Концепция на дошкольное воспитание и развитие ребенка

Концепция воспитания
Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Оно имеет своей целью развитие личности в целом (целостное воспитание осуществляется в детском саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле.
Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т. д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле.
Воспитание детей дошкольного возраста оказывает содействие реализации прав ребенка, закрепленных законодательными международными документами, в частности права на здравоохранение, права на образование, права на участие в играх, права на сохранение своей индивидуальности, права на защиту от всех форм физического, психического насилия, унижение, злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.
Воспитание как один из факторов (среда, наследственность) влияет на становление личности. Оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер.
Особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Воспитание предполагает систему влияний на личность. Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала
Целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
.
Концептуальные принципы:
1. Принцип гуманитаризации рассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
2.Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
3.Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
4.Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Воспитание – это всегда воздействие на воспитуемого извне. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его, и в зависимости от этого строят свое поведение. Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда сам человек предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких—то качеств. Применительно к дошкольному возрасту можно говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, а также благодаря становлению самостоятельности. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т. д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто—то упал, испачкался и т. д.). Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.
Воспитание и самовоспитание органически связаны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания.
Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:
1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца)
Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт).
Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.
Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.
Задачи дошкольного воспитания:
1. обеспечить физическое здоровье
2. обеспечить эмоциональное благополучие
3. обеспечить интеллектуальное развитие
4. обеспечить волевое развитие каждого малыша
В содержании воспитания выделяем 3 подхода:
1. Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления комплексной программы развития детей дошкольного возраста «Детство». Девиз программы «Чувствовать – познавать – творить». Выделяется комплекс основных направлений: Ребёнок и природа (экологическое воспитание), Ребёнок в мире искусства (музыкальное, художественно-эстетическое воспитание), Первые шаги в математику (интеллектуальное воспитание), Ребёнок и социальный мир (нравственно-трудовое и патриотическое воспитание), физическое развитие ребёнка (культура физического здоровья), речевое развитие (культура общения).
2. Деятельностный подход.
Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.
Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:
1.Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
2.Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
3.Обобщающие занятия, общение со сверстниками, «дети – информаторы» — «взрослый – слушатель».
Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил.
3. Средовой подход.
Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.
Механизмы реализации воспитательной системы ДОУ :
1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
2. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.
3. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса:
В детском саду созданы условия потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности, для удовлетворения запросов родителей, ведется психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, оказывается поддержка и помощь, создана эмоционально благополучная обстановка для максимального развития личности, организации его воспитания и обучения, ориентированного на «завтрашний день развития».
Система воспитания детей дошкольного возраста
— строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
— основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
У ребенка-дошкольника к моменту перехода на начальное обучение в школе развиты следующие интегративные качества личности:
-Физическиразвитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками,
-Эмоционально отзывчивый ,
-Любознательный, активный,
-Овладевший необходимыми умениями и навыками
-Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме),государстве (стране), мире и природе.
-Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,
-Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
-Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Источник
Стремительные изменения в современном мире не обошли стороной и дошкольное образование. С каждым днем оно обновляется и совершенствуется. В этом суть концепций дошкольного образования. Они несут в массы свежие идеи и планы. Данная статья раскрывает современные концепции дошкольного образования и затрагивает актуальные вопросы.
Что такое дошкольное образование?
В отличие от посещения школы, поход в детский сад не является обязательным. Есть категория родителей, которые предпочитают не водить своего ребенка в детский сад. Посещение дошкольного учреждения является лишь рекомендацией для получения ребенком возможности развития и обучения. Это также служит своего рода стартовой программой для первоклассников.
Однако дошкольная подготовка не вся хороша. Единых правил такой подготовки на данный момент не существует. Поэтому мы можем наблюдать, что, несмотря на наличие навыков чтения и письма, у подавляющего большинства первоклассников не развита мелкая моторика, а более чем у половины — устная речь. Около 70% учеников неспособны организовать свою деятельность. Именно поэтому встал вопрос о пересмотре направленности и целей дошкольного образования, а также о составлении ФГОС дошкольного образования.
Дошкольное образование — это основа всей образовательной системы. В этот период дети более всего поддаются воспитанию и впитывают информацию как губка. В это время у ребенка происходит закладка личности, которая в дальнейшем определит его характер. Поэтому игнорировать данный возрастной период и дошкольное образование крайне неразумно.
Цели и задачи дошкольного обучения
ФГОС дошкольного образования определяет цели и задачи образовательного процесса в дошкольном возрасте. Первоначально это создание условий для максимального раскрытия индивидуальных способностей ребенка. Эти условия также должны обеспечивать возможность развития грамотной личности, то есть той, которая способна решать любые жизненные ситуации или возникшие проблемы путем применения полученных знаний, умений и навыков. Ведь очевидно, что суть знаний не в их количестве, а в их качестве. Те умения, которые не используются ребенком в жизни, становятся мертвым грузом и способны убить у него желание узнавать что-то новое.
Важно дать ребенку поверить в свои силы, увидеть свои возможности, стать полноправным субъектом собственной деятельности. Это важный момент при переходе от дошкольного обучения к школьному. Необходимо сохранить интерес ребенка к обучению и развить его желание самосовершенствоваться.
Для осуществления поставленной цели выделены соответствующие задачи:
- организация развивающей обстановки, в которой находится ребенок;
- развитие двигательной культуры и физической активности, укрепление здоровья;
- развитие в ходе обучения личностных качеств и познавательных процессов;
- обучение самообразованию.
В конечном итоге мы должны получить личность, способную организовать свою деятельность, готовую к освоению школьной программы, осознающую саму себя («я есть»), свои возможности и индивидуальность («я такой»), умеющую общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Развитие дошкольного образования
Дошкольное воспитание, так же как и другие отрасли образования, подвержено влиянию социальных, экономических и идеологических изменений в обществе. В последнее время вся система образования пропитана идеей приоритетности прав ребенка. Все международные документы, в частности «Декларация прав ребенка» (1959), выражают гуманистическую направленность, призывая всех участников процесса обучения давать детям все самое лучшее, что есть в этом мире.
Именно такими настроениями пронизана концепция развития дошкольного образования. В ней выражено стремление властей, родителей и всей общественности обеспечить детям условия для полноценного и гармоничного развития.
Важен также тот факт, что концепция дошкольного образования подразумевает отказ от любых форм насилия (как морального, так и физического). То есть обучение и воспитание детей должны осуществляться только с их согласия и при наличии у них желания развиваться. Именно поэтому основным требованием к дошкольному образованию является его вариативность, гибкость.
Реализуемый принцип динамизма приводит к появлению большего количества воспитательно-образовательных учреждений для детей и бесчисленного множества различных педагогических услуг.
Современные тенденции
Еще в Советском Союзе, а именно в 1989 году, Государственный комитет по народному образованию утвердил Концепцию дошкольного образования. Ее составителями считаются В.В. Давыдов, В.А. Петровский и другие. В этом документе осуждалась учебно-дисциплинарная модель педагогического образования в детских садах. Иными словами, воспитание детей сводилось к тому, чтобы напичкать их необходимыми знаниями, умениями и навыками. Не была учтена специфика развития детей в период дошкольного детства.
Основной идеей обновления дошкольного образования на тот момент считалась гуманизация и деидеологизация процесса дошкольного воспитания. Было выбрано направление на увеличение самоценности дошкольного возраста. Во главе воспитания были поставлены общечеловеческие ценности, а не сухой набор знаний, умений и навыков.
И все же данная концепция существовала лишь в теоретическом плане. В ней не были изложены конкретные программы по реализации намеченных целей.
«Временное положение о дошкольном учреждении», выпущенное в 1991 году, отменяло использование образовательной программы как единого обязательного документа. В нем было прописано, что, руководствуясь данной программой в процессе обучения, не учитывают индивидуальные особенности детей.
На сегодняшний день концепция дошкольного образования РФ подразумевает использование разнообразных программ, созданных научными коллективами и педагогами-исследователями.
Образовательная программа
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования обязательно должна включать в себя личностно ориентированное взаимодействие детей со взрослыми. Только в этом случае возможно осуществление индивидуального подхода к обучению ребенка.
Современные образовательные программы не ставят перед собой цель «впихнуть» в ребенка побольше знаний. Их главная направленность сводится к тому, чтобы заинтересовать ребенка, вызвать у него желание самостоятельно узнавать больше нового. Основой познавательной активности считается любознательность, творческое воображение и коммуникативность. Именно на их развитие опираются программы.
Кроме того, программы должны включать в себя физическое развитие и укрепление здоровья, обеспечение психологического и эмоционального благополучия. Однако интеллектуальное развитие никто не отменял. Важно также взаимодействие с родителями. В них тоже нужно побудить желание к развитию. В таком случае ребенок будет получать круглосуточное развитие.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, планирование времени является важной составляющей образовательного процесса. Важно обеспечить постоянное развитие и совершенствование ребенка. Для этого используют 3 формы организации времени:
- занятия (специально организованная форма обучения);
- нетрадиционные виды деятельности;
- свободное времяпрепровождение.
Классификация программ
В зависимости от критерия классификации, различают следующие программы:
- вариативные и альтернативные;
- базовые, федеральные, региональные, муниципальные;
- основные и дополнительные;
- примерные;
- комплексные и парциальные программы.
Отличие вариативных и альтернативных программ между собой заключается в философско-концептаульной основе. То есть как автор относится к ребенку, какие стороны его развития рассматривает в первую очередь, какие условия рассматривает для становления личности.
Вариативные программы могут быть представлены как основными, так и дополнительными.
Основная программа охватывает все стороны жизни ребенка и включает в себя следующие образовательные разделы:
- физическое развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- социально-личностное;
- художественно-эстетическое.
Реализация этих разделов обеспечивает развитие умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих способностей. А также развивает различные виды детской деятельности (предметную, игровую, театрализованную, изобразительную, музыкальную, конструирование и пр.). Можно сделать вывод, что основная программа затрагивает все сферы жизни ребенка и осуществляет принцип комплексности. Такая программа также называется комплексной.
Дополнительные образовательные программы позволяют развивать какой-либо аспект жизнедеятельности помимо основной программы. Они более узко направлены, так как реализуют меньшее количество задач. Применение такого рода программ допускается только с согласия родителей. Опираться только лишь на дополнительную программу можно в секциях, кружках, студиях. В рамках дошкольного образования все же большей популярностью пользуются основные комплексные программы.
Примерная образовательная программа является своего рода планом для создания более обширной программы. В ней не прописана ежедневная работа воспитателя, а представлены примерные объемы каждого конкретного блока. Кроме того, примерная программа включает в себя прогноз результатов ее применения и критерии оценки воспитанников. Они основаны на нормативных показателях физического и психического развития детей на каждом возрастном этапе.
Выбор программы
Правильный подбор программы для обучения детей в детском саду является наиболее актуальной проблемой дошкольного образования. Важно, чтобы она полностью реализовывала поставленные задачи и учитывала все нюансы образовательного процесса каждого конкретного дошкольного учреждения.
Каждая программа обучения подлежит экспертизе со стороны Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования РФ. Чтобы стало возможным ее применение, необходимо получить положительную оценку. Органы управления на местах могут создавать экспертные комиссии для оценки образовательных программ для каждого отдельного региона или города.
Выбор программы зависит от вида детского учреждения дошкольного образования. Это могут быть:
- обычный детский сад;
- детский сад с определенным уклоном;
- детские сады компенсирующего и комбинированного вида, для осуществления коррекции отклонений психофизического развития;
- детский сад санаторно-профилактического направления;
- центры развития детей.
Образовательная программа не может быть реализована, если она не прошла соответствующей экспертизы на городском и федеральном уровне. Решение о внедрении той или иной сертифицированной программы в образовательный процесс дошкольного учреждения обсуждается и решается на педагогическом совете или на совете трудового коллектива. Выбранная программа должна быть прописана в Уставе детского сада.
Внедрение образовательной программы
Концепция дошкольного образования подразумевает не только выбор и проверку программ, но и правильное их введение в образовательный процесс. Для наиболее эффективного внедрения необходимо выполнить ряд следующих условий:
- ознакомиться с программой по всем возрастным группам;
- обеспечить оптимальную предметно-развивающую среду;
- подобрать дидактический и наглядный материал согласно программе;
- провести диагностическое обследование в каждой возрастной группе;
- провести теоретические и практические семинары с педагогами по вопросам реализации программы;
- провести консультации с родителями;
- начать вводить программу в младшем дошкольном возрасте (или учесть прописанный в ней возрастной период).
Детский сад + семья = полноценное развитие
Современная концепция дошкольного образования уделяет большое внимание преемственности дошкольного учреждения и семьи. Семья имеет значительное влияние на формирование личности ребенка. Это самый первый социальный институт, влияющий на развитие человека. Ребенок в силу своего возраста очень зависим от семьи. Его самостоятельность лишь поверхностна, на самом же деле без помощи взрослых ребенок пока обойтись не может. Именно взаимодействие со взрослыми в этом возрасте является мотиватором к развитию и психическому здоровью.
Каждая семья индивидуальна. И уклад, и взаимоотношения в ней особенны для каждого ребенка. Однако можно выделить несколько общих черт. Выделяют «демократическую» семью и «авторитарную».
В «демократической» семье отношение к детям очень лояльное. Здесь ребенку многое дозволено, но в то же время наблюдается тесный контакт с родителями. Они всегда отвечают на вопросы детей, побуждают их интерес и любознательность. Дети считаются полноправными членами семьи и независимо от возраста участвуют в обсуждении и решении семейных вопросов. В такой семье детей не просто заставят чистить на ночь зубы, а обязательно объяснят, что это необходимо для сохранения здоровья зубов.
«Авторитарная» семья функционирует по другому принципу. Здесь идет опора на беспрекословное выполнение требований родителей, авторитет которых считается самым важным в семье. Мнение детей не учитывается. К тому же по отношению к ним бесчисленное множество запретов и ограничений, что сужает объем знаний об окружающем мире.
В особенности дошкольного образования включают обязательную работу с родителями, особенно с «авторитарным» типом взаимоотношений. Ведь вся проделанная в детском саду работа по развитию ребенка (особенно его личности) будет сведена к нулю, если в семье не подкрепляются полученные знания. Кроме того, у ребенка получается диссонанс. Он не понимает, к кому прислушиваться: в садике говорят одно, а дома другое. Это, в свою очередь, очень вредит психическому здоровью ребенка.
Проблемы дошкольного образования
В последнее время большое внимание отводится созданию комфортной развивающей среды для ребенка. Все педагоги нацелены на улучшение оснащения своих групповых комнат. Придумывается все больше многофункциональных игр, которые способны модифицироваться и развивать несколько функций одновременно. Делая упор на игровую деятельность, мы позволяем ребенку в ненавязчивой форме получать знания об окружающей действительности. Этот принцип обеспечивает плавный переход от дошкольного детства к школьному обучению.
Однако для родителей все же важнее качество и количество знаний, которые ребенок получил на занятиях в детском саду. Именно поэтому в Концепции дошкольного образования до 2020 года прописано использование дидактического и наглядного материала в ходе проведения занятий.
Пренебрегая вышеописанным принципом и опираясь лишь на получение сухих знаний, мы рискуем вырастить ребенка, который не будет хотеть идти в школу или же будет стремиться учиться за хорошую оценку или похвалу от родителей. А ведь когда ребенок уже пошел в школу с такими настроениями, исправить ситуацию практически невозможно. Поэтому данный вопрос необходимо решить на стадии дошкольного образования.
Еще одной проблемой дошкольного образования является нравственное и моральное воспитание. В современном мире достаточно сложно вложить ребенку в голову правильное отношение к миру. Ведь зачастую сами педагоги не имеют столь высоких моральных качеств, которым необходимо научить ребенка. Темы дошкольного образования должны перекликаться с сегодняшними событиями. Оторванность обучения от реальной жизни (что является еще одной проблемой дошкольного обучения) затрудняет усвоение таких абстрактных понятий, как трудолюбие, уважение, честность, скромность, самокритичность, совестливость, смелость, сострадание, бескорыстие, любовь к Родине и патриотизм.
Источник