Концепции развития ребенка с проблемой

Концепции развития ребенка с проблемой thumbnail

В результате освоения данной главы студент должен: знать

  • • основные концепции и теории психического развития ребенка;
  • • основания построения различных периодизаций психического развития; уметь
  • • анализировать периодизации психического развития;
  • • давать психологический портрет дошкольника в различных подходах; владеть
  • • критериями сравнительного анализа концепций психического развития ребенка.

Основные положения концепции психического развития 3. Фрейда

Зигмунд Фрейд в психологии стал наиболее противоречивой фигурой, которую или яростно критиковали, или восхищенно хвалили. Его влияние на психологию, в том числе психологию ребенка, колоссально. Фактически теория Фрейда открывает ряд научных периодизаций психического развития, где авторы определяют логику развития психики, обоснованно выделяют этапы ее становления и обозначают механизмы психического развития в онтогенезе.

Оценка

Из послания к 80-летнему юбилею Фрейда, подписанного Томасом Манном, Роменом Ролланом, Гербертом Уэллсом и множеством других видных интеллектуалов:

«Этот смелый провидец и целитель на протяжении двух поколений ведет людей в неведомые области человеческой души… Пусть даже будущее придаст другую форму и изменит тот или иной результат его исследований, никогда больше не удастся замолчать вопросы, поставленные 3. Фрейдом перед человечеством; его вклад в знания не может быть оспорен или скрыт… Если какое-нибудь деяние нашей расы останется незабвенным, это будет его проникновение в глубины человеческой психики»[1].

Вот как охарактеризовал вклад Фрейда в мировую культуру один из историков психологии: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме». Главным достижением концепции Фрейда применительно к детскому возрасту является открытие детской сексуальности и пристальное внимание к той роли, которую играют отношения с родителями в становлении личности.

Концепции развития ребенка с проблемой

Зигмунд Фрейд (1856—1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Создатель теории психосексуального развития индивида. В формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д.

Наиболее важные работы: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

Лечение психиатрических больных и изучение причин отклонений в эмоциональных переживаниях пациентов позволили Фрейду сначала выделить факторы неврозов, коренящиеся в раннем детстве, а затем проанализировать и описать общую логику психического развития и становления личности как процесс трансформации энергии либидо и зарождения различных структурных компонентов личности (эго и супер-эго). Переживания детства, такие как любовь и ненависть к родителям, чувства вины и стыда, чувственное влечение, — становятся основой формирования личности и влияют на ее последующее развитие, а неразрешенные детские конфликты запускают механизм развития неврозов. Таким образом, родительско-детские отношения и сексуальные переживания оказываются неотъемлемой частью становления личности, определяя влечения и подсознательные мотивы.

Рассматривая психику как имеющую три уровня функционирования: сознание, предсознание и бессознательное, Фрейд сосредоточился на феноменологии и логике функционирования бессознательного. Он не открывал бессознательное, вопреки традиционному представлению, но наполнил знания о бессознательном совершенно новым содержанием. До Фрейда бессознательное обычно понималось как некое хранилище неактуальных опыта и информации. Благодаря клинической практике великий австрийский аналитик выявил активную и наиболее влиятельную роль бессознательного в психической жизни человека в сравнении с другими структурным компонентами. Бессознательное оказалось вовсе не мирным хранилищем, а ареной баталий страстных и примитивных импульсов, желаний и побуждений, которые непрерывно оказывают влияние на сознание.

Вызвавшая взрыв в венском обществе работа Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» раскрывает взгляды автора на сексуальность как доминирующую причину поведения человека и указывает, что все люди изначально рождаются с мощным сексуальным влечением, во многом извращенным. Соответственно, задача общества — правильно воспитать личность и направить сексуальные импульсы на адекватные объекты и социально приемлемые способы удовлетворения потребности в удовольствии1.

Современная психология уже не оспаривает некогда радикальный вывод Фрейда об инфантильной сексуальности. Фрейд писал: «Кажется несомненным, что новорожденный приносит с собой на свет зачатки сексуальных стремлений, которые в течение некоторого времени развиваются дальше»[2][3]. Однако следует понимать, что сексуальность, или энергия либидо, для Фрейда представляет общее стремление к чувственному удовольствию любого рода и является базовой энергией организма, определяющей его стремление к жизни (Эрос). Так, переживание удовольствия младенцем связано с ласковыми прикосновениями к любой части тела, а сосредоточено в области рта.

В дальнейшем анатомию психики Фрейд представил как динамическую модель взаимодействия трех компонентов: ид, эго и супер-эго. Ид полностью принадлежит бессознательному, а эго и супер-эго располагаются на всех трех уровнях психики: сознании, предсознании и бессознательном.

Супер-эго и ид ведут личность в противоположных направлениях, а эго — «слуга двух господ» — регулирует конфликт между ними и обеспечивает удовлетворение желаний ид социально приемлемыми способами, которые не вызывали бы отторжения со стороны супер-эго.

В качестве примера такого внутриличиостного конфликта можно привести ситуацию, когда воспитатель сердится, скажем, на гиперактивного, неугомонного ребенка, который мешает ей вести занятие. Его непослушание и разрушительное поведение выводят педагога из себя настолько, что у нее возникает желание ударить ребенка, чтобы компенсировать негативные эмоции. Это желание ид. Но супер-эго взрослого человека говорит воспитателю, что детей бить нельзя, напоминает все профессиональные ценности и жестко налагает запрет на агрессию в отношении детей. В свою очередь, эго, руководствуясь принципом реальности, ищет рациональный выход и подсказывает допустимые формы удовлетворения импульсов ид не нарушая запреты супер-эго — постучать указкой по столу или строгим голосом сделать ребенку замечание. Возможно, остаточные импульсы педагог выразит чуть позже в эмоциональной беседе с коллегой или в физической активности в спортзале. Здоровая личность функционирует в разумном равновесии всех компонентов психики.

Фрейд полагал, что дети проходят пять стадий психосексуального развития (табл. 3.1) и каждая из них воздействует на формирование личности. Кроме того, фиксация на любой из стадий (неспособность или невозможность решить задачи конкретного периода) ведет к формированию определенного патологического характера.

Источник

Концепция Л. С. Выготского

Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей его среде, то Л. С. Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста последнего изменяется роль среды в развитии, так как она определяется переживаниями ребенка.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:

♦ детское развитие имеет свои ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);

♦ развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых;

♦ развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития

Ученый обосновал закон развития высших психических функций. Согласно Л. С. Выготскому, они возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, сотрудничества с другими людьми и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями его самого. Так, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительные особенности высших психических функций — опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются в течение жизни — в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов.

Детское развитие подчиняется не биологическим, а общественно-историческим законам. Развитие ребенка происходит благодаря усвоению исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития человека — обучение. Но последнее не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние его процессы, которые вначале для ребенка возможны только при взаимодействии со взрослыми и в сотрудничестве с товарищами. Однако затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия — это разница между уровнем актуального развития и возможного развития ребенка благодаря содействию взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день». Этот феномен свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.

Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а их система, структура. В раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития означает перестройку системы сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т. е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова — обобщения. Формируя последнее, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания («один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»).

Идеи Л. С. Выготского были развиты в отечественной психологии.

Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как она состоится, зависит процесс развития. Последний — это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды — лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а только различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка (А. Н. Леонтьев).

Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых формируется ребенок. Смена ее типов подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка — фундаментальный вклад отечественных психологов в детскую психологию. В исследованиях А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. Я. Гальперина была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности. Сначала осваивается мотива-ционная сторона деятельности (предметная не имеет для ребенка смысла), а затем операционно-техническая; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности (Д. Б. Эльконин). При усвоении выработанных в социуме способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин рассматривает каждый возраст, предлагая следующие критерии:

♦ социальная ситуация развития;

♦ система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;

♦ основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.

Психологи отмечают также существование главных новообразований развития. Они ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, приводят к кризису.

Кризис — это переломные точки в детском развитии, отделяющие один возраст от другого. В 3 и 11 лет — кризисы отношений, после чего рождается ориентация в человеческих отношениях, кризисы же в 1 год и 7 лет дают возможность ориентироваться в мире вещей.

доверие к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность

Сущность и содержание воспитания.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена

в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса

воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие

воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и,

главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны

быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся

образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого

использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы

воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное

самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.

Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот —

всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и

социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление

детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не

подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно

выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие —

формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в

решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания —

самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей

деятельности».

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего

человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание

роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека,

через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у

ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет

возможность, превращается в действительность. «Воспитывать — это значит

направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя

в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает

требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя

цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только

организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее

взаимодействия с каждым учеником».1

Такой подход к построению процесса воспитания — как активного

целенаправленного формирования личности — согласуется с нашей

методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа

растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных

философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков,

свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе

целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ

социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем

социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический

характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой

пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и

результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные

общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму

себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе

целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,

определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта — литература

устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину.

Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права «другого» непросто на

участие в «борьбе за существование», а на событие с самим собой и, более

того, утверждение собственной жизнью бытия этого «другого» становится

осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным

критерием нравственного прогресса. «…Допустив только возможность замены

стремления к своему благу стремлением к благу других существ, — писал он в

трактате «О жизни», — человек не может не видеть и того , что это — то

самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение

цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед

человечества»2.

Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания,

среди которых главной он считал формирование потребности принести благо

другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях

достижения этой цели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную роль

нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII в.

Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда

разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием

нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и

педагогов фактом.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-

образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и

развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более

реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и

знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному

просвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция

ребенка возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или

даже их системы, а в результате организации общественной практики, в

которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания

личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на

воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу

организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже

достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация

воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного

общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания

человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из

того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись «в хвосте

детского развития», ориентируясь на его вчерашний день, а должно

соответствовать «завтрашнему дню детского развития». В этом тезисе четко

отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к

управляемому процессу, который способен создавать новые структуры

личностных ценностей растущих людей.3

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное

построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности

ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего

развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может

продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в

сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне

самостоятельно.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее

проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в

соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим

его конкретные физиологические и психологические особенности.

«Не может быть колебаний, — писал А.С. Макаренко, — стремиться ли к

воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и

лживых.»4

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил,

потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе

появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную

систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение

ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой

развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного

поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными

образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и

регулирующих взаимоотношения детей.

«Искусство воспитания», приходит к обоснованному выводу, заключается в

использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание

правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих»,

а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному

результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому

типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового

возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого

члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность

превращает эти «понимаемые» мотивы в реально действующие.5

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие

потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования

конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности,

которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и

чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение)

и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально

необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие

твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других

людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять,

взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на

определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим

подчеркивается, что нет качеств «абсолютных». Самое лучшее качество должно

уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти

социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих

качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись

и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и

полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой

личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит

мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и

взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

Содержание воспитания:

1. труд

2. наличие нравственности и морали

3. мировоззрение

4. язык, речь

5. политика

6. идеология

7. экология

8. права

9. физ. Воспитание

Принципы воспитания

1. принцип нравственности

2. принцип учета возрастных особенностей

3.принцип связи воспитания с социальной средой

4. принцип единости требований педагога и родителей

5. принцип опоры на положительное в личности воспитуемого

6.принцип уважения к личности в сочетании с требованиями

7.принцип воспитания в коллективе

8.принцип систематичности и приемствености

9.принцип коплексности воспитания

 
С СВ                  
П ПВ                  

Литература:

Об исследовании учебной работы школьника // Семейный арх. Л.С. Выготского. Стеногр. лекции. Ленингр. пед. ин-т. 31 января 1933 г.

Проблема сознания // Психология грамматики. М.: Изд-во МГУ, 1968. С. 178-196. Выступления Л.С. Выготского по докл. А.Р. Лурия 5 и 9 декабря 1933 г.; То же // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 156-167.

К вопросу о развитии научных понятий в школьном возрасте // Шиф Ж.И. Развитие научных понятий у школьника. М.; Л.: Учпедгиз, 1935. С. 3-17.

Библиографическое описание: Макарова А. И. Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / А. И. Макарова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 347-349.

Л.С. Выготский организацию учебно-воспитательного процесса строит на принципах [1, с. 33].

Источник