Концепция духовного и нравственного развития ребенка
Ольга Приходько
Концепция духовно-нравственного развития личности
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создавать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Работа детского сада может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия «педагог – ребенок — семья».
Организация духовно-нравственноговоспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства может осуществляьтся через реализацию следующих задач:
— выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;
— создание условий для организации данной работы в детском саду;
— разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников родителей ;
— повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения;
— изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;
Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включает организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформляются уголки духовно-нравственного воспитания,в оформлении использованы элементы православной и народной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Существует необходимость создания картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Святые места России», «Моя Родина- Россия», «Россия в лицах».
Организация работы в системе «педагог-дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения.
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различныевиды детской деятельности:
— игровую: проведение пальчиковых и дидактических игр, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
— продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
— театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».
В культурно-эстетическом блоке музыкальный руководитель обогащает впечатления детей, происходит знакомство с народной и патриотической музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители «Святая Пасха», «Рождество Христово», «День Победы», «День освобождения родного города Сальска от фашизма» и т. д.
В системе «педагог – родители» взаимодействие с семьями может быть организовано в нескольких направлениях.
Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи.
Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса обязательно даст свои положительные результаты.
Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.
Таким образом, мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности педагогической деятельности, но не уменьшает ее значимости.
Источник
Елена Смирнова
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России: цели и задачи
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитаниеобучающихся должно обеспечить:
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• сознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитаниеобучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и
внутренним вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитаниеобучающихся должно содействовать:
• формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности. [10 c.12]
В последние годы Президент Путин В. В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание. В послании к Федеральному Собранию 2012 года, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров.Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Перечисляя меры, которые будут способствовать выполнению этой задачи,президент заявил: «Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты». Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
В послании Федеральному собранию в 2016 году Путин В. В. говоря о базовых задачах образования, отметил академика Лихачева Д. С.,цитируя: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую».
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9,п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
• общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятияи принятия обучающимся ценностей:
• семейной жизни;
• культурно-регионального сообщества;
• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Источник
Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина РФ.
Общеобразовательные школы уже несколько лет находятся на пути реформирования образования. Педагогика сегодня призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации имеет чрезвычайную значимость. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности как неотъемлемых качеств россиянина
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, упадок общественной морали, утрата семейных ценностей, низкий уровень патриотического воспитания и др. Из этого следует, что духовно- нравственное воспитание в современной школе надо не только поднимать на более высокий уровень, но и придать ему приоритетное значение.
В 2009 году академики РАН А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков , выполняя государственный, общественный, педагогический заказ в серии «Стандарты второго поколения» разработали и выпустили «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Мы уже все ознакомлены с данной Концепцией, и в Пояснительных записках к Рабочим программам перечисляем её в ряду таких базовых документов, как ФГОС НОО, ФГОС ООО, примерные программы по предмету, Федеральный перечень учебников.
Нормативной основой Концепции являются Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Ежегодные послания Президента России Федеральному собранию РФ. Целью концепции духовно-нравственного воспитания является сохранение духовно-нравственного здоровья детей, выработка пути формирования личности современного российского школьника, его нравственных и духовных качеств для возможности самореализации в будущем в условиях современного российского и мирового социума. В реализации этой цели преподаватели предметов гуманитарно-эстетического цикла и искусства ставят следующие задачи:
1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3.Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
4.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, работы великих мастеров живописи, архитектуры, умение выражать свои чувства, развивать свою речь.
Педагоги, реализуя Концепцию, осуществляют работу по следующим направлениям:
1.Духовно-образовательное.
2.Воспитательно-оздоровительное.
3.Культурно-познавательное.
4.Нравственно-трудовое.
5.Развитие творческих способностей обучающихся.
Предполагаемый результат:
— Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
— Сформированное позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям.
— Потребность к сопереживанию.
— Проявление чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; принятие истинных ценностей, таких как: любовь, долг, честь, Родина, вера.
— Приобщение к опыту православной культуры, толерантное отношение ко всем конфессиям в РФ.
— Деятельное отношение к труду.
— Ответственность за свои дела и поступки.
«Процесс становления нравственного сознания характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств» (К.Д.Ушинский). Духовно-нравственное воспитание — это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим; усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, воспитание патриотов России, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ и учреждений культурно-досуговой сферы.
Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей искусства, МХК, ОРКиСЭ, руководителей кружков нравственно-эстетического направления, педагогов дополнительного образования. Основными принципами организации духовно-нравственного воспитания являются:
-Нравственный пример педагога.
-Социально-педагогическое партнёрство.
-Индивидуально-личностное развитие обучающихся.
-Интегрированность программ духовно-нравственного воспитания.
-Социальная востребованность воспитания.
Все принципы соблюдаются и реализуются на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего развитие личности в процессе освоения универсальных учебных действий.
Существует множество форм работы со школьниками по формированию жизненных ценностей, духовного и нравственного начала, которые мы используем во время урока и во 2-й половине дня на занятиях кружков, на внеклассных мероприятиях. Это:
уроки; факультативные, индивидуальные, групповые занятия;
беседы, игры, викторины нравственного и духовного содержания;
лекции, семинары, практикумы;
творческая художественная и музыкально-эстетическая деятельность детей: рукоделие, рисование по собственному замыслу и представлению, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;
проведение праздников, театрализованных представлений, выставок;
использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальные музеи, создание презентаций);
проектно-исследовательская деятельность учащихся;
участие в районных конференциях, Интернет-конкурсах эстетической направленности;
экскурсии, посещение художественно-эстетических выставок;
тематические и творческие вечера, концерты, творческие отчёты кружков, музыкально-литературные гостиные;
сотрудничество с семьёй, общественностью, СМИ;
сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности — религиозной. Религиозность — это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин- умение быть добрым, милосердным, патриотичным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Общение с церковью также имеет огромное воспитательное значение. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. «Духовные песни доставляют великую пользу,..великое освещение и служат руководством ко всякому любомудрию» (Святитель Иоанн Златоуст, из беседы на 41 псалом). Духовность — это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности.
В.А. Сухомлинский отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Детство – это удивительная страна. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней суровой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру, ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
В Концепции духовно-нравственного воспитания отмечено, что традиционными источниками духовности и нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей «малой Родине»; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологич. сознание.
7. Традиционные российские религии- представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
8. Искусство и литература- включает ценности: Красота; Гармония; Духовн. мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетич.развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте, творчеству и жизни. В течение уже многих лет в нашем районе школьники участвуют в творческих конкурсах: «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и др. Каждая работа ребёнка — это погружение в эпоху, овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. В средневековой Руси воспитательный идеал был представлен для христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Вера была одним из факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
В нашем районе постоянно проходят конкурсы рисунков на такие важнейшие для россиян темы, как «День защитника Отечества», «День Победы», «День матери», «День семьи» и другие, участие в которых формирует в детях глубокое уважение к людям, которым они обязаны своей жизнью. Развивая свои способности в художественно-изобразительном творчестве обучающиеся в деятельности осваивают искусство и культуру своего народа, культуру мира, передают своё личностное отношение не только к искусству, поставленной задаче, но и к истории и современности.
Учителя музыки города и района постоянно готовят воспитанников для участия в конкурсах вокального мастерства, таких, как «Серебряный голос», «Песни, опалённые войной», «Браво, дети!», на которых выступают наши дети и сольно, и в составе вокальных групп, поют в хоровых коллективах. Молодое поколение на репетициях и выступлениях получает уроки толерантности, этики общения, нравственности, духовности, уроки уважения к истории страны. У каждого педагога есть запланированное разучивание вокального произведения, которое формирует не только вокальные умения и навыки в области фольклора или современной музыки, но и духовное и нравственное начало человека. Ярким примером этого было участие детей в концерте, посвящённом 70-летию Великой Победы.
Сегодня особое время в российской истории и образовании. Школа призвана к воспитанию творческой, инициативной, социально адаптированной, саморазвивающейся, автономной личности. Именно такой человек будущего делает возможным социальный и экономический прогресс, процветание страны. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса.
Обучение -только один из компонентов личностного развития, поэтому очень важно, как организована внеурочная , культурно-досуговая деятельность школьника, что его интересует и влечёт. На учителе лежит огромная ответственность за подрастающее поколение, усвоение и принятие им базовых национальных ценностей, а также за то, каким будет не только человек будущего, но и само будущее. Мир постоянно меняется, но главные ценности в нём остаются неизменными, остаётся и искусство, как давным — давно заметил Гипократ. Это значит, что средствами искусства надо воспитывать умы и сердца детей, о чём говорил Д.Б.Кабалевский, делать их души чистыми светлыми, чуткими, в которых не будет места злу, ненависти, жестокости, и ,как сказал С.Л.Соловейчик,- «Нравственность-граница дозволяемого совестью…А верхней границы нет, верх- духовность, она бесконечна.»
Литература: 1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков,М., «Просвещение»,2009г. 2. «Педагогика для всех», С.Л.Соловейчик, М., «Детская литература», 1989 г.
3. «Толковый словарь живого великорусского языка», М., «Русский язык», 1978 г.
Источник