Концепции развития ребенка в отечественной психологии
3.2.1. Периодизация развития
Чтобы понять развитие, необходимо
рассмотреть протяженность временной
дистанции, на которой оно совершается:
в зависимости от этого можно различить,
по меньшей мере, четыре ряда изменений:
филогенез, антропогенез, онтогенез и
микрогенез.
Филогенез,или развитие вида, – это
предельная временная дистанция,
включающая возникновение жизни,
зарождение видов, их изменение,
дифференциацию и преемственность, т.е.
всюбиосоциальную эволюцию,начиная
с простейших и завершая человеком. В
сравнительных исследованиях поведения,
основывающихся на филогенетическом
методе анализа, рассматривается
видотиповое поведение разных организмов
на предмет выделения их общности и
различий. Результатом этого анализа
является вывод об ихобщих биосоциальных
закономерностях развития.
Антропогенез,или развитие человечества
во всех его аспектах, в том числе икультурный социогенез, –это часть
филогенеза, начинающаяся с возникновениемHomosapiensи
завершающаяся сегодняшним днем.
Онтогенез,или индивидуальное
развитие, – это временная дистанция
длиной в человеческую жизнь: она
начинается с момента зачатия и завершается
концом жизни. Пренатальная фаза (развитие
эмбриона и плода) занимает особое
положение в силу зависимости жизненных
функций от материнского организма.
Изменения отдельных индивидов (или
определенных их групп) в ходе онтогенезасоставляют существенную часть предмета
психологии развития.Очевидно, что
понятие онтогенеза человека являетсячастнымв логическом отношении, ноцентральным сточки зрения содержания
психологии развития.
Микрогенез,или актуальный генез,
– наиболее короткая временная дистанция,
охватывающая «возрастной» период, в
течение которого протекают краткосрочные
процессы восприятия, памяти, мышления,
воображения, развернутые последовательности
действий (например, поведение при решении
задач) и т.п. Сегодня эти процессы
рассматриваются общей психологией и,
в принципе, не требуют того, чтобы ими
занимались возрастные психологи. Однако
для психологии развития они важны васпекте преобразования микрогенеза
в онтогенез.
Всякое изменение происходит во временинезависимо от того, является ли оно
количественным или качественным, быстрым
или медленным, микро- или макропроцессом.
Время никоим образом не регламентирует
ход психического развития, но фиксирует
все событияв строго заданной
последовательности.
Цель любой периодизации – обозначить
на линии развития точки, отделяющие
друг от друга качественно своеобразные
периоды. Вопрос лишь в том – что
обусловливает это качественное
своеобразие.В свое время А.Гезелл,
3.Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С.Выготский и др.
выделяли разнообразные основания для
построения периодизации. Систематизация
этих попыток была предпринята Л.С.Выготским
в работе «Проблема возраста» (1984). Все
существующие к тому времени периодизации
Л.С.Выготский разделил на 3 группы, и это
деление оказалось столь методологически
удачным, что появляющиеся современные
периодизации часто успешно вписываются
в предложенную им систематизацию.
Первую группусоставили периодизации,
созданные не путем расчленения самого
развития личности на этапы, а по аналогии
соступенчатообразным построением
других процессов развития.Таковой,
в частности, является известная
периодизация С. Холла, созданная по
аналогии с развитием общества. Он выделял
стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию
охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую
стадию (8-12 лет), земледельческую стадию
(11-15 лет), стадию промышленности и торговли
(15-20 лет), соотнося их с животной стадией
развития общества, периодом овладения
охотой и рыболовством, концом дикости
и началом цивилизации, периодом романтизма
и т.п. Понятно, что подобные аналогии
очень заманчивы, но поверхностны.
Ко второй группе(самой многочисленной)
Л.С.Выготский отнес периодизации, которыеоснованы на каком-либо одном (или
нескольких) отдельно взятом признаке
развития.Пример простейшей периодизации
такого типа он берет у П.П.Блонского,
который в качестве основания использовал
дентицию и выделял соответственно
беззубое детство, молочнозубое детство,
период смены зубов, стадии прорезывания
премоляров и клыков, постояннозубое
детство. Он считал, что процесс развития
определяется нарастанием энергетических
ресурсов организма, которые и задают
время кальцинации — окостенения скелета,
смену зубов. Такой прямой параллелизм
ничем не подтвержден, не говоря уже о
том, что и выделенные периоды не
равнозначны: скажем, время прорезывания
зубов очень важно для ребенка, а переход
к постояннозубому детству ничем в
психическом плане не примечателен.
В эту же группу Л.С.Выготский помещает
периодизацию, предложенную В.Штерном,
основанием которой является собственно
психологический, а не биологический
критерий – собственная активность
человека. Так, к примеру, В. Штерн говорит
о периоде, когда ребенок только играет,
о периоде сознательного учения с
разделением игры и труда, о периоде
юношества с развитием самостоятельности
и началом трудовой деятельности. В.
Штерну же принадлежит и периодизация,
в основание которой положено развитие
речи с выделением фазы первого слова,
фазы однословных и двусловных предложений,
фазы грамматизации и т.д.
К этой же группе можно отнести и
периодизацию 3.Фрейда, основанием которой
является изменение зон, в которых находит
удовлетворение либидо. 3. Фрейд описывает
следующие стадии развития личности: 1)
оральная фаза(1-й год жизни): эрогенные
зоны – в области рта; формы поведения
– захват, удержание, сосание, кусание,
выплевывание; 2)анальная фаза(2 –
3-й годы жизни): эрогенные зоны – в области
заднего прохода; формы поведения –
интерес к функциям отправления; 3)фаллическая фаза (с3-х до 6-ти лет):
эрогенные зоны – в области первичных
половых органов; формы поведения –
исследование своих гениталий; 4)латентная
фаза (с 5-6 лет до 11-12 лет, т.е. стадия
полового созревания): эрогенные зоны
не выделяются и специфических форм
поведения нет; 5)генитальная фаза(фаза половозрелости): во главе с
гениталиями активизируются все эрогенные
зоны и формы поведения.
Современные представления о соотношении
биологического и социального, принятые
в отечественной психологии, в основном,
базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство
наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный
удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше
обусловлены наследственно, чем высшие
(произвольная память, логическое
мышление, речь).
Выготский сформулировал ЗАКОНЫ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
1) детское развития имеет сложную
организацию во времени: ритм развития
не совпадает с ритмом времени. Ритм
развития меняется в разные возрастные
периоды;
2) неравномерность (в развитии ребенка
стабильные периоды сменяются критическими
периодами);
3) сензитивность (в развитии ребенка
есть наиболее чувствительные периоды,
когда психика способна воспринимать
внешние воздействия; 1-3 г — речь, дошкольник
— память, 3-4 г — исправление дефектов
речи);
4) компенсация (проявляется в способности
психики компенсировать недостаток
одних функций за счет развития других;
например у слепых людей обостряются
другие качества — слух, тактильные
ощущения, обоняние).
Выготский выделил 2 уровня (зоны)
психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) — те
ЗУН, действия, которые есть в психике
ребенка на сегодняшний день; то, что
ребенок может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи,
которые сегодня ребенок может выполнить
при помощи взрослого, а завтра —
самостоятельно.
Маркова выделяла третий уровень развития
— уровень саморазвития (самообучаемость).
ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР.
Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за
собой развитие «тянет» его за собой.
Но оно не должно, в то же время, отрываться
от развития ребенка. Значительный отрыв,
искусственное забегание вперед без
учета возможностей ребенка приведет в
лучшем случае к натаскиванию, но не
будет иметь развивающего эффекта.
Перечислять варианты периодизаций этой
группы можно бесконечно. Все они названы
Л.С.Выготским моносимптоматическими,
поскольку в основании большинства
из них лежит лишь один, хотя и важный,
признак развития.
Третью группу,по Л.С.Выготскому,
должны составить периодизации, связанные
свыделением существенных особенностей
самого развития.Именно они позволили
бы ответить на вопросы, что, как, почему,
в каком направлении изменяется.
Л.С.Выготский предложил собственную
периодизацию, руководствуясь диалектической
моделью развития и идеей скачков-переходов
к новому качеству. Он выделял в развитии
стабильные и критические возрасты
(периоды). В стабильных периодахпроисходит медленное и неуклонное
накопление мельчайших количественных
изменений развития, а вкритические
периодыэти изменения обнаруживаются
в виде скачкообразно возникшихнеобратимыхновообразований. По мнению Л.С.Выготского,
стабильные и критические периоды в
развитии чередуются: 1) кризис
новорожденности, 2) стабильный период
младенчества, 3) кризис первого года
жизни, 4) стабильное раннее детство, 5)
кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный
возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный
младший школьный период, 9) пубертатный
кризис, 10) стабильный подростковый
возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.
В мировой психологии широко используется
периодизация Э.Эриксона, положившего
в основание развития сразу три процесса:
соматическое развитие, социальное
развитие и развитие сознательного Я.
Свою теорию фаз он рассматривает в пяти
размерностях: 1) психосоциальные
кризисы; 2) круг референтных лиц; 3)
элементы социального порядка; 4)
психосоциальные модальности; 5)
психосексуальная динамика.
Линию Л.С.Выготского в современной
отечественной психологии продолжили
А.Н.Леонтьев и Д.Б.Эльконин. Их позиция
в вопросе о периодизации может быть
выражена в нескольких тезисах:
1) несостоятельность многих периодизаций
психического развития связана с тем,
что за их основания брались хотя и
характерные, но внешне отдельныепризнаки развития, а невнутреннее
существоэтого процесса, поэтому
основания периодизации надо искать
только вовнутренних противоречиях
самого развития,
2) периодизацию психического развития
необходимо строить с учетом смены одной
целостной деятельности другой; личность
ребенка изменяется как целое в своем
внутреннем строении, и законами изменения
этого целого определяется движение
каждой его части;
3) при рассмотрении источников развития
психики каждый его период необходимо
связывать с наиболее значимым для него
типом целостной деятельности ребенка
(ведущей деятельностью);
4) целостная деятельность ребенка,
специфическая для каждого его возраста,
определяет те психические изменения,
которые впервые в нем возникают –
новообразования.Именно эти
новообразования служат основным
критерием для деления детского развития
на отдельные возрасты; на каждой
возрастной ступени всегда естьцентральное
новообразование,ведущее для всего
процесса развития и характеризующее
перестройку всей личности ребенка на
новой основе.
Тот новый тип деятельности, который
лежит в основе целостного психического
развития ребенка в том или ином возрасте,
был назван ведущим. По своему смыслу
это понятие близко к понятию социальной
ситуации развития у Л.С.Выготского.
Ведущая деятельность –это 1)
деятельность, в форме которой возникают
и внутри которой дифференцируются
другие новые виды деятельности; 2)
деятельность, в которой формируются
или перестраиваются частные психические
процессы (например, в игре – воображение,
в учении – логическое мышление); 3)
деятельность, от которой зависят
наблюдаемые в данный период развития
основные психологические изменения в
личности ребенка. Таким образом, ведущая
деятельность – та, развитие которой
обусловливает главнейшие изменения в
психических процессах и психологические
особенности личности на данной стадии
развития.
В основе периодизации А.Н.Леонтьева и
лежит собственно тип ведущей деятельности.
Он описывает: 1) младенчествос
непосредственно-эмоциональным общением
ребенка и взрослого; 2)раннее детствос предметной деятельностью; 3)дошкольное
детствос игрой; 4)школьный возрастс учением; 5)подростковый возрастс общественно полезной деятельностью
и общением со сверстниками; 6)юношеский
–с учебно-профессиональной
деятельностью.
Д.Б.Эльконин, опираясь на опыт
культурно-исторической психологии
Л.С.Выготского, предложил рассматривать
каждый период развития на основе четырех
критериев: 1) социальная ситуация развития
как система отношений, в которую вступает
ребенок, и способ ориентации в этих
отношениях; 2) основной (ведущий) тип
деятельности; 3) основные новообразования
развития; 4) кризис.
Рассматривая каждый период как состоящий
из двух стадий, Д.Б.Эльконин считал, что
на первой стадии осуществляются изменения
мотивационно-потребностнойсферы
личности, а на второй происходит освоениеоперационально-техническойсферы.
Им был открытзакон чередования,
периодичности разных типов деятельностина каждом этапе: за деятельностью одного
типа, ориентирующей субъекта в системе
отношений между людьми, в нормах и
правилах взаимодействия в социуме,
обязательно следует деятельность
другого типа, в которой происходит
ориентация в способах употребления
предметов. Каждый раз между этими двумя
типами ориентации возникают противоречия.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Возникновение
и становление возрастной психологии
в России. Роль К.Д. Ушинского в разработке
психологических проблем воспитания и
обучения.
Материалистический
подход И. М. Сеченова к формированию
психических процессов у ребенка.
Рефлексологический
подход к проблеме психического развития
(В.М. Бехтерев, Н. М. Щелованов).
Становление
и развитие возрастной психологии после
1917 года. Распространение педологического
подхода к изучению проблем детства
(М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.В. Залкинд).
Исследование социальных условий
развития ребенка (С.С. Моложавый, А.С.
Залужный и др.). К.Н. Корнилов о проблемах
возрастной психологии.
Культурно-историческая
концепция Л.С. Выготского. Теория
развития высших психических функций:
опосредованность и интериоризация в
психическом развитии.
Категория возраста. Значения возраста
(биологический, психологический,
хронологический, социальный, субьективный
возраст). Нормативные критерии возраста,
аскриптивные возрастные свойства
(возрастные стереотипы), символизация
возрастных процессов, возрастные
обряды, возрастная субкультура.
Проблема возраста и возрастной
периодизации в трудах Л.С. Выготского.
Роль и значение кризисов в психическом
развитии ребенка.
Проблема соотношения обучения и развития
в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны
ближайшего развития»: его теоретическое
и практическое значение.
Учение А.Н. Леонтьева о ведущем виде
деятельности.
Учение Л.И. Божович о социальной ситуации
развития.
Проблема условий, источников и движущих
сил психического развития ребенка.
Проблема периодизации психического
развития в работах Д.Б. Эльконина, А.В.
Петровского, В.И. Слободчикова.
Современный этап в развитии отечественной
возрастной психологии.
Концепция разрабатывалась Выготскими его школой (Леонтьев, Лурияи др.)
в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций
была статья «Проблема культурного
развития ребенка» в журнале «Педология»
в 1928 г.
Следуя идее общественно-исторического
природы психики, Выготский совершает
переход к трактовке социальной среды
не как «фактора», а как «источника»
развития личности. В развитии
ребенка, замечает он, существует как
бы две переплетенных линии. Первая
следует путем естественного созревания.
Вторая состоит в овладении культур,
способамиповеденияи мышления.
Вспомогательными средствами организации
поведения и мышления, которые человечество
создало в процессе своего исторического
развития, является системы знаков-символов
(напр., язык, письмо, система счисления
и др.).
Овладение ребенком связью между знаком
к значением, использование речи в
применении орудий знаменует возникновение
новых психол. функцией, систем, лежащих
в основе высших психических процессов,
которые принципиально отличают поведение
чел. от поведения животного. Опосредованность
развития человеческой психики
«психологическими орудиями»
характеризуется еще и тем, что операция
употребления знака, стоящая в начале
развития каждой из высших психических
функций, первое время всегда имеет
форму внеш. деятельности, т. е. превращается
из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение проходит несколько
стадий. Начальная связана с тем, что
др. чел. (взрослый) с помощью определенных
средства управляет поведением ребенка,
направляя реализацию его какой-либо
«натуральной», непроизвольной
функции. На второй стадии ребенок сам
уже становится субъектоми, используя
данное психол. орудие, направляет
поведение другого (полагая его объектом).
На следующей стадии ребенок начинает
применять к самому себе (как объекту)
те способы управления поведением,
которые другие применяли к нему, и он
– к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая
психическая функция появляется на
сцене дважды – сперва как коллективная,
социальная деятельность, а затем как
внутренний способ мышления ребенка.
Между этими двумя «выходами» лежит
процесс интериоризации, «вращивания»
функции вовнутрь.
Интериоризуясь, «натуральные»
психические функции трансформируются
и «сворачиваются», приобретают
автоматизированность, осознанность и
произвольность. Затем, благодаря
наработанным алгоритмам внутренних
преобразований, становится возможным
и обратный интериоризации процесс –
процесс экстериоризации – вынесения
вовне результатов умственной деятельности,
осуществляемых сначала как замысел во
внутреннем плане.
Выдвижение принципа «внешнее через
внутреннее» в К.-и. т. расширяет
понимание ведущей роли субъекта в
различных видах активности– прежде
всего в ходе обучения и самообучения.
Процесс обучения трактуется как
коллективная деятельность, а развитие
внутр. индивид, свойств личности ребенка
имеет ближайшим источником его
сотрудничество (в самом широком смысле)
с др. людьми. Гениальная догадка
Выготского о значении зоны ближайшего
развития в жизни ребенка позволила
завершить спор о приоритетах обучения
или развития: только то обучение является
хорошим, которое упреждает развитие.
В свете системного и смыслового строения
сознаниядиалогичность является
основной характеристикой сознания.
Даже превращаясь во внутренние
психические процессы, высшие психические
функции сохраняют свою социальную
природу – «человек и наедине с собой
сохраняет функцииобщения».
Согласно Выготскому, слово относится
к сознанию как малый мир к большому,
как живая клетка к организму, как атом
к космосу. «Осмысленное слово есть
микрокосм человеческого сознания».
В воззрениях Выготского личность есть
понятие социальное, в нем представлено
надприродное, историческое в человеке.
Оно не охватывает все признаки
индивидуальности, но ставит знак
равенства между личностью ребенка и
его культурным развитием. Личность «не
врожденна, но возникает в результате
культур, развития» и «в этом смысле
коррелятом личности будет отношение
примитивных и высших реакций».
Развиваясь, человек осваивает собственное
поведение. Однако необходимой предпосылкой
этого процесса является образование
личности, ибо «развитие той или иной
функции всегда производно от развития
личности в целом и обусловлено им».
В своем развитии личность проходит ряд
изменений, имеющих стадиальную природу.
Более или менее стабильные процессы
развития вследствие литического
накопления новых потенций, разрушения
одной социальной ситуацииразвития
и возникновения др. сменяются критическими
периодами в жизни личности, во время
которых идет бурное формирование
психол. новообразований. Кризисы
характеризуются единством негативной
(деструктивной) и позитивной
(конструктивной) сторон и играют роль
ступеней в поступательном движении по
пути дальнейшего развития ребенка.
Видимое поведенческое неблагополучие
ребенка в критическом возрастном
периоде не закономерность, а скорее
свидетельство неблагоприятного течения
кризиса, отсутствия изменений в негибкой
педагогической системе, которая не
поспевает за быстрым изменением личности
ребенка.
Возникшие в тот или иной период
новообразования качественно меняют
психологическое функционирование
личности. Напр., появление рефлексииу подростка совершенно перестраивает
его психическая деятельность. Это
новообразование является третьим
уровнем самоорганизации: «Наряду с
первичными условиями индивид, склада
личность. (задатки, наследственность)
и вторичными условиями ее образования
(окружающая среда, приобретенные
признаки) здесь (в пору полового
созревания) выступают третичные условия
(рефлексия, самооформление)». Третичные
функции составляют основусамосознания.
В конечном счете, они тоже представляют
собой перенесенные в личность
психологическиеотношения, некогда
бывшие отношениями между людьми. Однако
связь между социально-культурной средой
и самосознанием сложнее и состоит не
только во влиянии среды на темпы развития
самосознания, но и в обусловливании
самого типа самосознания, характера
его развития.
Появление К.-и. т. Выготского символизировало
новый виток развития психологии
личности, обретшей реальную опору в
обосновании своего социального
происхождения, доказательстве
существования первичных аффективно-смысловых
образований человеческого сознания
до и вне каждого развивающегося индивидав идеальной и материальной формахкультуры, в которую приходит человекпосле рождения.
Источник