Концепция психического развития ребенка леонтьева
Приверженцы концепции деятельностного подхода многое время спорили по поводу психологической структуры личности в нем.
Включив в структуру личности большое количество различных элементов, таких как особенности темперамента, характера, психических процессов, психологи получили слишком сложную модель большой размерности. По этой причине необходимо было найти такую структуру, которая и получит теоретическое обоснование, и будет пригодна практически.
Если говорить кратко, теория Леонтьева заключалась в том, что структура личности человека исходит не из его генов, задатков, знаний, навыков. Ее основой служит предметная деятельность, а именно механизм взаимоотношений с окружающей средой, которые реализуются через иерархию различных деятельностей.
Человек находится в определенных общественных отношениях. Какие-то из них – ведущие, а какие-то – подчиненные. Ядро личности, таким образом, включает иерархическое представление этих деятельностей, которое, в свою очередь, не зависит от того, в каком состоянии находится организм человека.
Основные параметры структуры личности составляют:
- многообразие отношений индивида с миром сквозь призму разнообразных деятельностей;
- степень иерархичности связей с миром и деятельностей;
- обобщенная структура связей субъекта с окружающим миром, образуемая внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.
Объективные обстоятельства образуют личность через совокупность деятельностей. Индивидуум развивается только посредством созидания, а не потребления.
Краткая биография А. Н. Леонтьева
Леонтьев Алексей Николаевич является знаменитым представителем психологии периода 1940–70-х годов в СССР. Он внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки: создание отделения психологии на факультете философии, а затем и самого факультета психологии в Московском университете. Леонтьевым написано большое количество научных работ, книг.
Алексей Николаевич Леонтьев родился в 1903 году в Москве. Учился в Московском университете. Изначально увлекался философией, так как имел тягу всесторонне оценивать события, происходившие тогда в стране. Однако затем, по инициативе Г. И. Челпанова, Леонтьев написал свои первые научные труды по психологии: работу о Спенсере и реферат на тему «Учение Джеймса об идеомоторных актах». Первые публикации продолжали исследования Лурия на тему аффектов, сопряженной моторной методики и выполнялись в соавторстве с ним.
После некоторого числа подобных публикаций в 1929 году Леонтьев начинает работать в культурно-исторической парадигме Выготского. В 1940 году защитил диссертацию в двух томах «Развитие психики». Первый том включал анализ возникновения чувствительности с теоретическим и практическим обоснованиями, который затем вошел в книгу «Проблемы развития психики». За эту книгу Леонтьев получил Ленинскую премию. Второй том написан о том, как развивается психика в животном мире. Главные постулаты были затем посмертно изданы в сборнике научного наследия Леонтьева «Философия психологии».
Изучать и публиковать материалы по вопросу личности Леонтьев начал с 1968 года. Окончательные его идеи о концепции личности были положены в основу его главной работы «Деятельность. Сознание. Личность», которая относится к 1974 году.
Формирование индивидуума
Теория личности у Леонтьева выделяется абстрактностью.
Она формируется посредством общественных отношений, то есть «производится». Леонтьев был приверженцем марксистского постулата о том, что личность выступает как совокупность общественных отношений.
Психологическое изучение данной концепции начинается с деятельности человека, в то время как понятия «действие», «операция» являются характеристиками деятельности, а не индивидуума.
Отличие понятий
Теория Леонтьева разграничивает определение терминов «индивид» и «личность».
Индивид представляет собой неделимое, целостное, обусловленное наследственными факторами образование со своими специфическими характеристиками. Под специфическими характеристиками понимаются особенности, которые возникли как в результате наследственности, так и в результате приспособления к естественной среде: физическая конструкция, темперамент, цвет глаз и т. д.
Понятие личности применимо только к человеку и причем не от его рождения, то есть ею человек еще должен стать. Примерно до двух лет у ребенка еще нет личности. Таким образом, личностью не рождаются, а становятся.
Она, в свою очередь, начинает образовываться, когда ребенок вступает в общественные отношения, во взаимоотношения с другими людьми. Личность является целостным образованием, но не приобретенным, а произведенным, созданным вследствие взаимосвязи большого количества предметных деятельностей. У ребенка формируется культурные формы поведения, и его психика становится другой. Акцент в теории развития у Леонтьева сделан на том, как под влиянием культуры изменяются мотивы субъекта, ведь у ребенка возникает множество новых социальных мотивов.
Мотивы возникают в связи с теми требованиями, которые предъявляет ему общество. Множество новых мотивов образует иерархию: одни – более значимы, а другие – менее. Теория личности у Леонтьева связывает ее появление с образованием устойчивой иерархии мотивов. Такая иерархия появляется в возрасте трех-четырех лет. Личность ребенка начинает становление через отношения с окружающим миром и предметами в нем. Первоначально дети изучают физические свойства объектов, а затем их функциональное предназначение, которое используется в деятельности. К примеру, ребенок смотрит на стакан и держит его, а потом понимает, что он нужен, чтобы пить, а значит, чтобы осуществлять конкретную деятельность. Таким образом, этап предметно-практической деятельности переходит к усвоению иерархии деятельностей на ступени общественных отношений.
Феномен «горькой конфеты»
Теория А. Н. Леонтьева демонстрирует это на феномене «горькой» конфеты. Так, в эксперименте ребенку предлагали выполнить заведомо невыполнимую задачу. Например, достать что-то с того места, где он сидит. Не вставая, это было сделать невозможно. За это ребенку обещали конфету. После чего экспериментатор выходит из комнаты, провоцируя ребенка нарушить правила, что он и делает. Затем экспериментатор заходит в комнату и вручает ребенку заслуженную конфету. Но ребенок отказывается от нее и начинает плакать. Здесь проявляется мотивационный конфликт: быть честными по отношению к экспериментатору или получить награду. Главным мотивом оказалась здесь попытка быть честным.
Параметры развития личности
Стадия развития личности ребенка в теории Леонтьева определяется следующими параметрами:
- То положение, которое ребенок занимает в системе социальных отношений.
- Ведущий тип деятельности.
Признаком ведущей деятельности выступает не количественный показатель, то есть это не та деятельность, которой ребенок больше всего любит заниматься. Ведущей называют деятельность, которая соответствует 3 свойствам:
- Внутри нее развиваются и возникают новые виды. В частности, учебная деятельность в ранние школьные годы происходит от сюжетно-ролевой.
- Именно в ней главным образом перестраиваются или формируются психические процессы.
- В этой деятельности возникают основные изменения в личности ребенка.
Таким образом, первое существенное теоретическое положение в теории Леонтьева – это представление деятельности в качестве единицы психологического анализа.
Иерархия деятельности
Далее Леонтьев развил концепцию С. Л. Рубинштейна о внешнем, которое реализует себя посредством внутренних условий. Имеется в виду, что если человек владеет активностью, то внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет.
Личность развивается в процессе взаимодействия большого числа деятельностей, которые взаимосвязаны отношениями иерархии и выступают как совокупность иерархических отношений.
Тема психологической характеристики этой иерархии остается открытой. Чтобы интерпретировать иерархию деятельностей в рамках психологии, А. Н. Леонтьев оперирует терминами «потребность», «эмоция», «мотив», «значение», «смысл».
Деятельностная теория Леонтьева некоторым образом изменяет смысл этих понятий и общепринятые аналогии между ними.
Мотив приходит на смену потребности по причине того, что до удовлетворения потребность не имеет предмета и поэтому нужно его выявить. После выявления потребность обретает свою предметность. В то же время представляемый, мыслимый предмет делается мотивом, а именно обретает свою побуждающую и направляющую деятельность. Таким образом, когда человек состоит в контакте с предметами и явлениями окружающего его мира, он познает их объективное значение. Значение, в свою очередь, — это обобщение действительности, и оно соотносится с миром объективно-исторических явлений. Вот как иерархия деятельностей становится иерархией мотивов.
Леонтьев развил дальше концепцию Выготского. Теории Леонтьева и Выготского (на фото ниже) на первый план выдвинула определяющее влияние социального фактора на личность, при этом сводя к минимуму значение унаследованного, естественного фактора.
Однако в противоположность Выготскому, психологическая теория Леонтьева развивала далее деятельностную концепцию Рубинштейна. В чем состояла его основная задача?
Оценить ключевую идею теории личности у А. Н. Леонтьева можно, опираясь на главную критическую задачу, которую он решал. Она заключалась в усвоении натуралистического понимания личности и низших психических функций, которые перестраиваются путем овладения ими. В связи с этим Леонтьев не мог включить в ее строение природный компонент, так как он не может быть экзистенциальным, эмпирически существующим. Вероятно, Леонтьев все сложившиеся в те времена отечественные концепции рассматривал как натуралистические, хотя они действительно содержали интерпретацию формирования сущности личности.
Личность как особая реальность
В теории развития у Леонтьева личность выходит за границы понятия психики в область взаимосвязей с миром. Она представляет собой некую особую реальность, это не обычное биологическое образование, а высшее, историческое по своей сущности образование. При этом человек не является личностью изначально, с самого рождения. Она развивается вместе с субъектом в течение всей его жизни и впервые проявляется, когда он вступает в общественные отношения.
Структура личности
Личность в теории Леонтьева наделена строением. Появляясь постепенно, она проходит становление в течение всей жизни. В связи с этим отдельно существует строение индивида и строение личности, которая характеризуется процессом дифференциации деятельностей.
Личность имеет следующие характеристики:
- Множество действительных отношений человека, которые наполняют его жизнедеятельность. Они составляют реальную основу личности. Однако не каждая деятельность, присутствующая в жизни субъекта, является его частью. Человек может осуществлять множество вещей, имеющих к жизни вторичное отношение.
- Степень развития высших связей действий (мотивов) между собой и их иерархия. Направление становления личности — это в то же время и направление ее упорядочивания.
- Тип строения: моновершинный, поливершинный и т. д. Высшей точкой может стать не любая цель или мотив, потому что необходимо выдержать нагрузку вершины личности.
Таким образом, пирамида будет представлять собой не привычную картину с основанием снизу и постепенным сужением, а перевернутую пирамиду. Жизненная цель, которая находится на вершине, будет нести на себе всю нагрузку. Ведущий мотив будет влиять на то, насколько прочная конструкция, поэтому он должн быть таким, чтобы эту конструкцию выдержать.
Леонтьев утверждал, что исключительно воображение является источником поиска и выстраивания механизмов, которые позволят человеку постигнуть свое собственное поведение.
Развитие личности
Теория Леонтьева в психологии освещает принципиально новые этапы развития личности, не имеющие связи со становлением психических процессов. На первом этапе происходит стихийное складывание, и этот период подготавливает рождение сознающей себя личности. На втором этапе возникает сознательная личность.
Наравне с естественными функциями, существуют и высшие человеческие функции. Они начинают свое становление при жизни, затем делаются индивидуальными и перемещаются из межличностной области во внутриличностную.
Становление личности субъекта в теории развития А. Н. Леонтьева происходит в течение индивидуальной истории, во взаимодействии с окружающими людьми.
Развитие происходит от простого к сложному. Сначала человек действует ради удовлетворения своих врожденных потребностей, влечений, а затем – удовлетворяет потребности, чтобы находиться в действии, выполнять дело своей жизни, реализовывать жизненную человеческую задачу. Таким образом, каузальная структура меняется от действий для потребностей к потребностям для действий. Аспектом становления личности являются задатки. Они влияют на конечный результат, но не предопределяют его. Задатки дают базис для формирования способностей, но в действительности способности формируются в процессе реальной деятельности. Личность представляет собой особый процесс, консолидирующий внутренние предпосылки и внешние условия. Таким образом, ее определяет жизнедеятельность индивидуума.
Концепция личности обозначает единство характеристик, которые формируются вместе с индивидуальным развитием организма человека.
Теория развития психики у Леонтьева также заключалась в том, что личность проходит как бы два рождения. Первый раз это случается в тот момент, когда ребенок становится полимотивированным, то есть у него возникает единовременное наличие нескольких мотивов какой-либо деятельности, а также его действия становятся соподчиненными. Этот период соответствует кризису трех лет, когда в первый раз проявляется иерархия и соподчинение. Второй раз она «рождается» при возникновении уже сознательной личности. Такое рождение соответствует уже подростковому кризису при освоении собственного поведения посредством сознания.
Истинная личность
Существуют случаи, когда личность так и не возникает, отсюда выделены критерии истинной личности:
- Нацеленность на собственное мировоззрение и активное функционирование согласно ему.
- Является участником жизнедеятельности общества.
- Имеет своей целью изменение или поддержание принципов человеческой жизни согласно своим ценностным ориентациям.
Мы кратко разобрали основные концепции теории Леонтьева.
Источник
1).Осн предм
исслед-я автора–деятельность,
её структура и ф-ции. 2).Поним-е
разв-я в теории:
Разв-е–это процесс, в кот осущ реальные
связи субъекта с предметным миром.
4).Осн понятия,
разрабатыв автором:
деят-ть, сознание, личность. 4).Методы
исслед-я,используем автором:
эксперимент, кот направлен на изуч-е
внешних психич ф-ций; наблюдение.
5).Периодизация
психич разв-я:
1.Младенчество(
происх становл-е ведущей деят-ти).
2.Раннее
детство(происх становл предметной
деят-ти). 3.Дошкол
детство(происх становл игры как типа
ведущей деят-ти). 4.Школьн
возр(происх становл учения как типа
деят-ти). 5.Подрост
возр. 6.Юношеский
возр(учебно-профессионал деят-ть).
33.Концепция психического развития д. Б. Эльконина.
Опирался на теории
Выготского и Леонтьева.
1).Осн предм
исслед-я автора–разв-е
ребенка в детстве. 2).Поним-е
разв-я в теории:
Разв-е–измен-е в деят-ти и жизнен позиции
субъекта, установл-е новых взаимоотнош-й
с окр-ми, формир-е новых мотивов поведения
и ценностных установок. 3).Движущий
фактор разв-я:
противоречия в проц усвоения
общественно-мотивационных и предметной
сторон деят-ти. 4).Осн
понятия, разрабатываемые автором:
ведущая деят-ть, кризисы разв-я, психич
новообраз-я, Ψ-чес возрасты как качествен
этапы в разв-и. 5).Ключевые
идеи теории психич разв-я:
кажд период разв-я имеет свои ос-ти и
границы, кот можно заметить, наблюдая
за ребенком. Переход от 1 этапа к др
происх в ситуациях, кот напомин возрастной
кризис. Детство возникло в тот период
разв-я животного мира, когда у некотор
его видов стали исчезать отдельные
формы инстинктивного поведения. 6).Методы
исслед-я,используем автором:
сравнительно клинический метод,
комплексный метод, метод наблюдений. С
1959г проводил эксперимент. 7).2
группы видов деят-ти ребенка:
1.группа
коммуникативных видов деят-ти. 2.группа
предметных видов деят-ти. 8).З-н чередования,
периодичности разных типов деят-ти.
34.Теория развития личности л. И. Божович.
1).Осн предм
исслед-я автора–разв-е
личности, устойчивость и свобода
личности, направленность личности.
2).Поним-е
разв-я в теории:
Разв-е–переход от элементарн
неосознаваемых потребностей, побуждающих
поведение к потребностям, действующим
через сознательно поставленные цели.
3).Осн понятия,
разрабатываемые автором:
соц ситуация разв-я, онтогенетическое
разв-е, внутренняя позиция, кризис как
ведущая деят-ть. 4).Ключевые
идеи теории:
структура личности опред-ся направленностью.
5).Периодизация
психич разв-я:
1.Младенчество(начин
с кризиса новорожд-ти, ребен беспомощен).
2.Раннее
детство(ребен
приобрет стремление к самост-ти и
независти от взрослого). 3.Дошк
детство(кризис
3 лет). 4.Младш
школ детство(кризис
7 ет). 5.Подрост
возр(налич-е
сложившегося коллектива сверстников,
в кот дети стремятся найти и занять свое
место. Стремление к самоутвержд-ю,
взрослости, самост-ти. Формир-е научного
и морального мировоззр-я).
35.Модель развития общения м. И. Лисиной.
1).Осн предм
исслед-я автора–кризисы
разв-я 1г, 3 и 7 лет. 2).Поним-е
разв-я в теории:
Разв-е–процесс, кот склад-ся у ребен в
результ общения. 3).Осн
понятия, разрабатываемые автором:
общение, познавател актив-ть. 4).Ключевые
идеи теории:
общение–осн усл-е разв-я на ранних
этапах онтогенеза. 5).Методы
исслед-я,используем автором:
эксперимент. 6).Периодизация
психич разв-я:
1.ситуативно-личностное.
2.ситуативно-деловое(6мес-2года).
3.внеситуативно-познавательное(3-5лет).
4.внеситуативно-личностное(6-7лет).
7).Ценность
теории: были
затронуты почти все вопрсы психич
общения. Лисина подчеркивала, что важно
общение со взр.
Соседние файлы в папке Новая папка
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Отражение —всеобщее свойство
материи, заключающееся в фиксировании
и воспроизведении того, что принадлежит
отражаемому предмету.
Отражение выражает в себе способность
материальных объектов в процессе
взаимодействия воспроизводить в своих
изменениях особенности и черты
воздействующих на них объектов. Форма
отражения зависит от формы существования
материи. В природе можно выделить три
основных формы отражения. Низшему уровню
организации жизни соответствует
физическая форма отражения, характерная
для взаимодействия объектов неживой
природы. Более высокому уровню
соответствует физиологическая форма
отражения. Следующий уровень приобретает
форму наиболее сложного и развитого
психического отражения со специфической
для человеческой психики наивысшей
ступенью отражения — сознанием. Сознание
интегрирует многообразные явления
человеческой реальности в подлинно
целостный способ бытия, делает человека
Человеком.
Существует неживая и живая материя.Живая материя даже в начальных
простейших формах существенно отличается
от неживой материи характером
взаимодействий с ней. В неживой природе
взаимодействие одного объекта с другим
способствует его разрушению или
превращению в нечто другое.Пример:взаимодействие воды и металлов приводит
к коррозии и разрушению металла.
С появлением живой материи характер
взаимодействия этого живого организма
с окружающей неживой природой изменился,
дабы сохранить жизнь. В процессе эволюции
у живых организмов сформировалась
способность выделять из окружающей
среды нужные вещества и реагировать на
них, что сделало организм активным в
процессе взаимодействия.
Новая форма отражения получила название
чувствительность.
Чувствительность– это способность
организма реагировать на абиотические
раздражители. Чувствительность, по
А.Н. Леонтьеву, является критерием
появления психики.
С появлением чувствительности, по А.Н.
Леонтьеву, появилась и психика живых
существ. Так возникло новое свойство
органической материи – психическое
отражение, характерное для животной
формы жизни.
Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире.
I стадия.На стадии
элементарной чувствительности (психики)
животное реагирует только на отдельные
свойства предметов внешнего мира и его
поведение определяется врожденными
инстинктами (питания, самосохранения,
размножения и т. п.); (жгутиковые, губки,
простейшие, кишечнополостные,
многоклеточные беспозвоночные и
некоторые виды позвоночных).
II стадия. На стадии
предметного восприятия (перцептивной
психики), отражение действительности
осуществляется в виде целостных образов,
предметов, и животное способно обучаться,
появляются индивидуально приобретенные
навыки поведения. (большинство позвоночных
животных; все млекопитающие).
III стадия.На стадии интеллекта
возникает способность животного отражать
межпредметные связи, отражать ситуацию
в целом, в результате животное способно
обходить препятствия, «изобретать»
новые способы решения двухфазных задач,
требующих предварительных подготовительных
действий для своего решения. Интеллектуальное
поведение животных не выходит за рамки
биологической потребности, действует
только в пределах наглядной ситуации
(человекоподобные обезьяны).
Психика человека– качественно
более высокий уровень, чем психика
животных (Homo sapiens – человек разумный).
Психика, в своем наивысшем развитии,
становится сознанием.
Сознание– наивысшая форма развития
психики.
Сознание, разум человека развивались
в процессе трудовой деятельности,
которая возникает в силу необходимости,
осуществления совместных действий для
добывания пищи при резком изменении
условий жизни первобытного человека.
И хотя видовые биолого-морфологические
особенности человека устойчивы уже в
течение 40 тысячелетий, развитие психики
человека происходило в процессе трудовой
деятельности. Таким образом, материальная,
духовная культура человечества – это
объективная форма воплощения достижений
психического развития человечества.
В процессе исторического развития
общества, человек изменяет способы и
приемы своего поведения, трансформирует
природные задатки и функции в высшие
психические функции– специфически
человеческие, общественно-исторически
обусловленные формы памяти, мышления,
восприятия (логическая память,
абстрактно-логическое мышление),
опосредованные применением вспомогательных
средств, речевых знаков, созданных в
процессе исторического развития.Единство высших психических функцийобразуетсознаниечеловека.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник