Концепция обучения ориентированного на индивидуальное развитие ребенка
И.С.Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предпологающийотно-шение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
В концепции И. С. Якиманскойцелью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их «окультуривание», превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам.
И. С. Якиманская считает также необходимым в построении модели личностно-ориентированного образования различать следующие термины:
Индивид — человек как представитель рода, обладающий определёнными генотипическими свойствами,
Индивидуальность (от лат. «особь») — единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.
Личность — человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему
Предлагая свою концепцию личностно-ориентированного образования, Якиманская исходит из следующих положений:
Образовательный процесс на всех ступенях (начальные, средние, старшие классы) строится на основании единых принципов, целей и ценностей
Ценность школы: создание наиболее благоприятных условия для развития личности ученика как индивидуальности.
Школа — это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная неповторимая индивидуальность.
Цель обучения при личносто-ориентированном образовании: создать системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Основная функция образовательного процесса: организация индивидуального познания и индивидуального развития. В качестве главного метода работы на уроке выступает рефлексия. познание психического себя Рефлексия направлена на выявление «смыслового поля», она смещает акценты с того, что ученик сделал, на то, как он это делал. Ученик должен уметь рефлексировать своё сознание, учитель – активно, корректно и этично использовать рефлексию ученика в образовательных целях.
В системе личностно-ориентированного образования основной задачей ставится использование субъектного опыта учащегося в образовательных целях. Субъектный опыт – опыт собственной жизнедеятельности учащегося, опыт его познания, социализации, саморазвития, самореализации.
Личностно-ориентированное обучение формирует следующие умения:
самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;
принимать самостоятельные и ответственные решения;
планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;
принимать ответственность за себя и своё окружение;
строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.
Использование субъектного опыта ученика предполагает разработку специального дидактического материала, обеспечивающего:
выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала;
предоставление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний;
выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении различных познавательных задач.
Основное педагогическое условие – преемственность знаний.
Особое место в педагогической концепции И.С.Якиманской принадлежит понятиям оценки и отметки.
В процессе самой работы важное место принадлежит оценке, причем оценке не только конечного результата, но и самого процесса выполнения задания учащимся.
Таким образом, оценка должна осуществлять две функции: диагностическую и прогнозирующую. А отметка – контролирующую и стимулирующую.
Взаимодействие учителя с учащимися – это обмен опытом познания и творчества.
Учитель выступает как носитель социально-культурных образцов. И в этом смысле он должен быть не авторитарен, а авторитетен для учащихся.
Преобладающие формы общения на уроке — это диалог и полилог при активном участии всех учащихся класса.
При взаимодействии с детьми учитель должен решать главную задачу – изучение личности ребёнка в образовательном процессе, что включает в себя:
Создание и использование специального банка данных, раскрывающих особенности разви-тия личности каждого учащегося в условиях его школьной жизни.
Источник
Личностно-ориентированное обучение – обучение, которое строится на принципе субъектности, то есть «признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса».
Затем весь учебный процесс строится на основе этого положения.
Позиции личностно-ориентированного обучения:
-Личностно-ориентированное обучение рассматривает учащегося как полноправного субъекта педагогического процесса;
-Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познавательной и профессиональной деятельности;
-Личностно-ориентированное обучение, опираясь на способности учащегося, его склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, создает условия для осознания себя личностью, предоставляет возможности для самоопределения, самоутверждения и самореализации в познании, профессии, поведении и т.д.
-Личностно-ориентированное обучение строится с учетом вариативности содержания образования и процесса обучения. Это означает с одной стороны, признание разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем-предметником с учетом развития каждого учащегося, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельствах, с другой стороны – содержание образования, его средства и методы организуются так, чтобы учащийся мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.
Процессуальный компонент осуществления личностно-ориентированного обучения включает в себя наиболее адекватные данному подходу способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Основные понятия при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой технологии в педагогической деятельности.
Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Индивидуальность– неповторимое своеобразие человека и группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.
Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.
Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Самоопределение – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Самоутверждение – достижение субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Самореализация(самовыражение) – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Педагогическая поддержка –деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении. Жизненным и профессиональным самоопределением.
Я-КОНЦЕПЦИЯ –осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.
Принципы личностно-ориентированного обучения:
Принципы – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо педагога или руководителя образовательного учреждения.
Принцип самоактуализации. В каждом человеке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических и других способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности.Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности субъектов педагогического процесса, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член человеческого коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь свой образ).
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь учащемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе, учебном заведении, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в педагогическом процессе.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей человека. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился, воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учебного заведения.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству человек выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление учащимся дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-орентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в личность учащегося, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания учащихся.КУПИТЬ
Можно выделить основныекритерии эффективности урока с использованием личностно-ориентированной технологии.К ним относятся:
· Наличие вариативной составляющей учебного плана урока в зависимости от индивидуальных особенностей, готовности класса и т.п.
· Использование проблемных творческих заданий.
· Применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
· Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока.
· Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
· Обсуждение е учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
· Стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
· Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа учащегося, но и анализ того, как учащийся рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся.
· Отметка, выставляемая учащемуся в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
· Вариативность домашнего задания, объяснение не только темы и объема задания, но и рациональной организации учебной работы при выполнении домашнего задания.
Достоинства личностно-ориентированного обучения:
· Уважение к личности учащегося, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности).
· Обучение направлено на развитие личности учащегося.
· Оригинальное построение содержание и методов обучения.
· Поиск новых форм и средств обучения.
Нерешенные проблемы личностно-ориентированного обучения:
· Требуются дополнительные исследования построения идеальной модели личности учащегося.
· Необходима системная психолого-педагогическая характеристика личностных качеств учащегося, которая бы естественно вписывалась в логику учебно-воспитательной деятельности учителя.
· Нужна более глубокая проработка идеи проектирования «и индивидуальной траектории развития личности ученика в обучении».
· Учителю необходимо систематически накапливать дифференцированные задачи и задания, дополнительное и вариативное содержание учебного материала, что требует серьезной работы по научной критериальной проработке материала по сложности, трудности, проблемности и другим параметрам.
Слабые стороны личностно-ориентированного обучения:
Переоценка интересов учащихся, определяющих содержание и методы обучения, ведет к снижению академического уровня знаний, к отрывочным, несистематизированным знаниям.
Обучение, построенное на принципе субъектности, в работе по формированию личности в какой-то мере противопоставляется коллективной познавательной деятельности тех же учащихся. Ведь личность живет не только в семье, но и взаимодействует с одноклассниками, испытывая их влияние, которое воздействует на внутренний мир той же личности. Стало быть, это влияние нельзя не учитывать и в системе личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение во всем объеме и со всеми нюансами сложно проводить в классах, группах, в которых учится по 25-30 учащихся. На должном уровне его можно реализовать в малой группе и на индивидуальных занятиях. Следовательно, такой тип обучения надо сочетать с другими, в том числе и традиционными.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии ставится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «зону ближайшего развития» ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. «Зона ближайшего развития» ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра ставится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Так обучение стимулирует развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребенком процесса учения и др.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Проблемное обучение
Оно предусматривает самостоятельное овладение знаниями в процессе решения познавательных проблем, развитие самостоятельного мышления и познавательной активности учащихся Технология проблемного обучения основывается на четких алгоритмах, содержащие последовательность взаимосвязанных этапов: создание проблемной ситуации, которая вызывает ощущение умственного Затруднение, анализ проблемной ситуации, поиск новых элементов зна нь различными способами (выдвижение гипотез) решения проблемы и проверка полученных результатов, сопоставление их с рабочей гипотезой; систематизация и обобщение полученных знаний и умений Проблемный вид обучения обеспечивает самостоятельное получение знаний, формирование интереса к познавательной деятельности, развитие продуктивного мышления Среди его недостатков — значительные затраты времени, недостаточная эффективность для формирования практических умений и навыков, слабая эффективность при усвоении нового материала, когда самостоятельный поиск недоступен ученикинів.
Основными способами (приемами) создание проблемных ситуаций являются:
1) сообщение учащимся информации, содержащей в себе противоречие;
2) восприятие и осмысление различных толкований одного и того же явления;
3) использование совокупности способов и приемов под время которого возникает проблемная ситуация;
4) несоответствие между системой знаний, навыков и умений учащихся и новым фактом, явлением
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 2686 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник