитие вовсе не является гарантией успешной учебы. Скорее наоборот: те качества, которые стремятся воспитать в детях авторы и последователи любых методик раннего развития: самостоятельность мышления, непосредственность восприятия, творческий подход к заданию, — все это отнюдь не приветствуется учителями младших классов даже самых лучших школ: здесь в почете усидчивость, послушание, исполнительность и аккуратность («А что вы хотите? — мило улыбнулась завуч в ответ на мое недоумение по поводу успеваемости моей более чем хорошо подготовленной к школе дочери, — у одаренных детей всегда тройки!»).

Ну, а если в глубине вашей родительской души затаился червячок тщеславия, если вы тайно мечтаете воспитать гения или, по крайней мере, вундеркинда, то лучше сразу остановитесь. Подождите хотя бы неделю, прежде чем начать воплощать в жизнь ваш честолюбивый замысел. Возможно, за это время вам удастся противного червячка придушить. Ведь иначе вместо радостного сотрудничества с малышом, вместо бескорыстного восхищения его совершенно неожиданными успехами ваша и его жизнь превратится в унылую дрессировку, бесконечную подготовку к конкурсам, соревнованиям, концертам и выставкам. Замечу, что если ваш ребенок действительно талантлив, ему тем более вредит преждевременное форсирование и публичная демонстрация его способностей: одаренные дети обладают очень хрупкой нервной системой, и неразумное обращение вкупе с родительскими амбициями легко могут превратить малыша в невротика.

Итак, мы определились с целью. Пришло время поговорить о средствах, а точнее, о методиках. Не стоит начинать занятия, например, по кубикам Зайцева только потому, что соседский Петя занимался и начал читать в два года. Ведь через три месяца вы можете узнать, что Катя из второго подъезда училась по Доману и зачитала в год и десять, а там, глядишь, услышите, что гораздо лучше Вальдорфская педагогика: там читать-писать не учат, зато все замечательно рисуют и на флейтах играют! Ребенку подобные перемены в его жизни крайне вредны: малыши консервативны и предпочитают жить по раз и навсегда заведенному распорядку. Поэтому лучше заранее познакомиться с существующими педагогическими системами (сейчас существует масса литературы, курсы для родителей и т.д.) и выбрать то, что оптимально подходит для вас и вашего малыша. Возможно, это будет сочетание элементов разных, но не взаимоисключающих методик, но лучше продумать это заранее. С другой стороны, если вы начали занятия, а малышу явно некомфортно, не стоит настаивать. Лучше недели на две прекратить заниматься, а потом начать по-новому.

Раннее развитие приемлемо далеко не для всех, поэтому, прежде чем начать экспериментировать, стоит поделиться своими планами с близкими, хотя бы с теми, кто живет вместе с вами. Никакие, даже самые прогрессивные методики не принесут пользы, если над головкой малыша будут постоянно разражаться скандалы. Пусть лучше кроха на год позже научится читать или даже никогда не будет играть на скрипке, чем окажется в эпицентре семейных землетрясений. Если ваши педагогические взгляды очень вам дороги, постарайтесь претворять их в жизнь не слишком стремительно и демонстративно, постоянно обращайте внимание оппонирующей стороны не только на успехи малыша, но и на положительные сдвиги в его характере, здоровье и т.д. Возможно, вы вынуждены целый день работать или учиться, а бабушка, которая сидит с ребенком, наотрез отказывается осваивать кубики Зайцева. Не настаивайте. Лучше будьте благодарны бабушке за то, что она делает, а сами понемногу занимайтесь с малышом вечером или в выходные.

Если вы собираетесь в три-четыре года отдать ребенка в садик, это, конечно, не повод не заниматься с ним до этого дома. Но стоит заранее выбрать детский сад с приемлемой для вас программой и стараться, чтобы домашние занятия не шли с ней вразрез.

И еще раз о тщеславии. Никогда не поддавайтесь соблазну демонстрировать достижения вашего ребенка. Общительный малыш сам с удовольствием покажет, что он умеет, а для застенчивого это будет пыткой. И вообще, почему мы считаем свои правом требовать от ребенка быть этаким аттракционом для родных и знакомых, совершенно не считаясь при этом с его чувствами и желаниями. Представьте себе, что испытали бы вы, потребуй ваша свекровь на званом обеде, чтобы вы встали на стул и пересказали присутствующим текст своего последнего доклада.

Самое главное, не ждать от ребенка немедленных результатов. Плоды ваших занятий могут появиться очень нескоро, особенно, если ребенок еще совсем маленький. Надо научиться жить с малышом здесь и сейчас, получая радость от самого процесса занятий, а не стремиться к неким достижениям в туманном будущем, ведь не ждем же мы результата от игры, а занятия должны стать для малыша самой прекрасной самой увлекательной игрой. А результаты обязательно будут.

Larisa, я согласна с Вами, что желание учиться важнее конкретных навыков. Только, мне кажется, не нужно детей этому «учить», у них это врожденный инстинкт — учиться. Лучше постараться сохранить эту способность как можно дольше, а для этого важно поддерживать все самостоятельные начинания малыша, но не заставлять его заниматься чем-то против его воли и дольше, чем ему хочется, и все обучение проводить в игровой и развлекательной форме. Как это сделать — очень хорошо чуть ниже у Марии Д. сказано (о картинках).
А о том, на что в каком возрасте следует обратить внимание, можно посмотреть теорию Эриксона на www.childstories.newmail.ru .
Там как раз говорится о том, что если не предоставлять достаточной свободы и поддержки до 5 лет, то позже теряется интерес к учебе и вообще любым занятиям. Вообще-то это можно исправить, но это непросто.
Лучше сейчас «перестроиться»!

30.11.2000 02:22:44, Svetlana

Доброго Всем дня!
Думаю, что существует единственный принцип раннего развития: оно должно стать образом жизни. Вопрос «ЗАЧЕМ?» по отношению к раннему развитию аналогичен вопросу «ЗАЧЕМ ХОДИТЬ?». Малыш это может, более того, известно, что в раннем возрасте у него наибольшие возможности для умственного развития. Вопрос нужно поставить по-другому: почему (в основном) НЕ развивают ребенка в раннем возрасте? Это подобно заключению его тела в деревянную форму (так делали на Востоке, выращивая уродцев для представлений), чтобы он вырос таким, как мы хотим. Естественно, возможности у всех разные и реализация их должна быть РАЦИОНАЛЬНОЙ (перегрузки недопустимы, как недопустимы они в физическом развитии).
В целом, рад видеть, что ранее развитие все больше становится нормой. С чем и поздравляю всех участников Форума!
Успехов!

30.11.2000 18:03:56, Волхв

larisa, у нас такая же проблема с сыном. С самого детства я его «развивала». Что только мы не посещали ин.яз, спорт, творческие мероприятия, ходили по театрам и музеям. Итог — полное безразличие к познанию, нежелание вообще что-то знать. Но я так и не пойму где я делала ошибки. Действия мой точь в точь как у современных мам. Хотелось научить многому интересному. Книги покупались самые интересные, игрушки были такие о которых его сверстники даже не мечтали. Сейчас у нас малыш 1,7, как ему не навредить своим воспмтанием не знаю.

01.12.2000 22:58:30, Лена

Хотелось бы конкретики-плюсы и минусы раннего развития, моему ребенку 4 месяц, а я с ужасом думаю. что скоро (а, может быть, и сейчас?!..) надо будет ему что-то прививать, какие-то занятия, игры, и т. д.А жить-то когда?Ребенок и так занимает все больше и больше свободного времени, а еще дела по дому и личная жизнь?..И никто ничего конкретного не говорит, какие занятия, сколько по времени, как часто, когда начинать, чего ожидать, мне бы очень пригодилась бы «памятка» занятий с моим малышом…

24.09.2006 19:00:36, ди

Если и хочется научить чему-то — то это, наверное, чтение, счет. Дальше малышка сама будет читать все, что ей покажется интересным. Меня научили читать-считать в 4 года, было очень увлекательно читать детскую энциклопедию(своей не было, читала в гостях у двоюродной сестры). Думаю, стоит немного постараться, чтобы у ребенка было больше возможностей : чтение открывает огромнейшие возможности, дает независимость. Новое можно узнать не только у мамы с папой — можно самому взять и прочитать :-))

03.07.2001 18:37:22, Ritochka

я хочу научить малыша (1 год) не столько чтению или счету, сколько желанию что-то делать и учиться тому что не умеешью. а может не надо этого делать? есть печальный опыт: старшая дочь(13 лет) нет никаких увлечений, желаний что-то сделать самой, все свободное время делает уроки, которые так и остаются не сделанными. что-то я не так сделала ?

29.11.2000 21:11:13, larisa

в том виде, как её (подготовку) понимают в большинстве наших школ — достаточно и в 5-6 лет. Но если рассматривать школу только как ЧАСТЬ жизни ребёнка, и может быть даже не самую главную, и заниматься не ради школы…

11.09.2002 16:18:25, ЮЛА

Всего 12 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник