Концепция об амплификации психического развития ребенка разработана

Наталья Аверкиева
Амплификация-один из основных принципов ФГОС ДО
«Амплификация – один из основных принципов Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Аверкиева Наталья Васильевна.
МБДОУ № 40 г. Шахты.
В настоящее время в Российской Федерации дошкольное образования стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека.
Этот серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования был сделан благодаря «Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 г.
В стандарте прописано, что результат работы с детьми определяется как целевой ориентир, а целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Именно поэтому в настоящий Стандарт введено одно из основных понятий — Амплификация развития.
Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление». Нельзя путать амплификацию с акселерацией — искусственным ускорением детского развития.
В своем стремлении «не отставать от жизни» педагоги и родители нередко начинают ускорять темпы детского развития.В детских садах вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, компьютеризация и пр. Конечно же, все эти учебные дисциплины подаются в упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Но эта интеграция носит односторонний, механический характер и, по сути, является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
Психолог А. В. Запорожец считал альтернативой акселерации амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Согласно которой каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.
В игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов; способность к произвольности поведения и др. А. В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Усваивая технику различных игр по законам, характерным для усвоения предметных манипуляций, являющихся ведущими в возрасте от 1 до 3 лет, ребенок в совместной со сверстниками деятельности обобщает эти способы и переносит на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты. Поэтому эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
А. В. Запорожец сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация — это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.
В свою очередь Д. Б. Эльконин разделил жизненный путь ребенка на периоды, и считал, что в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Он так же считал, что в каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т. е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций и нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение, так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие. Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии.
Из выше сказанного следует, что амплификация детского развития — это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию и возрастным особенностям малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.
Для чего же нужна амплификация?
Амплификация — это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей,поэтому она должна охватывать все образовательные области:
Социально — коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно — эстетическое развитие;
физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:
в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.
Именно амплификация способствует решению следующих задач,поставленных в стандарте:
1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
6. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.
Маленький ребенок очень пластичен, легко обучаем.Он многое может: может значительно больше, чем долгое время полагали большинство психологов и педагогов.
А дошкольное детство — очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.
Источник
Принято считать, что амплификация – это расширение или увеличение чего-нибудь. Иногда могут возникать такие образы, которые не вызывают определенных ассоциаций. Если они очень емкие, описать их обычными словами практически невозможно. В этом случае используются символические значения, но образ все равно остается на уровне бессознательного восприятия.
Амплификация дает возможность ощутить всю мощь архетипического начала и соприкоснуться с коллективным. Человек может немного абстрагироваться от обычного мышления и почувствовать себя частицей чего-нибудь более значимого.
Для чего нужна амплификация?
Самопознание проходит окольными путями, поэтому присутствует противоречие амплификации. Чтобы лучше рассмотреть настоящее, стоит обратить пристальное внимание на прошлое, например, обратиться к мифам. Это будет стимулировать мышление, не перегружая его ненужными знаниями, которые делают только хуже.
Метод анализа необходим для того, чтобы разобраться, что происходит в бессознательном мире. Амплификация – это способ, помогающий прийти к пониманию. В этом случае не требуется вмешательство аналитика, достаточно полностью довериться бессознательному. Применять этот метод следует с осторожностью, наблюдая за состоянием и настроением клиента. Он должен быть готов проводить параллели и прослеживать связи.
Правильно подобранная детская методика развития – ключ к успеху
Любой родитель желает, чтобы его ребенок был самым способным и особенным. Ради этой цели не жалко ни денег, ни времени, ни сил. Сегодня существует огромное множество различных методик раннего развития, но для того чтобы был виден результат, необходимо правильно ее подобрать. Психика ребенка еще не окрепла, и большие нагрузки могут привести к плачевным последствиям.
Родители должны знать, что гармоничное развитие невозможно без общения со сверстниками и окружающими людьми. Проблемы, которые могут возникать в процессе коммуникации, негативно отражаются на внутренней гармонии и вызывают стрессы. Амплификация развития – это способ преодолеть возникающие сложности.
Детские специалисты рекомендуют развивать ребенка посредством игр, рисования или с помощью музыки. Выбирать обучающий центр следует с большой осторожностью, чтобы не навредить малышу.
Почему возникают проблемы?
Многие специалисты задумывались о том, что такое амплификация. Это в педагогике обозначает расширение и углубление детского сознания и развития. А. В. Запорожец в процессе своей деятельности пытался разобраться, почему возникают сложности восприятия у взрослого человека. Он считал, что все причины необходимо искать в детстве. Многие педагоги и родители, желая «идти в ногу со временем», начинают искусственно ускорять природные темпы развития ребенка. В школах вводятся сложные предметы, не всегда понятные ребятам. Такая интеграция имеет односторонний характер и форсирует приобщение ребенка к взрослой жизни, что не всегда правильно.
Теория А. В. Запорожца
Основоположником одной из самых распространенных отечественных дошкольных психологий является А. В. Запорожец. Он сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация – это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.
Запорожец настаивал на том, что необходимо раскрывать потенциал малыша, который имеется у него на каждой стадии развития. Ребенку нужно вкладывать те знания, которые соответствуют его возрасту, и не перегружать его ненужной информацией. Амплификация детского развития – это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.
Эта методика довольно сложная, так как она требует сил, времени и немало терпения. Чтобы получить положительный результат, родители должны научиться чувствовать своего ребенка и понимать его. Именно из-за этого она не является широко востребованной и не часто применяется на практике. Но родителям стоит потрудиться: такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность.
Для чего используется амплификация?
Амплификация – это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей. Особенно важно это в раннем возрасте, когда происходит закладка способностей. Ребенку необходимо предоставить широкий выбор сфер деятельности, чтобы определить его наклонности и таланты.
Применяя эту методику, необходимо соблюдать главное условие – свободное развитие, поиск и нахождение ребенком себя в процессе изучения материала.
Амплификация детского развития – это максимальное использование резервов, которые имеются в определенном возрастном периоде. Если не придавать нужного значения играм и сказкам, можно значительно сузить возможности ребенка и снизить уровень его развития.
Источник